Функции рынка, классификация рынков по различным признакам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции рынка, классификация рынков по различным признакам.



Функции рынка. Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — это сигнал к сокращению. В современных условиях эконо­мика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохранять­ся, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизвод­ственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортимен­те и качестве тех товаров и услуг, которые на него постав­ляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющи­мися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффектив­ность производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в раз­витых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка в целом освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пре­делах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим Интересам участников рынка. Расхождения между появлением потреб­ности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом наличием ресурсов, носят временный характер.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнута в условиях тотального огосударствления.

 

32 Основные виды фискальной политики и механизм ее действия, кривая Лаффера. Фиск.пол-ка-политика гос-ва в области налогов как гл.источника доходов госбюдж. Налоги-обяз.платежи физ. и юр.лиц в гос.и местн.бюдж.:1.по объектам налогообл.: нал.на дох.(з\п,прибыль); на имущ.(земля, леса); на расходы(при покупке тов-в)2.по способам взым.: прямые-взым.непоср.с получ.доходов(ЕСН) либо с влад.имущ.(нал.на собств.)Косвенные-включ.в цены опред.тов-в и взым.с потреб.этих тов-в при их продаже(акцизы-нал.на расходы связ.с покуп.опред.товаров и услуг на внутр.рынке; тамож.пошлины-нал.на импорт., экспорт. товары)3.по спос.опред.разм.нал.(пропорц-ые-нал.с неизм.%ставкой; прогрессивные-ставка по мере роста доходов растет; регрессивные-ставка с ростом доходов снижается)4.по уровню бюджета(общенац.(федер.); региональн.; местн.)5.по порядку мсп.(общие-поступ.в ед.кассу страны; целевые-им.конкр.знач(с влад.собак). На гр.по мере повыш.ставки нал. Налог.поступ.внач.увелич.до некот.макс.уровня в т.М(макс), а затем сниж.до нуля. Причем поступ.нал.в условн.т.В(выс.уров.ставки) и Н(низ.)равны.Однако пониж.ставка в т.Нявно целесооб.:выше эк.активность людей, больш.объем пр-ва и занят., выше уров.благосост.общ-ва. Т.о., в долговр.плане сниж.черезм.выс.нал.в услов.рын.эк.мож.дейст.весьма благотв., поск.оно обеспеч.стране рост инвест., расш.пр-ва и труд.занятости, увелич.дох.госбюдж., ослабл.инфляции.

+ шпоры

33 онятие «СПРОС», закон спроса, факторы формирующие спрос и влияющие на него (график).

Спрос – это часть потребностей которые человек хочет и может удовлетворить за счет имеющихся у него средств.

Величина спроса – это количество товаров которые приобретает покупатель.

Закон спроса заключается в том что при увеличении цены величина спроса снижается.

Пример: Р (цена спроса)

Р1 5р. Д1 69 шт.
Р2 10р. Д2 46 шт.
  11р   46 шт.
  20р    
  30р   23 шт.
  50р.   0 шт.

 

50

кривая спроса (D)

5 Q
23 30 46 69 (количество

товара)

Эластичность спроса это мера реагирования спроса на цену. Для определения эластичности спроса рассчитывают коэффициент эластичности. Коэффициент эластичности может быть абсолютный и относительный.

  Д2-Д1  
КД = Р2-Р1  
Абсолютный коэффициент эластичности    

 

КД= Д2-Д1 / Р2-Р1
Д1 Р1

Относительный

коэффициент

эластичности

 

Неновые факторы влияющие на спрос:

1. качество

2. реклама

3. мода

4. масштабы рынка

5. число потребителей

6. цены на сопряженные и взаимозаменяемые товары

7. инфляционные ожидания

Все товары делятся на товары высшей и низшей категории. К товарам низшей категории относятся дешевые товары такие как хлеб и картофель.

