Роль ребенка в жизни мужчины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ребенка в жизни мужчины



Авторы, придерживающиеся второго направления изучения родительства, считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине воз­можность социализироваться самому, шанс саморазвития. В древних культурах муж­чина до рождения своего первого ребенка считался отроком. Отцовство как со­вокупность социальных и индивидуаль­ных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано с объективными характеристика­ми личности, такими как потребности, вле­чения, желания, установки, и с субъектив­ными характеристиками личности – цен­ностными ориентациями, мировоззрением, а также с Я-концепцией личности, обра­зом Я и самооценкой. Для мужчины это проблема личностного развития, пробле­и принятия своих чувств и их контроля. Осознание себя отцом приводит к осо­знанию необходимости жить «правильно». Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной, причем речь идет даже не столько об операциональном ас­пекте реализации роли, сколько о лично­стном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной.

Например, считается, что мужчины ис­пытывают дискомфорт при прикосновении к младенцам, существует даже миф о брез­гливости мужчин к маленьким детям, однако, по мнению И.С. Кона, причина­ми этого могут быть вовсе не очевидные факторы. Женщины очень часто отстра­няют отцов от заботы о ребенке или вос­принимают отца лишь как заместителя матери, хотя по сути они выполняют раз­личные функции. Мужчины, кроме того, стесняются проявлять нежные чувства по отношению к ребенку, быть неуклюжими в общении с ребенком. Материнская функция признается обществом почти священной и довольно хорошо регламен­тирована. Проявление материнства является нормой. Мужчины же скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и по отношению к ребенку.

Проблема состоит в том, что ребенок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать pебенка как продолжение себя. Женщина готовится к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка.

Мужчина отлучен от этого общения, поэтому чувство отцовства, эмоциональное восприятие ребенка затруднено. Женщина в период беременности изменяется, она может прибегать к защитной «регрессии», в терминологии психоанализа, предполагающей детские эмоциональные реакции в столкновении с взрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализировать, схематизировать угрожающие переживания. Такая разница связана с традиционными представлениями о мужественности, которые внушаются мальчикам. В ожиданиях не приветствуется фиксация на чувствах и переживаниях, а содержатся установки на хладнокровное избавление от них (подавление, вытеснение). Это приводит к тому, что мужчины подавляют проявления чувств, в том числе и к ребенку.

В исследовании П. Поповой выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери (только в такой обстановке мужчина может проявить себя как отец и воспитатель) особенности родительской семьи мужчины, его отношений с отцом; возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может пугать); участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах. В значительной степени все это связано с ограничением желаний, перестройкой планов, погруженностью в многочисленные бытовые дела, способность мужчины перенести потерю внимания к себе и получить возможность дарить другим, не получая при этом немедленного удовлетворения, определяет, насколько он может быть хорошим отцом.

Поворотным моментом в формировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщины появляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится более реальным. Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу – оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между нею и остальныммиром. Как поведет себя будущий отец, будет зависеть от следующих факторов. Основные из них – его личностный склад, зрелость отношения к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом, одно из сильнейших переживаний - завороженность способностью женщины порождать что-то новое, давать жизнь. Вкупе с кормлением грудью, это вызывает у мужчин ощущение могущественности жены и, как писала К. Хорни, ощущение собственной незначительности, несовершенства. Это может спровоцировать у них чрезмерное увлечение работой, друзьями, другими женщинами или чем-то еще, что может привести к тому, что будущий отец упускает возможность установления контакта с ребенком. Еще одной важной проблемой являя то, что беременность жены актуализирует образы материнства, сложившиеся у мужчины ранее. Таким образом, очень важна реальная история отношений мужчины со своей матерью: насколько присутствовали забота, доверие, осознание отдельных от нее интересов ребенка — насколько многомерный и позитивный образ женщины и матери сложился у мужчины. Беременность жены может актуали­зировать у мужчины детские отношения с его матерью и спровоцировать различные реакции на реальные сложности, как у ре­бенка, а не действия взрослого человека.

Ко всему этому прибавляется ощущение, что ребенок займет место мужчины в жизни женщины, она становится самодо­статочной и получает все, что ей нужно, от ребенка. Страх быть ненужным стано­вится одним из самых мощных пережива­ний этого периода. Боязнь кардинальных перемен в жизни и потеря свободы манев­и в отношениях может даже быть при­чиной нежелания иметь ребенка.

