Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Поиск

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Авторский коллектив

А И. Булычева, кандидат психологических наук; Н. С. Варенцова, кандидат психологических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; Н. С. Де-нисенкова, кандидат психологических наук; А. В. Ильин, кандидат психоло­гических наук; И. В. Маврина, кандидат педагогических наук; Л. Н. Павлова, кандидат психологических наук; Г. В. Урадовских, кандидат психологических наук;'О. А Шиян, кандидат психологических наук.

Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дош­кольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. - 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностические методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в шко­ле: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.

© Веракса Н.Е., 2007
ISBN 978-5-86775-557-7 © «Мозаика-Синтез», 2007


Методические рекомендации

Данное пособие вместе с книгой «Диагностика готовности ребенка к школе» составля­ет методический комплект, позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осве­домленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

В основе предлагаемой системы диагностики лежит подход, разработанный детскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.), согласно кото­рому развитие ребенка-дошкольника характеризуется становлением общих спо­собностей (познавательных, регуляторных, коммуникативных), позволяющих детям успешно действовать в различных социальных ситуациях. Для того чтобы адекватно действовать в той или иной ситуации, дошкольник должен понять, что она собой представляет, осознать свое отношение к ней и передать его другим людям. За успешность решения каждой из этих задач отвечает своя группа способностей1. (Подробнее о способностях см. в книге: Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Предлагаемый на страницах настоящего пособия диагностический аппарат имеет прак­тическую задачу. Он позволяет не только дать общую оценку развития дошкольни­ков, но и установить те проблемные составляющие способностей каждого ребенка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.

Диагностические методики были специально разработаны для педагогов и психоло­гов, работающих в системе дошкольного образования, для того, чтобы они мог­ли достаточно быстро и в то же время точно оценить особенности психического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада и организовать индивидуальную деятельность каждого ребенка, нуждающегося в развитии тех или иных способностей.

Методический аппарат, представленный в пособии, состоит из диагностических мето­дик, анкеты и карт развития ребенка и имеет следующие особенности:

• направлен не только на диагностику развития того или иного качества ребенка, но и позволяет педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

• достаточно экономичен и допускает преимущественно групповые формы обследования детей;

• отражает возрастную динамику детского развития;

• позволяет целостно представить картину психического развития ребенка;

• дает педагогу возможность проанализировать собственную деятельность;

• позволяет анализировать не только общий уровень развития ребенка, но и отдельные стороны его психического развития;

• адекватен сложившейся образовательной практике в системе дошкольного образования.

Анкета направлена на выявление уровня психического развития ребенка. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.

Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ре­бенком, а также для проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.

Диагностические методики. Перед началом диагностического обследования педагог раздает детям карандаши и тетради с заданиями. Он предупреждает детей о том, что работать нужно самостоятельно, не заглядывая друг другу в тетради. В случае затруднений дошкольники должны обращаться к педагогу.

Педагог объясняет детям каждое задание и дает время на его выполнение. Каждый раз он ждет, пока все дети справятся с заданием, и только потом переходит к сле­дующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию.

После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возни­кающие у дошкольников в образовательном процессе.

Здоровье и двигательная активность

Методика 1 Оценка

3 балла - ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве испол­нения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них харак­терна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла — ребенок заполнил 6-9 строк при удовлетворительном качестве исполне­ния (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл - ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается не-

удовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относитель­но центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Сенсорные способности

Методика 1 Оценка

3 балла - ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами.

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки (не соединил какой-то предмет

с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

 

Методика 2 Оценка

3 балла - ребенок не сделал ни одной ошибки.

2 балла — ребенок допустил одну ошибку.

1 балл — ребенок сделал более одной ошибки.

Интеллектуальные способности

Методика 1 Оценка

3 балла — ребенок отметил первую машину.

2 балла — ребенок отметил третью машину или первую и третью машины.
7 балл - ребенок отметил вторую машину или все три машины.

