Налогоплательщики НДС. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогоплательщики НДС. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.



Функции налогов

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, распределительную и контрольную.

1. Фискальная функция связана с взиманием части доходов физических и юридических лиц с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова «фискус», что буквально означает «корзина».

Первоначально в Древнем Риме фиском называли военную кассу, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. Позднее фиском стали называть частную кассу императора, которая пополнялась доходами с императорских провинций. С 4 века нашей эры фиск – это единый общегосударственный финансовый центр Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сборов налогов, производились выплаты. Сегодня под термином «фиск» понимается именно государственная казна.

2. Контрольная функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

3. Распределительная функция налогов выступает в виде использо­вания налогов в качестве инструмента при распределении (наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, здравоохранение, науку, флот и т.д.)

Налоги, как форма отчуждения части собственности физических лиц, появились вместе с возникновением государства. Объективная потребность последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые государство не получает в достаточном количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций.

Потребность же физических лиц платить налоги своему государству должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением за последствиями действий государства во благо этих лиц. Это длительный процесс.

Таким образом, налоги имеют исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Кроме перечисленного, важную роль в формировании потребности уплачивать налоги государству играет культурный и образовательный уровень населения.

Исторический аспект можно рассматривать как объективную закономерность: то, что существует много веков, не могло возникнуть по желанию одной только стороны — государства. Известны примеры, когда в тяжелые для страны времена население добровольно отдавало на благо Родины свое имущество, чаще всего в натуральной форме.

Социальный аспект существует при любой организации общества. Необходимо содержать за счет работающих пенсионеров, инвалидов, детей-сирот. На эти цели у государства недостаточно средств. Безусловно, каждый в ответе за своих родителей или члена семьи, ставшего по какой-либо причине инвалидом, но когда вопрос приобретает личностный характер, возможно отсутствие средств или сострадания для содержания этих людей. Сделать этот процесс общественным и является прерогативой государства, т. е. собирать налоги в интересах социально незащищенных слоев населения. Каждый же отдельный гражданин должен прийти к осознанию того, что если это не касается его или его родных лично, то вполне возможно будет иметь к нему отношение в ближайшем будущем.

Общегражданское значение налогов заключается в том, что все члены общества нуждаются в поддержании правопорядка и государственной неприкосновенности. Обеспечить эти функции самостоятельно население не может, так как их должны выполнять профессиональные сотрудники внутренних органов и армия. Осознание этой общности с позицией государства должно побуждать граждан исправно платить налоги на содержание этих структур. Они в свою очередь должны добросовестно выполнять свои обязанности под контролем того же государства.

Территориальная защита интересов страны должна строиться на налогах, точнее на сборах при въезде (выезде) физических лиц и ввозе товаров на территорию страны (их вывозе). Эта система только частично направлена на собственное население страны, так как большая часть налогов собирается при въезде (ввозе). Разумная политика налогообложения, защита интересов внутренних производителей — непременный атрибут действия государства в этой сфере. Столь же осмотрительной она должна быть и по отношению к внешнему налогоплательщику для того, чтобы не остаться в изоляции от мирового экономического сообщества. Объяснить необходимость территориальных налогов легко: зарубежный предприниматель желает расширить границы своей деятельности, поэтому он должен отчислять часть своих доходов государству, на территории которого он действует.

Культурный и образовательный уровень граждан определяет этику отношений государство — налогоплательщик. Воспитание патриотизма путем конкретных действий (законодательных актов) в пользу населения, разъяснительная работа по каждому конкретному налогу и сбору, планомерная и предсказуемая налоговая политика, рациональное использование собранных в виде налогов средств, корректное поведение налоговых служб – все это вехи становления атмосферы доверия граждан своему государству. В таких условиях на коротких временных интервалах ставки налогов могут быть достаточно высокими, если это переходный период.

Все эти положения относятся к физическим лицам — гражданам. Что же касается предпринимателей и юридических лиц, то необходимость уплаты налогов является логическим продолжением бизнеса. Объективно существующее государство предоставляет им политические, правовые, юридические, социальные и экономические условия для предпринимательской деятельности. Использование наемного труда при этом является одним из аспектов налогообложения: или предприниматель обязан пожизненно заботиться о своих работниках, или уплачивать социальные взносы государству.

