Расчёт передачи роликовой цепи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчёт передачи роликовой цепи



Мощность передачи

Рц=Pро / ηцеп, (3.1)

Где ηцеп – КПД цепной передачи;

Ppo – мощность рабочего органа, Вт.

Рц=3600/0.93=3870.97 Вт.

Угловая скорость ведущей звёздочки

.

Передаточное отношение передачи

U=Uцеп=2.

Коэффициент нагрузки учитывающий, условие монтажа и эксплуатации

Кэа Кнак Кнат Ксм Креж Кд, (3.2)

где Ка – коэффициент, учитывающий межосевое расстояние, Ка=1;

Кнак – коэффициент, учитывающий наклон линии центров звёздочек к горизонту, Кнак=1;

Кнат - коэффициент, учитывающий натяжение цепи, Кнат=1,1;

Ксм - коэффициент, учитывающий смазку цепной передачи, Ксм=1,3;

Креж – коэффициент, учитывающий режим работы, Креж=1;

Кд – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, Кд=1.

Кэ=1 1 1,1 1,3 1 1=1,43.

Момент ведущей звездочки по мощности передачи

T3= Рц3,

T3=3870,97/5,34=724,9 Н м.

 

Частота вращения ведущей звёздочки

n33 60/2π, (3.3)

n3=5,34 60/2 3,14=51,019 .

Число зубьев ведущей звёздочки

Z3=25.

Число зубьев ведомой звёздочки

Z4= Z3 Uцеп, (3.4)

Z4=25 2=50.

Ближайшее к частоте вращения ведущей звёздочки табличное значение частоты вращения

n01=50 мин-1.

Расчётная мощность, передаваемая цепной передачей

РР= , (3.5)

где Рц – мощность, передаваемая цепной передачей, Вт;

Кэ – коэффициент, учитывающий режим эксплуатации;

Z01 – число зубьев (табличные данные), Z01=25;

РР= =5424,92Вт=5,42кВт.

По табличным данным выбираем марку цепи при [РР]=5,83кВт.

Марка ПР-31,75-88500 табличные данные:t=31,75 мм; Д=9,55 мм; b=27,46 мм; gm=3,8 кг/м. Цепь однорядная, роликовая

Рисунок 3.1 Схема цепи

1. Внутренняя пластина; 2. Внешняя пластина; 3. Валик;

4. Втулка; 5. Ролик.

Диаметр делительной окружности звёздочек

Дi=t/sin(1800/Zi), (3.6)

где t – шаг цепи, мм;

Zi – число зубьев звёздочки.

Д3=31,75/sin(1800/25)=253,39 мм;

Д4=31,75/sin(1800/50)=512 мм.

Скорость цепи

V=ω3 Д3/2, (3.7)

где ω3 – угловая скорость выходного вала редуктора, с-1;

Д3 – делительный диаметр окружности ведущей звезды, м.

V=5,34 0,253/2=0.67 м/с.

Сила тяги

Ft=2 Т33; (3.8)

Ft=2 724.9/0.253=5730.4 Н.

 

Давление в шарнире цепи

g=Ft Кэ/(b d ) ≤ [g], (3.9)

где F1 – сила тяги, кН;

Кэ – коэффициент учитывающий эксплуатационные характеристики;

b – длина втулки, мм;

d – диаметр оси, мм;

g=5730.4 1,43/(9,55 27.46)=31,24 МПа.

31,24 ≤ 35.

Предварительное межосевое расстояние

а=(30…50)t; (3.10)

а=40 31,75=1270мм.

Число звеньев

i=2а/t+(z3+z4)/2+(Z4-Z3/2π)2 · t/а, (3.11)

где t – шаг цепи, мм;

а – предварительное межосевое расстояние, мм;

z3 – число зубьев ведущей звёздочки;

z4 – число зубьев ведомой звёздочки.

i=2 · 1270/31,75+(25+51)/2+((51-25)/2 · 3,14)2 · 31.75/1270=120,66=120.

Уточним межосевое расстояние

а=0,25t · [i-(Z3+Z4)/2+ ], (3.12)

где t – шаг, мм;

i – число звеньев.

а=0,25 · 31,75 · [120-(25+50)/2+ ]=1302.21 мм.