 

Методика 2 Оценка

3 балла — ребенок отметил большой и маленький куб, полуцилиндр, пластину.

2 балла - ребенок допустил 1-2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил

лишнюю. 1 балл - ребенок сделал 3 и более ошибки.

 

Методика 3 Оценка

Задание 1. Это задание является тренировочным. Оно не оценивается. Задание 2. Ребенок правильно выполнил задание, если выбрал домик в правом верхнем секторе (сектор 3):

3 балла - ребенок выбрал правый верхний домик в секторе 3.

2 балла - ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе,

но не тот, который нужен.

1 балл — любое другое решение.

 

Методика 4 Оценка

3 балла — ребенок соединил с домиком козу, кошку, собаку, овцу.

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки.

1 балл - ребенок сделал 3 и более ошибки.

Творческие способности

Методика 1 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки трех заданий. Задание выполне­но правильно, если:

в задании 1 выбрана картинка с изображением ребенка;

в задании 2 выбрана картинка с изображением треснувшего яйца;

в задании 3 выбрана картинка с изображением ребенка с ненадутым шариком в руках.

Задание выполнено неправильно при любых других ответах.

Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1-2 задания.

1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

 

Методика 2 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки трех заданий. Задание выполнено

правильно, если:

в задании 1 выбран второй круг в нижнем ряду; в задании 2 выбран серый круг в нижнем ряду; в задании 3 выбраны два треугольника в нижнем углу. Задание выполнено неправильно при любых других ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла - ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1—2 задания.
1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

 

Методика 3 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки двух заданий. Задание выпол­нено правильно, если:

в задании 1 выбран первый или третий стакан в нижнем ряду;

в задании 2 выбран второй стакан в нижнем ряду. Задание выполнено неправильно при любых других ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок правильно выполнил 2 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1 задание.
7 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

 

Методика 4 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки семи заданий. Каждое задание оценивается в 1, 2 или 3 балла следующим образом:

1-е задание: 3 балла - цыплята, 2 балла - козлики, 1 балл - птички.

2-е задание: 3 балла - рукопожатие, 2 балла - большой палец, 1 балл - указа­тельный жест.

3-е задание: 3 балла - подарок, 2 балла - роза, 1 балл - книга.

4-е задание: 3 балла - книга, 2 балла - букет, 1 балл - велосипед.

5-е задание: 3 балла - нахмуренная маска, 2 балла - плачущая маска, 1 балл -улыбающаяся маска.

6-езадание: 3 балла - серая ткань, 2 балла - красная ткань, 1 балл - желтая ткань.

7-е задание: 3 балла - капли, 2 балла - снежинки, 1 балл — солнце.

Подсчет итогового балла по методике:

3 балла -если по всем заданиям ребенок набрал 3 балла.

2 балла -если в семи заданиях ребенок набрал 2-3 балла и не более одного раза

1 балл. 7 балл -если ребенок получил 1 балл за два или более заданий.

Коммуникативные способности

Методика 1 Оценка

Оценка выполнения ребенком методики строится на анализе результатов трех заданий.

3 балла - ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла — ребенок правильно выбрал 2 картинки.

7 балл — ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Методика 2 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки шести заданий. Задание выпол­нено правильно, если: в задании 7 выбран веселый мальчик; в задании 2 выбрана веселая девочка; в задании 3 выбран веселый мальчик; в задании 4 выбрана веселая девочка; в задании 5 выбран злой мальчик; в задании 6 выбрана грустная девочка. Задание выполнено неправильно при любых других ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом: 3 балла — ребенок правильно выполнил 2 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1 задание.
7 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

 

Методика 3 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки четырех заданий. Каждое зада­ние оценивается следующим образом:

3 балла - ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж сам помогает взрослому

(несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

2 балла — ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж видит затруднения взрос-

лого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает

взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.).

