Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негосударственные субъекты экономической политики

Поиск

К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп населения. Это прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы и др. В проведении в жизнь социальных аспектов экономической политики определенную (правда, достаточно скромную) роль играют также религиозные и культурные организации.

Роль союзов предпринимателей в реализации экономической политики почти столь же велика, как и государственного звена. Основа этой роли — возможность организации группового давления, нажима на власти. Безусловно, направленность интересов частных групп может явно не совпадать с целевой ориентацией государства, которое теоретически ставит на первый план своей деятельности благосостояние общества. Не случайно поэтому между такими союзами и государством нередко возникает открытая борьба за проявление своих возможных властных функций.

В этой борьбе государство не всегда находится в привилегированном положении. Союзы предпринимателей (частично профсоюзы) имеют определенные преимущества благодаря своим умелым действиям в области рекламы, общественных связей. Они получают возможность воздействовать на систему выборов. Порой прямо оказывают давление на членов парламента, а иногда сами стремятся к представительству в этом органе государственной власти. Тем самым для союзов создается возможность влияния на ход экономической политики «изнутри». В рамках парламента они стремятся обычно афишировать свои подходы в качестве высшей формы проявления интересов всего народного хозяйства. Это не что иное, как политический метод реализации частных экономических задач. Принято поэтому считать, что государству нужно постоянно учитывать всю совокупность групповых интересов, имеющихся в обществе.

Вариант согласования интересов государства и экономических союзов, групп заключается в том, что этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач. Например, в Швейцарии производственным объединениям дается право на проведение высококачественной профессиональной аттестации. Сельскохозяйственным союзам поручается задание на практическую реализацию сельскохозяйственной политики. В Германии корпорация ремесленников наделена полным правом на проведение экзаменов на звание подмастерья. Немалые права в соответствующей области переданы государством техническому контрольному объединению.

Кроме того, государство стремится находить варианты согласования своих интересов с деловыми союзами. Таким примером может служить система тарифных договоров, в реализации которой совместно участвуют и приходят к единым компромиссным решениям государство, профсоюзы и союзы предпринимателей.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, следует назвать также группы и институты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений по экономической политике. Речь идет о политических организациях, партиях, средствах массовой информации, влиятельных деятелях в области экономики, ученых и политиках, экспертных советах и, наконец, об общественном мнении. Степень влияния этих субъектов на характер экономической политики зависит от типа политической системы, ее структуры, стабильности, обстановки в стране.

Итак, сложившийся опыт проведения экономической политики в развитых странах показывает: понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, образно говоря, — дирижером достаточно большого оркестра. Успех действий по макроэкономическому регулированию не в тоталитарной власти государства, а в его возможности рационально организовать совместные действия всех участников проводимой политики. Без кооперации с ними государство будет выступать в роли дирижера без оркестра.

Функции государства. Система целей макроэкономического регулирования

Функции и цели государства

В экономической теории используются два термина, характеризующих поле деятельности правительства: «функции государства» и «цели экономической политики». Оба понятия близки по смыслу. Именно это объясняет тот факт, что в экономической литературе оба термина используются нередко как синонимы. И все же определенная дифференциация между понятиями существует.

Что же уместно относить к понятию «функции государства»? Данное выражение является более широким по сравнению с термином «цели экономической политики». Оно обозначает определенную сферу деятельности государства. Цель же проводимой политики представляет собой осознанную и теоретически обоснованную на уровне правительства задачу, а также совокупность мер по ее реализации.

Функции государства охватывают разные области: экономическую, политическую, военную, социальную, международную. В свою очередь, в сфере экономики можно обозначить несколько функций. Между ними существует определенная иерархия, соподчиненность. В качестве главной (или наиболее общей) экономической функции государства следует обозначить корректировку и поддержание работоспособности рыночного механизма.

Инфраструктура

В качестве своего рода «вторичной функции» государства (согласно иерархическому подходу) можно обозначить сферу создания и поддержания в работоспособном состоянии инфраструктуры для рыночной экономики. Большое внимание этой функции уделяет неоклассическая школа.

Инфраструктура представляет собой систему обслуживающих рыночную экономику видов деятельности. С течением времени смысловое содержание данного понятия постепенно расширяется. Если в 50-е годы ХХ в. в него включались преимущественно материальные объекты (система дорог, портов, энергоснабжения, транспорта и связи), то в последующем данное понятие было распространено на блоки экономических, социальных и институциональных объектов (финансовая и валютная система, система образования, здравоохранения, социального обеспечения и право).

Анализ экономистами-неоклассиками «вторичной функции» государства по созданию инфрастуктуры не является единственной концепцией в экономической теории. Другая экономическая школа — институциональная, оппонирующая неоклассикам, предлагает иной вариант. Согласно теории неоинституционалистов инфраструктура связана с формированием институционального поля. Данное понятие предполагает ряд процессов:

  1. 1) создание работоспособного института прав собственности. Имеется в виду не только факт владения, а функционирование сложной системы отношений, связанных с возникновением и перемещением (трансакцией) определенных прав между субъектами экономики. Неоинституционалисты используют при этом понятие «пакет», или «пучок прав собственности»;
  2. 2) поддержание действующих в экономике «правил игры», другими словами, — правопорядка (прежде всего в сфере действия контрактов, т. е. договорных отношений);
  3. 3) финансирование государством части трансакционных издержек, которые, как известно, представляют собой расходы частного сектора по институциональному обслуживанию процесса взаимодействия субъектов.

Рассмотрим концепцию еще одной экономической школы, которая придерживается несколько иных взглядов, чем неоклассики. Речь идет о немецком неолиберализме, в частности о таком ее направлении, как «ордолиберализм» (либерализм, основанный на хозяйственном порядке). Согласно этой школе важнейшая сфера деятельности государства — создание и поддержание в работоспособном состоянии системы хозяйственного порядка.

Итак, каждая из названных теорий «вторичной», или прикладной, функции государства имеет свои сильные стороны. Все вместе они обогащают друг друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.006 с.)