Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие политики и ее основные характеристики.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение проблем, за исключением нравственных, как авторитарное распределение ценностей, как способ регулирования конфликтов. 2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. 3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей. Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики. 4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть. 5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента. Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества.. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, как господство одних над другими. В политике присутствуют два начала. Первое начало - общество постоянно воспроизводит социальное неравенство. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Второе начало политики - поиск интегрирующей доминанты. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах. Назначение политики заключается в следующем: политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; политика призвана обеспечивать порядок социальных процессов и отношений; политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития; политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений. Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств: опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений; необходимостью более рационального производства и сбережения материальных и духовных ценностей; потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения. Однако существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляется, например, в предубеждениях одних этнических групп по отношению к другим, в электоральных предпочтениях, когда голосование определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями и антипатиями в отношении политика. Политика имеет сложную, многомерную структуру. Субъектами политики выступают различные социальные, государства, партии, международные организации. Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики: социальный: индивиды, классы, элиты; институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации; функциональный: армия, органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Объектами политики выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть. Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения - взаимодействия по поводу использования власти. В структуре политики можно выделить нормативный аспект, представленный конституциями, законами, программными документами партий и политических движений.
Теории происхождения политической власти и государства. Центральным элементом политической системы выступает государство. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем. Несколько концепций происхождения государства. Теологическая - возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. Патриархальная - государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Договорная - возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Психологическая - государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия либо в силу склонности большинства к подчинению. Классовая - государство появляется вместе с разделением общества на классы, классовое по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим). Теория завоевания - происхождение государства как результат завоевания. Органическая - проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга (Спенсер). Но не может существовать только одно объяснение в отношении возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества. На этот процесс оказывали влияние факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге и антагонистических классов; рост численности и увеличение плотности населения; завоевание одних народов другими; потребность защиты от внешних врагов; общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности. Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков, боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела. К вопросам власти, её источникам обращались Т. Гоббс и Д. Локк. Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая от "естественного человека" и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.49 (0.006 с.) |