Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сосна в качестве тест-объекта в радио-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И общеэкологических исследованиях Цель работы: экспресс-оценка качества воздуха по состоянию хвои Pinus syivestris. Материалы и оборудование: Для выбора подходящих деревьев (тест-объектов для определения степени усыхания и повреждения хвои в полевых условиях) в аудиторных – стенды с хвоей разной степени поврежденности. Краткая теория: Индикаторные растения могут использоваться как для выявления отдельных загрязнений воздуха, так и для оценки общего состояния воздушной среды. Факт исключительно высокой радиочувствительности хвойных древесных пород был отмечен во многих исследованиях зарубежных и российских ученых (табл. 1.1). Так, на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС) сосна погибла на участке с плотностью радиоактивного загрязнения более 6,7•1014 Бк*/км2 (поглощенные дозы 30—40 Гр**). *Беккерель (Бк) – единица активности нуклида в радиоактивном источнике И. **Грей (Гр) – единица поглощенной дозы в СИ. Это количество энергии ионизирующего излучения, поглощенной единицей массы физического тела. Сосна по радиочувствительности близка к человеку (LD50 = 20 Гр), поэтому она является одним из основных природных тест-систем в радио - и общеэкологических исследованиях. Радиационные эффекты оцениваются по следующим критериям: гибель и восстановление деревьев; сроки восстановления; морфологические изменения хвои и побегов; количественные характеристики (радиальный и вертикальный прирост, масса и размер хвои и побегов). Репродуктивная способность оценивается по изменчивости семян. Таблица 1.1 Радиационные эффекты в растительном сообществе (Д. А. Криволуцкий, 1988)
Большинство выявленных морфологических изменений (морфозов) сосны, которая произрастала в радиоактивно загрязненных районах, связаны с изменениями в меристемных тканях – это группа клеток в стадии активного деления и роста. Такая ткань представляет собой два типа клеток: одна с высокой репродуктивной способностью, другая с различной степенью дифференциации. Известно, что чувствительность клеток прямо пропорциональна степени их дифференциации. Именно поэтому при высоких дозах облучения наблюдаются гибель верхушечных побегов и появление побегов из боковых почек, находящихся на ранних стадиях дифференциации. Более глубокие причины различий радиочувствительности меристемных тканей следует связать с биохимическими нарушениями в метаболизме клеток. При радиоактивном облучении наблюдаются: гибель почек, хвои, побегов; торможение роста побегов и хвои; двойной прирост в течение одного года вегетации; неравномерный рост хвои на побегах; укороченность побегов при интенсивном росте хвои («метлообразные» побеги); многопочечность (появление на побегах верхних мутовок до 30 почек вместо 5–6 в норме); нарушение ориентации хвои и побегов в пространстве (появление «мятой» хвои); искривление побегов; изменение формы хвои; появление гигантизма и карликовости побегов и хвои. Известно, что репродуктивные органы сосны обыкновенной более чувствительны к облучению, чем вегетативные. Особенно высокой радиочувствительностью обладают мужские генеративные органы. Подтверждение этому специалисты наблюдали в зоне сильного и среднего радиоактивного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС: мужские цветки отсутствовали в течение первых двух лет после аварии, женские цветки также были частично или полностью поражены. Хвойные породы, помимо их высокой радиочувствительности, особенно сильно страдают от сернистого газа. Чувствительность к нему убывает в последовательности: ель – пихта – сосна веймутова и обыкновенная – лиственница. Продолжительность жизни хвои сосны в нормальных условиях составляет 3–4 года. За это время она накапливает такое количество сернистого газа, которое существенно превышает пороговое значение. Под влиянием токсиканта хвоя сосны в зонах сильного загрязнения становится темно-красной, окраска распространяется от основания иглы к ее острию, и, просуществовав всего один год, хвоя отмирает и опадает. Лиственница, ежегодно сбрасывающая хвою, значительно устойчивее к сернистому газу. Поэтому по продолжительности жизни хвои сосны и характеру