Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За законами україни цей вік означується від 14 до 35 років.

Поиск

Як специфічна соціально-демографічна група суспільства молодь визначається не лише віковими межами, а й тим, яке місце вона посідає в соціальній структурі суспільства, а також особливостями соціального розвитку. Молоді притаманні основні та другорядні особливості.

До основних належать: фізіологічні, психологічні, вікові й соціальні характеристики.

Другорядні пов'язані з основними і виявляються залежно від суспільно-корисної діяльності, місця проживання, соціального статусу людини тощо.

У житті молодої людини умовно можна виділити три основних періоди:

- період пошуку - коли молода людина сама для себе визначає та приймає рішення стосовно навчання і сфери професійної діяльності;

- період інтеграції в суспільство - пов'язаний із першими роками професійної діяльності;

- період інтенсивної творчості та продуктивної діяльності.

Сучасна молодь, з одного боку, відчуває себе особливою групою суспільства, з другого - усе більше страждає від невирішеності своїх специфічних проблем. Досить важливим фактором, який деформує свідомість молоді, є відсутність довіри до неї з боку суспільства. Молодь є частиною суспільства, вона входить у розмаїття його зв'язків і відносин, однак дуже рідко залучається до вирішення та реалізації програм розвитку суспільства.

Це визначає суперечності, котрі існують на рівні молодь-суспільство. Найбільш суттєві з них такі:

- рівень освіти та матеріальний стан молоді;

- потяг до знань і необхідність працювати;

- прагнення до самостійності й економічна залежність від батьків;

- професійний статус і потреби сучасного ринку праці;

- бажання вирішувати власні проблеми самостійно та реальна участь у прийнятті управлінських рішень.

 

22.Періодизація життєвого шляху.

Если рост можно охарактеризовать как количественное явление, то развитие - это качественное явление. В процессе развития на растении появляются новые структуры.

 

В развитии растения принято выделять следующие этапы: эмбриональный, ювенильный, (иногда - виргинильный), генеративный, сенильный. Нетрудно увидеть параллели как с кривой роста (лаг-фаза, экспоненциальный рост, замедление роста, стационар, деградация), так и с периодизацией жизни человека (внутриутробный, детство, юность, зрелость, старость).

 

Эмриональный период начинается от момента слияния яйцеклетки и спермия (т.е. от образования зиготы). Первые стадии очень похожи у голосеменных и цветковых: зигота делится поперек, образуя материнскую клетку суспензора (нижняя клетка) и будущий проэмбрио (верхняя клетка). В суспензорной части деления ориентированы в плоскости первого деления зиготы, в результате образуется суспензор ("подвесок"), который продвигает зародыш вглубь эндосперма. В будущем зародыше два деления происходят в меридианальной плоскости, и еще одно - в экваториальной. Дальнейшие деления приводят к дифференцировке протодермы (покровная ткань зародыша) и внутренней паренхимы. Зародыш имеет шаровидную форму. Эта стадия развития называется глобулой (рис. 7.3).

 

Дальнейший сценарий развития зависит от систематической группы, к которой принадлежит растение. У двудольных синхронно начинают рост две семядоли, что приводит к стадии сердечка, а затем - торпедо. У голосеменных семядолей больше, чем 2, поэтому форма зародыша заметно отличается от сердцевидной. У однодольных единственная семядоля, которая часто оттесняет апекс побега из верхушечного положения, так что почечка кажется боковой.

У некоторых растений на эмбриональной стадии формируются уникальные органы (например, щиток, колеоптиль и колеориза у злаков или гаустория на верхушке семядоли у лука).

 

Эмбриональный этап заканчивается переходом в состояние покоя, которое может наступать (в зависимости от группы растений) как на очень ранних стадиях (например, на стадии глобулы, как у орхидных), так и после формирования одного или нескольких примордиев настоящих листьев.

 

После периода покоя начинается ювенильный период. Его можно разделить на стадию проростка (пока функционируют семядоли и другие зародышевые органы), собственно ювенильный этап (когда растение наращивает вегетативную массу). Некоторые исследователи выделяют отдельную виргинильную стадию, когда растение по всем признакам не отличается от генеративного, но еще не цветет. Генеративный этап роста характеризуется цветением и плодоношением.

