В результате изучения физики 7 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: физическоеявление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.
смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока. напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи. угла отражения от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных. ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
· смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движении, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,
· использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
· выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ.
· приводить примеры практического использования физических знаний, механических, электромагнитных и квантовых представлений.
· решать задачи на применение изученных законов.
· использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Литература и средства обучения
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.
3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
4. Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.
5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
6. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 2006 г.
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
Учебно-тематический план предмета «Физика» (7 класс)
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Практ. часть
| | |
| Введение
|
| л/р -1
|
|
| Что изучает физика. Наблюдения и опыты
|
|
|
|
| Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
|
|
|
|
| Физика и техника
|
|
|
|
| Первоначальные сведения о строении вещества
|
| л/р-1
|
|
| Строение вещества. Молекулы
|
|
|
|
| Лабораторная работа №1 «Измерение размеров малых тел»
|
|
|
|
| Диффузия в жидкостях и газах
|
|
|
|
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
|
|
|
|
| Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок «Первоначальные сведения о строении вещества»
|
|
|
|
| Взаимодействие тел
|
| л/р -4
к/р -2
|
|
| Механическое движение. Равномерное движение.
|
|
|
|
| Скорость. Единицы скорости.
|
|
|
|
| Расчет пути и времени движения
|
|
|
|
| Явление инерции.
|
|
|
|
| Взаимодействие тел.
|
|
|
|
| Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на рычажных весах
|
|
|
|
| Лабораторная работа №3 «Измерение массы на рычажных весах».
|
|
|
|
| Лабораторные работы №4 «Измерение объема тела».
|
|
|
|
| Плотность тела.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»
|
|
|
|
| Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.
|
|
|
|
| Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса. Плотность»
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность»
|
|
|
|
| Сил. Явление тяготения. Сила тяжести.
|
|
|
|
| Сила упругости. Закон Гука.
|
|
|
|
| Вес тела.
|
|
|
|
| Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
|
|
|
|
| Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром»..
|
|
|
|
| Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
|
|
|
|
| Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
|
|
|
|
| Трение в природе и технике.
|
|
|
|
| Давление твердых тел. жидкостей и газов
|
| л/р -2,
к/р -1
|
|
| Давление. Единицы давления.
|
|
|
|
| Способы уменьшения и увеличения давления.
|
|
|
|
| Давление газа.
|
|
|
|
| Закон Паскаля.
|
|
|
|
| Контрольная работа №2 по теме «Давление. Закон Паскаля».
|
|
|
|
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
|
|
|
|
| Решение задач «Расчет давления на дно и стенки сосуда».
|
|
|
|
| Сообщающиеся сосуды.
|
|
|
|
| Вес воздуха. Атмосферное давление.
|
|
|
|
| Измерение атмосферного давления.
|
|
|
|
| Барометр- Анероид. Давление на разных высотах.
|
|
|
|
| Решение задач «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление»
|
|
|
|
| Манометры.
|
|
|
|
| Поршневой жидкостный насос.
|
|
|
|
| Гидравлический пресс § 47
|
|
|
|
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
|
|
|
|
| Архимедова сила.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы»
|
|
|
|
| Плавание тел.
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»
|
|
|
|
| Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».
|
|
|
|
| Плавание судов.
|
|
|
|
| Воздухоплавание.
|
|
|
|
| Повторение «Давление твердых тел. жидкостей и газов».
|
|
|
|
| Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел. жидкостей и газов»
|
|
|
|
| Работа и мощность. Энергия
|
| л/р -2,
к/р -1
|
|
| Механическая работа.
|
|
|
|
| Мощность.
|
|
|
|
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие си на рычаге.
|
|
|
|
| Момент силы.
|
|
|
|
| Рычаги в технике, быту и в природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага».
|
|
|
|
| Применение рычага к блоку. «Золотое правило механики».
|
|
|
|
| Решение задач «Золотое правило механики».
|
|
|
|
| Коэффициент полезного действия механизма.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости».
|
|
|
|
| Энергия. Потенциальная и Кинетическая энергия.
|
|
|
|
| Превращение одного вида механической энергии в другой.
|
|
|
|
| Контрольная работа №4 «Работа. Мощность. Энергия».
|
|
|
| 69-70
| Повторение материала.
