Что такой длины? Ширины? Высоты? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такой длины? Ширины? Высоты?



 

Эта игра направлена на формирование умений и навыков выделять отдельные свойства и параметры предметов – длину, ширину, высоту.

Вырежьте несколько бумажных полосок, совпадающих по длине с высотой, шириной и длиной некоторых предметов, находящихся в комнате (стол, шкаф и т. п.) Затем поочередно показывайте их ребенку и просите его угадать предмет, которому соответствует та или иная полоска. Для этого ему нужно будет сравнить высоту разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской.

Сначала покажите полоску, равную высоте одного предмета, затем – ширине другого и т. п. Следите за тем, чтобы ребенок измерял именно тот параметр, который вы задали.

 

Пляшущие человечки

 

Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков 3–4 видов. Например, у одного человечка ножки вместе, а ручки в стороны, у другого – ножки в стороны, а ручки опущены вниз, у третьего – ручки и ножки разведены в стороны, а четвертый стоит смирно (рис. 26).

 

Рис. 26. Игра «Пляшущие человечки»

 

Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку познакомиться с пляшущими человечками и отметить карандашом только тех, которые стоят смирно.

Затем игру можно усложнять, вводя новые типы фигурок человечков или дополнительные детали.

 

Скороговорки

 

Развитию речи способствуют скороговорки и чистоговорки, которые дети очень любят. Попробуйте выучить их вместе с ребенком.

 

Катает кот моток.

Паук паутину ткет.

 

Дает Катеринке

Картинки Каринка,

Картинки в корзинку

Кладет Катеринка.

 

Шесть котят у Темки

В прятки играют в потемках.

Два котенка – в котомке,

Два котенка – в кофтенке,

Два котенка – в картонке.

Не наткнись в потемках

На котенка, Темка!

 

Шла Саша по шоссе

И сосала сушки.

 

Кирочки, Кирюшки,

Девочки и мальчики!

Берегите на морозе

Носики и пальчики!

Варежки – на ручки,

Валенки – на ножки,

Мчатся санки и коньки

По ледяной дорожке!

 

Щечки, словно яблочки,

На носу – снежинки,

Девочки и мальчики

Скачут, как пружинки.

 

Паук под потолком,

Платок под колпаком.

 

Пекла для Надюшки

Катюшка ватрушку;

Надюшка Катюшке

Сшила подушку.

 

На лесной опушке

Собрались лягушки.

Квакают хвостушки,

Хвастают квакушки.

Хватит квакать!

Хватит хвастать!

Не хвастайте, квакушки!

Не квакайте, хвастушки!

 

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!

 

А я, – шептала мышка, —

Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

 

Поешь пшена немножко

И спать ложись, мой крошка.

 

Лишь голову положишь —

Во сне увидеть сможешь

То, что шепнет на ушко

Волшебная подушка».

 

 

Где ошибся Буратино?

 

Перед началом игры вы можете вспомнить вместе с ребенком сказку о непоседливом Буратино, а затем рассказать примерно такую историю: «Сегодня Мальвина хотела научить Бу-ратино рисовать красивые узоры. Сначала она нарисовала узор сама и попросила Буратино изобразить точь-в-точь такой же. Буратино начал рисовать, но все время отвлекался то на бабочек, то на паучков, и у него получалось то правильно, то неправильно. Помочь Буратино можешь только ты: для этого тебе нужно найти ошибки, которые он сделал и исправить их».

 

Рис. 27. Игра «Где ошибся Буратино?»

 

Дайте ребенку лист бумаги с заранее нарисованными узорами (рис. 27). Верхний узор – рисунок Мальвины, а нижний – Буратино.

 

Пары картинок

 

Сделайте набор из 7–8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их перед ребенком в две колонки. Например, справа от картинки, на которой нарисован цветок, кладется картинка с изображением луга, слева – с изображением коровы, а справа – с изображением молока. Возможны любые взаимосвязи предметов.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть, познакомиться с этими картинками и постараться запомнить как можно больше картинок из одного ряда. Через 1–2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время для запоминания или отдаляя связи между картинками (например, если сначала для запоминания картинки с изображением мальчика предлагалась картинка с игрушечной машинкой, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса).