 

Длительность каждого из этапов, а также число стадий, на которые можно разбить процесс развития, заметно варьирует в зависимости от жизненной стратегии растения. У однолетних растений ювенильный этап может оказаться достаточно коротким и его трудно разделить на отдельные фазы. У многолетников, напротив, ювенильный этап может занимать несколько лет (у колокольчиков - 2 года, у тюльпанов - 4-5 лет, у пионов 7-9 лет и т.д.). Чем длиннее ювенильный период, тем больше соблазн разделить его на отдельные стадии. Генеративный период бывает продолжительным только у поликарпиков (растений, которые способны цветси и плодоносить много раз в жизни). У монокарпиков после цветения наступает программированная гибель всего растения, период деградации наступает очень быстро. Так, у многих бамбуков (подсем. Bambusoidea) ювенильный и виргинильный период могут тянуться в течение 100-150 лет, а генеративный период и следующая за ним смерть растения происходит в течение одного сезона.

 

Иногда многолетний поликарпик в тот или иной сезон оказывается угнетенным (например, в результате внезапного понижения температуры погибла значительная часть растения). Тогда растение не цветет один или несколько сезонов. Такое состояние интерпретируется как что-то похожее на "старость", его называют квазисенильным. На деле временное ослабление растения не означает, что оно не сможет снова цвести.

 

Одним из классических объектов для изучения перехода растения в генеративный период, является плющ (Hedera). Ювенильное состояние характеризуется лопастными или даже сильно рассеченными листовыми пластинками, тогда как генеративное состояние - цельными листьями. Длительность ювенильной стадии определяется тем временем, которое необходимо плющу для того, чтобы взобраться на опору. Пока побеги растут горизонтально, они образуют рассеченные листья, а как только меняется направление роста побега, на нем появляются цельные листья и растения цветут. Примечательно, что опора может со временем повалиться на землю, и прбеги вновь примут горизонтальное положение. Плющ снова растет под пологом леса в поисках новой опоры и образует рассеченные листья.

 

Исследователи склонны считать, что при горизонтальном росте происходит "реювенилизация" (повторное омолаживание), а цельные листья - признак генеративного состояния, "старения". Однако, цикл такого "старения"-"омоложения" можно повторять в условиях эксперимента до бесконечности, и гибель растения не наступит.

 

 

23.Соціальна зрілість: її критерії.

Молодежь занимает важное место в структуре общества (последняя понимается как

система связей между элементами), поскольку является носителем определенных связей в

социуме, принимает в его жизнедеятельности активное участие. Процесс становления

социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных

сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания,

усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-

психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения

молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают

ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания,

характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи,

типичные образцы поведения.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования

устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального

статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью,

способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период

развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным

явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё

сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту.

Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается

у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной

деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных

отношений. Отсюда в поведении молодёжи сочетание противоречивых черт и качеств -

стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и

отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего

мира

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на

многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением

рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление

только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется

рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс

социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости.

Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и

завершением образования, получением профессии, реальными политическими и

гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных

факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение

молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он

может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как

подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием

многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива,

средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта

множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой

иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в

развитии личности.

Однако не только необходимость перехода к частностям и мелочам жизни, к которым

современная молодёжь часто не готова, составляет трудность её взросления. Современный

молодой человек имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения,

спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов,

притязания, ожидания характеризуются максимализмом, не соотносятся с его призванием,

способностями, что часто ведёт к нереализованности планов и связанными с этим

разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором. И дело здесь не только в

соответствии или несоответствии природных задатков, склонностей и интереса к той

деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Выбор будущей

профессии, будущей деятельности для молодого человека - это во многом вопрос о смысле

жизни, о жизненной перспективе. Эта проблема скорее мировоззренческая, чем

профориентационная, и все попытки профориентации будут во многом бесплодны, пока

молодой человек не разберётся в себе, пока не осознает свои интересы, ценности, склонности

 

 

24. Сутність та основні характеристики покоління.

 

25.Теорія юнацького віку Е.Еріксона.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902 – 1982). Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.

Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.

Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества – воспитатели, родители – связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи.

Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

Первая фаза – младенчество. Ее главная задача – выработать у ребенка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляются чувства «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.

Во второй фазе – раннем детстве – у ребенка формируется чувство своей автономности и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.

Третья фаза – игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) – формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеют групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.

Главное новообразование четвертой фазы – школьного возраста – чувство предприимчивости, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся творчество и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Пятая фаза – юность – характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникают диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.

Шестая фаза – молодость – характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества.

Важнейшее приобретение седьмой фазы – взрослости – творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).

Последняя, восьмая фаза – зрелый возраст, или старость, – характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае – отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость, т.е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.