|
|
|
| Итого
|
|
| Л.р.-10; к.р.-4
|
| Учебно-тематический план предмета «Физика» (8 класс)
№
п/п
| Программное содержание
| кол-во часов
| Практическая часть
| | |
| Тепловые явления
|
| л/р-2, к/р-1
|
|
| Инструктаж по охране труда учащихся на уроках физики. Тепловое движение. Температура.
|
|
|
|
| Внутренняя энергия.
|
|
|
|
| Способы изменения внутренней энергии.
|
|
|
|
| Теплопроводность.
|
|
|
|
| Конвекция.
|
|
|
|
| Излучение.
|
|
|
|
| Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
|
|
|
|
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
|
|
|
|
| Удельная теплоемкость.
|
|
|
|
| Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого при охлаждении. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
|
|
|
|
| Лабораторная работа №2 по теме «Определение удельной теплоемкости твердого тела».
|
|
|
|
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
|
|
|
|
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессов.
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 «Тепловые явления»
|
|
|
|
| Агрегатные состояния
|
| л/р-1, к/р-1
|
|
| Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
|
|
|
|
| Удельная теплота плавления.
|
|
|
|
| Решение задач «Плавление и кристаллизация».
|
|
|
|
| Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при ее конденсации.
|
|
|
|
| Кипение.
Удельная теплота парообразования и конденсации.
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Удельная теплота плавления и парообразования».
|
|
|
|
| Влажность воздуха.
|
|
|
|
| Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя
|
|
|
|
| Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
|
|
|
|
| Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»
|
|
|
|
| Электрические явления
|
| Л/р – 5;К/р - 1
|
|
| Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
|
|
|
|
| Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
|
|
|
|
| Электрическое поле.
|
|
|
|
| Делимость электрического заряда Электрон.
|
|
|
|
| Строение атома.
|
|
|
|
| Объяснения электрических явлений.
|
|
|
|
| Электрический ток. Источники электрического тока.
|
|
|
|
| Электрическая цепь и ее составные части.
|
|
|
|
| Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
|
|
|
|
| Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.
|
|
|
|
| Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
|
|
|
|
| Электрическое напряжение. Единица напряжения.
|
|
|
|
| Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках цепи».
|
|
|
|
| Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
|
|
|
|
| Закон Ома для участка цепи.
|
|
|
|
| Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
|
|
|
|
| Решение задач.
|
|
|
|
| Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом».
|
|
|
|
| Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления»
|
|
|
|
| Последовательное соединение проводников.
|
|
|
|
| Параллельное соединение.
|
|
|
|
| Работа и мощность электрического тока.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы».
|
|
|
|
| Нагревание проводников эл. током. Закон Джоуля - Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания.
|
|
|
|
| Короткое замыкание. Предохранители короткого замыкания.
|
|
|
|
| Обобщающий урок «Электрические явления»
|
|
|
|
| Контрольная работа №3 «Электрические Явления»
|
|
|
|
| Электромагнитные явления
|
| Л/р - 1
|
|
| Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
|
|
|
|
| Магнитное поле катушки с током.
|
|
|
|
| Электромагниты и их применения.
|
|
|
|
| Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
|
|
|
|
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя»
|
|
|
|
| Обобщающий урок «Электромагнитные явления»
|
|
|
|
| Световые явления
|
| Л/р – 1;К/р - 1
|
|
| Источники света. Распространение света.
|
|
|
|
| Отражение света.
|
|
|
|
| Плоское зеркало.
|
|
|
|
| Преломление света.
|
|
|
|
| Линзы. Оптическая сила линзы.
|
|
|
|
| Изображения даваемые линзой.
|
|
|
|
| Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»
|
|
|
|
| Контрольная работа № 4 «Световые явления»
|
|
|
|
| Повторение материала по теме «Световые явления
|
|
|
| 69-70
| Повторение материала
|
|
|
| Итого
|
|
| Л.р.-10;К.р.-4
|
|
Учебно-тематический план предмета «Физика» (9 класс)
№
п/п
| Программное содержание
| Кол-во часов
| Практическая
часть
| | |
| Законы движения и взаимодействия тел.
|
| л/р-2
к/р-2
|
| 1.1
| Материальная точка. Система отсчета.§1.
|
|
|
| 2.2
| Перемещение §2.
|
|
|
| 3.3
| Определение координаты движущегося тела. §3.
|
|
|
| 4.4
| Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
|
|
|
| 5.5
| Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. § 5.
|
|
|
| 6.6
| Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. §6.
