ТОП 10:

Наводнения. Причины и типы наводнений.



Наводнение — затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озёрах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.

Причины наводнений многообразны, и каждой причине или группе причин соответствует свой вид наводнения. Ниже укажем четыре группы видов наводнений.

1. Наводнения, связанные с прохождением очень большого для данной реки расхода воды. Такие наводнения случаются в период весеннего снеготаяния, при выпадении обильных ливневых и дождевых осадков, в случае крушения плотин и при прорывах завальных озер.

2. Наводнения, вызванные в основном большим сопротивлением, которое водный поток встречает в реке. Это обычно происходит в начале и в конце зимы при зажорах и заторах льда.

3. Наводнения, обусловленные как прохождением больших расходов воды, так и значительным сопротивлением водному потоку. К нт1 относятся селевые потоки на горных реках и водно-снеговые потоки в балках, оврагах и ложбинах.

4. Наводнения, создаваемые ветровыми нагонами воды на крупных озерах и водохранилищах, а

Прямые причины - связаны с проведением различных гидротехнических мероприятий и разрушением плотин. Косвенные - сведение лесов, осушение болот, промышленная и жилищная застройка, это приводит к изменению гидрологического режима рек за счёт увеличения поверхностной составляющей стока. Сокращается суммарное испарение из-за прекращения перехвата осадков лесной подстилкой и кронами деревьев. Если свести все леса, то максимальный сток может возрасти до 300%.

Деятельность человека, ведущая к наводнениям:

1. Стеснение живого сечения потока дорогами, дамбами, мостовыми переходами, что уменьшает пропускную способность русла и повышает уровень воды.

2. Нарушение естественного режима расходов и уровней воды

Классификация наводнений:

1. ливневые (дождевые);

2. половодья и паводки (связанные с таянием снега и ледников);

3. зажорные и заторные (связанные с ледовыми явлениями);

4. завальные и прорывные;

5. нагонные (ветровые на побережьях морей);

6. цунамигенные (на побережьях от подводных землетрясений, извержений и прибрежных крупных обвалов).

Речные наводнения делят на следующие типы:

1. низкие (небольшие или пойменные) - затапливается низкая пойма;

2. средние - затапливаются высокие поймы, иногда заселенные или техногенно обработанные (пашни, луга, огороды и др.);

3. сильные - затапливаются террасы с расположенными на них строениями, коммуникациями и др., часто требуется эвакуация населения, хотя бы частичная;

4. катастрофические - существенно затапливаются огромные пространства, включая города и поселки; требуются аварийно-спасательные работы и массовая эвакуация населения.

По масштабу проявления 6 категорий наводнений:

1. Всемирный потоп;

2. континентальные;

3. национальные;

4. региональные;

5. районные;

6. местные.

57.БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДТП

Безопа́сность доро́жного движе́ния — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.[1]

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (говорят также о безрельсовом транспорте). То есть исключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.)[2].

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы.[3] Более 27000 погибает на российских дорогах[4]. , и более 40000 на дорогах США[5], в пересчёте на количество автомобилей эти цифры означают в год 70 погибших в ДТП на территории России или 15 погибших в США на каждые 100 000 автомобилей [6]. По статистическим оценкам, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более трех миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1774 года).

При изучении дорожной безопасности, выявляют факторы, влияющие на частоту и тяжесть ДТП. Не каждое ДТП является «неизбежной случайностью» — так, например, по статистике, около 5 % летальных ДТП являются выявленными самоубийствами, а некоторое (меньшее) количество ДТП являются убийствами. Также, выявлено множество других факторов, влияющих на вероятность ДТП, ответственность за которые несут участники дорожного движения, поэтому в настоящее время практически не используется распространенная ранее формулировка «несчастный случай на дороге», «снимающая» ответственность с участников ДТП.

Разновидности ущерба

Травмы

Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП. Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм еще сложнее.

Травмы, не требующие госпитализации, часто не учитываются вовсе, а проведенное в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данным полиции и общенациональной регистрации сектора здравоохранения[7], показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.

