Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слегка прикоснись к своим глазам

Поиск

 

Сутра звучит так: При прикосновении к глазным яблокам как перышком легкость между ними открывается в сердце и там распространяется в космос.

 

Прежде чем заняться этой техникой, сделаем некоторые предварительные замечания. Прежде всего, следует кое-что понять о глазах, потому что от этого зависит вся техника.

Первое: каким бы вы ни были, каким бы вы ни казались снаружи - все является ложным, но ваши глаза не могут обманывать. Вы не можете создать фальшивые глаза. Вы можете создать фальшивое лицо, но вы не можете фальсифицировать свои глаза. Это невозможно - пока вы не станете таким совер­шенным мастером как Гурджиев. Пока вы не станете полным хозяином всех своих энергий, вы не сможете фальсифицировать свои глаза. Никакой обыкновенный человек не сможет сделать этого. Вы не можете фальсифицировать свои глаза.

Вот почему, когда кто-то смотрит в ваши глаза, пристально смотрит в ваши глаза, вы испытываете раздражение - ведь он пытается выяснить нечто реальное. И в этот момент вы не можете что-либо сделать - ваши глаза раскроют вашу истинную сущность. Так что пристально смотреть в чьи-то глаза не является хорошей манерой. Даже во время разговора вы избега­ете смотреть в глаза. Пока вы не находитесь в состоянии любви с кем-то, пока кто-то не готов быть истинным с вами, вы не можете пристально смотреть в его глаза. Существует определен­ное ограничение на это.

Психологи установили, что пределом являются три секунды. Вы не можете смотреть в глаза незнакомому человеку более трёх секунд. Если вы смотрите в его глаза большее время, то значит, вы ведете себя агрессивно, этот человек начинает испытывать беспокойство. Вы можете пристально смотреть издалека, потому что тогда никто не осознает этого. Если вы находитесь на расстоянии в сто футов, то я могу смотреть на вас, но если вы находитесь всего лишь в двух футах, то это становится невозможным.

В переполненном вагоне или в переполненном лифте, сидя или стоя близко друг к другу, вы никогда не смотрите друг другу в глаза. Вы можете прикасаться к телу - это не так оскорбитель­но, - но вы никогда не смотрите в глаза друг другу, потому что это будет слишком много, слишком близко, вы будете проникать в реального человека. Прежде всего, следует помнить: глаза не имеют индивидуальности. Они являются чистой природой, они не имеют индивидуальности.

Второе: вы проникаете в мир почти только через глаза; они дают вам восемьдесят процентов данных о мире. Психологи, работавшие с глазами, утверждают, что восемьдесят процентов контактов с окружающим вас миром происходят с помощью глаз. Восемьдесят процентов вашей жизни вытекает через глаза. Вот почему всякий раз, когда вы видите слепого человека, вы испытываете жалость. Вы никогда не испытываете столько же жалости и сочувствия, когда видите глухого человека, но когда вы видите слепого, вы внезапно испытываете сочувствие и сострадание. Почему? Потому что он на восемьдесят процентов не является живым. Глухой не в такой степени является неживым. Даже если у вас ампутирована рука или нога, вы не будете в такой степени неживым, но слепой человек закрыт на восемьдесят процентов; он живет только на двадцать процентов. Через ваши глаза наружу вытекает восемьдесят процентов вашей энергии. Через свои глаза вы входите в мир. Так что, когда вы устаете, в первую очередь устают ваши глаза. Позднее это переходит и на другие части тела; в истечении энергии в основном участвуют глаза. Если вы можете освежить свои глаза, то вы можете освежить все свое тело, потому что через них проходят восемьдесят процентов вашей энергии. Если вы може­те оживить глаза, вы можете оживить всего себя.

Будучи окруженным природой, вы никогда не будете чувствовать себя таким усталым, как в неестественном городе, потому что на природе ваши глаза непрерывно подпитываются. Зелень, свежий воздух - все расслабляет ваши глаза и питает их. В современном городе все эксплуатирует ваши глаза, и ничто не питает их. Поэтому отправляйтесь в отдаленную деревню или на вершины гор, где в вашем окружении не будет ничего искус­ственного, где все естественное, и вы увидите совершенно другой тип глаз. Их качество, то, как они мигают, — все будет другим: свежим, животноподобным, проникающим, живым, танцую­щим.

В современном городе глаза мертвы, они живут на миниму­ме. Они не знают, что такое празднество. Они не знают, что такое свежесть. Глаза не сознают ту жизнь, которая течет через них; они только подвергаются эксплуатации. Через ваши глаза течет восемьдесят процентов вашей энергии, поэтому вы должны в совершенстве осознавать, вы должны все знать об этом движе­нии, об этой энергии, о возможностях ваших глаз.

