Формулировка и обоснование исследуемой проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулировка и обоснование исследуемой проблемы



Самая первая задача исследователя состоит в том, чтобы точно установить вопрос “почему?” – относительно того проблемного социального явления, с которым имеет дело исследование. Этот вопрос и должен определить явление, подлежащее исследованию, и указать путь исследовательскому проекту в направлении разработки объяснения этого явления. Неудачная формулировка вопроса “почему?” может рано или поздно привести в замешательство – как самих исследователей, так и их читателей (заказчиков). Исследовательский проект может вообще двинуться в путь “не с той ноги”, если вопрос, который определяет его суть, окажется неуместным (неадекватным), если он будет неправильно соотноситься с фактами или фокусировать внимание на получении нормативных выводов.

Исследовательские вопросы могут ограничивать значение исследовательского проекта, если они неправильно сосредоточивают внимание на отдельных разрозненных фактах. Скажем, такие вопросы как “Кто является депутатом Городской думы от данного округа?” или “Кто из заинтересованных предпринимателей вкладывает больше денег в политическую кампанию этого кандидата?” или “Какое количество торговых точек контролирует этот предприниматель?“ могут, конечно, дать знание определенных фактов, однако они вряд ли смогут направить исследовательский проект на выявление закономерностей социального явления в целом. Каждый из таких вопросов относится к какой-то одной отдельной части информации об интересующем нас явлении. Разумеется, каждый из таких фактов может быть интересен сам по себе, однако поодиночке они не смогут предоставить нам научного знания об образцах (паттернах) социальных явлений, об отношениях между индивидами и группами людей, а также объяснений этих отношений и причин, лежащих в основе явлений. Научное знание, конечно, согласуется с фактами, однако одних только фактов самих по себе еще недостаточно, чтобы дать научное объяснение. Для этого одни явления должны быть соотнесены с другими явлениями, а сделанные на этой основе обобщения продвинуты вперед и проверены. При отсутствии такого рода обобщений фактическое знание будет существенно ограничено по сфере своего влияния.

Однако в самом начале программы необходимо проделать то, что в некоторых учебниках называется “литературным обзором”. Значительную часть этого раздела программы будет занимать реферат – критический обзор тех литературных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы. Любое более или менее серьезное исследование включает в себя просмотр и оценка того, что было написано другими авторами по теме исследования. Никогда не следует считать, что вы – первый (или первая), кому пришли в голову соответствующие исследовательские вопросы.

Нередко начинающий исследователь стартует с выражения лишь общей заинтересованности темой, такой, скажем, как первичная (детская) социализация или выбор оптимального места захоронения ядерных отходов. На этом этапе исследователь, вероятно, пока еще не будет формулировать четких исследовательских вопросов (таких, например: “насколько рано начинается социализация?”, или “каковы характеристики тех слоев общества, которые будут с наибольшей вероятностью протестовать против захоронения опасных отходов“, или “каковы тактические приемы, наиболее часто используемые для того, чтобы успешно противостоять размещению опасных отходов?”). Обзор предшествующих исследований поможет заострить исследовательскую проблему через ознакомление исследователя с основными исследовательскими вопросами, которые ставились другими социологами. После изучения работ, опубликованных в данной области, исследователь может придти к выводу, что предшествующие исследования не дали вполне удовлетворительных ответов на поставленные вопросы. Таким образом, исследовательский проект может разрабатываться с целью поиска ответов на “старые” вопросы новым путем. Опубликованные отчеты о ранее проведенных исследованиях часто служат источниками важных вопросов и непроверенных гипотез, нуждающихся в изучении. Таким образом, основные мотивы, которыми руководствуется исследователь, приступая к литературному обзору, состоят в том, чтобы:

1) выявить какие-то общепринятые объяснения, сложившиеся на сегодняшний день в научной литературе для описания изучаемых феноменов;

2) установить тот смысл, который придают используемым понятиям и потенциальным взаимосвязям между ними другие исследователи;

3) сопоставить различные (нередко – прямо противоположные) взгляды на проблему разных авторов и на основе этого сопоставления (продумав при этом – чьи подходы представляются вам более логичными и убедительными?) достаточно четко и однозначно определить собственные подходы;

4) выяснить, каким именно способом другие исследователи определяли и эмпирически измеряли (операционализировали) ключевые понятия, используемые в исследовании;

5) установить те источники данных, которыми пользовались ранее другие исследователи;

6) разработать на основе этого собственные (может быть, альтернативные) исследовательские проекты;

7) выяснить, как ваш собственный исследовательский проект соотносится с работой, проведенной другими;

8) изучить исследовательскую технику своих предшественников и те выводы, к которым они в результате приходили, – это в немалой степени может способствовать выработке собственных методик сбора, обработки и анализа социологической информации.

Мы не будем описывать здесь способов поиска необходимой литературы, относящейся к теме исследования – они у каждого исследователя свои (не говоря уже о том, что всегда можно обратиться к помощи профессионального библиографа или поисковой компьютерной сетевой системы). Хотелось бы дать только некоторые рекомендации по работе с литературой, основанные на практическом опыте.

Если вы начинаете не с четко определенной гипотезы, которую желаете проверить, а лишь с наиболее общих (пока еще туманных и расплывчатых) представлений об объекте и предмете вашего исследования, тогда неплохо было бы определить местонахождение книг (статей или иных типов исследовательских работ), хотя бы в общих чертах освещающих вашу тему, прочесть соответствующие разделы, а затем выписать источники, указанные в сносках (ссылках). Благодаря этому ваш список литературы по изучаемой проблеме заметно расширится. Внимательное изучение каталожных карточек в любой библиотеке также поможет вам определить работы, в общих чертах освещающие вашу тему. Затем вы можете начать углубляться в более специфические исследовательские вопросы.

