Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование

Поиск

Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и куль­тура, здравоохранение и др.).

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».

В Беларуси Государство, установив на уровне законов и подзаконных актов, принятых соответствующими органами в пределах их компетенции, “правила поведения” субъектов предпринимательской деятельности, осуществляет контроль за соблюдением этих правил с помощью различных контрольных органов. При этом есть органы государственного контроля с широкой, если можно так выразиться, “общей” компетенцией (например, прокуратура, Комитет государственного контроля), а также органы контроля, наделенные “специальной” компетенцией, то есть осуществляющие контроль за отдельными сторонами деятельности, например, органы государственного санитарного надзора.

основной гарантией безопасности субъектов хозяйствования в отношениях с контрольными органами является знание и четкое соблюдение требований законодательства. Тем не менее, в некоторых случаях спорные ситуации возникают и в силу несовершенства законодательства либо его противоречивости.

Основными органами, осуществляющими государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования по различным направлениям в зависимости от специализации этих органов, являются следующие:

Органы прокуратуры.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК).

Органы государственной безопасности.

Органы внутренних дел.

Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – налоговые инспекции).

Органы финансовых расследований КГК.

Органы государственного пожарного надзора.

Органы санитарного надзора.

Органы государственного надзора за стандартами.

Органы контроля за ценами.

Деятельность государственных контрольных органов регулируется:

конституцией, законами, непосредственно определяющими статус этих органов либо регулирующими отдельные правоотношения (например, законы о прокуратуре, о государственной налоговой инспекции, о комитете государственного контроля, об органах государственной безопасности, о милиции, о cанитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь);

в отдельных случаях положениями о конкретных органах (например, положение о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, утвержденное указом Президента Республики Беларусь);

подзаконными актами, регулирующими порядок проведения проверок, применения санкций и т.д.

Одной из основных задач органов прокуратуры является осуществление надзора за точным и единообразным исполнением субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности

Основными задачами налоговых органов являются следующие: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции; обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет; осуществление валютного контроля; предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве.

Рынок труда

Рынок рабочей силы

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компонентами рынка труда являются:

- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы; - стоимость рабочей силы;

- цена рабочей силы; - конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Субъектами рынка труда выступают:

- работодатели и их представители (союзы); - работники и их представители (профсоюзы); - государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.

Спрос на труд, как и любой другой фактор производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью данного ресурса. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на услуги дорожных рабочих

Спрос на труд определяется влиянием следующих факторов:

1) обеспеченность экономики необходимыми ресурсами (факторами производства).

2) состояние экономики, темпы экономического развития, в том числе и производство.

3) технологические изменения в отраслях народного хозяйства совершенно естественные в условиях нормально функционирующей экономики.

4) объем инвестиций в экономику страны.

Субъектами спроса на труд выступают бизнес и государство.

Предложение рабочей силы, как и спрос на труд, в первую очередь зависит от уровня заработной платы, но наслоение социально-психологических, культурных и даже политических факторов делает эту зависимость менее жесткой. Так, выбор трудоспособного индивида в пользу работы или ее отсутствия зависит от индивидуальных качеств человека, отношения окружающих к обязательности труда, от национальных трудовых обычаев, культуры и религии (например, когда это касается женского труда), а также социальной и налоговой политики государства.[1]

В каждый момент времени трудоспособное население, предлагающее свои услуги на рынке труда, делится на две группы: работающие (занятые) и неработающие, активно ищущие работу (безработные). Предложение труда – это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. В результате взаимодействия спроса на труд и предложения труда на данном рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровнем занятости в экономике.

Субъектами предложения являются домашние хозяйства.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд. Регулируется трудовым договором. В зависимости от того, кем является работодатель или в зависимости от характера оказываемых услуг может называться по-разному: жалованье (гражданских чиновников), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководящих кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д. Может начисляться либо пропорционально производительности труда (сдельная), либо пропорционально отработанному времени (повременная).

Номинальная заработная плата — это сумма денежной оплаты, полученная за работу. Реальная заработная плата — это покупательная способность номинальной заработной платы, т. е. количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату. Следовательно, реальная заработная плата учитывает влияние цен на товары и услуги, а также их изменение за конкретный период. Так, возможен рост номинальной зарплаты при снижении реальной, когда индекс цен на товары и услуги превышает индекс номинальной заработной платы.