В Индии по определенной причине мы называли слепых людей праджня-чакшу - глаз мудрости, - потому что каждое несчастье может быть трансформировано в великую возмож­ность. Восемьдесят процентов энергии течет через глаза, и когда человек слеп, он на восемьдесят процентов не является живым; восемьдесят процентов его контактов с внешним миром теряют­ся.

Он является очень бедным в отношении всего того, что касается внешнего мира, но если он может использовать эту возможность - возможность быть слепым, - то он может использовать эти восемьдесят процентов энергии для своего внутреннего мира, те самые восемьдесят процентов, которые вы не можете использовать, если не владеете определенным искус­ством. Поэтому восемьдесят процентов его энергии находится с ним, это его резерв, и та энергия, которая обычно течет наружу, может двигаться внутрь. Если он знает, как позволить ей течь внутрь, он становится глазом мудрости.

Слепой человек не является праджня-чакшу, глазом муд­рости, просто оттого, что он слеп, но он может быть таким. У него нет обычных глаз, но он может приобрести глаза мудрости. Такая возможность имеется. Мы назвали его праджня-чакшу, чтобы заставить его осознать, что он не должен печалиться, что у него нет глаз; он может создать внутренний глаз. И с ним остается восемьдесят процентов дополнительной энергии, кото­рой нет у тех, кто имеет глаза. Он может перемещать ее, он может использовать ее.

Даже если слепой человек и не осознает этого, он становит­ся более безмолвным, чем вы. Он становится более расслаблен­ным. Посмотрите на слепого человека: он является более молча­ливым, его лицо более расслаблено, кажется, что ему спокойно с самим собой, у него нет никакой неудовлетворенности. Такого не будет с глухим человеком. Он будет более беспокойным, чем вы, он станет более коварным и хитрым. Но слепой человек никогда не бывает коварным, никогда не бывает беспокойным, никогда не бывает расчетливым. Он является более доверчивым, имеет более глубокую веру в существование.

Почему так происходит? Потому что восемьдесят процентов энергии, даже если он ничего и не знает об этом, движется внутрь. Это превращается в постоянное падение энергии, подо­бное водопаду. Даже неосознанная, она все время опускается в его сердце. Та самая энергия, которая обычно движется наружу, опускается в его сердце, и это изменяет качество его бытия. В древней Индии слепые люди очень уважались. С глубоким уважением мы называли их праджня-чакшу, глаз мудрости.

То же самое вы можете сделать и со своими глазами, и эти техники именно для этого и предназначены: помочь вашей энергии, которая движется наружу, опускаться в самого себя, в свой собственный сердечный центр. Если она опускается в сердце, то вы становитесь таким легким, как никогда ранее. Вы чувствуете себя так, как если бы все тело превратилось в перышко, как если бы притяжение совершенно не действовало на него. И немедленно вы будете соединены с глубочайшим источником вашего существования, который оживит вас.

Согласно тантре глубокий сон оживляет вас не из-за самого сна, но потому, что энергия, которая текла наружу, течет внутрь. Если вы знаете секрет, то, что обыкновенный человек совершает за шесть-восемь часов сна, вы сможете сделать за несколько минут. На самом деле обыкновенный человек ничего не делает все эти восемь часов. Он позволяет природе делать это и даже не осознает, что она делает. Во время вашего сна происходит таинственный процесс. Основным в нем является то, что ваша энергия не движется наружу; она опускается в ваше сердце, и это оживляет вас. Вы омываетесь своей собственной энергией.

Кое-что еще об этой движущейся энергии. Вы, вероятно, наблюдали, что когда рядом с вами находится властный человек, он всегда пристально смотрит в ваши глаза. Подчиненный, подавляемый человек всегда опускает свои глаза. Рабы, слуги, все, кто стоит ниже кого-то, никогда не будут пристально смотреть в глаза стоящему выше. Но стоящий выше может смотреть в ваши глаза. Король может пристально смотреть на вас, но стоя перед королем, стоя в присутствии короля, вы не можете пристально разглядывать его. Это будет оскорблением. Вы должны смотреть вниз.

Через ваши глаза, в действительности, протекает энергия. Это может стать утонченным насилием. И не только для человека, но и для животного. Когда встречаются два незнаком­ца или двое животных, они пристально смотрят друг другу в глаза просто для того, чтобы определить, кто из них будет старшим и кто будет играть роль подчиненного. И как только одно животное опустит глаза вниз, вопрос решен. Тогда они не будут сражаться, теперь все ясно. Теперь известно, кто будет старшим.