 

Пары слов

 

Это более сложный вариант игры «Пары картинок», предназначенный для детей, умеющих читать. Сначала предложите ребенку несколько карточек со словами (начать можно с 5–6), поставив каждое из них в пару с другим словом, связаннымс нимпо смыслу. Например, корова – молоко, мальчик – машина, стол – стул и т. п. Попросите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем вы показываете первое слово пары, а ребенок должен назвать второе. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар и соединяя в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

Можно обойтись и без карточек, называя слова вслух.

 

Говорящие рисунки

 

Игру с ребенком вы можете начать с такого рассказа: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые происходили и которые им надо было сохранить и запомнить (или передать кому-нибудь другому), они рисовали.

Такой вид записи назвали пиктографией. Им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы с тобой тоже можем передавать друг другу сообщения с помощью нарисованных историй».

Объясните ребенку, что при таком способе передачи информации рисунки должны быть очень простыми и в то же время понятными. Только тогда они будут «говорящими». Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим такой: Колобок пошел в лес и встретил волка (рис. 28).

 

Рис. 28. Игра «Говорящие рисунки»

 

Как видите, запись очень схематична, но полностью отражает все то, что произошло. Придумайте вместе с ребенком, как можно нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку.

 

Поезд

 

Игра способствует развитию логического мышления. Для игры вам понадобятся 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка будет отдельным вагончиком, и все картинки должны быть разными. Поезд нужно сделать один, но вместе и по очереди. Для этого каждый из вас берет по 5 картинок. Вы сообщаете ребенку: «Сейчас мы будем строить поезд из картинок-вагончиков. Я кладу первую картинку – это паровоз. Потом ты кладешь свою, и так будем класть по очереди.

Но у настоящего поезда вагончики друг с другом соединены, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Но как это сделать? А вот как.

Кладем картинку, на которой нарисована тарелка. За ней можно положить любую картинку, например картинку, на которой нарисована кастрюля. Мы скрепили тарелку и кастрюлю потому, что и тарелка, и кастрюля – посуда. После кастрюли кладем картинку, на которой нарисована лейка. Мы скрепили кастрюлю и лейку потому, что они сделаны из одинакового материала – металла. А теперь кладем картинку с машиной, в которой возят воду (поливальная машина). Мы скрепили лейку и поливальную машину потому, что в лейку и в поливальную машину набирают воду для полива. А теперь мы по очереди будем класть свои вагончики-картинки и объяснять, как их нужно скрепить».

Картинки можно выкладывать в произвольном порядке. Главное, чтобы ребенок аргументированно объяснял свое скрепление. Когда поезд будет готов, проверьте вместе с ребенком, надежно ли скреплены вагоны. Игру можно продолжать с этими же картинками, а можно добавлять новые.

 

Чего на свете не бывает!

 

Игра на активизацию творческого потенциала вашего ребенка. Предложите ребенку пофантазировать и нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем попросите его рассказать, что он нарисовал.

Вы тоже можете нарисовать свою картинку и, обсуждая ее вместе с ребенком, узнать о своем предмете что-то необыкновенное.

 

Назови соседей

 

В этой игре можно осваивать счет и азы арифметики – сложение и вычитание. В игре могут участвовать от двоих до пяти-шести человек.

Все встают в круг, один из играющих держит в руках мяч. Он бросает его партнеру, называя любое число (от 0 до 10). Тот, кто поймал мяч, должен назвать «соседей» этого числа (число, на 1 большее и число, на 1 меньшее названного). После этого он произносит свое число и бросает мяч следующему игроку.

 

Узнай, кто я

 

Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь не очень сложное, например цветок или рыбку. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки). Возможные варианты представлены на рисунке 29.

Таких схематических рисунков можно придумать много, важно, чтобы они были простыми по форме и понятными ребенку.

 

Рис. 29. Игра «Узнай, кто я»

 

Этот вариант упражнения подойдет для вашего ребенка, если он уже знает цифры. Вы рисуете фигуру из точек, рядом с которыми стоят цифры, и предлагаете ребенку соединить все точки по порядку.

 

Разбитое стекло

 

Эта игра развивает логическое мышление. Задание для игры представлено на рисунке 30.

 

Рис. 30. Игра «Разбитое стекло»

 

Инструкция ребенку: помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку.

 

Полицейский

 

Эта игра развивает логическое мышление. Задание для игры представлено на рисунке 31.

