Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень обязательных учебных предметов.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью Пункт 1 статьи 46 гласит: « Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Данный пункт вызывает вопросы, поскольку фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей. Прежде чем будущий преподаватель приходит в школу, он изучает предметы по специальности, педагогику, методику преподавания, общую, возрастную, педагогическую, социальную психологию и другие предметы, в рамках которых он получает востребованные профессией педагога знания, развивает профессионально-важные качества, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности. По ходу обучения студенты проходят педагогическую практику под руководством компетентных методистов (по предмету, методике, педагогике и психологии), которые обучают их применению полученных в организациях педагогического образования знаний, умений и навыков на практике. Педагогическая практика помогает студенту самоопределиться (подходит ему данная профессия или не подходит, а также подходит он для данной профессии или нет). Если будущий учитель не самоопределился, то в ходе осуществления педагогической деятельности он вместо создания условий для развития личности ученика посредством предмета, самоутверждается за его счёт. Дети – это не опытный материал для отработки педагогических умений и навыков. Профессиональной педагогической деятельности нужно обучаться на специализированных учебных заведениях или специализированных факультетах. Таким образом, в п ункт 1 статьи 46 следует добавить: « Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное педагогическое, высшее педагогическое образование или получившие педагогическую квалификацию на базе высшего образования». Пункт 2 статьи 46 гласит: « Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации». Номенклатура должностей педагогических работников организаций, должностей руководителей образовательных организаций должна определяться Федеральным государственным образовательным стандартом. Как показывает практика, это приводит к неоправданному сокращению значимых для реализации основных образовательных программ специалистов, раздуванию административного аппарата внутри образовательных учреждений и бюрократическому произволу. Поэтому п ункт 2 статьи 46 следует переформулировать: « Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций определяется федеральным государственным образовательным стандартом».
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации В статье отсутствует упоминание о социально-экономических правах педагогических работников и о гарантиях их реализации (продолжительность рабочего времени; нормативы нагрузки на преподавателя за ставку заработной платы; нормативы оплаты труда; гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации ). Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» инициировало процесс сокращения государственных расходов на оплату труда бюджетников (работников образования, медицины и пр.), что в последствии было юридически закреплено региональными законами. Например, Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 24 апреля 2008г. был принят закон N 428-ОЗ «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений» [http://www.pravoteka.ru/docs/kaluzhskaya_oblast/32.html], который способствовал ухудшению положения работников образования: увеличению аудиторной нагрузки, упразднению оплаты за внеаудиторную нагрузку (подготовку к занятиям, участие в Педсоветах и др.), повышению интенсивности труда (вследствие увеличения учеников в классе), зависимости заработной платы от количества учеников в классе, и, как следствие, снижению внутренней мотивации учителя, разрушению структуры педагогической По распоряжению Правительства № 2620-р от 30 декабря 2012 г. "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" [http://government.ru/docs/22263] разработан план мероприятий ("дорожная карта"), в соответствии с которым до 2018 года число вузовских преподавателей будет сокращено на 140 тысяч человек (то есть на 44%), а нагрузка оставшихся преподавателей возрастёт на 28%. Число учителей в школе сократится на 87 тысяч человек (7%), а нагрузка учителя вырастет на 19%. Не лучшим образом обстоит дело с нормами учебной нагрузки на педагогического работника. Так, отсутствие в законе нормы соотношения количества обучающихся к количеству преподавателей приводит к научно необоснованному увеличению нагрузки на преподавателя. В частности, нагрузка на преподавателя высшей школы с 1992 года была увеличена с 7 обучающихся до 9,4 в 2012. Согласно распоряжению Правительства № 2620-р от 30 декабря 2012 г. "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" [http://government.ru/docs/22263, с.24] этот показатель планируется увеличить к 2013 году до 12 обучающихся. Увеличение нагрузки на преподавателя усложняет условия реализации образовательной деятельности и приводит к снижению качества образования. Мы считаем, что определение нормы нагрузки должно осуществляться не управленческими решениями (в соответствии с экономической целесообразностью), а квалифицированными экспертами на основе научно обоснованных критериев. Предлагаем внести в статью 47 закона следующие пункты: «1. Нормативы нагрузки на преподавателя за ставку заработной платы Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю за ставку заработной платы (Статья 333 Трудового кодекса РФ). Соотношение между аудиторной и внеаудиторной нагрузкой преподавателя на ставку заработной платы Аудиторная нагрузка преподавателя не может превышать 18 часов при 36-часовой рабочей неделе. Оставшиеся 18 часов составляет внеаудиторная нагрузка (в частности, подготовка к проведению занятий; осуществление научной, воспитательной, учебно-методической и организационно-методической работы; участие в деятельности методических объединений, в совещаниях, проводимых администрацией; систематическое повышение своей профессиональной квалификации; подготовка и прохождение аттестации и т.