Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество в целом и составляющие его сферы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество в целом и составляющие его сферы Общество как совокупность взаимосвязанных сфер общественной жизни Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данное обстоятельство в полной мере относится и к политической сфере. Поэтому в дальнейшем в данном учебнике понятия "политическая сфера общества" и "политическая система общества" употребляются как синонимы. Названные выше системы изучаются соответствующими общественными науками. Например, в задачу экономической теории входит поиск решения таких сложных проблем, как: ЧТО обществу производить и КАК производить, как бороться с инфляцией и безработицей, дефицитом государственного бюджета, как определить оптимальный уровень тарифов и квот в международной торговле, в чем причины экономического процветания одних наций и бедственного положения других и т.д. Ответ на эти труднорешаемые вопросы настраивает экономическую науку на изучение экономической системы во всей совокупности ее слагаемых, которая включает: экономические институты (и прежде всего институт собственности), экономические отношения и законы, управляющие их развитием, экономические процессы. Экономическая теория изучает экономическую систему в ее взаимодействии со всеми другими общественными системами. Задачами наук, исследующих социальную сферу общества (право, социология, психология и др.), являются поиск оптимальных форм регулирования трудовых отношений, выработка мер, способствующих совершенствованию системы социального обеспечения и социальной защиты населения, и др. Решение этих задач также требует от науки подхода к социальной сфере как к системе. Определенную систему представляет собой и духовная сфера жизни общества. Ее изучением заняты культурология, этика, эстетика и, очевидно, многие другие науки. Предназначение политической сферы (системы) Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы существовать. Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук – экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ. Политология как наука Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять обществом и logos – слово, учение) – наука об управлении обществом в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Звучит парадоксально, но это правда. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждая из изучаемых тем (политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с давних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.). Самой молодой из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Почему так произошло? Причины есть. Правы те, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество. Речь идет о востребованности науки. В нашей стране вплоть до современных демократических перемен она была не просто не нужна, а могла оказать не лучшую "услугу" господствовавшему политическому режиму. Будучи, наукой о политической системе общества, политология в СССР поставила бы много нежелательных вопросов, о том, чего нет: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и др. Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому очевидно, что политология как целостная, независимая академическая наука могла появиться лишь в начале нашего столетия. Справедливости ради отметим, что отдельные политологические центры образовались в Западной Европе и США уже в середине прошлого века. Так, во Франции в 1872 г. была создана Свободная школа политических наук. Ее задача состояла в подготовке руководящих кадров страны в области политики и экономики. В 1880 г. в США при Колумбийском колледже была создана первая школа политических наук. В России начала политологии прослеживаются в конце XIX–начале XX века. Существенный вклад в ее развитие внесли П.И.Новгородцев, Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.И.Ильин и др. Однако в советский период истории нашего государства политология рассматривалась как лженаука. Положение изменилось лишь в период перестройки. С 1990 г. политология преподается в вузах страны, активизируются научные исследования в данной области. Своими достижениями современная политология обязана усилиям ученых различных стран. При изучении многих тем курса мы встретимся с идеями выдающихся зарубежных политологов: М.Вебера, К.Поппера, А.де Токвиля, Т.Парсонса, Д.Истона, Р.Михельса, Г.Моска и др. Большой вклад в развитие политологии внесли К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов и другие марксистские теоретики. Структура политической системы общества Тот факт, что политическая сфера общества функционирует как система, позволяет увидеть ее составляющие, выделить ядро системы, свести воедино структурные элементы и институты, четко увидеть взаимосвязь между ними, а следовательно, и закономерности развития всей системы. Практически весь материал учебника посвящен раскрытию содержания политической системы общества. Начнем с составляющих ее подсистем. Что конкретно включает в себя политическая система общества? Каковы основные ее подсистемы? В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая. Регулирующая подсистема Регулирующая подсистема. Данная подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Следует отметить, что исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества. Коммуникативная подсистема Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты и, конечно, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Такая борьба (и порождаемые ею отношения) в явной или скрытой форме происходит в политической системе любого государства. Данные отношения носят, как правило, формализованный характер, то есть основанный на существующих правовых нормах. Однако наряду с ними в политической системе нередко возникают и развиваются неформальные отношения, не закрепленные в существующих в обществе правовых нормах. Их значение не следует приуменьшать, потому что, как показывает практика, они играют немаловажную роль в жизни политической системы. Что изучает политология Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Это обусловливается специфическими условиями государств. Например, все названные подсистемы есть и в политической системе США, и в политической системе России, но в своем конкретном наполнении они различны. Это касается и институциональной подсистемы, и регулирующей, и всех других. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах. Другими словами, политология исследует структуру политической сферы (системы) во всем многообразии ее конкретных форм. Обратим внимание на тот факт, что такую же структуру, как и политическая система общества, имеют также и все другие основные общественные системы – экономическая, социальная, духовная. Все они содержат в своей структуре четыре подсистемы, разумеется, со своим содержанием. Все общественные системы имеют институциональную подсистему, представленную своими организациями и институтами. Например, в экономической системе это разного рода экономические институты и организации. И тем не менее все общественные системы различны. Главное, что лежит в основе различия систем, – это их системообразующее отношение. В экономической системе в условиях рыночной экономики таковым является рынок. Он определяет, что и в каком количестве обществу производить. В политической системе системообразующее ядро – политическая власть. Но различия общественных систем и их специфика проявляются не только в этом. В связи с анализом политической системы как предмета политологии целесообразно рассмотреть, в чем ее специфика. Предмет политологии Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и проблемы. 2.4.2. Центральная тема (проблема) политологии Центральная тема науки о политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения властей и др. Данный комплекс вопросов и проблем является в политологии центральным потому, что он отражает непосредственно главное отношение политической системы общества, ее ядро. Известный американский ученый-социолог Т.Парсонс сравнивает это ключевое значение власти в политической системе с той ролью, которую играют деньги в экономической сфере общественной жизни. Власть, несомненно, является главным рычагом и средством функционирования политической системы. С завоеванием, удержанием и реализацией политической власти связаны в той или иной мере все другие вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Политические лидеры и элиты Непосредственно с темой политической власти связан третий комплекс вопросов и проблем, изучаемых политологией: политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители. Здесь рассматриваются вопросы о роли личности в политической системе, о мотивациях активности политических лидеров. С политической властью и политическим лидерством связаны вопросы о сущности, предназначении, формировании и структуре властвующей элиты в целом и политической в частности. Таким образом, данный комплекс вопросов в структуре политологии посвящен политическим лидерам и политическим структурам, которые способствуют удержанию и реализации политической власти. Избирательные системы Пятый комплекс политологических вопросов и проблем – современные избирательные системы. Так же как политические партии и движения, избирательные системы являются мощным средством завоевания политической власти. Политические процессы Большая роль в современной политологии отводится изучению политических процессов, их содержанию, структуре и формам, особенностям принятия и реализации управленческих решений. Данный комплекс вопросов является шестым из перечисленных. Цели и задачи политологии Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможности политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются: Ä исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и др.), политических отношений, политических процессов; Ä создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов; Ä анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования; Ä аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; Ä выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества. Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук. Понятие политики Понятие "политика", вне сомнения, самая сложная категория политологии. Основная трудность проистекает из безграничности ее содержания. В данный термин вкладывают многочисленные понятия. Например, внешняя политика, политика Р.Рейгана, экономическая политика, финансовая политика, бюджетная политика, политика в области свекловодства или виноделия, политика низких процентных ставок, антиалкогольная политика и др. Такого рода примеры можно долго перечислять. Политика пронизывает всю жизнь общества. Ее вездесущность сравнима с неимоверной энергией главного героя бессмертной комедии П.Бомарше: она и здесь и там. Первые попытки дать определение политики относятся к очень далеким временам: труды о политике Платона и Аристотеля появились около двух с половиной тысячелетий назад. С тех пор исследователи создали тысячи работ о политике. Однако мы имеем дело с нечастым случаем, когда результат далеко не прямо пропорционален затраченному времени. Современный читатель может найти десятки различных определений политики, нередко противоречивых. Отметим сразу, что в учебнике рассматривается политика в тех формах, в которых она представлена в политической сфере общества. В этой связи одно из наиболее удачных определений политики дано в "Политологическом словаре". Политика характеризуется как "социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти" (М.: Луч, 1994. Т.1. С.168). Здесь подчеркнуты две важные характеристики данного понятия: первая – что это деятельность, вторая – что ее корни находятся в политической системе общества. Данное определение политики необходимо дополнить еще двумя характеристиками. Во-первых, политика как деятельность имеет мощную опору на политическую власть (со всеми вытекающими возможностями); во-вторых, зарождаясь в политической сфере общества, политика охватывает всю общественную жизнь, все ее сферы. Главная цель политики Главная цель политики заключается в том, чтобы в рамках тех или иных управляемых объектов (международная арена в целом, регион, отдельная страна, входящие в нее административные единицы и т.