 

Рис. 31. Игра «Полицейский»

 

Инструкция ребенку: какой из четырех ключей внизу рисунка совпадает по форме с замочной скважиной?

 

Муха

 

Для игры вам понадобится нарисованный квадрат, разделенный на девять клеточек. В самом центре сидит муха, которая может совершать движения по клеткам – на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Ход назад, на предыдущую позицию, недопустим (рис. 32). Игрокам нельзя выпустить муху за пределы девятиклеточного поля.

 

Рис. 32. Игра «Муха»

 

Лучше, если в игре участвуют 2–3 человека. Все ходят по очереди, при этом каждый называет вслух свой ход перемещения мухи. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий муху за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле; действия производятся медленно. Пальцем фиксировать движение мухи нельзя. Через некоторое время поле можно закрыть, и каждый игрок продолжает игру, ориентируясь на свое зрительное представление о поле.

Для детей дошкольного возраста качества и свойства предметов зачастую неотделимы от самих предметов. Дети не сразу определяют сходные свойства между различными предметами, не всегда легко могут выявить главные и существенные признаки. Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие именно этих навыков.

 

Угадай, что спрятано

 

В этой игре от ребенка потребуется умение образно мыслить, так как ему нужно будет представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описания разных предметов. Сначала опишите ребенку внешний вид хорошо знакомой ему игрушки, например: «Желтого цвета, туловище круглое и мягкое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Предметы можно прятать, и если ребенок угадал, отдавать их ему. Игру можно усложнить: прятать предметы в «чудесный мешочек» и предлагать ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

 

Волшебные очки

 

Инструкция для ребенка: «Представь, что ты надел волшебные круглые очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Посмотри по сторонам и назови все круглые предметы в комнате, квартире.

А теперь представь, что в этих очках ты оказался на улице. Назови все предметы круглой формы, которые ты можешь встретить. А теперь представь, что ты надел квадратные очки…»

Очки могут быть самые разнообразные – светлые (те, через которые видно только светлые предметы), красные, шершавые, гладкие ит.д.

 

Яркий и желтый

 

Эта игра – усложненный вариант предыдущей. Может быть, поначалу ребенку понадобится ваша помощь. Предложите ему вспомнить и назвать предметы, которые обладали бы сразу двумя свойствами. Например, яркий и желтый (солнце, свет, лампа, мяч, одежда и т. д.). Можно называть предметы с ребенком по очереди.

Следующим этапом может быть усложненное задание – назвать два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками. Варианты: колючий – черный – тихий яркий – тяжелый – шумный светлый – легкий – звенящий белый – хрустящий – съедобный

 

Четвертый лишний

 

Это игра на развитие логического мышления. Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых можно объединить общим понятием. Ребенку необходимо убрать «лишнюю», то есть не подходящую к остальным, картинку и отложить ее в сторону.

 

Рис. 33. Игра «Четвертый лишний»

 

Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; ель, береза, дуб и земляника; огурец, капуста, морковь и заяц и т. п. Примеры наборов картинок представлены на рисунке 33. Постарайтесь выслушать все объяснения ребенка, даже если он неправ. Вполне возможно, что малыш уберет не зайца, а огурец, так как более важной ему покажется связь зайца с морковкой и капустой. Расскажите, как можно объединить рисунки по-другому и почему: «Огурец, капуста и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц не овощ, поэтому он лишний». Если у ребенка вызывает затруднение словесное объяснение своих действий, сами называйте обобщающие слова.

 

Отгадай загадки

 

 

В этом домике жильцы —

Все умелые пловцы.

Что за дом у них такой,

До краев налит водой?

 

(Аквариум)

 

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем.

 

(Бублик)

 

То по лесу кружит,

То в поле свистит.

Но мы не видали,

Каков он на вид.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

 

(Ветер)

 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой;

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

 

(Вишня)

 

Не машина, а железный,

Со шляпкой, а не гриб.

 

(Гвоздь)

 

Два брата через дорожку живут,

А друг друга не видят.

 

(Глаза)

 

Дом без окон и дверей:

В нем – шесть кругленьких детей,

В темноте проводят дни.

Угадайте, кто они?

 

(Горошинки)

 

Клубок, а не пушистый,

Колючий да ершистый.

 

(Ежик)

 

По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду.

(Снежный ком)

Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу.

Смирно лежать я никак не хочу.