7 балл — ребенок выбрал ситуации, в которых герой не стремится помочь взрослому. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — если по всем заданиям ребенок набрал 3 балла.

2 балла - если по всем заданиям ребенок набрал 2-3 балла и не более одного раза

набрал 1 балл. 7 балл — если ребенок получил 1 балл за два или более заданий.

 

Методика 4 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки четырех заданий. Каждое зада­ние оценивается следующим образом:

3 балла - ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж сам помогает сверстни-

ку (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).

2 балла — ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж видит затруднения сверстни-

ка, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).

1 балл — ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж не стремится помочь дру-

гому ребенку. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — если по всем заданиям ребенок набрал 3 балла.

2 балла — если по всем заданиям ребенок набрал 2—3 балла и не более одного раза

набрал 1 балл.

1 балл — если ребенок получил 1 балл за два или более заданий.

Регуляторные способности

Методика 1 Оценка

Оценка выполнения ребенком данной методики строится на анализе результатов двух заданий.

3 балла — ребенок правильно отметил обе картинки.

2 балла — ребенок правильно отметил одну картинку.

1 балл — ребенок неправильно отметил обе картинки.

Методика 2 Оценка

Оценка выполнения ребенком данной методики строится на анализе результатов всех шести заданий.

3 балла - большинство (5-6) выбранных ребенком картинок соответствуют радост-

ному или спокойному эмоциональному состоянию.

2 балла — ребенок выбрал 3-4 картинки со спокойным или радостным выражением

лица и 2—3 — с недовольным.

7 балл - большинство (5—6) выбранных ребенком изображений соответствует отри­цательному эмоциональному состоянию.

 

Методика 3 Оценка

3 балла — ребенок правильно воспроизвел образец и раскрасил машину в соот-

ветствии с образцом.

2 балла — ребенок воспроизвел образец с неточностями: начал рисовать не от заданной линии, не выдержал размер отдельных частей машины (капота, кабины, кузова, ко­лес). При закрашивании машины не смог до конца выдержать шахматный порядок.

1 балл - ребенок создал изображение, значительно отличающееся от образца и не похожее на машину. Образец раскрасил без учета принципа шахматного порядка.

Анкета

При заполнении анкеты нужно поставить галочку рядом с утверждением (а, б или в), которое больше всего соответствует особенностям ребенка.

Общие сведения

Фамилия и имя ребенка ___________________________________________________________

Возраст _______________

Группа _______________

Номер дошкольного учреждения
Дата заполнения анкеты _________________

Общие способности

Умственные способности

9. При взаимодействии с объектами окружающего мира ребенок:

□ а) использует все основные образцы внешних свойств предметов (сенсорные эталоны цвета, формы и величины);

□ б) частично использует образцы внешних свойств предметов;

□ в) испытывает затруднения при использовании образцов внешних свойств предметов.

 

10. При постройке различных объектов (дома, машины, кораблика и т.п.) ребенок:

□ а) ориентируется на схему;

□ б) использует схему с помощью педагога;

□ в) затрудняется в использовании схемы.

 

11. Ориентируясь в реальном пространстве (в комнате, на участке, этаже и т.д.), ребенок:

□ а) пользуется его схемой самостоятельно;

□ б) использует схему по указанию педагога;

□ в) затрудняется в использовании схемы.

 

12. Обобщающие слова («одежда», «посуда», «мебель», «животные») ребенок:

□ а) использует самостоятельно;

□ б) использует по указанию педагога;

□ в) затрудняется использовать.

 

13. Причинно-следственные связи и зависимости в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений ребенок:

□ а) может устанавливать самостоятельно;

□ б) может устанавливать с помощью педагога;

□ в) затрудняется устанавливать.

 

14. Начало и конец истории или действия ребенок:

□ а) выделяет самостоятельно;

□ б) выделяет с помощью взрослого;

□ в) затрудняется выделять.

