Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети по природе своей незрелыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку Джимми, Денни и Сью — маленькие дети, то чаще всего они будут выражать свой гнев незрелым образом. Казалось бы, это очевидно. Однако я обнаружил, что многие родители с трудом принимают детские формы выражения гнева. Неумение принимать реальность — серьезная проблема для многих родителей. Даже если они знают, как контролировать свой собственный гнев (а на это способны немногие взрослые), они все равно ждут от своих детей, что те будут обращаться с гневом зрелым образом. Это невозможно. Большинство детей выражает свой гнев через агрессивность или выплескивая его. Бессознательное выражение гнева связано с его подавлением, а этого, конечно, надо избегать. Ну и дилемма! Если мы не можем ожидать от детей зрелости, то странно также предполагать, что в гневе они станут вести себя как взрослые. Конечно, мы не придем в восторг от вспышек гнева у наших детей. Но следует научиться принимать детей такими, какие они есть, со всеми их возрастными особенностями, включая присущий им способ выражения гнева. Наша задача, как родителей, — воспитать в своих детях умение понимать и контролировать свой гнев. Это, конечно, подучится не сразу. Но главная цель — добиться, чтобы они научились зрело выражать свой гнев к семнадцатилетнему возрасту. Это подразумевает нашу постоянную кропотливую работу, причем всегда следует учитывать возрастные особенности детей. В процессе воспитания у большинства родителей возникают две проблемы. Во-первых, они не понимают, как взрослые должны обращаться с гневом, ведь им самим это не слишком хорошо удается. И во-вторых, они ждут от детей зрелого отношения к гневу. Когда этого не происходит и ребенок ведет себя как ребенок, взрослые реагируют негативным образом. Ясно, что формы выражения гнева у детей и взрослых различны. Ведь у взрослых больше жизненного опыта. Проблему гнева приходится решать в любой семье. Я хотел бы посоветовать вам, как приступать к ее решению. В этой главе мы поговорим о том, что такое гнев, какова его объективная ценность. Мы также обсудим некоторые образцы поведения, общие для многих семей. В главах 6 и 7 мы рассмотрим бессознательные и осознанные способы выражения гнева, которые несут семьям такие опустошения. Гнев — явление сложное, поэтому его трудно понять до конца даже профессионалам. В этой книге я постараюсь дать вам общее представление о нем и пробудить желание изучать эту проблему самостоятельно. В моей книге “Как любить своего подростка” anc(1); 17 есть раздел под названием “Лестница гнева”. Эта лестница появляется и в конце этой главы, здесь показана большая часть обычных способов выражения гнева. Количество ступеней в лестнице несущественно. Существенно продвижение вверх — от менее приемлемых способов выражения гнева к более приемлемым. Названия более здоровых образцов поведения даются заглавными буквами. На вершине лестницы заглавными буквами напечатаны почти все названия. Внизу — наоборот, ни одного. При чтении у вас может возникнуть потребность обратиться к лестнице гнева — смотрите с. 71. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГНЕВА Почему вы гневаетесь? Если отвечать коротко — потому, что вам или тому, кого вы любите, угрожает опасность. Эта угроза может принимать многие формы: физическая опасность, насмешка, раздражение из-за того, что кто-то не сделал то, что ему следовало бы сделать. Опасность, грозящая вам или дорогому для вас человеку, вызывает тревогу. Она, по сути, есть дар от Бога, ведь страх и гнев, вызванные надвигающейся опасностью, приводит вас в состояние готовности. Вы готовы к бою. От размера опасности зависит, какое чувство преобладает, страх или гнев. Может возникнуть угроза вашему благополучию, общественному статусу, вашей семье, вашей самооценке, экономической безопасности, вашему имуществу, внутреннему миру, вашим желаниям, верованиям или взаимоотношениям. Перечисленное охватывает различные сферы человеческой жизни. Наше общество обеспокоено ростом преступности и упадком экономического уровня, а средства массовой информации все время сообщают тревожные новости. Поэтому естественно, что у нас высоко развит инстинкт самосохранения. Важно научиться выявлять источники гнева и тревоги. Тогда мы будем лучше понимать то, что происходит внутри нас и в нашем окружении. Эндрю Д. Лестер в своей книге “Как справиться с гневом: в помощь христианину” предлагает проводить анализ, который может нам помочь. Когда вам угрожают, то у вас возникает естественная, данная Богом реакция — вы испытываете тревогу. Одной из эмоциональных составляющих страха является гнев. Чтобы понять каждый конкретный случай, когда вы испытываете гнев, полезно провести следующий анализ. 1) Я разгневан — следовательно, меня что-то тревожит. 2) Если я встревожен, то это означает, что возникла угроза мне или чему-то для меня важному. 