Цели задачи и методы страт. контроллинга; взаимосвязь страт. и операт. контроллинга.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели задачи и методы страт. контроллинга; взаимосвязь страт. и операт. контроллинга.



Классификация затрат для контроля и регулирования

В целях контроля и регулирования затрат применяется следующая классификация:

-регулируемые и нерегулируемые;

-эффективные и неэффективные;

-в пределах норм и отклонений от норм;

-контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, сумма которых зависит от влияния со стороны менеджера. В целом по предприятию все затраты регулируемые, но не на все затраты может воздействовать менеджер. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу и т. д. Руководитель же производственного отдела на такие затраты не влияет. Затраты, на которые управляющий не влияет, называют нерегулируемыми с его стороны.

Эффективные - это затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых они были направлены. Неэффективные - это затраты, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведена продукция. Это в основном потери от брака, простоев, порчи материалов и пр.

Деление затрат на расходы в пределах норм и отклонений от норм применяют в текущем учете для определения эффективности работы подразделений путем сопоставления фактических затрат с нормативными.

К контролируемым относят затраты, которые контролируются лицами, работающими на предприятии. По составу отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены отдельными расходами. Неконтролируемые - это затраты, не зависящие от лиц, работающих на предприятии. Например, переоценка основных средств, повлекшее изменение норм амортизационных отчислений по основным средствам и т. д.

Корпоративная информационная система должна рассчитывать себестоимость по нескольким методикам одновременно. Менеджеру остается только выбрать методику, адекватную моменту.

Директ-кост как метод учета затрат; достоинства, недостатки, область практического использования

Где используется: На предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить.

Российские бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему "Директ-костинг" для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.

Ключевые понятия
Маржинальный доход - разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.

Маржинальная калькуляция себестоимости - распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.

. В основе метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты

развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.

В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.

Взаимосвязь показателей при маржинальном подходе:

Выручка от продажи продукции (В)

Переменные затраты (ПеЗ)

Маржинальный доход (МД = В - ПеЗ)

Постоянные затраты (ПоЗ)

Прибыль (П = М - ПоЗ)

Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.

Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

Директ-костинг позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.

Критический объем производства (кол-во продукции) можно определить по формуле:

О = ПоЗ / (Ц - ПеЗ), где
О - критический объем выпуска, ПоЗ - постоянные затраты в целом по предприятию, Ц - продажная цена 1цы продукции, ПеЗ - переменные затраты на 1цу продукции.

Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям. Например, можно выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий.

Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

Однако организация управленческого, производственного учета по системе директ-костинга связана и с рядом проблем, которые вытекают из его особенностей.Прежде всего возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных затрат не так уж много. В основном затраты полупеременные, а в различных условиях одни и те же затраты могут вести себя по-разному.

Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответы на вопросы: сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость? Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.

 

Достоинста и недостатки учета полных затрат

+)

-Видна полная себестоимость продукции.

-Соответствие требованиям действующего законодательства и международных стандартов формирования финансовой отчетности.

-)

-Невозможность определения поведения затрат в зависимости от объема, что ведет к сложностям при проведении анализа, контроля и планирования затрат

-Искажение рентабельности отдельных видов продукции (зависит от способа распределения постоянных затрат).

-Невозможность выделения релевантных затрат для принятия управленческих решений.

Достоинства и недостатки учета неполных затрат

+)

-Финансовый результат не зависит от способа распределения постоянных затрат

-Возможность сравнения по релевантным затратам

-Учет поведения затрат в зависимости от объема

-Анализ причин отклонений

-Оценка минимального критического объема производства

-Оптимизация объемов и структуры производства

-)

-Отсутствие расчета полной себестоимости продукции, необходимой согласно действующего законодательства

-Заниженная себестоимость запасов

-Разделение затрат на постоянные и переменные затруднено.

Попроцессный метод

Попроцессный метод учета затрат обычно применяют на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие в большинстве случаев незавершенного производства. Примером могут служить предприятия добывающих отраслей промышленности, электро- и теплостанции, некоторые предприятия химической промышленности, промышленности строительных материалов и др.

Сущность попроцессного метода заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат (в целом по итогу и по каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. Объекты учета затрат часто совпадают с объектами калькулирования. Для усиления контроля за затратами и местами возникновения затрат на многих предприятиях производственный процесс в ряде случаев подразделяют на стадии. В связи с этим вносятся изменения и в номенклатуру статей, по которой учитываются производственные затраты; поскольку все затраты, как правило, прямые, имеется возможность отражать их по экономическим элементам.