Еще один подход состоит в том, чтобы хотя бы бегло просмотреть содержание некоторых профессиональных журналов, в которых (как ожидается) помещены статьи, освещающие проблемы, лежащие в сфере ваших интересов. Существует немало специальных изданий, содержащих предметные указатели по ключевым словам, содержащимся как в названиях работ, так и в содержании их – например, “Библиографические указатели”, выпускаемые ИНИОН[1] по различным научным отраслям. Сегодня достижения современных компьютерных технологий значительно расширили возможности исследователей по поиску и обнаружению опубликованных материалов. Компьютерный поиск литературы, пожалуй, даже в большей степени соответствует современным требованиям, нежели традиционные печатные указатели, поскольку компьютерная база данных легче и с большей частотой подвергается постоянному обновлению. Поиски с помощью компьютера могут также оказаться гораздо быстрее и легче традиционных библиографических изысканий: в этом случае обычно оказывается достаточным использовать одно или несколько ключевых слов для конкретной идентификации интересующего вас объекта. Для большинства литературных поисков это снижает необходимость устранения тех цитат, которые не имеют прямого отношения к теме исследования.

Попытайтесь с самого начала определить наиболее важные из источников и сразу сосредоточиться, прежде всего, именно на них. Это было бы лучше, нежели пытаться прочесть все обнаруженные вами книги, статьи и исследовательские отчеты. Для того чтобы определить такую важность, было бы полезно начинать с оглавлений и аннотаций – они фактически представляют собою краткие резюме содержания книг и статей. Ознакомление с ними повысит эффективность вашего литературного обзора. Подборки извлечений такого рода войдут, в конечном счете, в ваш перечень цитат и библиографических ссылок и придадут больше убедительности вашему отчету.

Начинать литературный поиск следует с самых свежих публикаций. Они, как правило, содержат упоминания и справки о литературе, вышедшей ранее, а поэтому внесут полезный вклад в ваш список литературы и общий библиографический обзор. Если даже содержание предшествующих источников подробно не обсуждается в последующих работах, повторные ссылки на тот или иной из них уже служат важным признаком того, что он учитывается многими исследователями. Таким образом, вы, вероятно, рано или поздно отметите эту работу в своем обзоре.

Полезный совет: при чтении и конспектировании следует делать выписки на отдельных карточках или листах (либо в соответствующих файлах вашего компьютера). Иногда, проводя первый обзорный литературный поиск, вы можете испытать шок от огромного числа обнаруженных вами цитат, которые представляются релевантными для темы исследования. И главной проблемой, возможно, будет необходимость систематического расположения их. Здесь может оказаться полезной запись каждой уместной для проблемы исследования цитаты на отдельную карточку (или в отдельный компьютерный файл). Если цитата покажется вам действительно полезной, тогда позднее на такие карточки можно занести и более полную библиографическую информацию в той форме, которой вы обычно пользуетесь для описания вашей библиографии. Эти карточки можно позднее рассортировать применительно к самым разнообразным потребностям. Такой метод сохранит плоды литературного поиска в удобной для вас форме и сэкономит время, уходящее на запись цитатной информации в перечень нужных цитат, а затем на перенос ее на карточки. Позднее, при подготовке итогового аналитического отчета, их можно раскладывать в определенной последовательности, следуя логике вашего изложения. А при составлении итогового аналитического отчета вам останется связать эти мысли (цитаты) воедино, сопровождая их собственными комментариями и выводами.

В современном литературном поиске все более важную роль играет работа исследователя в Интернете. Мы не будем здесь останавливаться подробно на специфике поисковой работы во всемирной электронной сети, надеясь, что абсолютное большинство читателей уже обладает соответствующими навыками – в том числе и навыками поиска по ключевым словам (как на русском, так и на иностранных языках). Отметим лишь, что, наряду со специальной литературой, в которой освещаются различные аспекты темы, выбранной для эмпирического исследования, в Интернете можно найти немало материалов по результатам уже проведенных изысканий, в том числе профессиональными организациями. Ознакомление с этими материалами может оказать серьезную помощь, как в разработке методологической концепции исследования, так и в разработке его инструментария, в сравнении своих данных с данными других исследователей и т.п.

Подчеркнем еще раз: целью любого социального исследования являются, в конечном счете, поиски ответов на исследовательские вопросы. Такие вопросы – в явном, эксплицитном виде – должны, как правило, завершать первую часть программы вашего социологического исследования под названием “Формулировка и обоснование исследуемой проблемы”. Однако такого рода итог представляет собою скорее формальное требование. Реально же эти вопросы лучше поставить (сформулировать) с самого начала – до того, как вы наметите сами направления поисков.

Вообще исследовательские вопросы могут начинаться с любого вопросительного слова, однако, вероятно, самые важные из них – каузальные[2], начинающиеся с вопроса “почему”. В то же время следует отметить, что в программе были бы неуместны вопросы нормативного типа, то есть такие в которых предлагается оценить, что такое хорошо и что такое плохо, или спрашивается о том, что может быть или должно быть сделано – скажем, такие, как “Должны ли органы местного самоуправления уделять больше внимания заботе об интересах малоимущих граждан?” или “Не является ли проект областного бюджета слишком несправедливым по отношению к слабозащищенным слоям населения?”. Конечно, такого рода вопросы довольно важны и достойны внимания социологов. Однако это долженствование и эти сомнения составляют, скорее, предмет теоретических размышлений и не могут быть установлены путем эмпирического исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.008 с.)