Даже дети играют в игру, заключающуюся в том, что нужно пристально смотреть в глаза друг другу. Кто отведет взгляд, тот проиграл. И они правы. Когда двое детей пристально смотрят в глаза друг другу, то тот, кто первым начинает испытывать неудобство и беспокойство, кто начинает отводить взгляд в сторону и избегать взгляда другого, считается побежденным. Тот, кто продолжает пристально смотреть, является более силь­ным. Если ваши глаза могут победить глаза другого, то это тонкое указание на то, что вы сильнее этого другого.

Если кто-то выходит на сцену, чтобы что-либо говорить или играть, он очень боится, он дрожит от страха. Даже те, кто долго занимается этой профессией, старые актеры... когда они выхо­дят на сцену, их охватывает страх, потому что на них пристально смотрят так много глаз; это так много агрессивной энергии. Из глаз тысяч пристально смотрящих людей исходит столько энергии, что где-то в глубине они начинают дрожать. Страх охватывает их. Неуловимая энергия истекает из глаз, очень тонкая энергия. Из глаз исходят тончайшие, наиболее рафини­рованные физические силы. И качество истекающей энергии зависит от вас.

Из глаз Будды истекает один тип энергии, из глаз Гитлера - совершенно другой. Если вы смотрите в глаза Будды, то они принимают вас, они приглашают вас, они становятся дверью. Если вы смотрите в глаза Гитлера, они отвергают вас, они осуждают вас, они отталкивают вас, они отбрасывают вас. Для Гитлера его глаза служат оружием; для Будды его глаза явля­ются состраданием. Качество глаз изменяется. Рано или поздно мы научимся измерять энергию глаз, и тогда о человеке не нужно будет много знать: энергия глаз и ее качество покажут, что за человек скрыт за этими глазами. Рано или поздно это станет возможным.

Теперь сутра, техника: При прикосновении к глазным яблокам как перышком легкость между ними открывается в сердце и там распространяется в космос.

При прикосновении к глазным яблокам как перышком... Используйте обе свои ладони, наложите их на глаза, позвольте ладоням прикоснуться к глазным яблокам, - но как перышком, без какого-либо давления. Если вы надавите, вы упустите самое главное, вы упустите всю технику. Не надавливайте; только прикоснитесь как перышком. Вы должны будете приспособить­ся к этому, потому что сначала это будет давлением. Оказывайте все меньшее и меньшей давление до тех пор, пока вы не прикоснетесь без какого-либо давления - ваши ладони чуть-чуть прикоснутся к глазным яблокам. Только прикосновение, только встреча без какого-либо давления, потому что при наличии какого-либо давления техника не работает. Поэтому - как перышком.

Почему? Потому что иглой можно сделать то, что невозможно сделать мечом. Если вы надавливаете, то качество изменяется - вы агрессивны. А энергия, текущая через глаза, очень нежна: небольшое давление и она начинает сражаться, она оказывает сопротивление. Если вы надавливаете, то энергия, которая течет через глаза, начинает сопротивляться; в резуль­тате возникает сражение, борьба. Так что не надавливайте; для того, чтобы энергия глаза вас осудила, достаточно незначитель­ного надавливания.

Она является очень тонкой, очень деликатной. Не надавли­вайте - действуйте как перышком, пусть ваша ладонь прикаса­ется, как если бы она не прикасалась. Прикосновение, как если бы не было никакого прикосновения, никакого давления - только прикосновение, легкое ощущение того, что ладонь при­коснулась к глазному яблоку, вот и все.

Что при этом происходит? Когда вы просто прикасаетесь без всякого давления, энергия начинает двигаться внутрь. Если вы надавливаете, она начинает сражаться с рукой, с ладонью, она движется наружу. Только прикосновение - и энергия начинает течь внутрь. Дверь закрыта; просто дверь закрыта, и энергия возвращается обратно. В тот момент, когда энергия возвращает­ся, вы почувствуете легкость, распространяющуюся по всему вашему лицу, по всей голове. Эта движущаяся обратно энергия делает вас легким.

А как раз между этими двумя глазами расположен третий глаз, глаз мудрости, праджня-чакшу. Как раз между этими двумя глазами расположен третий глаз. Энергия, возвращающа­яся из глаз, попадает в третий глаз. Вот почему человек ощущает легкость и состояние левитации, как если бы не было никакого притяжения. А из третьего глаза энергия опускается в сердце. Это физический процесс: она капает, капает, капает, и у вас появится ощущение большой легкости, входящей в ваше сердце. Сердцебиение замедлится, дыхание замедлится. Вы почувству­ете, что все ваше тело становится расслабленным.