 

Длина цепи

L=t · i, (3.13)

где t – шаг цепи, мм;

L=31,75 · 120=3810 мм.

Натяжение цепи

Ff=9,81 · Kf · gт · а, (3.14)

где Кf – коэффициент, учитывающий наклон линии к горизонту, Кf=1,5;

gт – масса 1 метра звена, gт=3,8 кг;

а – уточнённое межосевое расстояние, м.

Ff=9,81 · 1,5 · 3,8 · 1,302=72.80 Н.

Натяжение цепи от центробежной силы

FV=gm · V2, (3.15)

где gm – масса 1 метра цепи, кг;

V – скорость цепи, м/с.

FV=3,8 · 0,672=1.705 Н.

Коэффициент запаса прочности данной цепи

n=(Fраз/(Ft · Kd+Ff+FV))≥[n], (3.16)

где Fраз – расчётная сила, Н;

Ft – сила тяги, Н;

Kd – коэффициент учитывающий динамическую нагрузку;

Ff – сила натяжения цепи, Н;

FV – сила натяжения цепи от центробежной силы, Н.

n=(88500/(5730,4 · 1+72,80+1,705)=15,24.

n≥[n],

15,24≥8,9.

Условие выполняется.

Нагрузка на валы

Fr=(1,05…1,15)Ft, (3.17)

где Ft – сила тяги, Н.

Fr=1,1 · 5730.4=6303.44 Н.


ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА

Обоснование конструкции

 

Червячная пара состоит из червяка 1 и червячного колеса 2 (рис. 4.1). Наиболее распространенными материалами для червяков являются стали 45, 40Х, 40ХН и др., подвергаемые закалке ТВЧ до твердости 45-55 HRC, с последующей шлифовкой и полированием рабочих поверхностей витков червяка. Для получения более высокой твердости рабочих поверх­ностей применяют стали, подвергаемые цементации или азотированию.

Рисунок 4.1 Червячная пара

 

В ответственных передачах, какими являются редукторы, для изго­товления венцов червячных колес используют оловянистые бронзы. Механические характеристики наиболее распространенных марок приведены в таблице.

В связи с изготовлением червячных колес инструментом, совпа­дающим по форме и размерам с червяком, сопряженный профиль зубьев колеса получается автоматически. Применяют червяки следующих типов: архимедовы, конволютные и эвольвентные.

Выбор профиля витков в основном определяется технологическими факторами.

Одним из параметров червяка является число модулей в диаметре делительной окружности (q), меньшие значения которых применяют для быстроходных передач во избежание больших окружных скоростей, боль­шие - в передачах с большими передаточными отношениями (из-за боль­шого расстояния между опорами), чтобы обеспечить достаточною жест­кость червяка обычно в редукторах рекомендуют выбирать делительный диаметр червяка d=0,4a, где а- межосевое расстояние.

Основными причинами выхода из строя червячных передач являет­ся выкрашивание рабочих поверхностей, износ, заедание и поломка зубьев червячного колеса.

При окружных скоростях червяка до 4...5 м/с его рекомендуют располагать под колесом.

В быстроходных передачах, во избежание излишних потерь на раз­брызгивание масла, червяк располагают над колесом.

Червячные передачи работают с большим тепловыделением. Отвод избыточного тепла достигается оребрением корпуса редуктора или искус­ственным охлаждением. При естественном охлаждении ребра следует рас­полагать вертикально.

Червячные колеса в целях экономии цветных металлов выполняют составными: венец из антифрикционных материалов, а центр - из стали или чугуна.

В индивидуальном и мелкосерийном производстве применяется бандажированная (рис. 4.2, а) и собираемая с помощью крепежных болтов конструкция червячного колеса (рис. 4.2, б).

В серийном и массовом производстве применяют биметаллическую конструкцию (рис. 4.2, в), бронзовый венец которой отлит в форму с пред­варительно вставленным в нее центром.

Рисунок 4.2. Типовые конструкции червячных колес

 

В червячных передачах в основном применяют подшипники качения.

С целью уменьшения трения трущихся пар в редукторе, отвода тепла и смывания продуктов износа с мест трения в червячных редукторах широко применяют картерную смазку жидкими маслами. При скорости скольжения в зацеплении Vs<15 м/с применяют смазывание погружением витков червяка, расположенного под червячным колесом.