д.) обеспечить реализацию их интересов. Научные основы политики Некоторые специалисты говорят, что политика – это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы те и другие. Политика как наука. Данная характеристика особенно наглядно проявляется в достижении крупных целей и в реализации крупных политических акций. Например, при выработке политического курса страны на тот или иной период требуется разработка научного обоснования, включающего достаточность материального обеспечения намечаемых экономических программ, учет степени готовности населения страны поддержать данный курс, учет отношения правительств ведущих стран мира к предполагаемому проведению нового политического курса. Кроме того, необходимо учитывать известные закономерности развития самой политической системы, ее взаимосвязи и взаимообусловленности с другими сферами общественной жизни. Важно соотнести политический курс с уровнем экономического развития страны и с утвердившимся в ней политическим режимом. Иллюстраций в подтверждение того, что политика – это наука, можно привести много. В частности, политика реформ в современной России. Успехи (они несомненно есть) и недостатки, ошибки (они также налицо) в существенной степени обусловлены уровнем научного обеспечения проводимого политического курса. В современных развитых демократических странах граждане имеют возможность убедиться в степени научной обоснованности предлагаемой им политики. Кандидаты в президенты США, или в губернаторы штата, или, наконец, в мэры того или иного города в своих предвыборных программах непременно доказывают выполнимость тех обещаний, в частности политических, которые содержатся в их программах. Но политика – это не только наука. Вероятностный характер политических процессов, возможность появления непредвиденных обстоятельств, неполнота информации, неопределенность конечных результатов, невозможность проконтролировать ряд слагаемых политических процессов – все это характеристики, с которыми связана политика как вид деятельности. И именно они делают научное обоснование политики недостаточным для обеспечения высокой эффективности ее реализации. Компенсацией того, что не в силах сделать наука в политике, является искусство. Искусство в политике Политика как искусство. Политика, как деятельность необыкновенно сложная, требует от тех, кто ее проводит, тонкого маневрирования, психологического расчета в конкретных политических решениях. Политика как искусство проявляется в деятельности, связанной с интуицией, позволяющей политику находить в сложных ситуациях политические компромиссы или принимать неожиданные (но единственно правильные) решения, буквально спасающие нации. Таким образом, искусство в политике включает интеллектуальные, рациональные и интуитивные начала, совокупность которых позволяет политику увлекать людей, внушать доверие. Литература для более глубокого изучения темы и отдельных ее вопросов
Антология мировой политической мысли. В 5 т. М.: Мысль, 1997. Бутенко А.П. Наука, политика, власть: проблемы взаимоотношения и соотношения // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Гельман А. Политика как театр // Высшее образование в России. 1999. № 3. Ильин М.В. Десять лет академической политологии – новые масштабы научного знания // ПОЛИС. 1999. № 6. Крутов А.В. Политическое общество: взгляды на проблему // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. Кулинченко А.В. Политика и управление в обществе: теоретико-методологические проблемы взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 2000. Лебедева М. Политология как наука, а не идеология // МЭиМО. 2001. № 2. От политической мысли к политической науке: Справочник персоналий российской политической мысли и науки / Авт.-сост. Я.А.Пляйс. М.: МГУ, 1999. ПляйсЯ.А. Нужна ли России политическая наука? // ПОЛИС. 2000. № 3. ПляйсЯ.А. Отечественная политическая наука в диссертационном зеркале// ПОЛИС. 1998. № 2. ПляйсЯ.А. Творческий потенциал российского политологического сообщества: Основные направления исследований // ПОЛИС. 1999. №6. Политическая наука в России: Интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия / Общ. ред. А.Д. Воскресенский. М.: Изд. Центр научных и учебных прогр., 2000. Политическая энциклопедия. В 2 т. / Под ред. Г.Ю.Семигина. М., 1999. Политологический словарь-справочник / Под ред. Г.В.Полуниной. М.: ФА, 1997. Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Полуниной. М.: АКАЛИС, 1999. Полунина Г.В. Политика или политическая сфера общества?: Что является предметом политологии? // Вестник Финансовой академии. 1998. № 1. Романовский Н.В. О взаимодействии политологии и социологии: Заметки с научной конференции политологов // Социологические исследования. 1999. №6. Салмин А.М. Политическое развитие России и актуальные проблемы политологии // ПОЛИС. 1998. № 3. Смирнов В. Политическая система России на пороге XXI века // Власть. 2000. № 2. Состояние и проблемы развития политической системы в современном российском обществе: Сессия Академии социальных наук и Института социально-политических исследований РАН // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. Титов К.А. Прагматизм в политике и перспективы развития политической науки // ПОЛИС. 1999. № 2. Торкунов А.В. Профессионализм в политике как образовательная задача // ПОЛИС. 1999. № 1. Чарль Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Ч. II. М., 1996.
ГЛОССАРИЙ
[1] Понятие «институт» и, следовательно, «институциональная подсистема» употреблены здесь в широком смысле, то есть включают не только политические органы и организации, но и регулируемые нормами права совокупности общественных отношений. Например, институт политической власти, институт частной собственности и др. Общество в целом и составляющие его сферы
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.011 с.) |