Сборник алгоритмов манипуляций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник алгоритмов манипуляций



Сборник алгоритмов манипуляций

 

Касатикова Н.В.

Техника измерения температуры тела в подмышечной области

У грудного ребенка

Цель: контроль процессов теплопродукции и теплоотдачи в организме ребенка.

Оснащение: медицинский термометр, марлевые салфетки, часы, ручка, температурный лист, ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Противопоказания: поражение кожи в подмышечной области при ожогах, опрелостях и дерматитах.

Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

3. Проверить термометр на целостность, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35оС.

4. Осмотреть кожу ребенка в подмышечной области.

5. Протереть подмышечную область насухо салфеткой.

6. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

7. Фиксировать руку ребёнка (плечо прижато к грудной клетке).

8. Засечь время, через 7-10 минут извлечь термометр и определить его показания.

9. Зафиксировать температуру в температурном листе цифрами или графически.

10. Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

11. Полностью погрузить термометр в ёмкость с дезинфицирующим раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора).

12. Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

13. Поместить в промаркированную ёмкость «Чистые термометры».

Осложнения: повреждение кожи в случае нарушения целостности термометра.

Недопустимая ошибка: термометр не проверен на целостность.


Техника измерения температуры тела в прямой кишке

У грудного ребенка

Цель: контроль процессов теплопродукции и теплоотдачи в организме ребенка.

Оснащение: медицинский термометр, марлевые салфетки, любрикант (вазелин или др.), шпатель, лоток для оснащения, лоток для отработанного материала, часы, ручка, температурный лист, ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Противопоказания: трещины, воспалительные заболевания прямой кишки, кишечные кровотечения, выпадение слизистой оболочки прямой кишки.

Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

3. Проверить термометр на целостность, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35оС.

4. Уложить ребенка на спину, ножки привести к животу.

5. Осмотреть анальную область ребенка и убедиться в отсутствии противопоказаний.

6. На марлевую салфетку шпателем нанести вазелин и смазать ртутный резервуар термометра.

7. Взять термометр в правую руку.

8. Другой рукой раздвинуть ягодицы ребенка первым и вторым пальцами, остальными пальцами придерживать ножки ребёнка, приведя их к животу.

9. Осторожно ввести ртутный резервуар термометра в анальное отверстие на глубину 2-3 см.

10. Засечь время, через 3-5 минут извлечь термометр и определить его показания.

11. Зафиксировать температуру в температурном листе цифрами или графически.

12.Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

13. Полностью погрузить термометр в ёмкость с дезинфицирующим раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора).

14. Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

15. Поместить в промаркированную ёмкость «Чистые термометры».

Осложнения: повреждение слизистой оболочки прямой кишки в случае нарушения целостности термометра. Профилактика: проверить целостность термометра.

Недопустимые ошибки: термометр не проверен на целостность, термометр не смазан любрикантом.


3. Техника определения числа дыхательных движений у грудного ребенка

Показания: оценка дыхательной системы ребенка.

Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, фонендоскоп, ручка, температурный лист (лист наблюдения).

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Детям раннего возраста подсчет дыхания лучше проводить во сне визуальным или аускультативным способом.

4. Визуальный способ:

- осторожно расстегнуть одежду;

- подсчитать дыхательные движения по экскурсии грудной клетки или движению живота строго за 1 минуту.

5. Аускультативный способ: фонендоскоп приблизить к носу ребенка и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту.

6. Записать полученные данные в температурный лист.

7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Примечания.

Медсестра должна оценить:

§ характер дыхания (поверхностный или глубокий);

§ ритм дыхания;

§ тип дыхания (у детей до 1 года дыхание брюшное или диафрагмальное).

Недопустимая ошибка: не соблюдение времени подсчёта частоты дыхания.


4. Техника определения числа сердечных сокращений у грудного ребенка

Показания: оценка сердечно – сосудистой системы ребенка.

Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка, температурный лист (лист наблюдения).

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. У детей раннего возраста пульс лучше исследовать на незакрытом большом родничке, для этого наложить 2,3,4, пальцы на область большого родничка (между лобными и теменными костями).

4. Слегка прижать пальцы и подсчитывать пульс в течение 1 минуты.

5. При невозможности подсчёта на большом родничке пульс можно исследовать на височных артериях, сонных артериях, бедренных артериях, подколенных и артериях тыла стопы.

6. Записать полученные данные в температурный лист.

7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Недопустимая ошибка: не соблюдение времени подсчёта частоты пульса.


Техника постановки очистительной клизмы грудному ребенку

Цель: освобождение кишечника от каловых масс и газов.

Показания: запор; подготовка к операции, эндоскопическому и рентгенологическому исследованиям; при отравлениях; перед проведением лекарственной клизмы.

Противопоказания: воспалительные заболевания толстой кишки, кишечные кровотечения, выпадение слизистой оболочки прямой кишки.

Оснащение: стерильный резиновый баллончик с мягким наконечником, водный термометр, вода 24°С-26°С, 2 пеленки, клеенка, вазелин, шпатель, лоток для оснащения, лоток для отработанного материала, марлевые салфетки, фартук, ёмкость с дезинфицирующим раствором и ветошь.

Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть фартук и перчатки.

3. Постелить на пеленальный стол клеенку, сверху пеленку.

4. Ребенка положить на спину, осмотреть анальное отверстие и убедиться в отсутствии противопоказаний.

5. На салфетку шпателем нанести вазелин.

6. Взять в правую руку резиновый баллончик, выпустить из него воздух и набрать воду.

7. Кончик баллончика смазать вазелином.

8. Выпустить воздух из баллончика до появления первых капель воды.

9. Другой рукой раздвинуть ягодицы ребенка первым и вторым пальцами, остальными пальцами придерживать ножки ребёнка, приведя их к животу.