Даже если вы и не входите в глубокую медитацию, это поможет вам физически. В любое время дня расслабьтесь в кресле - или если перед вами нет кресла, то даже просто сидя в вагоне поезда, - закройте глаза, почувствуйте расслабление во всем теле, а затем прикоснитесь обеими своими ладонями к глазам. Но не надавливайте - это очень важно. Просто прикос­нитесь как перышком.

Когда вы прикоснетесь без всякого надавливания, ваши мысли мгновенно прекратятся. В расслабленном уме мысли не могут двигаться; они замораживаются. Для движения им нуж­ны неистовство и жар, им нужно напряжение. Они живут благодаря напряжению. Когда глаза безмолвны, расслаблены, когда энергия возвращается назад, мысли прекращаются. Вы будете испытывать некоторую эйфорию, которая с каждым днем будет усиливаться.

Так что проделывайте это много раз в день. Даже мгновен­ное прикосновение принесет пользу. Всякий раз, когда вы чувствуете, что ваши глаза утомлены, опустошены, сухи, - после чтения, просмотра фильма или телевизора - всякий раз, когда вы чувствуете это, просто закройте глаза и прикоснитесь к ним. Эффект будет мгновенным. Но если вы хотите сделать это медитацией, то делайте это как минимум в течение сорока минут. И все дело в том, чтобы не надавливать на глаза. Потому что на одно мгновенье легко прикоснуться как перышком; в течение сорока минут это трудно. Много раз вы будете забывать и будете надавливать.

Не надавливайте. В течение сорока минут просто осознавай­те, что ваши руки не имеют веса; они только прикасаются. Все время осознавайте, что вы не давите, а просто прикасаетесь. Это станет глубокой осознанностью, это станет чем-то вроде дыха­ния. Как Будда говорит о том, что дышать нужно с полной осознанностью, так то же самое относится и к прикосновению, потому что вы все время должны держать в уме, что вы не надавливаете. Ваши руки должны быть просто перышком, невесомой вещью, просто прикосновением.

Ваш ум будет всецело здесь, настороже, вблизи глаз, и энергия будет течь постоянно. Сначала она будет просто капать по каплям. Через месяц вы почувствуете, что она превратилась в реку, а через год она потечет сплошным потоком. И когда это случится - при прикосновении к глазным яблокам как перыш­ком легкость между ними - когда вы будете прикасаться, вы будете испытывать легкость. Вы можете испытать это прямо сейчас. Немедленно, в тот момент, когда вы прикоснетесь, придет легкость. И эта легкость между ними открывается в сердце; эта легкость проникает в сердце, открывается в сердце. В сердце может войти только легкость; ничто тяжелое в сердце войти не может. В сердце могут случаться только очень легкие вещи.

Эта легкость между глазами начинает стекать в сердце, и сердце открывается, чтобы принять ее, - и там распространяется в космос. И по мере того как падающая энергия превращается в ручей, затем в реку, а затем в полноводный поток, вы будете промываться полностью, вы будете вымываться прочь. Вы не будете чувствовать, что вы существуете. Вы будете чувствовать, что существует только космос. Вдыхая и выдыхая, вы будете чувствовать, что стали космосом. Космос входит в вас, и космос выходит. Та сущность, которой вы когда-то были, ваше эго, больше не существует.

Эта техника является очень простой, в ней нет никаких опасностей, поэтому вы можете экспериментировать с ней, как хотите. Но именно из-за ее легкости вы, возможно, не сможете ее делать. Все построено на прикосновении без давления, поэто­му вы должны будете научиться этому. Попробуйте. Это про­изойдет в течение недели. Однажды, когда вы просто прикаса­етесь без давления, вы почувствуете то, что я говорил вам - легкость и открытие в сердце, и что-то, капающее из головы в сердце.

 

 

Испытай свое эфирное тело

 

Вторая техника: Добросердечная Дэви, войди в эфирное присутствие, распространяясь далеко выше и ниже своей фор­мы.

 

Вторая техника может выполняться только в том случае, если вы выполняете первую. Она может выполняться и отдель­но, но тогда это будет очень трудно. Но если вы делаете первую, то хорошо делать и вторую - и очень легко.

Когда бы это ни случилось - вы ощущаете легкость, способность к левитации, как если бы вы могли летать, - внезапно вы начинаете осознавать, что вокруг вашей телесной формы имеется голубоватый свет. Но вы можете видеть его только тогда, когда вы ощущаете, что вы можете левитировать, что ваше тело может летать, что оно стало легким, полностью освободившимся от какого-либо бремени, полностью освободив­шимся от притяжения к земле.