д.). Соотношение между количеством обучающихся и численностью педагогического состава Соотношение между количеством обучающихся и численностью педагогического (профессорско-преподавательского) состава составляет не более 8 обучающихся на преподавателя. Нормативы оплаты труда Размер должностных окладов устанавливается за норму часов педагогической работы в неделю. Размер минимального должностного оклада устанавливается не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Базовый оклад педагогического работника не включает в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты и не зависит от количества обучающихся. Вне зависимости от типа образовательной организации надбавки за ученую степень устанавливаются для: · докторов наук – не менее двух прожиточных минимумов трудоспособного населения; · кандидатов наук – не менее одного прожиточного минимума трудоспособного населения. Надбавки за ученое звание работников вузов устанавливается для: · профессоров – 60 процентов ставки (оклада); · доцентов – 40 процентов ставки (оклада). перечень обязательных учебных предметов. В пункте 3 статьи 11 не прописано требование к номенклатуре должностей педагогических работников организаций, руководителей образовательных организаций, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. Данное упущение приводит к так называемой «оптимизации» (неоправданному сокращению) значимых для реализации основных образовательных программ специалистов (педагогов-психологов, логопедов и др.), раздуванию административного аппарата внутри образовательных учреждений и бюрократическому произволу. В связи с этим, в пункт 3 статьи 11 следует добавить подпункт 4: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: …. 4) номенклатуре должностей педагогических работников организаций, руководителей образовательных организаций, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала». В пункте 3 статьи 11 также не прописано требование к норме количества детей в классе.Отечественные и зарубежные социально-психологические и психолого-педагогические исследования показывает, что 20 человек в классе – оптимальное количество детей для осуществления качественного обучения. Введение нормативно-подушевого финансирования привело к увеличению количества детей в классах, невозможности уделить внимание каждому ученику учителем и, соответственно, резкому снижению качества образования. Негативные последствия имело и увеличение нормы количества студентов на одного преподавателя с 8 до 10. Это привело к снижению качества профессионального образования, так как по причине высокой нагрузки на преподавателя сделало невозможным индивидуальный подход к студенту и определение индивидуальной траектории его обучения, требуемое федеральными государственными образовательными стандартами. В связи с этим, в пункт 3 статьи 11 следует добавить подпункт 6: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: …. 6) норме количества обучающихся: не более 20 человек детей в классе; не более 8 человек студентов на преподавателя». Пункт 10 статьи 11 гласит: «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов». Пункт 10 статьи 11ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ. Порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно, должны определяться не Президентом Российской Федерации, как предлагает новый закон, а компетентной в данном вопросе комиссией при обязательном общественном контроле.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения Пункт 1.2 статьи 17 гласит: «В Российской Федерации образование может быть получено … вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)». Пункт 2.3 статьи 17 гласит: «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Пункты 1.2. и 2.3. статьи 17 нивелируют п.4 Статьи 43 Конституции РФ о том, что «основное общее образование обязательно», снимая с государства контролирующие функции относительно получения качественного общего среднего образования. Введение в закон альтернативных, неподконтрольных государству видов образования «семейного образования» и «самообразования», законодательно закрепляет за негативно настроенными в отношении образования родителями право ограничения образования своих детей. Школа – главный социальный институт по передаче социо-культурного опыта последующим поколениям, призванный создавать условия не только для усвоения знаний учащимися, но и развития у них познавательных процессов, воспитания и самовоспитания личности, а также социализации личности в обществе. Самообразование – фактически невозможная форма получения основного общего образования, поскольку школьник (особенно, младший школьник) сам себе передавать социокультурный опыт не может. Он ещё не является субъектом учебной деятельности и, тем более, не является специалистом в различных предметных областях. Для этого нужны профессиональные наставники – учителя, компетентные в той или иной области знания. В законе не конкретизируется, что понимается под «семейным образованием». Поскольку родитель не может быть специалистом во всех предметных областях знания, данная форма образования может нарушать права ребёнка на получение качественного образования. К тому же, пункт 2 статьи 17 законодательно закрепляет заочную форму обучения во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность: «Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме». Заочная форма обучения уже предполагает самообразование и семейное образование, только под контролем государства относительно содержания обучения в соответствии с обязательными федеральными государственными образовательными стандартами. В связи с вышесказанным, пункты 1.2. и 2.3. статьи 17 нарушают права ребёнка на получение полноценного образования, развития, воспитания и полноценную социализацию, поэтому их следует исключить из закона.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы Пункт 4.2 статьи 18 гласит: «учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Реализация пункта 4.2 данной статьи может повлечь за собой монополизацию выпуска учебных пособий организациями, входящими в перечень, непонятно кем и по какому праву определяемый. Это означает, что пункт 4.2 статьи 18 нарушает п.1 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». В связи с вышесказанным, пункт 4.2 статьи 18 следует исключить из закона.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования Пункт 2 статьи 20 гласит: «Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, образовательных ресурсов (в том числе учебников и учебных пособий), а также новых направлений подготовки и специальностей. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации». Данный пункт не соответствует статье 21 Конституции РФ: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научнымили иным опытам». Необходимо внести в новый законопроект дополнения, гарантирующие данное конституционное право, например, добавить к пункту «…Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации» фразу: «при письменном согласии субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей (или лиц их замещающих)».
