Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова. Отцовство как фактор развития личности //Развитие личности №2, 2006. – с. 70 – 81. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова. Отцовство как фактор развития личности //Развитие личности №2, 2006. – с. 70 – 81.



Рассматривается влияние специфических особенностей отцовства на развитие личности ребенка. Анализируется, каким образом социальные условия, отношения с матерью ребенка, различные личностные проблемы отца, а также принятие отцовской роли оказывают влияние на становление и развитие отношений в диаде «отец – ребенок». Рассмотрена взаимосвязь факторов, определяющих специфику отцовства..

Ключевые слова: развитие личности ребенка, отцовство, роль отца, социали­зация.

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традици­ии системы половой стратификации, приводят к изменению тендерных ролей, в том числе и родительских. Проблемы се­мьи, вопросы семейного воспитания, влия­ния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социали­зации мало изучена, хотя этот вопрос ак­туален и практически значим при подго­товке специалистов в области семейной психологии, а также при составлении про­грамм психологического сопровождения семьи. З. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследова­ния влияния семьи на ребенка сосредото­чились в основном на изучении взаимо­отношений матери и ребенка (М. Кляйн, Дж. Боулби и другие). Однако, на наш взгляд, именно изучение диады «отец ребенок» позволит уточнить многие мало­изученные, но теоретически обозначенные Фрейдом, Юнгом, Бартом, Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка. В связи со значительными изменения­ми в системе гендерных ролей, произо­шедшими в обществе за последние 50 лет, отцовская роль претерпевает серьезные из­менения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ро­лей. Для нашей страны данная проблема является особенно актуальной в силу ис­торических причин, включая особеннос­ти влияния тоталитарного государства на мужскую роль вообще и отцовство в част­ности. Мы посвятили нашу работу иссле­дованию влияния феномена отцовства на развитие личности как ребенка, так и са­мого отца.

Существуют два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель: первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка, во втором рассматривает­ся выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь иссле­дуются самореализация личности в родительстве и другие личностные характери­стики, так или иначе изменяющиеся с по­явлением ребенка.

Роль отца в жизни ребенка

Исследования в рамках первого на­правления говорят о значительном влия­и отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуа­цию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщи­ны, эмоциональная поддержка мужа, бла­годаря которой жене удается с наимень­иия психологическими потерями преодо­левать трудности этого периода. Отсутст­вие такой поддержки становится прово­цирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся, как правило, предшествен­иия послеродовой депрессии, отрица­тельное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнанно. Еще до рождения ребенка отец оказывает, влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.

Позднее отец помогает развитию ребенка в игре. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в от­личие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопас­ности и тепла, способствуют развитию мо­торики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что яв­ляется важным условием интеллектуально­го развития ребенка.

Взаимодействие с отцом положитель­но влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая корреляция между вовле­ченностью отца в воспитание и когнитив­ными достижениями была выявлена толь­ко для мальчиков. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и дей­ственного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональ­и участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской под­ход к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. Обследова­ние более 20 тыс. американских семей показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посе­щают родительские собрания), чаще полу­чают высшие баллы, больше любят шко­и, реже остаются на второй год. Кроме того, установлено, что отец иг­рает важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, мо­дели поведения и моральную оценку. Ро­дители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки пове­дения, одобряя одни поступки и наказы­ии за другие. Главными факторами, влияю­щими на усвоение ребенком моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей, 2) идентификация с родителем (3. Фрейд), 3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку роди­телей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий. Именно иия­тификация является наиболее важным фак­тором усвоения моральных норм и соци­альных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь условна, что является важнейшим факто­ром морального развития ребенка. Про­исходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, пре­доставляя детям отвечать за свои дейст­вия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независи­мости.

Еще 3. Фрейд отмечал, что взаимоот­ношения с отцом влияют на формирова­ние полоролевой идентичности. Важней­иия ее детерминантами для мальчика яв­ляются: 1) доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка); 2) забота отца (желание быть таким же мужествен­ным, как отец значительно усиливает по­зитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной по­лоролевой идентичности. Взаимоот­ношения девочки с отцом оказывают влия­ние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаи­моотношений. Теплые и приносящие удов­летворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуаль­ной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты доче­ри – семейная жизнь или ориентация на карьеру.

Доказано также влияние отца на раз­витие различных личностных характерис­тик ребенка. В 26-летнем лонгитюдном ис­следовании, которое проводилось в США на выборке, составившей 379 человек, уче­ные выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внима­ние. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети станови­лись наиболее чуткими взрослыми. Мно­гие исследования подтверждают позитив­ность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревож­ны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых прини­мают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в соци­альном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов оставаясь с незнакомцем, плакали и стра­дали меньше, чем другие дети.

Исследования растущих без отца де­тей показали, что они менее успеш­ны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения тендерных ролей. Изуче­ние репрезентативной выборки взрослых из крупных городов США показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, более не­зависимы и ведут более здоровый образ жизни. Есть данные, что проблема безотцовщины среди молодого поколения стоит острее, чем раньше. Это связано с рождением детей вне брака и с разводами. До 39 % детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разве­денных отцов на своих детей невелико. Исследование 1991 г. показало, что половина детей после развода родителей в течение года ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в семье отца. Отцы могут отсутствовать, если находятся в местах лишения свободы, Кроме того, отцы могут проживать совместно с семьей, но эмоционально и физически отсутствовать. В полной семье 25 % детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Почти 20 % старшеклассников разговаривают с родителями только 10 минут подряд в течение месяца, что не может не сказаться на их разви­тии. Остальные проводят со своими отцами менее 30 минут в день. Было установлено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.005 с.)