Рынок капиталов

Рынок капиталов (рынок капитала, рынок ценных бумаг) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:банковские займы (ссуды);акции; облигации; финансовые деривативы;ноты и коммерческие бумаги.Капитал можно, прежде всего, разделить на (физический) материально-вещественный и невещественный.

Невещественный (незримый) капитал - знания, умения и информация, которые могут быть использованы для производства благ и их продажи (патенты, лицензии, авторские права, человеческие навыки, торговая марка и пр.)

Невещественный капитал иначе называется человеческим и, по сути своей, он является разновидностью трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом как таковым обычно подразумевают материальный - физический капитал.

Физический (материально-вещественный) капитал - здания, сооружения, машины, сырье и т.п.

Физический капитал разделяется на основной капитал и оборотный. Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене только в случае износа или негодности, в которую может прийти со временем.

Ссудный процент - это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом. Ссудный процент представляет собой доход на ссудный капитал, тем самым подчеркивается денежная природа процента.

Существование ссудного процента обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые в свою очередь определяются отношениями собственности. Ссудный процент возникает там, где один собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование, как правило, с целью ее производительного потребления.

В зависимости от целей перераспределения в составе финансового рынка выделяют денежный и рынок капиталов. Денежный рынок - это рынок краткосрочных операций (не более одного года), на котором происходит перераспределение свободной денежной наличности. К характерным особенностям денежного рынка относятся его высокая ликвидность и мобильность средств.

Основными участниками денежного рынка являются банки, в том числе центральный, который выходит на его межбанковский сегмент с предложением денег, реализуя при этом свою денежно-кредитную политику. Основной функцией денежного рынка является регулирование ликвидности всех его участников и экономики в целом.

На рынке капиталов происходят перераспределение капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы. На этом рынке совершаются долгосрочные операции. Строгой границы между рынками денег и капиталов не существует, так как одни и те же инструменты могут обращаться на том, и на другом.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.[1][2]

Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены. По объекту инвестирования выделяют:

Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции.

Капитальный ремонт основных фондов.

Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

ценные бумаги, в том числе через ПИФы

предоставленные кредиты

лизинг (для лизингодателя)

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

валюты

драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)

ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)

По основным целям инвестирования:

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

По срокам вложения:

краткосрочные (до одного года)

среднесрочные (1-3 года)

долгосрочные (свыше 3-5 лет)

По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

частные

государственные

иностранные

смешанные

Дисконтирование — это процесс приложения ставки процента к капитальной сумме. Этот метод широко используется для определения нынешнего эквивалента стоимости сумм, которые будут получены или израсходованы в будущем. Если норма дисконта (discount rate) равна 10%, а сумма в 110 ф.ст. будет получена через год, то ее нынешняя стоимость составит 100 ф.ст. Операция дисконтирования обратна вычислению сложных процентов,

31.РЫ́НОК ЗЕМЛИ́

РЫ́НОК ЗЕМЛИ́, Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.

РЕНТА ЗЕМЕЛЬНАЯ - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

К ренте земельной относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков.

Аренда земли - это форма землевладения и землепользования, когда одна

сторона (арендодатель) предоставляет за определенную плату другой стороне

(арендатору) земельный участок во временное пользование и пользование для

ведения хозяйства.

Арендодателями и арендаторами земли являются органы исполнительной власти

или ее субъектов, органы местного самоуправления и граждане.

Объектами обложения арендной платой являются земельные участки, части

земельных участков, земельные доли, предоставленные гражданам в собственность,

владение или пользование (аренду).

Арендная плата может взиматься в денежной или натуральной форме, отдельно

или в составе общей аренды за все арендуемое имущество, когда кроме земли

в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы.

Арендная плата - определяются дополнительными соглашениями

между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендодателю

арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений,

предоставленных в пользование гражданам по договорам аренды, земельный налог

взимается с арендодателя.

Цена земли представляет собой иррациональное (не соответствующее содержанию) выражение. Фактически Цена земли становится превращенной формой существования земельной ренты. Цена земли зависит от величины ренты, которую приносит земельный участок, и уровня ссудного процента. Поэтому Цена земли равна денежной сумме, которая, будучи положена в банк, приносит в виде процента доход, равный величине ренты, получаемой с данного участка земли. Т. о., Цена земли ставит частную собственность на землю в один ряд с капиталом, приносящим проценты или затраченным на приобретение акций

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.008 с.)