Для предотвращения избыточного поступления масла в подшипники на валу червяка предусматривают защитные шайбы (рис 4.3)

Рисунок 4.3 Защитная шайба

Уровень смазки не должен превышать центра нижнего тела качения подшипника.

При верхнем расположении червяка смазывание зацепления обес­печивается погружением зубьев червячного колеса в смазку.

Ориентировочно объем масла в картере назначают пределах (0,5 - 0,7) х 103 м3 на 1 кВт передаваемой мощности. Подшипники могут смазываться вследствие разбрызгивания масла, либо консистентной смаз­кой при условии защиты подшипников от вымывания этой смазки.

В быстроходных червячных редукторах применяют принудительную смазку (струйную).

При картерном смазывании заправка маслом и обеспечение сооб­щения внутренней полости редуктора с атмосферой производится через пробку-отдушину (рис. 4.4). В конструкции редуктора предусматривается маслоуказатель и отверстие для слива масла.

Рисунок 4.4 Защитная пробка-отдушина

 

Расчет червячной передачи

Число зубьев червячного колеса

, (4.1)

где - число заходов червяка;

U – передаточное отношение;

.

Эквивалентное число циклов перемен контактных напряжений для зубьев червячного колеса

, (4.2)

NHE2=(Т2max)4 NC1+(Т)4 NC2+(Т2min)4 NC3,

где Т2max – максимальный крутящий момент тихоходного вала, кН м;

Т – номинальный крутящий момент тихоходного вала, кН м;

Т2min – минимальный крутящий момент тихоходного вала, кН м;

NC1 – число циклов максимального момента тихоходного вала;

NC2 - число циклов номинального момента тихоходного вала;

NC3 - число циклов минимального момента тихоходного вала.

N HE2=(1.6)4 · 0,09612 · 106+(1)4 · 16.02 · 106+(0.5)4 · 16.02 · 106=1.7651 · 107.

Допустимое напряжение

Н2]=0,9 · σВ2 · =0,9 · 200 · 167,719 МПа.

Число модулей в диаметре делительной окружности червяка

q=0,33 · Z2± 2, (4.3)

qmin=0,25 · Z2.

q=0,33 · 38±2=12,16± 2,

gmin=0,25 · 38=9.5.

Из табличных данных определяем коэффициент деформации червяка θ, оно равно θ=125.

Отношение среднего по времени момента к расчётному

mР=(Т3max · t13Н · t23min · t3)/(Т3Н · (t1+t2+t3)), (4.4)

mР=(1.6 · 0,015+2.5+0,5 · 2.5)/(0,015+2.5+2.5)=0.7523.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки

K=1+(Z2/θ)3 · (1- mР), (4.5)

K=1+(38/125)3 · (1-0.7523)=1,0069.

Коэффициент точности передачи Kа=1,1.

Делительный диаметр червяка

d11302 =630 · (4.6)

где ТН2 – момент инерции тихоходного вала, Н · м;

Z2 – число зубьев червячного колеса;

q - число модулей в диаметре делительной окружности червяка;

Н2] – допускаемое напряжение, МПа;

Ка – коэффициент учитывающий межосевое расстояние, Ка = 1,1;

K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки.

d2=630 · 3 =268.546 мм.

Модуль передачи

m=d2/Z2, (4.7)

где d2 – делительный диаметр червяка, мм;

Z2 – число зубьев червячного колеса.

m=268.546/38=7.08 мм.

Выбираем модуль передачи по ГОСТу, m=8.

Диаметр делительной окружности колеса

d2=m · Z2, (4.8)

где m – модуль червячного колеса, мм;

Z2 – число зубьев червячного колеса.

d2=8 · 38=304 мм.

Диаметр делительной окружности червяка

d1=m · q, (4.9)

где m – модуль червячного колеса, мм;

q – число модулей в диаметре делительной окружности червяка.

d1=8 · 16=128 мм.

Угол подъёма винтовой линии червяка

γ=arctg Z1/q, (4.10)

где Z1 – число заходов червяка;

γ=arctg 2/16=5.710.