 

15. Что произойдет в том или ином случае ребенок:

□ а) может предвидеть самостоятельно;

□ б) может предвидеть с помощью взрослого;

□ в) затрудняется предвидеть.

 

16. Характер и настроение сказочного персонажа и другого человека посредством цвета (в рисунке, аппликации), пластики (в танце, движении) и атрибутов (при конструировании) ребенок:

□ а) может передавать самостоятельно;

□ б) может передавать с помощью взрослого;

□ в) затрудняется передавать.

 

17. Различные символы для обозначения ролей (например, «злой,как Бармалей», «умная, как Василиса Премудрая», и др.) в игре или обычной жизни ребенок:

□ а) использует часто;

□ б) использует иногда;

□ в) затрудняется использовать.

 

18. Общепринятые символы (флаг связан с праздником, подарок - с днем рождения, учебник — с учеником) в игре, общении, рисовании, аппликации и других видах деятельности ребенок:

□ а) использует самостоятельно;

□ б) использует с помощью взрослого;

□ в) затрудняется использовать.

Коммуникативные способности

19. Смысл предъявляемых требований во взаимодействии со взрослым на занятиях ребенок:

□ а) понимает часто;

□ б) понимает не всегда;

□ в) понимать затрудняется.

 

20. В совместной игре со взрослым и сверстниками ребенок:

□ а) действует слаженно, учитывает игровые действия взрослого и детей;

□ б) больше ориентируется на взрослого, чем на сверстников;

□ в) стремится привлечь внимание взрослого к своим игровым действиям, не согласовывает их с действиями сверстников.

 

21. Ребенок, взаимодействуя со сверстниками на занятиях:

□ а) предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей;

□ б) предпочитает следовать пожеланиям других детей;

□ в) не учитывает мнения и действия сверстников.

 

22. Ребенок предпочитает играть:

□ а) в большой группе детей (3 и более человек);

□ б) в малой группе (2 человека);

□ в) один.

 

23. В конфликтных ситуациях ребенок:

□ а) стремится найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников;

□ б) понимает причину конфликта, обращается за помощью к взрослому;

□ в) испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет и т.п.).

24. При общении со взрослыми ребенок:

□ а) проявляет сочувствие (отзывчивость) ко всем близким родственникам и работникам детского сада;

□ б) проявляет сочувствие (отзывчивость) к некоторым из них;

□ в) редко проявляет сочувствие.

 

25. При общении с другими детьми ребенок:

□ а) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;

□ б) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению к некоторым из них;

□ в) редко проявляет сочувствие.

Регуляторные способности

26. Ребенок соглашается выполнять режимные требования, предлагаемые педагогом:

□ а) всегда;

□ б) часто;

□ в) иногда.

 

27. Ребенок спокойно идет на занятия:

□ а) всегда;

□ б) часто;

□ в) иногда.

 

28. Ребенку нравится играть с другими детьми:

□ а) всегда;

□ б) часто;

□ в) иногда.

 

29. Ребенок охотно вступает в контакт с педагогом:

□ а) всегда;

□ б) часто;

□ в) иногда.

 

30. Когда за ребенком приходят родители, он спокойно уходит домой:

□ а) всегда;

□ б) часто;

□ в) иногда.

 

31. Когда предлагают идти завтракать (обедать), ребенок:

□ а) подчиняется требованиям взрослого;

□ б) продолжает какое-то время заниматься своим делом, затем садится за стол;

□ в) занимается своим делом.

 

32. Во время занятия ребенок:

□ а) может долго сохранять внимание;

□ б) часто отвлекается;

□ в) включается в работу эпизодически.

 

33. При взаимодействии с детьми ребенок:

□ а) обычно применяет правила культурного поведения;

□ б) не всегда следует правилам культурного поведения, хотя знает их;

□ в) редко следует правилам культурного поведения (знает некоторые из них).