Это не значит, что вы должны мочь летать, - не в этом дело. Иногда это случается. Иногда случается так, что ваше тело становится таким уравновешенным, что может подняться вверх. Но не это является целью, и вообще не думайте об этом. Достаточно того, чтобы вы чувствовали с закрытыми глазами, что ваше тело поднимается вверх. Когда вы откроете глаза, вы увидите, что вы просто сидите на земле, так что не беспокойтесь об этом.

Если с закрытыми глазами вы ощущаете себя так, как если бы ваше тело поднималось вверх, и чувствуете, что в нем нет никакого веса, то этого достаточно. Для медитации этого доста­точно. Но если вы пытаетесь научиться левитации, то этого недостаточно. Но я не интересуюсь этим и не буду ничего вам рассказывать об этом. Этого достаточно - вашего ощущения, что ваше тело не имеет веса, что оно стало невесомым.

Всякий раз, когда вы почувствуете такую невесомость, осознайте с закрытыми глазами форму своего тела. С закрытыми глазами почувствуйте пальцы ног и их форму, ноги и их форму, а затем форму всего тела. Если вы сидите в сиддхасане, в позе будды, то ощутите форму себя, сидящего в позе будды. Попро­буйте почувствовать форму своего тела изнутри. Она станет видной вам, она появится перед вами, и одновременно вы осознаете, что как раз вокруг формы имеется голубоватый свет.

Сначала делайте это с закрытыми глазами. А когда этот свет будет распространяться постоянно, и вы почувствуете ауру, голубоватую ауру вокруг всей своей формы, то иногда, когда вы делаете это без света в темной комнате, откройте глаза, и вы увидите ее в точности вокруг вашего тела. Если вы хотите видеть ее в действительности, не с закрытыми, а с открытыми глазами, то проделывайте это в темной комнате, в которой нет никакого света.

Эта голубоватая форма, этот голубоватый свет является присутствием эфирного тела. Вы имеете много тел. Эта техника имеет дело с эфирным телом, а через эфирное тело вы можете войти в высочайший экстаз. Всего имеется семь тел, и каждое из них может быть использовано для входа в божественное; каждое тело является просто дверью.

Эта техника использует эфирное тело, эфирное тело легче всего осознать. Более глубокие тела труднее осознать; но эфир­ное тело как раз рядом с вами, как раз рядом с физическим телом. Оно совсем рядом. Вторая форма является эфирной - как раз вокруг вас, как раз вокруг вашего тела. Она пронизывает ваше тело, а также существует вокруг вашего тела в виде туманного света, голубого света, окружающего ваше тело как свободное одеяние.

Внимательная Дэви, войди в эфирное присутствие, рас­пространяясь далеко выше и ниже своей формы.

Далеко выше и ниже - везде вокруг своей формы. Если вы можете видеть этот голубой свет вокруг себя, то мышление немедленно прекращается, потому что для эфирного тела не требуется никакого мышления. А голубой свет является таким успокаивающим, таким облегчающим, таким расслабляющим. Даже обычный голубой свет является успокаивающим. Почему? Потому что это цвет вашего эфирного тела. Голубое небо: является таким успокаивающим. Почему? Потому что это цвет вашего эфирного тела, а эфирное тело является очень успокаи­вающим.

Всякий раз, когда кто-то любит вас, когда кто-то прикаса­ется к вам с глубокой любовью, он прикасается к вашему эфирному телу. Вот почему вы воспринимаете его, как нечто успокаивающее. Ваше эфирное тело может быть даже сфотографировано. Два любящих в состоянии глубокой любви, они занимаются любовью: если их совокупление может продолжать­ся дольше определенного времени, более сорока минут без эякуляции, то вокруг обоих тел, слившихся в любви, появляется голубой свет. Он был даже сфотографирован.

И иногда при этом наблюдаются очень странные явления, потому что этот свет является очень тонкой электрической силой. Во всем мире много раз случалось так, что новая пара, поселяющаяся в новой комнате на медовый месяц, или в их первую ночь, когда они еще не знают тел друг друга и не знают, что возможно... Если оба тела находятся в некоторой вибрации любви, притяжения, глубокой вовлеченности и соучастия - открытые, уязвимые друг перед другом, готовые стать единым пространством, - то иногда самопроизвольно случается так, что их тела становятся настолько наэлектризованными, их эфирные тела становятся настолько живыми, что предметы в комнате начинают падать.