Проверочный расчёт

Скорость скольжения сопряжённых профилей в зацеплении

VS=(ω2 · d1)/(2 · cos γ), (4.11)

где ω2 – угловая скорость червяка, с-1;

d1 – делительный диаметр червяка, м;

γ – угол подъёма винтовой линии червяка.

VS=(101,5·31,25)/(2 · cos5.710)=8.1608 м/с.

Уточняем степень точности nст и коэффициент точности Ка=1, из табличных данных nст=9.

Упругая постоянная материала (при стальном червяке и бронзовом венце червячного колеса)

Zm=381 · , (4.12)

где Е2 – модуль упругости венца Е2=0,74 · 105 МПа.

Zm=381 · =194,4839 МПа.

Уточнить коэффициент деформации червяка θ=190.

 

Уточнить коэффициент неравномерности распределения нагрузки

KНβ=1+(Z2/θ) · (1-mР), (4.13)

где Z2 – число зубьев червячного колеса;

θ - коэффициент деформации червяка;

mР - отношение среднего по времени момента к расчётному.

KНβ=1+(38/190)3 · (1-0,7523)=1,00198

Условие прочности по контактным напряжениям

σН2=72,58 · Zm ≤[σН2], (4.14)

σН2=72,58 · 194,4839 =99.27 МПа.

99,27<167,642

Условие выполняется

КFβНβ=1,00198.

Эквивалентное число зубьев колеса

ZV2=Z2/cos3γ, (4.15)

где Z2 - число зубьев червячного колеса;

γ – угол подъёма винтовой линии червяка.

ZV2=38/(cos 5.710)3=39,57.

Коэффициент формы зуба YF2=1,55.

Условие прочности на изгиб зубьев

σF2=1,5 ·2 · КFβ · cos γ)/(q · Ka · Z2 · m3) YF3≤[σF2], (4.16)

где Т2 – крутящий момент тихоходного вала, Н м;

КFβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки;

γ – угол подъёма винтовой линии червяка;

q– число модулей в диаметре делительной окружности червяка;

Ка – коэффициент учитывающий межосевое расстояние, Ка = 1;

Z2 - число зубьев червячного колеса;

m – модуль червячного колеса, мм.

σF2=1,5 · (730 · 1,00198 · cos 5.710)/(20 · 1 · 38 · 83) · 1,55=0.0017 МПа.

Эквивалентное число циклов переменных напряжений зубьев при расчёте на изгиб

NFE2=(Т2max2)9 · NC2max+(Т2)9 · NC2H+(Т2min2)9 · NC2min, (4.17)

где Т2max – максимальный крутящий момент тихоходного вала, кН м;

Т – номинальный крутящий момент тихоходного вала, кН м;

Т2min – минимальный крутящий момент тихоходного вала, кН м;

Т2 – крутящий момент тихоходного вала, кН м;

NC2max – число циклов максимального момента быстроходного вала;

NC2H - число циклов номинального момента быстроходного вала;

NC3min - число циклов минимального момента быстроходного вала.

NFE2=(1.6)9 · 0.09612 · 106+(1)9 · 16.02 · 106+(0.5)9 · 16.02 · 106=2.265 МПа.

Допускаемые напряжения на изгиб зубьев (при неравномерной нагрузке)

F2]=(0,25σТ2+0,03σВ2) , (4.18)

где σТ2 – предел текучести материала венца, МПа;

σВ2 – предел выносливости материала венца, МПа;

NFE2 - эквивалентное число циклов переменных напряжений зубьев.

F2]=(0,25 · 120+0,03 · 200) 25,454 МПа.

σF2< [σF2],

0.0017<25.454.

Условие выполняется.

Проверка зубьев на изгиб при кратковременно действующих max нагрузках (NСО≥400)

σF2max=(1,5 · Т2max · K · cosγ · YF2)/(q · Ka · Z2 · m3)≤[σF2]max, (4.19)

σF2max=(1,5 · 1.168·103·1,00198 · cos5.71)/(20 · 1.1 · 38 · 83)=0.0058 МПа.

F2]max=0,8 · 120=96 МПа.

σF2max≤[σF2]max,

0.0058≤96.

Условие выполняется.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.1 с.)