Все налоги и сборы, собираемые исторически и в настоящее время в любой стране мира, можно разделить на две крупные группы: взимаемые государством с наиболее удобных объектов налогообложения в значительном количестве для общеэкономических целей и взимаемые для узкоцелевого регулирования определенных сфер деятельности или жизни.

Налоги, напрямую поступающие в бюджет и не имеющие трансфертов из него ни в каком виде, облагают прибыль предприятия, доходы физических лиц, их имущество, стоимость производимых и реализуемых товаров (работ, услуг). Эти объекты налогообложения можно назвать «удобными», так как они существуют независимо от вида деятельности, а что касается собственности, то и в отсутствии деятельности в настоящий момент. Направления расходования государством полученных в виде налогов средств никак не связаны с объектами налогообложения.

Все налоговые потоки легко разделить на две категории: налоги и сборы, на основе принципа целевого характера. В свою очередь сборы целесообразно разбить на две группы: сборы, имеющие целевой характер изъятия, и сборы с целевым характером изъятия и/или использования. Все остальные характеристики налогов и сборов (объект налогообложения, осуществление или отсутствие юридически значимых действий со стороны государства, направления движения денежных потоков, элементы обязательности уплаты) носят производный характер и определяются первичным принципом.

Что касается прочих платежей, действующих в настоящее время и рассматриваемых как стоимость услуг, оказываемых государственными органами, то у государства, действующего за счет бюджета, не должно быть платных услуг. Если средств на какие-либо цели недостаточно, необходимо назвать этот платеж «сбором», что будет точно соответствовать характеру его изъятия, и не завуалировать границы системы налогообложения государства.

Налог обязательный индивидуальный и безвозмездный платеж, взимается с юл. и ф.л. в форме отчуждения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для обеспечения деятельности государства.

Основное отличие от сбора – индивидуальность и безвозмездность, т.к. сбор- платеж с ю.л. и ф.л., являющийся обязательным условием для выполнения полномочными органами юридически значимых действий (предоставление прав, лицензий)

Сущность налогов может рассматриваться как цена услуг государства а так же система денежных отношений имеющих законодательно-правовую форму платежей предназначенных для обеспечения расходов государства.

Объективная необходимость По закону Вагнера: чем быстрее государство развивается рыночная экономика тем быстрее растут расходы, следовательно для их обеспечения нужны ресурсы и мощное производства Чем налоги и обеспечивают государство посредствам своих функций.

Роль: В структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес примерно 60 процентов, важный инструмент в политике государства.

 

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Реализация недвижимости

В особом порядке начисляется НДС по товарам, которые не отгружаются и не транспортируются. Они считаются отгруженными в тот момент, когда право собственности на данные товары переходит к покупателю.

Эта норма прописана в пункте 3 статьи 167 Налогового кодекса РФ. Характерным примером таких товаров являются объекты недвижимости. Они не отгружаются и не транспортируются, ведь согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. А в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Статья же 223 Гражданского кодекса РФ гласит, что в тех случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Таким образом, НДС при реализации недвижимости следует начислять в момент государственной регистрации права собственности на нее у покупателя.

Обследование помещений

Полицейские вправе беспрепятственно обследовать любые помещения, здания, сооружения, участки и транспортные средства, которые налогоплательщик использует, чтобы получать доходы.

Проводя обследование, полицейские обязаны соблюдать определенные правила. В противном случае полученные при обследовании материалы не будут иметь никакого значения, поскольку собрали их, нарушив закон. Каковы же эти правила?

Во-первых, обследование могут проводить только те проверяющие, которые допущены к оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, осматривать помещение можно лишь по распоряжению начальника оперативного подразделения федерального органа налоговой полиции.

В-третьих, обыск следует проводить в присутствии самого налогоплательщика (его законного представителя) и двух понятых. При этом понятые не должны быть заинтересованы в исходе проверки. Категорически запрещается выступать в роли понятых должностным лицам налоговой полиции.

