Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы волевой активности личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Какие механизмы воли проявляются в дан-jm случае? 15. Во время воздушного боя летчик получил 1ертельную рану. В какое-то мгновение он по-ш, что, если выпустит из рук штурвал самоле-I, погибнут все, кто там находится. И вот лет-IK продолжает управлять самолетом. Благопо-гчно сажает его и... из самолета его выносят ке мертвым. Какая функция воли проявляется в данном учае? Дайте психологическое объяснение отменному факту. 16. В школьной практике довольно часто алкиваешься с высказыванием учителей: «У бя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ни-го лучшего от тебя и не ожидал» и т. д. Всегда ли эти замечания могут дать по-жительный эффект? На формирование каких левых качеств личности учеников это влияет? 17. Почему оценка знаний должна быть ъективной? В каких случаях оценка стимули-ет развитие волевых качеств личности? 18. Какие, на ваш взгляд, приемы работы д собой способствуют формированию волевых честв личности? 19. Эмоциональное состояние учителя час-определяет успех его педагогической деятель-сти. Выполните задание: опишите, какие эмо-ональные состояния возникают у вас при под-говке к урокам и при их проведении (преобла-ющее настроение, состояние вдохновения, засть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффек-я и как это сказывается на работе). Для большей достоверности можно провести сложный эксперимент, в результате которого выяснить, как меняется выражение переживаний в связи с изменением ситуации и деятельности. Испытуемым последовательно показывается набор фотографий, изображающих учащихся в разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано. В итоге следует сделать вывод о возможности определения эмоций через выразительные движения человека (мимику, пантомимику). Обратите внимание на соответствие между переживаниями и их выражением. 20. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах установите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т. д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий? В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого? Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера? Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них: выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся; определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника: раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика. XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Узловые вопросы темы 1. Понятие о темпераменте и его типах. 2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. 3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. 4. Общее понятие о характере и его природе. 5. Структура характера. 6. Формирование характера. 7. Понятие о способностях. 8. Структура способностей. 9. Врожденное и приобретенное в способностях. 10. Диагностика способностей. Основные психологические понятия по темам «Темперамент» и «Характер» Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение. Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон- ности к углубленному самоанализу. Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события. Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью. Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы. Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо- бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности. Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям. Основные психологические понятия по теме «Способности» Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности. Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающей индивидуально-психологические различия между людьми. Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей. Коммуникативные способности — способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую зовместимость в совместной деятельности. Одаренность общая — единство >бщих способностей человека, обус-ювливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и:воеобразие его деятельности. Олигофрения — слабоумие, недо-жзвитость психических функций. Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности. Тест — краткое стандартизированное психологическое испытание с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития. Френология — теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем. Темперамент В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые состовляют основу темперамента. Динамические особенности наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Они характеризуются степенью интенсивности психических процессов и состояний, скоростью их протекания, а также импульсивностью. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; моторика; эмоциональность. Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека. Первая попытка объяснить индивидуальные различия между людьми была сделана Гиппократом (V в. до н.э.). Древнегреческая медицина считала, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме (кровь, лимфа, желчь). Пропорцией в смешении этих соков называлась по-гречески словом «кровь». Затем в течение многих лет выдвигались различные новые гипотезы, имевшие целью оценить причину различий по динамическим проявлениям Рис. XIII.l. Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу Рис. XIII.2. Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы. Координаты ассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента сихики. Так возникла гуморальная еория (основа темперамента — ин-ивидуальные особенности кровообра-<ения), конституционная (особеннос-и строения тела лежат в основе ди-амических особенностей Э. Крогмер, '. Шелдон). В настоящее время эти еории научного значения не имеют. Важную роль в изучении темпе-амента сыграло учение И.П. Павло-а о типах высшей нервной деятель-ости. Было установлено, что причи-а индивидуальных динамических собенностей поведения обусловлена зойствами нервной системы. Свойст-1 нервной системы могут быть общи-и и частными (парциальными), ервые определяют показатели тем-врамента человека, а вторые — его астные специальные особенности, меющие косвенное отношение к ха-1ктеристике личности. И.П. Павлов полагал, что три свой-'ва нервных процессов определяют тип лсшей нервной деятельности (тип не-шой системы). Этими свойствами являются: сила, т. е. способность нервной сис- темы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения; подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения (см. табл. на с. 219). Свойства темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или непроявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут тем не менее в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности. Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.174 (0.007 с.) |