Очень странное явление: на столе стоит статуэтка - вдруг она падает. Вдруг разбивается стакан на столе. В комнате нет никого другого, только пара, занимающаяся любовью, и они не прикасались к этому стакану. Или внезапно что-то загорается... О подобных случаях имеются отчеты в полицейских участках всего мира, на эту тему было проведено много исследований. Исследования показали, что два человека в состоянии глубокой любви могут создать такие электрические силы, что они могут воздействовать на предметы вокруг них.

Эти силы проходят также через эфирное тело. Ваше эфир­ное тело есть ваше электрическое тело. Всякий раз, когда вы переполнены энергией, вы имеете эфирное тело больших разме­ров. Когда вы печальны, подавлены, вокруг вашего тела нет никакого эфирного тела. Оно отступает внутрь физического тела. Поэтому рядом с грустным человеком, рядом с подавлен­ным человеком вы тоже чувствуете себя подавленным. Если грустный человек входит в комнату, то вы ощущаете, что что-то не так, поскольку его эфирное тело воздействует на вас немедленно. Он становится эксплуататором, поскольку его собственные эфирные силы так подавлены, что он начинает подпитывать их за счет других.

Печальный человек сделает вас печальным, подавленный человек сделает вас подавленным, больной человек сделает вас больным, потому что он не всегда то, что вы видите; иногда на вас все время воздействует нечто скрытое, невидимое. Даже если он ничего не говорит, даже если он внешне улыбается, но если он подавлен, то он будет использовать вас. Ваше эфирное тело будет терять свою энергию - он будет эксплуатировать вас, он будет питаться вами. Когда кто-то счастливый входит в комнату, где вы находитесь, немедленно вокруг себя вы ощущаете счастье, потому что он выбрасывает очень много эфирной силы. Он, в действительности, устраивает вам пир; он кормит вас. Он имеет так много, что это переполняет его.

Когда рядом с вами находится Будда, или Христос, или Кришна, то они все время задают вам пир, вы постоянно у них в гостях. И после нахождения рядом с Буддой вы чувствуете себя таким посвежевшим, таким живым, таким жизнеспособным, таким помолодевшим. Что случилось? Будда мог даже ничего не сказать. Даже даршан, всего лишь взгляд, и вы чувствуете, как что-то изменяется внутри вас, как что-то входит в вас.

Что в вас входит? Он так переполнен своей энергией... А тот, кто находится в равновесии с самим собой, всегда перепол­нен, потому что его энергия не расходуется на ненужную чепуху, на которую расходуется ваша энергия. Он всегда переполнен, и кто бы ни подошел к нему, может взять у него. Иисус говорит: «Приходите ко мне. Если вы ощущаете тяжкое бремя, приходи­те ко мне. Я сниму с вас бремя». На самом деле он ничего не делает; достаточно только его присутствия.

Говорят, что когда богочеловек, тиртханкара, аватара, Христос движется по земле, вокруг него создается определенная среда. Джайна-йоги даже измерили это. Они говорят о двадцати четырех милях. В радиусе двадцати четырех миль вокруг тиртханкары все наполняется его энергией: знающий об этом или незнающий, друг или враг, последователь или противник - все это не имеет значения.

Если вы его последователь, то вы наполняетесь в большей степени, потому что вы более открыты; если вы противник, то вы наполняетесь, но в меньшей степени, потому что вы закрыты, - но все равно вас заливает энергией. Один человек является таким источником, такой сокровищницей; если его ничего не возмущает, он безмолвен, он спокоен, он дома, то он является таким источником, что на двадцать четыре мили во всех направлениях от него создается определенная среда. И находясь в этой среде, вы занимаетесь непрерывным пиршеством.

Это происходит благодаря эфирному телу. Эфирное тело есть ваше электрическое тело. То тело, которое мы видим, является физическим, материальным. Жизнь зависит не от него. Жизнь приходит в это тело благодаря электрическому, эфирному телу. Это ваша прана, это ваша жизненная сила.

Поэтому Шива говорит: Добросердечная Дэви, войди в эфирное присутствие...

Сначала вы должны будете осознать форму, которая окру­жает вашу физическую форму, а когда вы осознаете это, тогда вы должны будете помочь ей расти, помочь ей увеличиваться и расширяться. Что вы можете сделать?

Просто сидя молча, глядя на нее, ничего не делая, просто глядя на голубоватую форму вокруг вас, просто глядя на нее, вы почувствуете, что она увеличивается, расширяется, становится все больше и больше. Потому что, когда вы ничего не делаете, вся энергия идет в эфирное тело. Запомните это. Когда вы делаете что-нибудь, энергия берется из эфирного тела.

