ТЕМА 3. Общая структура программ в Pascal. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3. Общая структура программ в Pascal.



 

Цель лабораторной работы: изучить структуру программы, научиться правильно использовать нужные разделы при написании текста программы.

Основные части программы.

Любую программу, написанную на языке Pascal, можно условно разделить на три основные части: 1 – раздел объявлений и соглашений (декларационная часть), 2 – раздел текстов процедур и функций,
3 – раздел основного блока.

РАЗДЕЛ ОБЪЯВЛЕНИЙ И СОГЛАШЕНИЙ PROGRAMЗаголовок программы; {$... } Глобальные директивы компилятора; USESПодключаемые библиотеки; LABELПодраздел объявления глобальных меток; CONSTПодраздел объявления глобальных констант; ТУРЕПодраздел объявления глобальных типов; VARПодраздел объявления глобальных переменных; РАЗДЕЛ ТЕКСТОВ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ PROCEDURE (FUNCTION)Заголовок процедуры (функции); LABELПодраздел объявления локальных меток; CONSTПодраздел объявления локальных констант; TYPEПодраздел объявления локальных типов; VARПодраздел объявления локальных переменных; BEGINОсновной блок процедуры или функции; END; РАЗДЕЛ ОСНОВНОГО БЛОКА ПРОГРАММЫ BEGINОсновной блок программы; END.

Рис 3.1 Структура программ Pascal.

Раздел объявлений и соглашений

В первой части программы программист сообщает компилятору, какими идентификаторами он обозначает данные (константы и переменные), а также определяет собственные типы данных, которые он в дальнейшем намеревается использовать в данной программе.

Заголовок

Строка заголовка состоит из зарезервированного слова PROGRAM и имени программы. В Pascal эта строка не обязательна и ее можно без ущерба исключить. Но правила хорошего тона в программировании требуют задания некоторого имени программы, чтобы уже при первом знакомстве можно было получить хоть какую-нибудь информацию о ее назначении.

Примечание:

Следующее за оператором PROGRAM имя является идентификатором и обладает всеми его свойствами. В частности, внутри тела программы не могут быть объявлены объекты, имя которых совпадает с именем программы.

Глобальные директивы компилятора

В этом разделе программы компилятору можно дать указания, определяющие режимы его работы при трансляции последующей программы. Эти указания оформляются в тексте программы как комментарии, начинающиеся парой символов ({$) и заканчивающиеся символом (}). Такие указания могут содержать «заказы» на включение в текст программы фрагментов других программ (из соответствующих файлов), информацию для отладчика или сведения о необходимости использования арифметического сопроцессора.

Оператор USES

Оператор USES играет важную роль в подключении к тексту программы системных модулей из библиотек. В этом операторе Вы указываете компилятору, из какой библиотеки использует модули данная программа, чтобы компилятор выбрал соответствующие модули из этой библиотеки и включил их в текст программы. Каждый модуль представляет собой программу, включающую декларации типов и переменных, процедуры и функции.

Названия библиотек, подключаемых к программе с помощью оператора USES, должны разделяться запятой. Например:

USES Crt, GraphABC, Sounds;

Примечание:

Оператор USES может быть использован в программе только один раз, при этом у него есть свое четко определенное место (он предваряет все прочие операторы и разделы).

 

Объявления глобальных меток, констант, типов и переменных

Следом за строкой, содержащей оператор USES, идут строки объявляющие:

  • метки (LABEL) (хотя их использование противоречит Паскаль-парадигме программирования);
  • константы (CONST);
  • определенные пользователем типы данных (TYPE);
  • переменные (VAR).

 

В Pascal жесткое соблюдение именно такого порядка объявлений не требуется. В этом отношении данный диалект весьма "либерален". На практике в большинстве программ часть, заключающая в себе объявления глобальных объектов, непосредственно предшествует основному блоку программы.

В разделе описания меток LABEL содержатся перечисленные через запятую имена меток переходов. Следует помнить, что имена меток переходов не должны дублировать друг друга. Имя метки перехода может представлять собой целое число (от 0 до 9999), строку символов или символьно-цифровую конструкцию. Например:

LABEL 1, 5, 9999, h2, t32e, metka_l

В разделе CONST содержатся перечисленные через запятую константы, используемые в программе. Например:

CONST

Year=1995;

Month='№onb';

Day='Понедельник';

Раздел описания типов TYPE позволяет программисту определить новый тип в программе. В данном разделе могут быть использованы ранее определенные в разделе CONST константы.