10. Осторожно, без усилий, ввести наконечник в прямую кишку ребенка сначала по направлению к пупку, затем параллельно копчику на 3 – 4 см.

11. Выпустить жидкость, постепенно сжимая баллончик.

12. Не разжимая баллончик, извлечь его, одновременно сжимая другой рукой ягодицы ребенка на 2-3 минуты.

13. Баллончик положить в лоток.

14. Пеленкой накрыть ребенка, через пеленку выполнить легкий массаж живота ребенка по часовой стрелке для лучшего опорожнения кишечника.

15. После отхождения каловых масс, ребенка подмыть, кожу осушить, смазать маслом или кремом, одеть или запеленать.

16. Убрать грязные пеленки.

17. Весь инструментарий и фартук подвергнуть дезинфекции.

18. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Осложнения и профилактика: раздражение анального отверстия, травмирование слизистой оболочки кишки – осторожно выполнять манипуляцию; резь в животе – не вводить воду быстро.

Примечания. Количество жидкости для детей разного возраста: новорожденные – 25 – 30 мл; 1 – 2 мес. – 60 мл; 3 – 12 мес. – 90 – 150 мл.

Недопустимые ошибки: кончик баллона не смазали вазелином, из баллона не выпустили воздух.


Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Уложить ребенка на пеленальный стол.

4. При наличии гнойного отделяемого обработать глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным шариком, смоченным в растворе фурацилина 1:5000 (для каждого глаза отдельный шарик).

5. Аналогично обработке просушить глаза сухими стерильными ватными шариками.

6. Положить пинцетом в левую руку ватный шарик.

7. Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая её вертикально.

8. Правую руку с пипеткой расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надёжно фиксировало голову ребёнка. Пипетку держать под углом 40о.

9. Оттянуть ватным шариком левой руки нижнее веко.

10. Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, 1-2 капли лекарственного раствора.

11. При необходимости излишки раствора промокнуть стерильным ватным шариком.

12. Сбросить шарик в лоток для использованного материала.

13. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.

14. Закапать во второй глаз, используя другой шарик и другую пипетку, следуя тем же правилам.

15. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

16. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.

Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма глаза.

Недопустимая ошибка: использование одной пипетки для закапывания в оба глаза.

 


Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Флакон с лекарственным препаратом поставить в ёмкость с горячей водой и подогреть до температуры тела.

4. Уложить ребенка на пеленальный стол, повернуть голову в сторону.

5. При наличии гнойного отделяемого из уха – очистить слуховой проход ватными жгутиками.

6. Для проверки температуры набрать капли в пипетку и капнуть 1-2 капли на внутреннюю поверхность своего запястья (должно быть ощущение приятного тепла).

7. Выпрямить наружный слуховой проход, оттянув мочку уха немного вниз и кзади.

8. Выпустить из пипетки в слуховой проход 1-2 капли лекарственного раствора.

9. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.

10. Несколько раз слегка нажать на козелок уха ребёнка.

11. Заложить в ухо ватный шарик.

12. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

13. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.

Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма уха.

Недопустимая ошибка: капли не подогреты до температуры тела.


Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Уложить ребенка на пеленальный стол.

4. При наличии слизи очистить носовые ходы с помощью грушевидного баллона, при наличии корочек - ватными жгутиками, смоченными стерильным растительным маслом.

5. Придать ребёнку правильное положение: слегка запрокинуть голову и повернуть её в сторону той половины носа, куда нужно закапать капли.

6. Набрать в пипетку лекарство.

7. Левую руку расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надёжно фиксировало голову ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа ребёнка.

8. Выпустить из пипетки 1-2 капли лекарственного раствора на внутреннюю поверхность крыла носа.

9. Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке и сделать лёгкие вращательные движения.

10. Через 1-2 минуты, соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа.

11. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.

12. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

13. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.

Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма носа.

Недопустимая ошибка: неправильное положение головы ребёнка.


Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Осмотреть кожу на месте постановки компресса.

4. Приготовить три слоя компресса: лекарственный из марли, изолирующий из компрессной бумаги, согревающий из ваты; каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 1,5 – 2 см.

5. Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха в марлевом слое и компрессной бумаге.

6. Ребенка уложить на бок так, чтобы больное ухо было сверху.

7. Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха.

8. Затем положить компрессную бумагу.

9. Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои.

10. Положить сверху вату.

11. Зафиксировать бинтом (шапочкой или косынкой) все слои компресса.

12. Вымыть и просушить руки, снять перчатки.

13. Засечь время, т.к. компресс накладывают на 4-6 часов.

14. Каждые 1,5 – 2 часа проводить контроль эффективности компресса: провести указательный палец под влажный слой, не нарушая целостности компресса (должны быть ощущения тепла и влаги).

15. Через 4 – 6 часов снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном.

16. Вымыть и просушить руки.

17. Сделать запись о процедуре.

Осложнения: ожог.

Недопустимая ошибка: нарушение порядка слоёв компресса.

 


Техника выполнения.

1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.

2. Выписать направление в бактериологическую лабораторию.

3. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

4. Стеклографом промаркировать пробирку.

5. Усадить ребёнка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника.

6. Попросить ребёнка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.

7. Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукою за пробку, в которую он вмонтирован.

8. Осторожно, не касаясь языка и щёк, ввести тампон в полость рта.

9. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина. При наличии налётов – материал собирать на границе здоровой и поражённой ткани.

10. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв.

11. Вымыть и просушить руки, снять перчатки.

12. Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 2 часов после забора при условии хранения в холодильнике).

Недопустимая ошибка: предварительная обработка полости рта.

Сборник алгоритмов манипуляций

 

Касатикова Н.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.076 с.)