Работы Эриксона содержат много ценных наблюдений о развитии эмоций и самосознания в юности, а также типичной для этого возраста психопатологии (расстройство временной перспективы, кризис идентичности и т.д.). Однако Эриксон уделяет мало внимания интеллекту, который существенно влияет на содержание всех психических процессов. Сплошь и рядом он не различает осознание тех или иных психических состояний от их непосредственного переживания. Стадии эпигенетической модели Эриксона не всегда соотносятся с определенным хронологическим возрастом; некоторые аспекты формирования идентичности, которые Эриксон относит к молодости, многими переживаются уже в подростковом возрасте. Подчеркивая «кризисный», конфликтный характер процесса развития, Эриксон недооценивает феномен преемственности. Кризисы в развитии выглядят в его концепции следствием противоречий между вызревающими у ребенка внутренними свойствами и окружающей средой, причем сами возрастные новообразования он формулирует излишне жестко и нормативно. Между тем реальное содержание «автономии», «инициативы» или «идентичности» меняется на разных стадиях жизненного пути и в зависимости от характера деятельности индивида.

 

26. «Нормативні кризи»: сутність та особливості.

Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями,связан с переходом на новый этап развития.
восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново-рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.
Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легко чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Причина психологического кризиса, по Выготскому, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис.
Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.
• Кризис новорожденности (0—2 месяца).
• Младенчество (2 месяца — 1 год).
• Кризис одного года.
• Раннее детство (1—3 года).
• Кризис трех лет.
• Дошкольный возраст (3—7 лет).
• Кризис семи лет.
• Школьный возраст (8—12 лет).
• Кризис тринадцати лет.
• Подростковый (пубертатный) период (14—17 лет).
• Кризис семнадцати лет.
• Юношеский период (17—21 год
4) Проблема обучения и развития в классической и современной психологии.
5) Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
Изучали: Лисина М.И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я.Л.
Общение выступает основным условием полноцен-ного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познаватель-ные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).
Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) - эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потреб-ности в общении у ребенка. Этапы:
- I младенчество - потребность в любви и заботе - ситуативно-эмоциональная форма
общения взрослого (ласка, улыбка, речь);
- 2 ранний возраст - потребность в совместной предметной деятельности со взрослым -
ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);
- 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации -
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы,
рассказ, чтение литературы);
• 4 средний и старший дошкольный возраст - потреб-ность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отноше-ний с ним, в самопознании - внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем).
Особое значение имеет общение в семье: любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отноше-ний, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников
Общение дошкольника с другими детьми способст-вует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познава-тельной сферы. Потребность а общении со сверстни-ками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начина-ет воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антомет-рии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.

Последствия депривации: Основным «симптомом» здесь будет
резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:
. отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в
6 раз меньше);
. отставании в умственном развитии;
. трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
. недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной
деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
. двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце
жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений.
Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как
разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был
впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после
рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились
в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на
ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети
не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество
игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования
детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из
них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному
передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3
слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует
помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с
формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок
начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому
часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной
активности в этом возрасте;
. сниженном общем коэффициенте развития.

 

 

27.«Ненормативні кризи»: їх особливості.

Слово «кризис» прочно вошло в нашу жизнь. То и дело, мы слышим о нем из разных источников: личностный кризис, семейный кризис, мировой кризис. Почти во всех случаях это слово употребляется с негативным оттенком, как нечто пугающее.

Да, в кризисе нет ничего приятного. Но он словно лакмусовая бумажка, показывает на что человек способен: выстоит ли? Справится ли?

Но что такое на самом деле кризис для человека? Тупик или ступенька вверх? Падение вниз или новые возможности? И что должен знать человек, чтобы пережить кризис? Давайте немного поговорим об этом.

Для начала хочу сказать, что кризис – это нормальное явление любой человеческой жизни, в которой есть развитие. Без кризисов нет развития. Без кризисов невозможно получить толчок вверх. И если знать об этих кризисах, то можно пережить их и выйти победителем. К сожалению, в нашей культуре так сложилось, что нагнетать ужасов по поводу кризисов умеют все, а вот помогать выбираться оттуда – единицы. Зачастую люди так боятся кризисов именно потому, что у них недостаточно информации об этом периоде жизни, они не знают, что это такое и как с этим справляться. К тому же, что уж греха таить, наша история – это череда кризисов и многие люди поэтому и живут, так боясь этого слова. Они боятся, что они не смогут выйти из очередного кризиса. Страх этот в какой-то мере обоснованный, но когда знаешь, с чем ты сталкиваешься, то справляться с этим намного легче.