Перечисленные характеристики производства обусловливают и особенности попроцессного метода учета и калькулирования себестоимости продукции.

Попередельный метод

Для многих производств характерна последовательная переработка сырья в готовый продукт на основе химико-физических, биологических и термических процессов. Передел - это совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или готового изделия. Объектом учета затрат в таких производствах является каждый самостоятельный передел. Перечень переделов определяют на основе технологического процесса и исходя из возможности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции передела и оценки незавершенного производства.

Сущность попередельного метода заключается в следующем. Прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам. Объектом учета затрат является передел. Исчисляют себестоимость продукции каждого передела, т.е. не только готового продукта, но и полуфабрикатов, поскольку они могут быть реализованы на сторону в качестве готовой продукции.

Позаказный метод

При позаказном методе все прямые основные затраты учитывают по отдельным производственным заказам на определенное количество изделий (продукции) данного вида. Остальные затраты учитывают по местам возникновения расходов, по их назначению и по статьям и включают в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Следовательно, объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.

Операционный бюджет

Операционный бюджет состоит из:

- Бюджета реализации

- Бюджет производства

- Бюджета производственных запасов

- Бюджета прямых затрат на материалы

- Бюджета общепроизводственных расходов

- Бюджета прямых затрат на оплату труда

- Бюджета коммерческих расходов

- Бюджета общехозяйственных расходов

- Бюджета прибылей и убытков

Финансовый бюджет

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Финансовый бюджет состоит из:

· Инвестиционного бюджета

· Плана денежных потоков

· Прогнозного баланс

 

Цели задачи и методы страт. контроллинга; взаимосвязь страт. и операт. контроллинга.

В процессе управления периодически осуществляется переход от оперативных проблем к стратегическим. При оперативном рассмотрении объектом внимания является "продукт". При стратегическом - "сфера интересов или область развития рынка". Виды потребностей - это стратегическая область, измерение их величины ведет к расчету объемов и цен реализации - оперативная область.

Стратегический вопрос: "В правильном ли направлении мы движемся?". Оперативный вопрос: "Правильным ли способом мы добиваемся результата в избранном направлении?".

При переходе от оперативного мышления к стратегическому и наоборот меняется инструментарий контроллинга. В оперативной сфере калькулируют себестоимость продукции и исчисляют суммы покрытия. В стратегической области определяют существующие позиции и выявляют перспективы развития.

Необходимо найти ответ на вопрос: "Как продолжить действовать в правильном направлении?".

Взаимосвязь учета и планирования образует целый управленческий комплекс. Через организацию управления путем постановки целей выясняется, кто отвечает за тот или иной показатель, кто планирует и проводит мероприятия по достижению целей. Когда в управлении не уделяется должное внимание стратегическим сигналам, это немедленно отражается на финансовых результатах деятельности.

Один из инструментов стратегического управления - методика измерения потенциального профиля или стратегических возможностей предприятия. Для этого задаются критерии, которым дается экспертная оценка в баллах. Показатели "рыночная привлекательность" и вытекающий из нее "рыночный рост", а также "позиция в конкурентной борьбе" и вытекающая из нее "рыночная доля" измеряются и откладываются в форме матрицы для получения единой картины. Это дает возможность отразить наши представления о рыночных величинах в наглядной форме.

С помощью портфельного анализа выясняют для каждой области:

· насколько привлекателен для нас тот или иной рынок

· насколько мы сильны в сравнении с нашими главными конкурентами.

Задача контроллинга - скоординировать стратегическое и оперативное планирование.

Цели -обеспечение выживаемости. Проведение ан­тикризисной политики. Поддержание потен­циала успеха.

Задачи:

• Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия

• Ответственность за стратегическое плани­рование

• Разработка альтернативных стратегий

• Определение, критических внешних и внут­ренних условий, лежащих в основе стра­тегических планов

• Определение узких и поиск слабых мест

• Определение основных подконтрольных показателей в - соответствии с установлен­ными стратегическими целями

• Сравнение плановых (нормативных) и фак­тических значений подконтрольных показа­телей с целью выявления причин, виновни­ков и последствий данных отклонений

• Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций) _

 

Схема для проведения стратегического и оперативного планирования.

 

В процессе стратегического планирования определяются оперативные цели предприятия и мероприятия, необходимые для их достижения.