 

(Мяч)

 

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

 

(Портфель)

 

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него

И не станет ничего.

 

(Одуванчик)

 

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь.

 

(Костер)

 

Лишнее слово

 

Инструкция ребенку: «Назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее». Варианты рядов слов:

– щука, лещ, окунь, рак;

– ромашка, василек, сирень, колокольчик;

– Вася, Коля, Лена, Егорова;

– ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;

– заяц, лось, медведь, волк, овца;

– ухо, лицо, нос, рот, глаз;

– рысь, слон, тигр, кошка, лев;

– змея, паук, ящерица, цветок, улитка;

– мяч, коньки, качели, клюшка;

– гусь, лебедь, павлин, курица, корова;

– диван, кровать, шкаф, стол, глобус;

– молоко, сметана, сыр, мясо, кефир.

 

Найди отличие и сходство

 

Даны предметы: шкаф, компьютер, книга, кроссовки, рюкзак, автомобиль. Чем каждый из этих предметов отличается от магнитофона, кошки, кастрюли, карандаша, холодильника, птицы?

Найди как можно больше отличий. Например: шкаф – большой, нужен для хранения вещей, не нуждается в электричестве; магнитофон – маленький, вещи в нем не хранят, работает от электричества.

Теперь предложите ребенку найти общие признаки предметов, о которых только что говорили. Например: шкаф и магнитофон – предметы домашнего обихода, темные, тяжелые, гладкие и т. д.

Ребенок может находить общие признаки, рассматривая эти предметы, трогая руками и т. д.

 

Группировка слов

 

В какие группы и по какому признаку можно объединить следующие слова: пуля, шмель, крокодил, окунь, орел, жук-носорог, бабочка, лодка, голубь. Предложите ребенку назвать группы слов и объяснить, почему он объединил эти слова. Например:

– пуля, шмель, бабочка, орел, голубь – летающие объекты (функциональное обобщение);

– орел, голубь – птицы (категориальное обобщение);

– шмель, жук-носорог, бабочка – насекомые (категориальное обобщение);

– орел, крокодил – хищники (категориальное обобщение) и т. д.

А сколько групп можно составить из слов: бассейн, стул, море, кастрюля, плита, раскладушка, озеро, вилка, ложка, мойка, океан?

 

Кто больше?

 

 

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может лететь, ехать или прыгать.

Например, лететь может вертолет, парашютист, птица, бабочка, комар, стрела, воздушный шар, воздушный змей и т. д.

Спросите ребенка, какими способами можно сообщить новость другому человеку? Перечислите вместе с ним как можно больше способов. Например: можно сказать словами, можно передать с помощью жестов, можно написать и т. д.

 

В мире животных и предметов

 

Инструкция ребенку: «Представь, что на какое-то время ты превратился в домашнее животное, например в собаку, попугайчика, кролика или курицу. Что бы ты кушал? Чем бы занимался утром, днем, вечером? Каким был бы твой хозяин? Где бы ты спал, гулял? Какие у тебя были бы друзья?»

Предложите ребенку составить рассказ от имени выбранного им животного на тему «Один день из моей жизни».

Теперь предложите ребенку составить рассказ от имени одного из предметов домашнего обихода. Выбери такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ следующие вопросы. Как я выгляжу? Какого я цвета и формы? Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом? Как я попал в дом? Что я могу делать или что со мной можно делать? Какие интересные истории со мной происходили? С какими предметами я дружу? Чем я занимаюсь в свободное время?

 

Сюжетный рассказ

 

Предложите ребенку составить рассказ по каждой из картинок, представленных на рисунке 34. Вы можете помочь ему, задавая вопросы, на которые он должен ответить. Что произошло до события, изображенного на картинке? Что думает каждый из героев? Что происходит сейчас? Что он чувствует? Что он видит? Что слышит? Чего хочет? Что будет дальше?

 

Рис. 34. Игра «Сюжетный рассказ»

 

Что я делаю

 

Предложите ребенку назвать все движения, из которых состоит какое-либо действие:

– шить;

– варить;

– кушать;

– одеваться;

– умываться;

– бежать;

– прыгать.

Например, шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

 

Кто раньше?