некрозов можно определить степень поражения сосновых насаждений сернистым газом. По наблюдению ученых толщина воскового слоя на хвое сосны тем больше, чем выше концентрация или продолжительность воздействия на нее сернистого газа. Это послужило основанием для разработки количественного метода индикации данного соединения в атмосфере. Суть метода «помутнения по Гертелю» заключается в том, что степень помутнения экстракта хвои прямо пропорциональна количеству воска, покрывающего хвою. Чем выше мутность, устанавливаемая фотоколориметрически, тем больше концентрация сернистого газа в воздухе. Однако современные исследования показали, что помутнение водного экстракта из хвои вызвано не только воском, но и целым рядом других веществ, присутствующих в растительных тканях. В связи с этим возникли сомнения относительно достоверности результатов теста по Гертелю. По этой причине, возможно, следует определять не интенсивность помутнения экстракта, а непосредственно содержание воска в растительном материале. Вместе с тем двуокись серы вызывает у сосны обыкновенной характерные изменения в содержании фенолъных соединений, которые наблюдаются задолго до появления видимых симптомов повреждения Принцип предложенного в лабораторной работе метода основан на выявленной зависимости степени повреждения хвои (некрозов и усыхания) от загрязнения воздуха в районе произрастания сосны обыкновенной. Ход работы: А) В полевых условиях 1. Выбрать сосенки высотой 1-1,5 м на открытой местности с 8-15 боковыми побегами. Выборку хвои необходимо делать с нескольких близко растущих деревьев на площади 10х10 м2. В блокнот вносятся сведения о месте сбора и наличии вблизи возможного интенсивного движения транспорта; указывается также время осмотра хвои. Очень важен при выборе деревьев показатель вытоптанности участка произрастания сосны. Степень вытоптанности участка оценивается баллами 1-4: 1 – вытаптывания нет; 2 – вытоптаны тропы; 3 – нет ни травы, ни кустарников; 4 – осталось немного травы вокруг деревьев. При вытоптанности территории, оцениваемой баллами 3 и 4, экспресс-оценка воздушного загрязнения невозможна. 2. Осмотреть у каждого дерева хвоинки предыдущего года (вторые сверху мутовки). Если деревья очень большие, то обследование проводить на боковом побеге в четвертой сверху мутовке (рис. 1). Всего собирают или осматривают не менее 30 хвоинок. Шипик хвоинки всегда светлее. Он не оценивается. По степени повреждения и усыхания хвои выделяют несколько классов (табл. 1.2). Рис. 1. Участок побега, на котором проводят обследование хвои для экспресс-анализа качества воздуха Таблица 1.2. Классы повреждения и высыхания хвои Классы повреждения: 1 – хвоинки без пятен; 2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 – хвоинки с большим числом черных и желтых пятен. Классы усыхания: 1 – на хвоинках нет сухих участков; 2 – на хвоинках усох кончик 2-5 мм; 3 – усохла 1/3 хвоинки; 4 – вся или большая часть хвоинки сухая. 3. Определить продолжительность жизни хвои. Обследовать верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, – это год жизни (см. рис. 1.1). 4. Провести оценку степени загрязнения воздуха по оценочной шкале, включающей возрастные характеристики хвои, а также классы повреждения хвои на побегах второго года жизни с помощью табл.1.3.
Б) В аудиторных условиях 1. Получить у преподавателя задание на карточке. 2. Оценить, пользуясь табл. 1.2, класс повреждения (некроз) и усыхания хвоинок сосны. Занести данные по всем хвоинкам в тетрадь. Провести статистическую обработку данных. 3. Определить продолжительность жизни хвои, используя рис8. 4. Провести экспресс-оценку загрязнения воздуха по классу повреждения хвои на побегах второго года жизни с учетом возраста хвои с помощью табл. 1.3. Таблица 1.3 Экспресс-оценка загрязнения воздуха (I–VI) с использованием сосны обыкновенной (Pinus sylvestris)
Примечание. I – воздух идеально чистый; II – чистый; III – относительно чистый («норма»); IV – загрязненный («тревога»); V – грязный («опасно»); VI -очень грязный («вредно»); – - невозможные сочетания. 5. Привести в отчете все типы повреждений хвои, указанных в задании; выводы о качестве воздуха (привести расчеты и таблицы). Можно строить трансекты по удаленности от воздействующего фактора.