|
|
|
| 7.7
| Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. §7.
|
|
|
| 8.8
| Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. §8.
|
|
|
| 9.9
| Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
|
|
|
| 10.10
| Решение задач «Равномерное, равноускоренное движение». §4-8.
|
|
|
| 11.11
| Контрольная работа №1 «Равномерное, равноускоренное движение».
|
|
|
| 12.12
| Относительность движения. §9.
|
|
|
| 13.13
| Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. §10.
|
|
|
| 14.14
| Второй закон Ньютона. §11.
|
|
|
| 15.15
| Третий закон Ньютона. §12.
|
|
|
| 16.16
| Свободное падение. §13.
|
|
|
| 17.17
| Движение тела, брошенного вертикально вверх. §14.
|
|
|
| 18.18
| Закон всемирного тяготения. §15.
|
|
|
| 19.19
| Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. §16.
|
|
|
| 20.20
| Лабораторная работа №2
«Исследование свободного падения».
|
|
|
| 21.21
| Прямолинейное и криволинейное движение.
|
|
|
| 22.22
| Решение задач «Движение по окружности». §19.
|
|
|
| 23.23
| Искусственные спутники Земли. §20.
|
|
|
| 24.24
| Импульс тела. Закон сохранения импульса.
|
|
|
| 25.25
| Реактивное движение. Ракеты. §23
|
|
| | 26.26
| Решение задач «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» §10
|
|
|
| 27.27
| Контрольная работа «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».
|
|
|
|
| Механические колебания и волны. Звук
|
| л/р-1
к/р-1
|
| 1.28
| Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник § 24, 25.
|
|
|
| 2.29
| Величины, характеризующие колебательное движение.
|
|
|
| 3.30
| Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».
|
|
|
| 4. 31
| Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
|
|
|
| 5. 32
| Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны § 31, 32.
|
|
|
| 6.33
| Длина волны. Скорость распространения волн §33
|
|
|
| 7.34
| Источники звука. Звуковые колебания. §34.
|
|
|
| 8.35
| Высота тона. Громкость звука. §35.
|
|
|
| 9.36
| Распространение звука. Звуковые волны
|
|
|
| 10. 37
| Отражение звука. Эхо. Решение задач. §39,40.
|
|
|
| 11. 38
| Контрольная работа «Механические колебания и волны. Звук».
|
|
|
|
| Электромагнитное поле
|
| л/р-1
к/р-1
|
| 1. 39
| Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородные и однородные магнитные поля. §43,44.
|
|
|
| 2. 40
| Направление тока и направление линий его магнитного поля. §45.
|
|
|
| 3.41
| Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
|
|
|
| 4.42
| Индукция магнитного поля. §47.
|
|
|
| 5.43
| Магнитный поток. §48.
|
|
|
| 6.44
| Явление электромагнитной индукции. §49.
|
|
|
| 7.45
| Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
|
|
|
| 8.46
| Получение переменного электрического тока. §50.
|
|
|
| 9.47
| Электромагнитное поле.
|
|
|
| 10.48
| Электромагнитные волны.
|
|
|
| 11.49
| Электромагнитная природа света. § 54.
|
|
|
| 12.50
| Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».
|
|
|
|
| Строение атома и атомного ядра
|
| л/р-1
к/р-1
|
| 1.51
| Радиоактивность. § 55.
|
|
|
| 2.52
| Модели атомов. Опыт Резерфорда. § 56.
|
|
|
| 3.53
| Радиоактивные превращения атомов. § 57.
|
|
|
| 4.54
| Экспериментальные методы исследования частиц. § 58.
|
|
|
| 5.55
| Открытие протона. Открытие нейтрона.
|
|
|
| 6.56
| Состав атомного ядра. Ядерные силы. § 6163,64.
|
|
|
| 7.57
| Энергия связи. Дефект масс. § 65.
|
|
|
| 8.58
| Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.
|
|
|
| 9.59.
| Ядерный реактор. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».
|
|
|
| 10.60
| Атомная энергетика. § 69.
|
|
|
| 11.61
| Биологическое действие радиации. § 70.
|
|
|
| 12 62
| Термоядерная реакция.
|
|
|
| 13.63
| Обобщение материала данной темы. § 55-72.
|
|
|
| 14.64
| Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».
|
|
|
| 65-70
| Повторение материала
|
|
|
| Итого
|
|
| Л.р-5; К.р.-5
|
|
|