Лао-Цзы говорит: «При недеянии никто не сильнее меня. Когда я ничего не делаю, никто не сильнее меня. Тот, кто силен путем делания, может быть побежден». Лао-цзы говорит: «Меня нельзя победить, потому что моя энергия идет от недеяния". Так что секрет в том, чтобы ничего не делать.

Что делал Будда под деревом бодхи? Ничего не делал. Он был в тот момент ничего не делающим. Его не было. Просто сидя, он достиг предельного. Это озадачивает. Мы прикладываем так много усилий и ничего не достигаем, а Будда ничего не делал под деревом бодхи и достиг предельного.

Когда вы ничего не делаете, ваша энергия не движется наружу. Она вливается в эфирное тело. Она там накапливается. Ваше эфирное тело становится хранилищем электрической энергии. И чем больше оно растет, тем в большей степени вы становитесь безмолвным. Чем в большей степени вы становитесь безмолвным, тем больше оно растет. А раз вы знаете, как дать энергию эфирному телу и как не тратить ее бесполезно, то вы пришли к осознанию, вы пришли к познанию тайного ключа. Тогда вы можете быть празднующим. На самом деле только тогда вы можете быть празднующим. Такой, каким вы являетесь сейчас, с утечками энергии, как вы можете быть празднующим? Как вы можете быть торжествующим? Как вы можете цвести? Цветы являются предметом роскоши. Когда дерево переполнено энергией, появляются цветы. Цветы всегда являются роскошью, Если дерево голодает, цветы не появляются, потому что даже для листьев тогда нет пищи, даже для корней тогда нет пищи. Есть определенная иерархия: сначала питаются корни, потому что они являются основой всего. Если они исчезнут, то для появления цветов не будет никаких возможностей. Затем будет питаться ствол, затем будут питаться ветви. Если все в порядке и энергия еще имеется, то будут питаться листья, а если и тогда все еще имеется пища и дерево полностью удовлетворено и не нуждается в пище, не нуждается в энергии для существо­вания и выживания, то тогда внезапно оно расцветает. Избыточ­ная энергия превращается в цветы. Цветы являются пиром для других. Это преподнесение. Это дар от дерева вам.

То же самое происходит и в человеке. Будда является деревом, которое расцвело. Теперь энергия так переполняет его, что он приглашает всех вместе и каждого в отдельности прийти и разделить с ним ее.

Сначала попробуйте первую технику, а затем вторую. Вы можете делать их и раздельно, но вам будет гораздо труднее осознать голубоватую форму эфирного тела.

 

 

Глава 16 (64)

ОТСУТСТВИЕ ВЫБОРА ЯВЛЯЕТСЯ БЛАЖЕНСТВОМ

5 июля 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

 

Как получается так, что большинство выбирает страдание?

Как можем мы надеяться на появление просветленного общества?

Первый вопрос:

 

Верно ли, что перед человеком имеются только две альтернативы - печальная жизнь, проходящая в страданиях, или жизнь, полная божественного и блаженства, - и этот выбор предоставлен ему самому? Как же так получается, что большинство выбирает путь печали и страданий?

 

Это очень важный вопрос, но также и очень деликатный. Первое, что нужно понять, заключается в том, что жизнь является весьма парадоксальной, вследствие чего случается многое. Имеются две альтернативы: человек может быть или на небесах, или в преисподней - и нет никакой третьей возможнос­ти. Вы можете быть или в глубоком страдании, или не иметь никаких страданий и быть в глубоком блаженстве. Есть только эти две возможности, два варианта, две двери, два типа бытия.

Тогда с необходимостью возникает вопрос - почему же человек выбирает пребывание в страдании? Человек никогда не выбирает страдание, человек всегда выбирает блаженство - и отсюда парадокс. Если вы выбираете пребывание в блаженстве, то вы пребываете в страдании, потому что быть в блаженстве означает быть не выбирающим. В этом проблема. Если вы выбираете пребывание в блаженстве, вы будете жить в страда­нии. Если вы не выбираете, если вы просто остаетесь не выбира­ющим свидетелем, вы будете пребывать в блаженстве. Так что это не вопрос выбора между блаженством и страданием; по большому счету это вопрос выбора между выбором и отказом от выбора.