Важно отметить, что хотя эти страхи могут не осознаваться, но они влияют на поведение мужчины. Позднее проблемы, возникающие во время беременности, при­водят к нарушению отношений в диаде «отец – ребенок», а иногда к проблемам в семье. Отец может отказаться от своей экзистенциальной, социализирующей ро­ли и превратиться только в источник и­териальных благ, если на ранних этапах развития ребенка не возникло никаких чувств. Мужчина может воспринимать ре­бенка как обязанного любить родителей и без близкой эмоциональной связи. Со­ответственно, он не будет стремиться к контакту с ребенком. Мужчина также мо­ии отказываться общаться с ребенком-младенцем, мотивируя это его возрастом; при этом теряется возможность установ­ления контакта с ребенком. На это могут повлиять установки матери в ее стремле­и отстранить мужа от ребенка; тогда и с более взрослым ребенком общение бу­дет нарушено.

Исследования немецких ученых показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную поло-ролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, а также на его мировоззрение. Вовлеченные в воспита­ние своих детей мужчины показывали ме­нее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассмат­ривали отцовство как важнейший фактор этой роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме то­го, было выявлено, что мужчины, прини­мающие значительное участие в воспита­и своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и собой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Обнаружена взаи­мосвязь между самоуважением и приня­тием отцовской заботы о детях. Интерес­ные результаты были получены в Австра­и: оказалось, что отцовство влияет также и на изменение мировоззрения и убеждений личности. Меняется представ­ление о ценности человеческой жизни, очень важным становится благополучие ре­бенка, его нормальное развитие. Ученые связывают даже продуктивность на работе с удовлетворенностью семейной жизнью.

Таким образом, принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на лично­стные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки чело­века, однако многие исследования гово­рят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней.

Функции самосознания Л.С. Выготский назвал третичными, имея в виду, что они производны как от непосредственного со­циального общения личности, так и от ее уже интернализованных и в этом смысле вторичных психических функций. Кроме того, при неблагоприятном развитии со­бытий, возможен ролевой конфликт, ког­да представления о ролях, выполняемых одним человеком, разнятся. Например, П. Попова полагает, что многие про­блемы мужчин, бегущих от отцовства, свя­заны прежде всего с ролевым конфлик­том. Она условно выделяет два типа та­ких мужчин: для одних роль отца несо­вместима с профессиональным ростом, свободой и ролью «свободного» мужчины, для других сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препят­ствием для выполнения отцовской роли.

Однако такие ролевые конфликты долж­ны активизировать работу самосознания, побуждая личность иерархизировать раз­личные аспекты своей жизнедеятельнос­ти, что происходит не всегда, а чаще все­го тогда, когда человек достигает зрелости. И.С. Кон утверждает, что социальная роль – это та сторона деятельности, ко­торая интернализировалась. Интернализованная роль – это компонент самосо­знания, отношение к тому или иному ас­пекту жизнедеятельности. Таким образом, успешное функционирование в роли отца невозможно без ее интернализации, которая, в свою очередь, «встраивает» от­цовство в самосознание личности, в ее Я-концепцию и образы Я. Аспект отноше­ния связан с оценкой своего ребенка, се­бя как мужчины, как отца и оценкой сво­его выполнения социальных ролей, что формирует определенный образ Я. Мож­но сказать, что Я-реальное и Я-социальное формируются через сравнение соб­ственного поведения с требованиями об­щества. Соотношения компонентов обра­за Я, их взаимодействие определяет осо­знание себя как отца и может изменяться в процессе жизни.

Итак, существуют достаточно качест­венные эмпирические исследования от­цовства, однако до сих пор нет теорети­ческой модели отцовства. Изучение от­цовства проводится в рамках следующих теорий:

а) теория жизненного пути (она ориентирована на исследование того, как мужской опыт отцовства изменяется в свя­зи с различными периодами жизни);

б) со­циальная описательная теория (в ней де­лается упор на то, что отцы усваивают культурные образцы роли);

в) теория со­циальной идентичности (она сфокусиро­иия на то, как мужчины воспринимают идентичность отца относительно их дру­гих социальных ролей).

Одни иссле­дователи использовали теорию Э. Эриксона в контексте того, как отцовство повы­шает генеративность взрослых мужчин, другие применяли понятия экономиче­ских теорий для описания решения отца вносить свой вклад в жизнь ребенка или уйти из семьи.

Самая часто используемая концепту­альная модель отцовства — четырехфакторная модель вовлеченности отца, ко­торая включает мотивацию, навыки, соци­альную поддержку, социальные условия и слишком узка по сравнению с теория­ми развития, такими как теория Э. Эриксона или теория социальной идентично­сти].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.015 с.)