 

34. Когда за ребенком приходят родители, он:

□ а) прощается и уходит в раздевалку;

□ б) продолжает какое-то время играть, затем прощается и уходит в раздевалку;

□ в) продолжает долго играть.

Виды деятельности

Игровая деятельность

 

46. В игре со сверстниками ребенок:

□ а) чаще всего сам придумывает себе роль;

□ б) иногда придумывает себе роль сам, иногда соглашается на роль, предложенную другими детьми или взрослым;

□ в) соглашается на роль, предложенную другими детьми или взрослым.

 

47. В случае изменения замысла или сюжета игры ребенок:

□ а) гибко и своевременно меняет свою роль в соответствии с сюжетом;

□ б) стремится вписать свою старую роль в новый сюжет без изменения;

□ в) не может изменить свою роль, продолжая оставаться в рамках старого сюжета.

 

48. Играя в сюжетные игры, ребенок предпочитает:

□ а) выполнять игровые действия в вербальном плане;

□ б) использовать предметы-заместители;

□ в) использовать предметы, приближенные к реальным (игрушки).

 

49. Ребенок использует в игре:

□ а) разнообразные сюжеты;

□ б) небольшое количество сюжетов (2-3);

□ в) сюжеты, предложенные взрослым.

 

50. Ребенок сочетает в игре разнообразные сюжеты:

□ а) часто;

□ б) иногда;

□ в) только с помощью взрослого.

 

51. В игре ребенок следует правилу:

□ а) почти всегда самостоятельно;

□ б) в большинстве случаев самостоятельно или с небольшой помощью взрослого;

□ в) с трудом, ориентируясь на контроль взрослых или партнеров.

 

52. В игре ребенку прежде всего важно:

□ а) участие в игре;

□ б) выигрыш;

□ в) равенство результатов.

Конструктивная деятельность

53. Создаваемые ребенком постройки носят:

□ а) творческий характер (создание новых вариантов знакомых конструкций);

□ б) воспроизводящий характер (конструирование знакомых построек);

□ в) манипулятивный характер (не приводит к созданию конкретных построек).

 

54. Ребенок, конструируя по заданному образцу:

□ а) самостоятельно анализирует его, выделяет основные части конструкции,
устанавливает пространственное расположение, подбирает необходимые детали, затем конструирует;

□ б) нуждается в пошаговом руководстве взрослого;

□ в) затрудняется в воспроизведении образца.

 

55. Ребенок, конструируя по заданным условиям:

□ а) самостоятельно анализирует их, затем в соответствии с ними создает собственную конструкцию;

□ б) нуждается в пошаговом руководстве взрослого;

□ в) затрудняется в создании конструкции.

 

56. Предваряя конструктивную деятельность, свой замысел ребенок:

□ а) обозначает самостоятельно (называет тему);

□ б) обозначает с помощью взрослого;

□ в) затрудняется называть.

Карты развития ребенка

Данные, полученные в процессе анкетирования и диагностического обследования, систематизируются педагогом и выводятся в виде общих оценок, которые пере­носятся в карты 1-6.

Для выведения общей оценки педагог сопоставляет данные по нескольким вопросам анкеты (или данным обследования), относящимся к определенному показателю развития способностей, характеристике деятельности или сфере действительнос­ти, и выводит усредненный показатель.

При выставлении результатов анкетирования в Карты развития ребенка ответы а, б и в заменяются на 3, 2 и 1 балл соответственно.

При вычислении усредненных показателей подсчитывается средний балл, который получил ребенок по указанным методикам (или по результатам опроса).


Карта 1.

Карта 2.

Карта 3.

Карта 4.

Карта 5.

Карта 6.