Повреждение собственности [править]

Учет повреждений собственности еще более неоднозначен, чем в случае травм. Во многих случаях, учитываются только случаи, ущерб от которых превышает некоторую (произвольно установленную) величину, и таким образом, число зарегистрированных случаев ущерба может изменяться во времени из-за экономических причин (например, инфляции, возрастании стоимости ремонта и т. п.). Учет ДТП не приведших к травмам затруднен также тем, что очень часто водители о таких случаях не сообщают, и не вызывают полицию на место происшествия. Обычно, этот показатель измеряется в денежном выражении, и получается различными оценками, построенными на базе отчетов страховых компаний.

Меры обеспечения безопасности [править]

Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.

К активным мерам относят:

Разумное проектирование и расположение объектов дорожной сети.

Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии.

Совершенствование организации движения.

Правила дорожного движения.

Контроль за соблюдением правил дорожного движения.

Обязательное прохождение государственного техосмотра.

К пассивным мерам относят:

Совершенствование технических средств транспортных средств и средств индивидуальной защиты:

обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жесткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.

Использование приспособлений для защиты пешеходов.

Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий [править]

На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжелых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, не велика.

При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжелым последствиям.

Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.

Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.

Оборудование перекрестков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.

Геометрия дороги также влияет на безопасность дорожного движения [8]. Протяженные прямые участки загородных дорог из-за монотонности утомляют водителя или же водитель теряет ощущение скорости. Это приводит к нарушению скоростного режима и усиливает тяжесть последствий аварий [9].

Поведение при ДТП

1. Остановитесь. Обозначьте место происшествия: включите аварийную световую сигнализацию и поставьте знак аварийной остановки. Ни в коем случае ничего не меняйте в расположении предметов, которые имеют отношение к ДТП. Проследите, чтобы этого не делал и второй водитель — правила поведения при ДТП этого не допускают

2. Если есть пострадавшие, окажите первую медицинскую помощь. Помимо человеческой стороны вопроса, это вам зачтется положительно — и очевидцами, и, в случае необходимости, в суде. Если ранения серьезные, пострадавшего срочно нужно доставить в ближайшую больницу — сделать это можно как на попутке, так и на собственном автомобиле.

Прибыв в медицинское учреждение, сообщите свои данные, государственный номер машины. Расскажите про ДТП и предоставьте удостоверяющие личность документы, если их с собой нет — регистрационный документ на машину и водительское удостоверение;

Затем вернитесь на место, где вы попали в ДТП. Не волнуйтесь, что вас могут обвинить в покидании места аварии — согласно ст. 125 УК РФ и ст. 19 постановления пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", поведение участников ДТП это позволяет.

3. Сообщите об аварии в ГИБДД. Если пострадавшие вне опасности — сразу же позвоните в ГИБДД и сообщите о ДТП.

 

4. Запишите данные очевидцев: марку автомашины очевидца, номерные знаки, личные данные. Лучше всего это делать сразу: будучи под впечатлением, свидетели легче идут на контакт. Когда пройдет время, нет никакой гарантии, что свидетель все еще захочет вам помочь.

5. Обменяйтесь со вторым участником ДТП данными о страховке. Известите своих страховщиков, чтобы они присутствовали при освидетельствовании ДТП;

6. Дожидайтесь сотрудников ГИБДД.

Старайтесь держать себя в руках. Поведение при ДТП должно быть по возможности спокойным и неконфликтным. Не спорьте с оппонентом, не обвиняйте и не угрожайте — даже если он очевидный виновник аварии. Чрезмерная эмоциональность может быть впоследствии использована против вас;

Фотографируйте место ДТП. Нужно делать как можно больше снимков на фотоаппарат, мобильный, если есть — запишите все на видеокамеру. Если с собой ничего нет, попросите у очевидцев. Зафиксируйте все свежие следы ДТП: расположение автомобилей, отдельных деталей и частей, пострадавших, длину тормозного следа и т.п. Такие кадры вам впоследствии очень пригодятся.

7. Самое главное — не пытайтесь скрыться с места аварии. Тот, кто это делает - автоматически признается виновной стороной.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.008 с.)