Статья 24. Категории, устанавливаемые в отношении образовательных организаций высшего образования Пункт 3 статьи 24 гласит: «…Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, поскольку игнорирует необходимость научной и общественной экспертизы показателей и критериев оценки эффективности деятельности федеральных университетов. При ныне существующих критериях, сомнительных с точки зрения качества предоставляемого вузом образования, например, средний балл поступления по ЕГЭ (в момент демографического кризиса в России), ряд сильных высших заведений попали в «чёрный список». Какова компетенция экспертов, формулирующих подобные критерии? В связи с вышеизложенным пункт 3 необходимо переформулировать следующим образом: «…Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти при обязательном проведении независимой научной и общественной экспертизы. Пункт 4 статьи 24 гласит: « Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается образовательной организации высшего образования на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет". Данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, поскольку игнорирует необходимость научной и общественной экспертизы показателей и критериев отбора, оценки эффективности деятельности и ликвидации "национальных исследовательских университетов». В связи с этим пункт 4 следует переформулировать, с учетом того, что отбор программ развития образовательных организаций высшего образования, оценка эффективности их реализации и ликвидация "национальных исследовательских университетов» должен осуществляться при обязательном проведении независимой научной и общественной экспертизы. Статья 25. Устав образовательной организации Пункт 1 статьи 25 рассматриваемого закона гласит: «образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», между тем, ни один из действующих законов в этой связи не упоминается. Это влечет за собой правовую дезориентацию. Исключение из статьи пункта «Устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения утверждаются его учредителем совместно с коллегиальным органом управления образовательной организации» отнимает право у научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в создании, принятии и изменении устава образовательной организации, что нарушает принципы коллегиальности и самоуправления, необходимые для эффективного функционирования любой образовательной организации, ставит под сомнение ФЗ-83 и ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, а также противоречит пункту 2 статьи 26 и пунктам 3.9.-3.10. статьи 47 настоящего закона. Устав – это внутренний закон, по которому функционирует организация, поэтому в создании, утверждении и изменении устава должны принимать участие все субъекты образовательного процесса. Статья 26. Управление образовательной организацией Из текста статьи 26 закона исключено упоминание о принципе самоуправления, необходимого для эффективного функционирования любой образовательной организации. Поскольку принцип самоуправления является противовесом возможному автократическому стилю руководства в принятии решений, необходимо пункт 2 переформулировать следующим образом: « Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления». Пункт 3 статьи 26 гласит: « Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией ». Данный пункт противоречит пункту 2 этой же статьи: « Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности», нарушая принцип коллегиальности в управлении образовательной организацией. Он также противоречит пунктам 3.9.-3.10. статьи 47 настоящего документа, в которых утверждается: « 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: … 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации; 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации». Помимо этого данный пункт наделяет руководителей образовательных организаций полномочиями принимать решения, касающиеся интересов субъектов образовательного процесса, без учёта их мнения, тем самым ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное пунктом 1 статьи 32 самым, нарушается пункт 1 Статьи 32 Конституции РФ. Зачастую именно управленческая (в том числе финансовая) деятельность авторитарного руководителя, игнорирующего мнение общественных органов самоуправления, приводит к потере лучших специалистов, экономическому упадку и краху образовательной организации. В связи с этим, пункт 3 статьи 26 следует сформулировать следующим образом: «Управление образовательной организацией осуществляется руководителем образовательной организации (ректором, директором, заведующим, начальником или иным руководителем) и органом общественного самоуправления образовательной организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации ». Пункт 6 статьи 26 гласит: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников)». Для полноценной реализации принципа коллегиальности, декларируемого в пункте 2 статьи 26 настоящего закона одного лишь учета мнения субъектов образовательного процесса, обозначенных в данной статье, недостаточно. В связи с этим, необходимо переформулировать вышеуказанный пункт следующим образом: «В целях участия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в принятии, утверждении и реализации ключевых решений по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников)».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.168 (0.012 с.) |