3) В чем состоит угроза? ... С помощью этого анализа можно разобраться в причинах гнева других людей. Когда другие люди (члены семьи, друзья) гневаются, это означает, что им что-то угрожает: они встревожены, разгневаны. Выявив угрозу, вы можете обращаться со своим гневом (и, возможно, с гневом других людей) более творчески и на более высоком этическом уровне. anc(2); 18 ОБЪЕКТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГНЕВА Когда я гневаюсь, то пишу, молюсь и проповедую лучше ибо гнев пробуждает все мои внутренние силы. Моя способность понимать обостряется, а все досадные мирские переживания и искушения уходят прочь. Мартин Лютер Важно различать чувство, данное Богом, и наши способы выражения гнева. В этой книге мы рассматриваем многие формы выражения гнева, которые считаем неприемлемыми. Но сейчас мне хотелось бы обратить внимание на объективную ценности и полезность этого дара, которым Бог наделил нас. В предыдущей главе я упоминал о важности четкой концепции собственного “я”. Нам всем необходимо эмоциональное и душевное пространство, чтобы полностью проявить свои способности. Мы все нуждаемся в независимости, соответствующей нашему возрасту и обязанностям. Нам нужно знать, что мы любимы тем, кого ценим. Когда чему-то, что нам близко и дорого, угрожает опасность, мы испытываем гнев. И это вовсе не плохо. Дети пытаются выяснить, кем они являются, они пытаются узнать все о мире, в котором живут. Было бы удивительно, если бы мы и они не становились время от времени на пути друг у друга. Самые трудные возрастные периоды, когда дети активно пытаются выразить свою индивидуальность, мы называем “ужасные двухлетки”, “пубертатный период” anc(3); 19 и “подростковый возраст”. В тяжелые периоды жизни наши дети особенно стремятся к независимости и проявлению индивидуальности. Это обычно сопровождается гневом, поскольку дети, как нам кажется, стремятся перейти границы разумного. Своим поведением они говорят нам: “Обрати на меня внимание. Мне не нравится то, что ты делаешь. Моя гордость уязвлена. Ты стоишь у меня на дороге. Опасность. Дай мне то, что полагается по справедливости” anc(4); 20. Мы поможем себе и нашим детям, если будем помнить, что стремление к более полному осознанию себя совершенно нормально и необходимо. Если наши дети будут знать, что мы понимаем их стремление к большей независимости, свободе и авторитету, то, скорее всего, они будут действовать с нами, а не против нас. Гнев может во многом пойти на пользу, если только направлять его в правильное русло. Вспомните о научных достижениях, которые совершились благодаря тому, что кто-то не захотел смириться с болезнью и смертью. Или о социальных усовершенствованиях, таких, например, как законы о детском труде. Они ведь были приняты благодаря тому, что кого-то разгневало плохое обращение с детьми. Гнев мобилизует наши резервы. Но как мы используем эти резервы — зависит от нас. Мы можем реализовать их позитивным или негативным способом. Но сначала нам надо знать, кто мы такие, чего мы хотим и в чем заключается опасность. Когда мы поймем это, мы сможем передать другим, что мы чувствуем как отдельные личности или как часть какой-то группы. Я вспоминаю об одном событии. Оно произошло в нашем консультационном центре. Мерилин, одна из наших замечательных социальных работников, проходила мимо меня по коридору. Я заметил, что она умиротворенно улыбается, и спросил, в чем дело. Она рассказала мне о Дот, молодой матери троих детей. Муж в течение нескольких месяцев бил ее. Дот обратилась за советом к некоей христианской “знаменитости”. Тот сказал, что надо “покоряться” мужу независимо от того, как он с ней обращается. В конце концов друзья Дот не смогли больше выносить зрелища оскорблений, которые муж наносил Дот. Они привели ее в наш центр. Во время разговора с Дот Мерилин выяснила, что та была чрезвычайно зависимой личностью. Она просто не в состоянии была сделать что-то, чтобы защитить себя. Однако когда муж Дот стал грозиться, что причинит вред одному из их детей, она не выдержала и наконец взорвалась гневом. Она не испытывала такою гнева, когда муж угрожал ей самой и бил ее. Гнев явился стимулом, необходимым Дот, чтобы предпринять шаги для защиты себя и своих детей. Эта история раскрывает одну из главных позитивных сторон гнева: он помогает сохранить жизнь. Когда нам угрожают, большинство из нас решает выжить. Благодаря гневу наше восприятие обостряется, и это помогает выбрать самый верный путь к выживанию. Один из аспектов выживания — могучее стремление разобраться в себе. Часто бывает так, что творческие натуры имеют больше всего трудностей в поисках своего места в жизни, где они могли бы выразить себя и применить свои способности. Если они не получают достаточной помощи от близких или те, как порой бывает, выбивают у них почву из-под ног, то они испытывают гнев. Но этот гнев может стать движущей силой дальнейших поисков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.009 с.) |