В разделе описания глобальных переменных VAR содержится список переменных, используемых в программе, и определяется их тип.

Например:

VAR

А, В,С:INTEGER; {Переменным А, В и С присваивается тип INTEGER (целое число), }
DDT:REAL; {а переменной DDT присваивается тип REAL (вещественное число)}

 

Примечание:

Разделы LABEL, CONST, TYPE и VAR могут располагаться в произвольном месте программы.

При этом каждый из этих разделов может встречаться в программе несколько раз или вообще не встречаться в ней.

Процедуры и функции

«Процедура» и «функция» – термины, применяемые в Паскале для обозначения специальным образом оформленной последовательности команд (подпрограммы). Доступ к такой подпрограмме может быть осуществлен из любого места основного блока Вашей программы, а также из любой процедуры или функции, описание которых следует ниже.

Основной блок программы

Основной блок программы состоит из последовательности операторов, причем работа программы начинается именно с первого оператора основного блока программы. Тело основного блока программы ограничено операторами BEGIN и END. Обратите особое внимание на наличие точки после оператора END. Одна из наиболее характерных особенностей классической Паскаль-программы – малый размер основного блока программы, который играет роль координатора и только вызывает несколько подпрограмм (процедур и функций), выполняющих все необходимые действия.

Примечание: При конструировании программ Вы должны неукоснительно соблюдать следующее правило: метки, константы, типы и переменные могут использоваться в программе только в том случае, если они были определены выше по тексту.

Комментарии

В тексте программы могут присутствовать комментарии. Они очень важны для документирования (пояснения) программы. В комментариях указывается вся та информация, которая призвана в будущем служить более глубокому пониманию программы и упорядочению программного текста. К такой информации можно отнести следующую:

§ имя файла, в котором хранится программа,

§ краткое описание назначения программы,

§ авторские права,

§ используемый язык программирования и версия компилятора,

§ версия программы и дата последнего изменения,

§ пояснение назначения переменных,

§ замечания о назначении операторов и частей программы.

 

Необходимо писать комментарии с таким расчетом, чтобы понять, как она работает. Комментарии большого размера не ухудшают качества программы.

Комментарии в Паскаль-программах представляют собой произвольный текст, ограниченный

скобками {...}, (*...*). Комментарии могут быть написаны после пары символов // (слеш), это комментарий до конца строки. Комментарии не воспринимаются компьютером и не обрабатываются программой.

{это – комментарий }

(* это – тоже комментарий *)

// это – тоже комментарий

 

Для обозначения имен констант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящие в алфавит языка, и знак подчеркивания " _ ". Имена начинаются с буквы или знака подчеркивания " _ "и содержат до 63 значащих символов. Символ пробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами. Различие прописных и строчных букв в идентификаторах компилятором Паскаля не учитывается.

Идентификаторы отделяются друг от друга пробелами и специальными знаками.

 


ТЕМА 4. Оператор ввода-вывода в Pascal.
Описание некоторых стандартных типов данных и встроенные операции и функции, применимые к ним

Цель лабораторной работы: научиться правильно описывать переменные, используя следующие стандартные типы данных:целочисленные. вещественные и логический; изучить операторы ввода-вывода данных, выработать практические навыки работы с системой PascalABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Pascal в режиме диалога, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих линейные алгоритмы.

Оператором называют специальную совокупность служебных слов, идентификаторов и специальных знаков, выполняющих определенные действия. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой «;». Примеры орераторов.

Оператор присваивания: (:=). Оператор присваивания служит для присваивания значений переменным, например: x:=1; a:=5. 02; b:= 32*a+Sin(x); S:= 'Иван Иванович'.

Составной оператор: Begin <операторы> End;

Составной оператор служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор. Этим оператором начинается и заканчивается раздел выполнения основной программы, подпрограммы, функции. После последнего оператора END основной программы ставится точка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.015 с.)