 

Эта игра на установление временных и логических связей. Начать вы можете так: «Однажды знакомый мальчик Дима мне рассказал, как начинается день в их семье: «Утром в нашей семье мама просыпается и встает обычно после бабушки. Бабушка встает после кошки Дашки, а я просыпаюсь после мамы». Спросите ребенка, кто встает в семье Димы раньше всех и кто позже всех?

 

Самый-самый

 

Покажите ребенку рисунок 35 и спросите: «Кто из животных самый большой, самый длинный, самый тяжелый?».

 

Рис. 35. Игра «Самый-самый»

 

Затем предложите ребенку ответить на следующие вопросы:

– кто самый старший, а кто самый младший, если Дима старше Кати, а Катя старше Антона;

– кто самый высокий, а кто самый низкий, если Антон выше Славы, а Слава выше Юли;

– кто самый толстый, а кто самый худой, если Дима худее Жени, но толще Алеши;

– кто прыгает выше всех, а кто ниже всех, если Юля прыгает выше Миши, но ниже Ромы?

 

Чего больше?

 

Покажите ребенку рисунок 36 и попросите ответить на вопрос: «Каких предметов на картинке больше, а каких меньше?».

 

Рис. 36. Игра «Чего больше?»

 

Чем измерить?

 

В этой игре ребенку предлагается ответить на вопросы, представленные ниже.

Как и чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, бревно, жилой дом, твой рост, высоту стены до потолка, машину, карандаш, дорогу от дома до детского сада. Расскажи, как бы ты стал измерять эти объекты.

Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный торт: муку, соль, ванилин, молоко, сахар, какао, масло. Сколько бы ты взял каждого продукта для одного торта? А если бы ты хотел приготовить этот торт для большого-большого великана, чем бы ты стал отмерять продукты? Сколько бы ты взял каждого продукта? В какой посуде ты бы готовил?

 

Богатыри

 

Задание к этой игре представлено на рисунке 37.

 

Рис. 37. Игра «Богатыри»

 

Инструкция для ребенка: расставь богатырей в шеренгу по росту – от самого большого к самому маленькому. Покажи, какой богатырь должен стоять первым, какой – вторым, какой – третьим и т. д. Поставь под каждым богатырем его номер по порядку.

 

Большой-маленький

 

Эта игра активизирует словарный запас ребенка и быстроту реакции при подборе нужного слова. Она направлена на развитие мышления и воображения. Предложите ребенку поиграть: «Я буду называть слово, а ты – противоположное ему по смыслу, например «большой – маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 

Толкование пословиц

 

В повседневной жизни ребенок слышит те или иные пословицы и поговорки. Предложите ему объяснить смысл какой-либо пословицы. Если у него сразу не получится, то первые пословицы растолкуйте сами.

 

Любишь кататься, люби и саночки возить.

 

 

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

 

 

Как аукнется, так и откликнется.

 

 

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 

 

Тише едешь – дальше будешь.

 

 

Что посеешь, то и пожнешь.

 

 

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

 

 

Буква заблудилась

 

Предложите ребенку 3–4 картинки, подобранные так, чтобы определенная буква встречалась только в одном из названий предметов, изображенных на них (например, лиса, волк, медведь – буква «с»). Ребенок должен выбрать именно эту картинку.

Игра проводится в три этапа.

1. Буква находится в начале слова.

Например: слон, волк, кот. В каком слове есть буква «с»?

2. Буква находится в середине слова.

Например: лист, роза, баран. В каком слове есть буква «с»?

3. Буква «с» – в конце слова.

Например: колос, чашка, яблоко. Определите слово.

 

Что бывает?

 

Предложите ребенку назвать предметы, отвечая на следующие вопросы.

Что бывает красным? Зеленым? Синим? Что бывает квадратным? Прямоугольным? Что бывает холодным? Горячим? Что бывает жидким? Твердым? Что бывает гудящим? Звенящим?

 

Отгадай по признакам

 

Вы загадываете слово, а ребенок пытается отгадать его, задавая наводящие вопросы. При этом формулировать их нужно таким образом, чтобы ответ был однозначным – «да» или «нет». Допустим, вы загадали слово «яблоко».

Приведем пример игры.

– Твердое? – Нет.

– Квадратное? – Нет.

– Круглое? – Да.

– Съедобное? – Да.

– Растет на дереве? – Да.

– Яблоко? – Да.

 

Подбери рифму

 

Предложите ребенку подобрать рифму к заданному слову. Например: кошка – мышка, мошка, ложка, крошка и т. д.