Динамика развития ребенка

(старшая и подготовительная группы)

 

Направления развития ребенка   Усредненный показатель развития здоровья
По результатам анкетирования (баллы) По результатам диагностического обследования (баллы)
Старшая группа Подготови­тельная группа Старшая группа Подготови­тельная группа
Здоровье и двигательная активность        
Способности: сенсорные        
интеллектуальные        
творческие        
коммуникативные        
регуляторные        
способность к построению речевого высказывания        
Представления о сферах действительности        
Виды деятельности: игра        
конструирование        
изобразительная деятельность        

Содержание

Методические рекомендации............................................................................................. 3

Анкета........................................................................................................................... 12

Диагностические методики............................................................................................... 22

Здоровье и двигательная активность.......................................................................... 22

Сенсорные способности.......................................................................................... 23

Интеллектуальные способности............................................................................. 25

Творческие способности....................................................................................... 30

Коммуникативные способности................................................................................ 45

Регуляторные способности...................................................................................... 62

Способность к построению речевого высказывания.................................................... 71

Осведомленность в основных областях знаний............................................................. 77

Карты развития ребенка............................................................................................... 86

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Авторский коллектив

А И. Булычева, кандидат психологических наук; Н. С. Варенцова, кандидат психологических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; Н. С. Де-нисенкова, кандидат психологических наук; А. В. Ильин, кандидат психоло­гических наук; И. В. Маврина, кандидат педагогических наук; Л. Н. Павлова, кандидат психологических наук; Г. В. Урадовских, кандидат психологических наук;'О. А Шиян, кандидат психологических наук.

Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дош­кольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. - 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностические методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в шко­ле: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.

© Веракса Н.Е., 2007
ISBN 978-5-86775-557-7 © «Мозаика-Синтез», 2007


Методические рекомендации

Данное пособие вместе с книгой «Диагностика готовности ребенка к школе» составля­ет методический комплект, позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осве­домленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

В основе предлагаемой системы диагностики лежит подход, разработанный детскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.), согласно кото­рому развитие ребенка-дошкольника характеризуется становлением общих спо­собностей (познавательных, регуляторных, коммуникативных), позволяющих детям успешно действовать в различных социальных ситуациях. Для того чтобы адекватно действовать в той или иной ситуации, дошкольник должен понять, что она собой представляет, осознать свое отношение к ней и передать его другим людям. За успешность решения каждой из этих задач отвечает своя группа способностей1. (Подробнее о способностях см. в книге: Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Предлагаемый на страницах настоящего пособия диагностический аппарат имеет прак­тическую задачу. Он позволяет не только дать общую оценку развития дошкольни­ков, но и установить те проблемные составляющие способностей каждого ребенка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.

Диагностические методики были специально разработаны для педагогов и психоло­гов, работающих в системе дошкольного образования, для того, чтобы они мог­ли достаточно быстро и в то же время точно оценить особенности психического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада и организовать индивидуальную деятельность каждого ребенка, нуждающегося в развитии тех или иных способностей.

Методический аппарат, представленный в пособии, состоит из диагностических мето­дик, анкеты и карт развития ребенка и имеет следующие особенности:

• направлен не только на диагностику развития того или иного качества ребенка, но и позволяет педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

• достаточно экономичен и допускает преимущественно групповые формы обследования детей;

• отражает возрастную динамику детского развития;

• позволяет целостно представить картину психического развития ребенка;

• дает педагогу возможность проанализировать собственную деятельность;

• позволяет анализировать не только общий уровень развития ребенка, но и отдельные стороны его психического развития;

• адекватен сложившейся образовательной практике в системе дошкольного образования.

Анкета направлена на выявление уровня психического развития ребенка. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.

Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ре­бенком, а также для проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.

Диагностические методики. Перед началом диагностического обследования педагог раздает детям карандаши и тетради с заданиями. Он предупреждает детей о том, что работать нужно самостоятельно, не заглядывая друг другу в тетради. В случае затруднений дошкольники должны обращаться к педагогу.

Педагог объясняет детям каждое задание и дает время на его выполнение. Каждый раз он ждет, пока все дети справятся с заданием, и только потом переходит к сле­дующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию.

После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возни­кающие у дошкольников в образовательном процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.018 с.)