О том, как велось обследование и какие оно дало результаты, обязательно должен быть составлен акт. Его подписывают лица, проводившие осмотр, понятые и налогоплательщик. Если налогоплательщик отказывается подписывать акт, то об этом делается пометка в нем, которую заверяют понятые.

Истребование документов

Налоговые полицейские вправе потребовать у налогоплательщика любую информацию, которая необходима для проведения проверки, в том числе документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности.

Чтобы получить их, полицейские обязаны составить требование. Оно подписывается проверяющими и вручается налогоплательщику под расписку, где указано, в какой день предприятие получило требование. Если налогоплательщик отказался принимать требование, то об этом должен быть составлен акт.

Проводя проверку, ФСНП вправе изъять у налогоплательщика какие-либо предметы или документы – но только копии документов, заверенные подписью и печатью. Оригиналы же вправе изымать в исключительных случаях, а именно когда есть основания предполагать, что документы уничтожат или подменят. Забирая документы, с них изготавливают копии, которые передают налогоплательщику.

Что проверяют полицейские

В первую очередь налоговые полицейские проверяют устав, учредительные документы и свидетельство о регистрации в налоговом органе. Налоговая полиция вправе проверять результаты лишь той деятельности предприятия, которую оно вело в последние три года.

Полицейские обязательно исследуют налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность, договоры, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ и другие первичные документы.

Пристальное внимание полицейские уделят движению материальных ценностей и денежных средств, формированию затрат, учету поступившей продукции, фактическим объемам выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.

Во время проверки полицейские будут сравнивать данные, указанные в декларациях, с тем, как налоги уплачивались в действительности.

Обнаруженные нарушения налоговые полицейские должны заносить в акт проверки. Однако это касается лишь административных правонарушений, которыми занимается ФСНП России, и уголовных преступлений, предусмотренных статьями 198 и199 УК РФ. Особо выделяют налоговые правонарушения: их обязательно отражают в акте проверки и в течение 10 дней материалы по ним передают в налоговые органы. Все прочие нарушения, обнаруженные во время проверки, в акт не включают. Как правило, налоговая полиция сообщает о них в соответствующие органы.

Результаты проверки

После проверки налогоплательщика составляется акт. Это должно быть сделано не позднее чем через два месяца после того, как было вынесено постановление о проведении проверки.

В акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. Даже если нарушений не обнаружено, акт все равно должен быть составлен.

Акт проверки налогоплательщиков состоит из трех частей: общей, описательной и заключения. В первой части приводятся общие сведения о проверке и о налогоплательщике. В описательной части должны быть указаны:

Вид правонарушения;

Период финансово-хозяйственной деятельности, к которому относится данное правонарушение;

Виновные;

Недостоверные первичные документы;

Размер ущерба.

В заключении указывают сумму в МРОТ, которую предприятие не доплатило в бюджет. В нее включаются и налоги, и пени.

На основании акта проверки начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель, курирующий оперативно-розыскную деятельность, должен принять одно из следующих решений:

Если обнаружен факт налогового преступления – возбудить уголовное дело;

Когда выявлено налоговое правонарушение, не являющееся преступлением, – отказать в возбуждении уголовного дела и направить материалы в налоговый орган;

Когда не совершалось налоговое правонарушение – отказать в возбуждении уголовного дела.

Срок, в который следует принять решение, не может составлять более трех суток, а в исключительных случаях – более 10 суток со дня окончания проверки.

Налогоплательщик может оспорить акт проверки. Для этого ему надо обратиться в арбитражный суд по местонахождения подразделения ФСНП России.

 

Теневая экономика – это общее понятие, обозначающее всякую экономическую деятельность, не зарегистрированную официально государственными органами.

Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов хозяйственной деятельности включает следующие самостоятельные сегменты:

  1. эксполярная экономика – неофициальные, но легальные виды деятельности (натуральное производство домашних хозяйств, взаимопомощь и т.д.);
  2. неформальная экономика (“неофициальная”, “некриминальная”, “серая”) - законная деятельность, скрываемая или преуменьшаемая производителями. В эту сферу входят разные способы укрывания от налогов, бартерные обмены, работа без патента и лицензий, трудовой найм без оформления;
  3. криминальная (”подпольная”, “нелегальная”, “черная”) - экономическая деятельность, запрещенная законом: наркобизнес, незаконное производство оружия и торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет, коррупция;
  4. фиктивная – включает такие виды деятельности, как отражение в статической, бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за не поставленную продукцию), предоставление индивидуальных льгот и субсидий экономическим агентам на основе коррумпированных связей.

 

Налоговый период

С 2008 года все налогоплательщики и налоговые агенты должны отчитываться по НДС раз в квартал. Соответствующие поправки были внесены в статью 163 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ.

Налоговые ставки

Ставка 0 процентов

Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ по ставке 0 процентов облагается реализация:

  • экспортируемых товаров;
  • работ и услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров;
  • работ и услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Правда, ставка 0 процентов применяется только в том случае, если аналогичный порядок действует на территории иностранного государства в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств РФ, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяется ставка 0 процентов, приведен в письме МНС России от 1 апреля 2003 г. № РД-6-23/382;

  • припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания;
  • выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ. А также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Добавим, что ставка 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), которые перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, устанавливается при условии предоставления налоговым инспекторам подтверждающих документов. Их перечень приведен в статье 165 Налогового кодекса РФ.

Подтверждающие документы должны быть представлены в налоговую инспекцию вместе с разд. 5 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 136н. Такова норма пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим теперь подробнее наиболее часто встречающиеся вопросы.

Является ли налоговая ставка 0 процентов льготой Официальная позиция заключается в том, что налогоплательщик не вправе отказаться от применения ставки НДС 0 процентов (Письмо ФНС России от 13.01.2006 № ММ-6-03/18@ «О возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении услуг по транспортировке экспортируемого товара»).

Этот вывод подтверждают решения ВАС РФ (Решение ВАС РФ от 09.06.2006 № 4364/06 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими положений абзаца тринадцатого Письма Федеральной налоговой службы от 13.01.2006 № ММ-6-03/18@») и Определение Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 № 372-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 164 НК РФ»), в которых указано, что налогоплательщик не вправе самостоятельно выбирать, по какой ставке платить налог.

А это косвенно подтверждает, что ставка НДС 0 процентов не является льготой, так как от льготы налогоплательщик вправе отказаться (ст. 56 НК РФ). Есть примеры судебных решений, содержащих такую же позицию (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.03.2007 по делу № А12-14009/06-С36, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2007 по делу № А12-12410/06).

В то же время Конституционный Суд РФ, рассматривая правило п. 1 ст. 164 НК РФ, пришел к выводу, что ставка НДС 0 процентов представляет собой разновидность налоговой льготы (Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 № 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Оренсал» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации»). Есть примеры судебных решений, где суд прямо указывает на право налогоплательщика отказаться от применения льготы в виде ставки 0 процентов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 № А66-8175/2005, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 № А66-8173/2005).

Ставка 10 процентов

При продаже некоторых товаров и услуг, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, применяется ставка 10 процентов.

Продовольственные товары. Общий перечень такой продукции приведен в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Конкретный же список определен в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908. Товары, реализуемые на территории России, указаны в Перечне в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301). Для продукции, ввозимой на таможенную территорию России, – из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830.

Надо сказать, что указанный перечень положил конец множеству споров. Так как точно определил, какие конкретно наименования облагаются НДС по пониженной ставке.

В Постановлении РФ приведены коды из Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Однако далеко не во всех случаях понятно, как определить, к какому именно коду относится реализуемая продукция. Налоговики часто решают этот вопрос на основании надписей на упаковке. Так, инспекторы полагают, что соки и нектары нельзя отнести к товарам для детей, если на упаковке стоит «рекомендуется детям с 3-х лет». Дескать, нужно, чтобы там значилось «продукт детского питания». Судьи считают иначе: руководствоваться надо сертификатами. А согласно Общероссийскому классификатору продукции в сертификате сокам и нектарам присвоен код 91 6363 «Соки детского питания» (пример, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июля 2004 г. № А56-34565/03).