 

Логическая цепочка

 

Ребенку предлагается первое и последнее слово смысловой цепочки. Он должен вставить ряд слов, логически связывающих предыдущее и последующее слова между собой так, чтобы первое и последнее тоже оказались связанными по смыслу. Например, река – обезьяна. Логическая цепочка: река – море – остров – пальма – обезьяна.

Пары слов могут быть следующими:

– мальчик – приключения;

– Африка – дети;

– олени – варежки;

– трава – сметана.

 

Запомни стихотворение

 

Ребенку предлагается прослушать и запомнить четверостишия. Желательно, чтобы он слышал их в первый раз. Затем, сразу же после прослушивания, ребенок должен воспроизвести их. В усложненном варианте он делает это после небольшой паузы.

 

Облако, облако,

Шерстка колечками,

Очень ты, облачко,

Схоже с овечками.

 

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

 

Бедный мишка заболел —

Мишка много меду ел.

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!»

 

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

 

 

Художник

 

В этой игре ребенок играет роль художника. Сначала он внимательно рассматривает того, кого собирается рисовать, потом отворачивается и дает его подробный словесный портрет. Если возникают затруднения, то можно задавать наводящие вопросы.

 

Разведчики

 

В эту игру лучше играть, когда к ребенку пришли гости. В комнате нужно расставить стулья в произвольном порядке, распределить роли – «разведчик», «командир», «отряд» (несколько человек). «Разведчик» идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, – прокладывает маршрут, а «командир» смотрит и запоминает дорогу, после этого он должен провести свой «отряд» тем же путем. Потом ролями можно меняться, при этом каждый новый разведчик прокладывает свой новый маршрут.

 

Наоборот

 

Ведущий задает вопросы, которые требуют однозначного ответа – «да» или «нет». Ребенок должен ответить на вопрос словом и кивком или покачиванием головы. При этом слову «да» соответствует отрицательное покачивание головой, а слову «нет» – утвердительный кивок.

 

Определи по звуку

 

Возьмите несколько стаканов или чашек. Налейте в них воду так, чтобы ее уровень в каждой емкости был разным: четверть, половина, две трети, полная и пустая. Сначала вы вместе с ребенком стучите по емкостям, например, карандашом и слушаете звук, запоминая, как звучит каждый стакан. После этого ребенок отворачивается, и вы стучите только по одному стакану. Ребенок должен угадать, по какому именно. Желательно затем поменяться ролями с ребенком.

Более сложный вариант: ребенок отворачивается или закрывает глаза. Вы стучите по разным предметам в комнате палочкой (карандашом) так, чтобы этот предмет издавал звук. Задача ребенка – определить по звуку этот предмет.

 

Угадай, кого загадали

 

Разложите вокруг ребенка 3–4 его любимые игрушки. Загадайте одну из них и предложите ему угадать, какую именно. При этом расскажите об игрушке маленькую историю: какой у нее характер, что она любит, кто у нее друзья, какой у нее голос, какая она на ощупь.

 

Что я слышу

 

Сядьте с ребенком и предложите ему прислушаться. Потом по очереди назовите, кто что услышал. Приведем примеры.

1. Слушаем квартиру

Журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкварчание еды, жарящейся на сковороде, телефонный звонок, урчание холодильника, звон тарелок, когда их кладут на стол или в мойку, скрип стула, позвякивание ложки в стакане, музыка в соседней комнате.

2. Слушаем погоду

Стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты грома, шорох сухих листьев, шелест листьев на ветру.

3. Слушаем звуки улицы

Гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, детский смех, рев пролетающего самолета, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье кошки.

4. Слушаем звуки магазина

Звук работающей кассы, позвякивание чашек в кафетерии, шелест пакета.

5. Слушаем голоса животных (в зоопарке, в деревне, на аудиокассете)

Мычание коровы, кряканье утки, рычание льва, тявканье лисы.

6. Угадай, кто

Произнесите следующие фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами и предложите ребенку угадать, кто это говорит:

– Московское время – восемь часов пять минут.

– Налить вам еще кофе?

– Открой рот и скажи «А-а».

– Раз, два, три, тебе водить.

– Мороженое – сливочное, клубничное!

– Осторожно, двери закрываются.

Следующая остановка – «Шелковичная».