Почему так получается, что всякий раз, когда вы выбира­ете, вы страдаете? Потому что выбор разделяет жизнь: что-то должно быть отрезано и отброшено. Вы не приемлете целое. Вы что-то приемлете в нем, а что-то отвергаете - вот что означает выбор. А жизнь является тотальностью, жизнь является целос­тным явлением. Если вы что-то выбираете, а что-то отвергаете, то все то, что вы отвергаете, вернется к вам, потому что жизнь невозможно разделить. И то, что вы отвергаете, именно потому, что вы отвергаете его, становится чем-то более сильным, чем вы. Вы начинаете бояться его.

Ничто не может быть отвергнуто. Вы можете только за­крыть глаза на это. Вы можете только убежать. Вы можете стать невнимательным к нему, но оно всегда будет, скрытое и ожида­ющее момента, когда можно проявиться. Таким образом, если вы отвергаете страдание - если вы утверждаете, что не собира­етесь выбирать страдание, - то некоторым образом вы выбираете именно страдание. Теперь оно всегда будет вокруг вас.

Жизнь является целостностью - это первое; жизнь являет­ся изменением - это второе. Это фундаментальные истины. Вы не можете разделить жизнь. Кроме того, ничто не является стоячим, ничто не бывает навсегда. Поэтому, когда вы скажете: «Я не собираюсь страдать. Я собираюсь выбрать блаженный образ жизни», вы будете цепляться за счастье. А когда вы цепляетесь за что-нибудь, вы желаете его, вы надеетесь, что оно будет постоянным. А ничто не может быть постоянным в жизни. Жизнь является текущим потоком.

Поэтому, когда вы цепляетесь за счастье, вы снова порож­даете страдание, потому что это счастье пройдет; ничто не может остаться навсегда. Это река, и в тот момент, когда вы уцепились за реку, вы создали ситуацию, в которой вы будете разочарова­ны, потому что река будет течь. Рано или поздно вы обнаружите, что река утекла от вас. Теперь она не с вами: ваши руки пусты и ваше сердце разочаровано.

Если вы цепляетесь за блаженство, то моменты блаженства будут, но они пройдут. Жизнь является потоком. Ничто в ней не может быть постоянным, кроме вас. Кроме вас, ничто не является вечным здесь, и если вы цепляетесь за изменяющиеся вещи, то когда они уйдут, вы будете страдать. И вы будете страдать не только тогда, когда они уйдут; если вы имеете цепляющийся тип ума, то даже когда они еще не ушли, вы не сможете наслаждаться ими, потому что вы будете все время бояться, что их можно потерять.

Если вы цепляетесь за что-либо, вы теряете все возможнос­ти. Позже вы будете страдать, а прямо сейчас вы тоже не наслаждаетесь, потому что страх сразу же за углом - рано или поздно то, что вы имеете, должно уйти от вас. Гость приехал в ваш дом, и вы знаете, что это гость и что завтра утром он должен покинуть вас. Вы начинаете страдать из-за будущего - завтра утром он покинет вас, - и эта боль, это страдание, эта мука преследуют вас уже сейчас. Вы не можете быть счастливым, пока гость в вашем доме. Пока гость с вами, вы не можете быть счастливым, потому что вы уже в беспокойстве и страдании, что завтра утром он уедет. Так что пока он здесь, вы не являетесь счастливым, а когда он уедет, вы будете несчастным. Вот как получается.

Итак, первое: жизнь нельзя разделить на части. Вы можете выбирать только в том случае, если разделяете. А то, что вы выбираете, является подобным потоку - рано или поздно оно уйдет, - а то, что вы отвергаете, падет на вас; вы не сможете избежать его. Вы не можете сказать: «Я буду жить только днем, я буду избегать ночей». Вы не можете сказать: «Я буду жить, только вдыхая, я не буду выдыхать».

Жизнь является постоянной сменой противоположностей. В дыхании существует вдох и выдох: между этими двумя противоположностями - вдохом и выдохом - вы существуете. Здесь и страдание, здесь и счастье. Счастье подобно вдоху, страдание подобно выдоху. Или день и ночь - постоянная смена противоположностей. Вы не можете сказать: «Я буду жить только в том случае, если буду счастлив. Когда я не счастлив, я жить не буду». Вы можете занять эту позицию, но эта позиция заставит вас еще больше страдать.

Никто не выбирает страдание, запомните это. Вы спраши­ваете, почему человек выбрал страдание. Никто не выбрал страдание. Вы выбрали не страдание, вы выбрали счастье, вы страстно его желаете. Вы делаете все, чтобы быть счастливым, вот почему вы страдаете, вот почему вы не счастливы.

Так что же делать? Помните, что жизнь является целост­ной. Вы не можете выбирать - нужно прожить всю свою жизнь. В ней будут моменты с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.012 с.)