Анализ дебиторской задолженности фирмы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ дебиторской задолженности фирмы



 

Основной задачей этого анализа является определение ликвидности дебиторской задолженности. Для этого необходимо оценить объем (или уровень), оборачиваемость и качество дебиторской задолженности. Однако, прежде чем приступить к этому, целесообразно на наш взгляд, сделать предварительную оценку финансового состояния фирмы, т. к. она обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия.

Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:

Предварительная оценка финансового состояния фирмы;

Определение объема дебиторской задолженности и его динамики в предшествующий период;

Определение срока оплаты счетов дебиторов;

Взвешенное «старение» счетов дебиторов;

Оценка реального состояния дебиторской задолженности.

В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.

Экспресс-анализ состоит в обработке небольшого количества существенных и легко определяемых показателей. Отбор системы показателей для экспресс-анализа всегда субъективен. Какие-либо стандарты здесь отсутствуют.

Перспективным методом определения финансового состояния является пятифакторная модель Э. Альтмана, где применяется статистический анализ определения кредитоспособности компании. Э. Альтман занимался анализом финансовых коэффициентов, которые могли бы послужить признаками банкротства фирмы в ближайшее время.

Диагностический анализ дебиторской задолженности начинается с оценки объема дебиторской задолженности фирмы на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность:

АПК - Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность,

АК - Дебиторская задолженность фирмы,

ТСА - Оборотные активы.

Средний срок оплаты счетов дебиторов, в днях - на наш взгляд, один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов или период оборота дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.

Концепция, которая лежит в основе определения этого соотношения -средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые руководство устанавливает, т. е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.

При вычислении берется среднее значение дебиторской задолженности за расчетный период для сглаживания пиковых значений -их использование может привести к появлению «псевдоэкстреммумов», чреватых возникновением заблуждений относительно тенденций развития фирмы. Тенденцию изменения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности часто используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи.

Взвешенное «старение» счетов дебиторов достаточно распространенный в мировой учетно-аналитической практике прием. Он дает дополнительную информацию о просроченной дебиторской задолженности.

 

Оценка реального состояния дебиторской задолженности

В этой фазе анализа подробно рассматривается состав просроченной задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность, т. е. оценивается качество дебиторской задолженности. Исходной информацией для анализа являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами. Когда такая информация получена, составляется реестр «старения» счетов дебиторов, где все дебиторы ранжируются на 12 групп по убыванию величины задолженности.

Такая группировка позволяет прогнозировать появление безнадежных долгов. Интересно отметить, что проведенное Министерством Торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Зависимость безнадежных долгов от срока счетов дебиторов

Срок дебиторской задолженности, дней Доля безнадежных долгов, %
До 30
31 -60
60-90
91 - 120

 

При этом, зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности по срокам погашения до 30 дней около 4 % относится к разряду безнадежной; 31-60 дней - 10 %; 61 - 90 дней -17%; 91-120 дней - 26 %; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3 - 4 %.

Данную фазу анализа рекомендуется заканчивать сводной таблицей оценки реального состояния дебиторской задолженности, используя следующий алгоритм (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Оценка реального состояния дебиторской задолженности

Классификация дебиторов по срокам возникновения Сумма дебиторской задолженности. Удельный вес в общей сумме, % Вероятность безнадежных долгов, отн. ед. Сумма безнадежных долгов (2)*(4) Реальная величина задолженности (2)-(5)
0-30 дней          
           
150-180          
180-360          
360 - 720          
Св. 720 дней          
Итого:          

 

Дебиторскую задолженность фирмы по отдельным ее «возрастным группам» можно полнее оценить, сравнивая с предшествующим периодом.

Следующий большой блок проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью - это разработка отдельных параметров кредитной политики предприятия. Понятно, что результаты анализа состояния дебиторской задолженности используются в этом процессе.

 

 

Разработка кредитной политики фирмы

 

Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.

 

Принципы кредитной политики

В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами - консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой - 52 дня 4.

Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах - 45 %, продолжительность оборота оборотных средств - 72 дня.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах - более 50 % продолжительность оборота оборотных средств - 95 дней.

При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной работы следующим образом:

Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами:

1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска,

2) Противоположный блок - консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро- и микросреды.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.014 с.)