Планирование на предприятии начинается с анализа показателя выручки от реализации продукции. Задача контроллинга - скоординировать планирование как в стратегической, так и в оперативной части.

На следующем этапе составляется бюджет затрат и выделяются источники их финансирования. В заключение составляются финансовый план и план финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия на предстоящий год.

Наконец, в последующем осуществляется многолетнее планирование в форме определения стратегической концепции, а также составления перспективного бюджета развития предприятия. В ходе этого этапа рассчитываются ориентировочные данные, необходимые для бюджетирования и обоснования деталей долгосрочного плана.

 

 

9.2. Расходы и затраты; их клас-ция и системе контроллинга.

Принятая классификация затрат зависит от того, какую задачу управления необходимо решить.

Для определения себестоимости и полученной прибыли затраты классифицируются следующим образом:

-входящие и истекшие;

-прямые и косвенные;

-основные и накладные;

-входящие в себестоимость продукции и внепроизводственные;

-одноэлементные и комплексные.

-текущие и единовременные

Входящие затраты - это те ресурсы, которые были приобретены и имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Входящие затраты в балансе отражаются как активы в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров.

К истекшим относятся ресурсы, израсходованные для получения доходов в настоящем и потерявшие способность приносить доход в будущем. Истекшие затраты отражаются в составе затрат на производство реализованной продукции, то есть входящие затраты перешли в истекшие.

Прямыми называют затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид производимой продукции. К ним относят расходы на сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда производственных рабочих.

Косвенные затраты связаны с одновременным производством нескольких видов продукции и их невозможно отнести на конкретный вид продукции. Такие расходы могут быть распределены между отдельными видами продукции косвенным путем в зависимости от выбранной базы распределения. Косвенное распределение затрат приводит к неточностям в определении себестоимости отдельных видов продукции, поэтому при организации учета должно уделяться внимание увеличению удельного веса прямых затрат.

Основные затраты - непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

В производственные включают все расходы, связанные с изготовлением продукции предприятия и образующие ее производственную себестоимость. Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией продукции и организацией производства. Производственные и коммерческие затраты формируют полную себестоимость продукции предприятия.

Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация затрат по экономическим элементам. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Характерным примером статьи комплексных затрат являются общепроизводственные расходы, в которые входят практически все экономические элементы.

К текущим относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции данного периода. Это обычно основная часть затрат на производство. Единовременными являются расходы, связанные с подготовкой производства, резервирование затрат на выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и др.

Классификация затрат для принятия решений и планирования

Управленческие решения в основном обращены в будущее, поэтому руководителям нужна подробная информация об ожидаемых расходах и доходах. В целях получения такой информации выделяют следующие виды затрат:

-переменные и постоянные;

-релевантные затраты;

-безвозвратные затраты;

-вмененные затраты;

-инкрементные затраты;

-предельные затраты и доходы;

-планируемые и непланируемые.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Следовательно, размер этих расходов на каждую единицу продукции остается неизменным. К таким статьям относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др. К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства. Деление на переменные и постоянные расходы условно, так как в чистом виде они не проявляются: Более правильно их называть условно-переменными и условно-постоянными расходами.

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Релевантные затраты - это затраты, которые зависят от принятого решения. Затраты, не зависимые от принятого решения не принимаются в расчет.

Безвозвратные - это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. Безвозвратные расходы при принятии решений в расчет не принимают. Следует различать понятия безвозвратных расходов и расходов, не принимаемых в расчет.

Вмененные (воображаемые) затраты добавляются при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в будущем их может и не быть. По сути, такие затраты характеризуют возможности предприятия по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения. По существу это упущенная выгода предприятия. Речь о вмененных затратах идет лишь в условиях ограниченности ресурсов; если ресурсы не ограничены, то вмененные затраты равны нулю.

Инкрементные затраты возникают в случае изготовления дополнительной партии продукции. Если в результате принятого решения изменяются постоянные затраты, то их увеличение рассматривают как приростные, иначе инкрементные, затраты. Если принятое решение о выпуске дополнительной партии продукции не влечет за собой увеличения постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю.

Предельные затраты и доходы - это дополнительные затраты и доходы в расчете не на весь выпуск продукции, а на единицу продукции.

Планируемыми являются производительные расходы для соответствующих условий производства. Они в соответствии с нормами и нормативами включаются в плановую себестоимость продукции. В непланируемые включают затраты, которые отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.011 с.)