Лабораторная работа № 9 Изучение моделей геометрического и логистического роста популяций Цель работы: изучить модели роста численности популяций. Материалы и оборудование: занятие с использованием компьютера (программа Excel). Ход работы Численность популяции определяется в основном двумя противоположными явлениями – рождаемостью и смертностью. Экспоненциальная кривая "а" (рис. 9) выражает т.н. биотический потенциал популяции Р. Чепмен (1931): Рис. 9. Экспоненциальная (а) и логистическая (б) кривые роста популяции
Биотический потенциал (r) – показатель скорости увеличения численности особей при отсутствии лимитирующих факторов. Выражается величиной прироста популяции за единицу времени в расчете на одну особь. Это потенциальная сила, с котоpой оpганизм способен pазмножаться и выживать в окpужающей его сpеде. Экспоненциальная кривая: . Более реальный рост численности популяции выражается S-образной зависимостью, которую называют логистической кривой роста "б" (рис.). Уравнение логистической кривой отличается от уравнения экспоненциального роста корректирующим фактором: , где К – максимальное число особей, способных жить в рассматриваемой среде, т. е. асимптота кривой, N – численность популяции. Сопротивление среды – это разница между потенциальной численностью оpганизмов, опpеделяемой биотическим потенциалом и pеально наблюдаемой численностью организмов сpеде. Задание 1. Изучение модели геометрического роста популяции Уравнение геометрического роста где – абсолютная скорость роста численности, r – биотический потенциал или удельная скорость роста численности, N – исходная численность. Будем измерять время в генерациях Δt = 1, тогда прирост численности за одну генерацию ΔN = r N 1. Введите исходные значения, например, N = 5 в ячейку А1 и r = 0.5 в ячейку С1 2. В ячейке В1 напишите уравнение прироста численности за одну генерацию , т.е. ввести = А1 С1 Зафиксируйте значение ячейки С1 как константу – r (значок $) Скопируйте формулу в ячейке В1 и вставьте ее в ячейки В2-В20, пока соответствующие А-ячейки не заполнены, все значения получаются нулевыми. 3. В ячейке А2 напишите уравнение итоговой численности для второй генерации (N + r N), т.е. = А1+В1 Скопируйте эту формулу и вставьте ее в ячейки А3-А20. Выделенная колонка А заполняется значениями численности популяции для каждой из 20 генераций. 4. Постройте график роста численности популяции. Для этого выделите ячейки А1-А20 и выберите в меню опцию "Диаграмма". Выберите тип диаграммы – "График". Рассмотрите полученный рисунок. 5. Изучите, как изменится график, при замене значений исходной численности N (ячейка А1) и r – биотический потенциал (ячейка С1). Выясните, какой численности достигнет популяция через 20 генераций при разных значениях N и r (выбирайте значения меньше 1). Испытайте 10 разных комбинаций значений N и r, заполните таблицу: Таблица 1 Прогноз численности популяции при разных значениях исходной численности (N) и биотического потенциала (r)
Задание 2. Изучение модели логистического роста популяции Уравнение логистической кривой отличается от уравнения экспоненциального роста корректирующим фактором: , где К – емкость среды – наибольшее число особей, способных жить в данных условиях. Если численность N мала, по сравнению с K, то выражение в скобках приближается к 1, т.е. уравнение превращается в уравнение геометрического роста. Если численность N близка к К, то выражение в скобках приближается к 0, т.е. рост популяции прекращается. 1. Занесите в ячейки: D1 – начальную численность популяции N, например, 5 F1 – наибольшее значение плотности популяции – К, например, 200 в С1 – сохраняется значение r = 0,5 2. В ячейке Е1 запишите формулу: , т.е. = C1 D1 Зафиксируйте в формуле значения ячеек С1 и F1 как константы (значок $). Это прирост популяции. Скопируйте формулу в ячейке Е1 и вставьте ее в ячейку Е2. Запишите формулу в ячейке D2 = D1+ Е1. Это численность популяции во 2 поколении. Скопируйте формулы в ячейках D2 и Е2 и вставьте их в ячейки D3- D20 и Е3-Е20. Полученная колонка цифр D1- D20 отражает изменение численности популяции за 20 генераций. 3. Постройте график роста численности популяции. Для этого выделите ячейки D1- D20 и выберите в меню опцию "Диаграмма". Выберите тип диаграммы – "График". Рассмотрите полученный рисунок. 4. Изучите, как изменится график, при замене значений исходной численности N (ячейка D1), r – биотического потенциала (ячейка С1) и емкости среды К (ячейка F1). Выясните, какие значения параметров К, N и r не приводят к гибели популяций через 20 поколений. Занесите в таблицу 2 десять разных комбинаций значений, приводящих как к росту, так и к гибели популяции: Таблица 2 Прогноз численности популяции при разных значениях исходной численности (N) и биотического потенциала (r)
Сделайте вывод о геометрическом и логистическом росте популяций.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.118 (0.01 с.) |