При увеличении дохода имеет место эффект дохода, т.е. спрос на дешевые товары уменьшается. При уменьшении дохода имеет место эффект замещения, т.е. спрос на дешёвые товары увеличивается. Люди заменяют ими более дорогие товары. Товары, в отношении которых не действует закон спроса называются благами Гиффена.

K1 = I1 = Дельта Q
Дельта I Q1

 

 

Прямая эластичность

К1 = % изменения спроса
% изменения дохода

 

 

Перекрестная эластичность – это эластичность по неценовым факторам. Считают эластичность спроса по цене на взаимозаменяющиеся товары и эластичность спроса по доходу.

34 Инфляция, ее основные соц.-эк.последствия. См в.10.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы.

Первопричина инфляции- диспропорция между различными сферами народного хозяйства, накопление и потребление, спросом и предложением, доходами и расходами государства.

Есть внутренние и внешние факторы инфляции.

Среди внутренних можно выделить:

1)Не денежные.

2)Денежные.

Не денежные- это нарушение диспропорции хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства.

Денежные- кризис государственных финансов, дефицит бюджета, рост государственного долга.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы, валютная политика государства.

Формы проявления инфляции:

1)Рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесцениванию денег, снижение их покупательной способности.

2)Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.

3)Увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Виды инфляции:

1)Ползучая- ежегодный прирост цен 3-6%.

2)Галопирирующая- ежегодный прирост 10-50%, характерна для развивающихся стран.

3)Гиперинфляция- ежегодный прирост цен свыше 200%, свойственна странам в отдельные периоды.

Типы инфляции:

1)Инфляция спроса- возникает при избыточном спросе.

Инфляция спроса обусловлена:

А) милитаризация экономики и ростом военных расходов.

Б) дефицитом бюджета и ростом государственного долга.

В) притоком иностранной валюты в страну.

2) Инфляция издержек производства.

А) снижение роста производительности труда.

Б) расширение сферы услуг.

В) повышение оплаты труда.

Г) высокие косвенные налоги.

*снижается объем пр-ва* происходит перелив капитала из пр-ва в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли и легче уклониться от налогообложения* расширяется спекуляция* ограничиваются кредитные операции* обесцениваются фин. ресурсы гос-ва* перераспр.богатства и дохода (между слоями населения. Неодинаковый рост цен приводит к соц.расслоению, усугубляет имущественное неравенство, особенно опасна для лиц с фиксированными доходами – пенсионеры, госслужащие.

35 Основные формы и методы конкурентной борьбы. Ценовая и неценовая конкуренция. См.в-5. Свойства своб.конкур.: 1 на рынке. им.мн. небольшое товаро-влад., над.собст. 2. участники рынка являются независимыми и самост. 3. неогранич.доступ на рын. 4. никто не может захватить весь рынок и поэтому не может установить выгодную ему цены. 5. тов.-влад.принем.рын.цену не подвл.ему. 3группы продавцов:1ц.инд> ц.рын(разор)2ц.инд =ц.рын.(норм.усл.пр-ва)3.ц.инд.< ц.рын.(обогащ.)

36 Значение равновесного ВНП в макроэк.. график. Понятие мультипликатора расходов. Мультипликатор расходов - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста либо сокращения планируемых расходов

В закрытой экономике Мультипликатор расходов = 1 / Предельная склонность к сбережениям.

29

37 Сущность точки потребительского равновесия, ее значение. График. В-25

38 Эк.последствия бюджетного дефицита, госдолга. бюджетный дефицит -та денежная сумма, на которую расходы бюджета вданном периоде превышают его доходы. Последствия.: * порочный долговой круг (необходимость постоянного рефиансирования долга)* падение хоз.активности*рост ссудного %, сокращение инвестиций*недофинанс.гос.сектора*рост неплатежей в эк.*усиление неравенства в обществе*утечка части ВНП за рубеж(в погаш.внеш.долга) * снижение уровня госуправл.

39 Сущность рын.отношений. причины их возникновения. См.в-31 1 Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда. Так и возникли Рыночные отношения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.022 с.)