Итак, что такое кризис? Кризис это момент в жизни человека, когда он задает себе вопрос «кто я? Чего я хочу?» И ответов на эти вопросы у него нет. Прошлое уже не устраивает, а будущее еще неясно.

Кризисы бывают нормативные и ненормативные.

Нормативные – это те кризисы, которые обязательно должны быть у человека, если его развитие протекает в норме. Сюда относятся личностные кризисы (или возрастные, о них мы поговорим чуть позже), семейные, профессиональные, экзистенциальные.

К ненормативным относятся такие кризисы как смерть близкого человека, развод, измена, катастрофы, потеря материальных ценностей, потеря работы, болезнь, насилие и др.

С первыми кризисами справляться намного легче, если о них знаешь и понимаешь, на каком этапе ты находишься. Они должны быть.

Каждый кризис несет в себе определенные навыки, которые человек должен усвоить именно на том этапе. Если этого не произойдет, то в следующий период жизни ему все равно придется этот кризис проходить, вот только происходить это будет намного труднее и болезненнее. Например: я встречала некоторых родителей, которые с гордостью говорили, что у их ребенка не было подросткового кризиса. На самом деле, гордиться там нечем. Это значит, что родители не обеспечили ребенку пространство для усвоения важного навыка подросткового периода – навыка общаться и устанавливать свои границы и уметь слышать и понимать границы другого человека. А это значит, что человеку придется учиться этому, но уже в другом возрасте и других условиях и кто знает, как у него это получится.

С ненормативными кризисами справляться сложнее, потому что они внезапны и незапланированы. В этом случае могут помочь психологи со специализацией в области кризисной психологии – кризисологи.

 

 

28. Соціальний статус юнацтва.


Основные понятия. Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. Но что значит «критический период»?

В биологии и психофизиологии критическими, или сензитив-ными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках этому отчасти соответствует понятие социальных переходов, поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, начало трудовой деятельности или вступление в брак): они нередко оформляются специальными ритуалами, «обрядами» перехода.

Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие — возрастных кризисов, с которым ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности. Дабы подчеркнуть, что эти состояния, какими бы сложными и болезненными они ни были, являются естественными, статистически нормальными и преходящими, их называют «нормативными жизненными кризисами», в отличие от «ненормативных жизненных кризисов» и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств (например, смерти родителей).

Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения—повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» жизни конкретный человек, наука сказать не может.

Переход от детства к зрелости. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны, естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой—уникальная драма, каждая сцена которой— результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Повторяющиеся структурные свойства жизненных событий могут быть зафиксированы объективно. Но личная значимость, мера судьбоносности любого события зависит от множества конкретных причин.

Оценивая влияние тех или иных жизненных событий на личность, обыденное сознание склонно обращать внимание прежде всего на яркость, драматизм событий, его хронологическую близость к моменту предполагаемого изменения личности, круп-номасштабность (само слово «событие» подразумевает нечто значительное, не совсем обыденное) и относительное единство, цельность, благодаря которым оно выглядит простым и однократным. Но глубокие личностные изменения далеко не всегда вызываются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями.

Многие психологические сдвиги—результат скорее накопления множества мелких событий и впечатлений в течение определенного периода времени, чем одного большого события, причем нужно учитывать потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий. Например, для понимания сдвигов в образе «Я» подростка важны не только изменения в его телесном облике и психо-гормональные процессы, но и такое, казалось бы, внешнее, случайное событие, как перехода новую школу, вызывающий необходимость адаптации к новому коллективу, потребность увидеть себя глазами новых товарищей и т. д.

Наши жизненные обстоятельства, поступки, переживания и их осознание сплошь и рядом рассредоточены во времени. Кроме явного, известного окружающим поведения, каждый человек имеет тайный внутренний мир, где совершаются незримые, но очень важные скрытые события, скрытые не только от окружающих, но подчас и от самого человека.

Объективный процесс многомерности и многовариантности человеческого развития, включает в себя и онтогенез, и социализацию, к творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то «усреднить», сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа.

Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза— продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста—школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически это возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое «чувство взрослости»—главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет)—в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью Биологически этот период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как уже принадлежащее взрослости.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность—завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь 16-18 лет (некоторые правовые акты именуют их «подростками») имеет особый юридический статус и пользуется целым рядом льгот (сокращенный рабочий день, оплачиваемый как полный, запрещение сверхурочных и ночных работ и работы в выходные дни, отпуск продолжительностью в один календарный месяц и т. п.). Вместе с тем деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста—выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек со всеми вытекающими остуда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировк<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.021 с.)