Товары для детей. В статье 164 Налогового кодекса РФ упомянуты трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхние трикотажные изделия, бельевые трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, прочие трикотажные изделия: перчатки, варежки, головные уборы. А также швейные изделия, в том числе изделия из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп. Кроме того, верхняя одежда (в том числе плательной и костюмной группы), нательное белье, головные уборы, одежда и изделия для новорожденных и детей ясельной группы. Данный порядок не распространяется на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика, обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной, валяной, резиновой, малодетской и детской и прочая продукция.

Конкретный перечень товаров, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908.

Периодика и книги. Газеты и журналы, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также книги, связанные с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера также облагаются по ставке 10 процентов.

В целях налогообложения НДС под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 41 утвержден перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке.

Медицинские товары и лекарства. Медицинские товары отечественного и зарубежного производства, лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления и изделия медицинского назначения при реализации облагаются НДС по ставке 10 процентов.

Коды вышеперечисленных видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Ставка 10% не распространяется на следующие товары:

  • лекарственное сырье, вещества, не относящиеся к лекарственным субстанциям;
  • средства энтерального питания (за исключением тех, которые в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ облагаются налогом по ставке 10 процентов как продовольственные товары);
  • лечебно-профилактическое питание (кроме детского и диабетического питания, заменителя женского молока, продуктов прикорма для детей, облагаемых по ставке 10 процентов на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ как продовольственные товары);
  • биологически активные добавки к пище;
  • парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты;
  • другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности (за исключением той продукции, которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ облагается налогом по ставке 10% как продовольственные товары);
  • профилактические дезинфекционные препараты для санитарной обработки помещений, применения в быту, репелленты;
  • изделия ветеринарного назначения.

Об этом сказано в пункте 39.5.8 Методических рекомендаций по НДС. И хотя сами методички уже отменены (приказ ФНС России от 12 декабря 2005 г. № САЭ-3-03/665@), очевидно, что налоговики будут их придерживаться и в последующем.

На посреднические услуги, связанные с реализацией товаров, облагаемых налогом по ставке 10 процентов, распространяется налоговая ставка 18 процентов.

Применяется ли ставка НДС 10 процентов в отношении агентского вознаграждения, если агент реализует товары, облагаемые НДС по ставке 10 процентов

Официальная позиция заключается в том, что посреднические услуги облагаются по ставке 18 процентов независимо от того, по какой ставке облагаются товары, приобретаемые или реализуемые посредником в рамках посреднического договора. Такого же подхода придерживаются и авторы. В Письме Минфина России от 21.03.2006 № 03-04-07/04 финансовое ведомство разъясняет, что услуги, оказываемые на основе агентских договоров, подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 процентов независимо от того, по какой ставке налога облагаются товары, приобретаемые агентом в рамках агентского договора.

Ставка 18 процентов

Налогообложение по налоговой ставке 18 процентов производится в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ применяются расчетные ставки. Расчетные ставки – это процентное отношение основной налоговой ставки (10% или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10% или 18%). Применяются они в строго оговоренных случаях, когда:

  • получены денежные средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Налогового кодекса РФ;
  • перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
  • налог удерживается налоговыми агентами;
  • реализуется имущество, приобретенное на стороне и учитываемое с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса РФ;
  • продается сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ;
  • передаются имущественные права в соответствии с пунктами 2–4 статьи 155 Налогового кодекса РФ.

 

Перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации является объектом обложения НДС в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ. Однако экспортные поставки облагаются по налоговой ставке 0% (л. 1 ст. 164 НК РФ), что предполагает не только освобождение от обложения НДС при экспорте товаров, но и возмещение налога, уплаченного поставщикам. Рассмотрим такие операции подробнее.

Обложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0% производится при реализации:

товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

драгоценных металлов налогоплательщиками, добывающими или производящими их из лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней России, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России и банкам;

товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Под припасами подразумеваются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания (река - море);

выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы России товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.084 с.)