Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Поиск

Пункт 1 статьи 46 гласит: « Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».

Данный пункт вызывает вопросы, поскольку фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей. Прежде чем будущий преподаватель приходит в школу, он изучает предметы по специальности, педагогику, методику преподавания, общую, возрастную, педагогическую, социальную психологию и другие предметы, в рамках которых он получает востребованные профессией педагога знания, развивает профессионально-важные качества, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности. По ходу обучения студенты проходят педагогическую практику под руководством компетентных методистов (по предмету, методике, педагогике и психологии), которые обучают их применению полученных в организациях педагогического образования знаний, умений и навыков на практике. Педагогическая практика помогает студенту самоопределиться (подходит ему данная профессия или не подходит, а также подходит он для данной профессии или нет). Если будущий учитель не самоопределился, то в ходе осуществления педагогической деятельности он вместо создания условий для развития личности ученика посредством предмета, самоутверждается за его счёт. Дети – это не опытный материал для отработки педагогических умений и навыков. Профессиональной педагогической деятельности нужно обучаться на специализированных учебных заведениях или специализированных факультетах.

Таким образом, в п ункт 1 статьи 46 следует добавить: « Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное педагогическое, высшее педагогическое образование или получившие педагогическую квалификацию на базе высшего образования».

Пункт 2 статьи 46 гласит: « Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации». Номенклатура должностей педагогических работников организаций, должностей руководителей образовательных организаций должна определяться Федеральным государственным образовательным стандартом. Как показывает практика, это приводит к неоправданному сокращению значимых для реализации основных образовательных программ специалистов, раздуванию административного аппарата внутри образовательных учреждений и бюрократическому произволу. Поэтому п ункт 2 статьи 46 следует переформулировать: « Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций определяется федеральным государственным образовательным стандартом».

 

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

В статье отсутствует упоминание о социально-экономических правах педагогических работников и о гарантиях их реализации (продолжительность рабочего времени; нормативы нагрузки на преподавателя за ставку заработной платы; нормативы оплаты труда; гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации ).

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» инициировало процесс сокращения государственных расходов на оплату труда бюджетников (работников образования, медицины и пр.), что в последствии было юридически закреплено региональными законами. Например, Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 24 апреля 2008г. был принят закон N 428-ОЗ «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений» [http://www.pravoteka.ru/docs/kaluzhskaya_oblast/32.html], который способствовал ухудшению положения работников образования: увеличению аудиторной нагрузки, упразднению оплаты за внеаудиторную нагрузку (подготовку к занятиям, участие в Педсоветах и др.), повышению интенсивности труда (вследствие увеличения учеников в классе), зависимости заработной платы от количества учеников в классе, и, как следствие, снижению внутренней мотивации учителя, разрушению структуры педагогической

По распоряжению Правительства № 2620-р от 30 декабря 2012 г. "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" [http://government.ru/docs/22263] разработан план мероприятий ("дорожная карта"), в соответствии с которым до 2018 года число вузовских преподавателей будет сокращено на 140 тысяч человек (то есть на 44%), а нагрузка оставшихся преподавателей возрастёт на 28%. Число учителей в школе сократится на 87 тысяч человек (7%), а нагрузка учителя вырастет на 19%.

Не лучшим образом обстоит дело с нормами учебной нагрузки на педагогического работника. Так, отсутствие в законе нормы соотношения количества обучающихся к количеству преподавателей приводит к научно необоснованному увеличению нагрузки на преподавателя. В частности, нагрузка на преподавателя высшей школы с 1992 года была увеличена с 7 обучающихся до 9,4 в 2012. Согласно распоряжению Правительства № 2620-р от 30 декабря 2012 г. "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" [http://government.ru/docs/22263, с.24] этот показатель планируется увеличить к 2013 году до 12 обучающихся. Увеличение нагрузки на преподавателя усложняет условия реализации образовательной деятельности и приводит к снижению качества образования.

Мы считаем, что определение нормы нагрузки должно осуществляться не управленческими решениями (в соответствии с экономической целесообразностью), а квалифицированными экспертами на основе научно обоснованных критериев.

Предлагаем внести в статью 47 закона следующие пункты:

«1. Нормативы нагрузки на преподавателя за ставку заработной платы

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю за ставку заработной платы (Статья 333 Трудового кодекса РФ).

Соотношение между аудиторной и внеаудиторной нагрузкой преподавателя на ставку заработной платы

Аудиторная нагрузка преподавателя не может превышать 18 часов при 36-часовой рабочей неделе. Оставшиеся 18 часов составляет внеаудиторная нагрузка (в частности, подготовка к проведению занятий; осуществление научной, воспитательной, учебно-методической и организационно-методической работы; участие в деятельности методических объединений, в совещаниях, проводимых администрацией; систематическое повышение своей профессиональной квалификации; подготовка и прохождение аттестации и т.д.).

Соотношение между количеством обучающихся и численностью педагогического состава

Соотношение между количеством обучающихся и численностью педагогического (профессорско-преподавательского) состава составляет не более 8 обучающихся на преподавателя.

Нормативы оплаты труда

Размер должностных окладов устанавливается за норму часов педагогической работы в неделю. Размер минимального должностного оклада устанавливается не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Базовый оклад педагогического работника не включает в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты и не зависит от количества обучающихся.

Вне зависимости от типа образовательной организации надбавки за ученую степень устанавливаются для:

· докторов наук – не менее двух прожиточных минимумов трудоспособного населения;

· кандидатов наук – не менее одного прожиточного минимума трудоспособного населения.

Надбавки за ученое звание работников вузов устанавливается для:

· профессоров – 60 процентов ставки (оклада);

· доцентов – 40 процентов ставки (оклада).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.01 с.)