Русская культура XVII–XVIII вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура XVII–XVIII вв



В XVII в. не все было гладко в России. Если к этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», то Россия задержалась на этапе феодальных отношений. Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но несмотря на это, стали намечаться новые тенденции.

Попытки вывести Россию на более высокий уровень делаются во время правления первого российского императора Петра I Великого (1672–1725). Развиваются внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад. Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры. Начинают развиваться новые направления культуры, такие как наука, светская живопись, художественная литература, театр и др.

Поворотным моментом в истории культуры России стало обмирщение культуры, т. е. отклонение от церковных традиций в сторону светской жизни. Этот процесс также называют секуляризацией.

Несмотря на возвращение к традициям, к концу XVII в. а начинают складываться новые архитектурные направления. Одним из наиболее ярких стилей, богатых на украшения и узоры, был стиль московского барокко.

Огромное развитие имела живопись. Здесь появляется новый бытовой жанр, портретная живопись, которая использует приемы иконописи. Такая портретная живопись получила название парсуна.

В XVIII в. большое значение в развитии государства приобретает образование, особенно стоит отметить период правления Петра I, когда образование стало государственной политикой. Появляются школы, в том числе и ряд профессиональных школ (Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и др.), с 1724 г. начинает работать Академия наук, а в 1755 г. при содействии русского ученого мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) открывается первый Московский университет. Уже к концу XVIII в. в России насчитывается 550 учебных заведений.

Стала развиваться и художественная литература. Крупнейшими ее представителями стали русский поэт, представитель русского классицизма Гаврила Романович Державин (1743–1816), русский писатель-просветитель Денис Иванович Фонвизин (1744/1745-1792), российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (1766–1826).

В 1702 г. по приказу Петра I был создан первый в России публичный общедоступный театр в Мос– кве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России. Наиболее известным театральным деятелем этого времени был русский писатель Александр Петрович Сумароков (1717–1777). Он работал в петербургском театре, где ставил пьесы русских мастеров, включая и свои, в качестве актеров выступали кадеты.

 

 

Культурный облик России XIX в

Первая половина XIX в. знаменательна большим развитием наук. В это время сделаны крупные научные открытия.

Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) – великий российский математик. Ему принадлежит создание неевклидовой геометрии, названой впоследствии геометрией Лобачевского.

Борис Семенович Якоби (1801–1876) – российский физик-изобретатель. В 1834 г. он создает электродвигатель, в 1838 г. – гальванотехнику, в 1840–1850 гг. – несколько телеграфных аппаратов. Вместе с другим российским физиком и электротехником Эмилем Христиановичем Ленцем (1804–1865) Б. С. Якоби занимался изучением электромагнитов.

Большими темпами развивалась и география. Знания по ней пополнялись благодаря выдающимся мореплавателям. Среди них Юрий Федорович Лисянский, открывший один из Гавайских островов, названный потом в его честь; Иван Федорович Крузенштерн – начальник первой российской кругосветной экспедиции, основоположник океанологии в России, внес на карту тысячи километров берегов острова Сахалин.

В начале XIX в. развивается и историческая наука. В Москве при университете открывается Общество истории и древностей российских.

XIX в. – это еще и расцвет русской литературы. Стоит только упомянуть имена таких литературных мастеров, как А. С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др., как ни у кого не останется в этом сомнений.

На XIX в. приходится расцвет изобразительного искусства в России. На первом этапе лидирующие позиции занял классицизм. Он был представлен творчеством художника Карла Павловича Брюллова (1799–1852).

Реализм появился благодаря русскому живописцу и рисовальщику Павлу Андреевичу Федотову (1815–1852).

С развитием литературы и живописи непрерывно связано и развитие музыки. Большое место в музыкальной культуре отведено музыкальному коллективу «Могучая кучка», в которую входили выдающиеся композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Творчество этих композиторов было построено на традициях классической музыки, стремлении к национальности и склонности к программной музыке.

Конец XIX – начало XX в. принято называть «серебряным веком» русской культуры. Его представители отходят от классических традиций в своем творчестве, главная идея которого – критический идеализм. В литературе наметилось новое направление – символизм.

Другим крупным движением в литературе были футуристы, которые выступали за искусство будущего и призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

Живопись «серебряного века» представлена такими художниками, как М. А. Врубель, Н. Рерих, К. Коровин и др.

 

 

Культура СССР и РСФСР

По мнению многих культурологов, культура СССР не представляет никакой ценности. Конечно же тоталитарный режим постоянно сдерживал развитие культуры, устанавливал границы. Но в то же время даже в эти трудные для творчества времена оставались деятели в оппозиции, формирующие культуру инакомыслия, многие из них были вынуждены творить за рубежом.

В советские времена очень бурно развивались науки, в особенности естественные и точные. Большие заслуги – у российского физиолога И. П. Павлова (1849–1936). Ему принадлежат работы по изучению высшей нервной деятельности, физиологии кровообращения и пищеварения, разработка метода условных рефлексов и др. Основоположником комплекса современных наук о Земле, таких как радиогеология, гидрогеология, биогеохимия, геохимия и др., был естествоиспытатель В. И. Вернадский (1863–1945). Он ввел понятие ноосферы – сферы разума, где решающим фактором является человек. Расцвет ботаники и биологии связан во многом с именем генетика, растениеведа Н. И. Вавилова (1887–1943). Ему принадлежат учения о биологических основах селекции и др. В развитии физической науки стоит отметить физика-теоретика Л. Д. Ландау. Он занимался вопросами магнетизма, сверхтекучести, физикой твердого тела, атомной физикой, квантовой электродинамикой, астрофизикой и др. В Великую Отечественную войну требовались хорошие инженеры-изобретатели. Среди авиаконструкторов можно выделить А. С. Яковлева, А. П. Туполева,

В. М. Петлякова и др., в строительстве танков – А. А. Морозова, Ж. Я. Костина и А. Ф. Шамшурина.

Во второй половине XX в. наиболее значимыми деятелями литературы являются А. Т. Твардовский, А. И. Солженицын, поэт Е. А. Евтушенко и др.

В музыкальной культуре огромное значение имело творчество композиторов Д. Д. Шостаковича, В. С. Соловьева-Седого, А. В. Александрова, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского идр. Начинает формироваться эстрада. Появляются первые вокально-инструментальные ансамбли. Композиторы, писавшие популярные песни – А. Пахмутова, Р. Паулс, Е. Мартынов и др.

Продолжает развиваться кинематограф. Кино снимается на абсолютно различные темы: от классики до военно-политических и документальных фильмов. Известными режиссерами являются Г. Чухрай, С. Бондарчук, Э. Рязанов, Н. Михалков, Г. Данелия, С. Говорухин, А. Тарковский и многие другие.

После распада Советского Союза и признания России демократическим государством люди искусства получили большую свободу для творчества. Сейчас культура рассчитана на массовость, развлекательность, коммерческую выгоду, поэтому она базируется на архетипах.

С одной стороны, свобода творчества и самовыражения – это большой плюс. Чтобы заявить о себе, людям творческих профессий не надо прятаться или уезжать из страны. С другой стороны, произошла обратная реакция. В культуре теряется национальность, прививаются западные тенденции, не всегда являющиеся высоким показателем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.008 с.)