 

Как и почему

 

А знает ли ваш ребенок, как и почему происходит то или иное явление, для чего оно нужно? Приведем примеры вопросов.

– Почему масло тает на раскаленной сковороде?

– Почему вода в холодильнике замерзает?

– Для чего зимой включают отопление?

– Зачем нам нужна мясорубка?

– Что требуется для жизни жирафу, кошке, золотой рыбке?

– Для чего нам нужны печки и плиты?

– Зачем нам книги?

– Что делают ножницами?

– Что (кто) может летать?

– Для чего нужны деньги?

 

Найди шесть отличий

 

Игра направлена на развитие зрительной памяти. Предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок 38 и постараться запомнить как можно больше деталей. После чего переверните страницу и дайте следующее задание: «Теперь посмотри на этот рисунок и определи, чем он отличается от предыдущего. Перечисли предметы, которых не хватает».

 

 

Рис. 38. Игра «Найди шесть отличий»

 

Ванная комната

 

Эта игра способствует развитию внимательности у ребенка. Предложите ребенку посмотреть на рисунок 39 и скажите ему: «А теперь внимательно посмотри на картинку. Здесь изображена ванная комната, в которой много разных предметов: легких и тяжелых, гладких и шершавых, мокрых и сухих, теплых и холодных. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из предметов. После того как ты ощутишь их на ощупь, переверни страницу».

 

 

Рис. 39. Игра «Ванная комната»

 

«Посмотри теперь на этот рисунок и определи, чем он отличается от предыдущего. Что изменилось? Тебе легче будет ответить, если ты вспомнишь ощущения, которые у тебя возникали, когда ты «дотрагивался» до предметов на предыдущем рисунке». Ребенок должен найти 7 отличий.

 

Учимся запоминать

 

Для того чтобы легче запоминать слова по порядку, их можно представить себе как персонажей какой-то истории. Например, нужно запомнить следующие слова: верблюд, журнал, ветер, гвоздика, ночь, шляпа. Придумайте историю-фильм:

«По пустыне идет верблюд. Он находит красивый и интересный журнал и начинает его читать. Вдруг налетевший ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красная гвоздика. Зачитавшись, верблюд не сразу замечает, как стемнело и наступила ночь. Верблюд ложится спать, во сне видит шляпу».

Попросите ребенка, чтобы он представлял себе в виде зрительных образов все, о чем вы говорите.

Для того чтобы ребенок вспомнил слова, предложите ему закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз, стараясь представить его так ясно, как будто он видит это на самом деле. Слова вспомнятся сами собой в нужном порядке.

Попробуйте вместе с малышом запомнить таким же способом следующие слова: цирк, ракушка, фонтан, груша, принцесса.

Эта игра тренирует память и развивает образное мышление ребенка.

 

Портрет из овощей

 

Покажите ребенку портрет (рис. 40а), составленный из овощей, фруктов, злаков, растений, со словами: «Внимательно посмотри на него и перечисли, из каких овощей, фруктов, злаков и растений составлено лицо? Если не знаешь всех названий – нарисуй».

 

 

Рис. 40. Игра «Удивительные портреты»: а – первая часть задания

 

1. Глаза сделаны из…

2. Волосы – из…

3. Нос – из…

4. Губы – из…

5. Борода – из…

6. Уши – из…

7. Голова – из…

Теперь покажите ребенку три портрета, составленных из овощей, фруктов, злаков (рис. 40б). Чтобы ребенку было легче запомнить, можно предложить ему представить, что он сам складывает эти портреты. Его задача – назвать, из каких овощей, злаков и фруктов составлен каждый портрет.

 

Рис. 40. Игра «Удивительные портреты» (продолжение): б – вторая часть задания

 

Разговор по телефону

 

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площади стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена и попугай Кеша.

В другом доме жили Вовка, Заяц, Чебурашка и Мышки. Как-то раз кот Леопольд, крокодил Гена и попугай Кеша решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

 

Светофор

 

Эта игра предполагает знание основ правил дорожного движения. Для игры вам понадобятся красные, желтые и зеленые круги, машины, фигурки детей. Игра состоит из нескольких этапов.

1. Один из играющих устанавливает определенные сигналы светофора (с помощью красных, желтых или зеленых кругов), расставляет машины и фигурки детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.396 с.)