ТОП 10:

Методические указания для преподавателя



На лекциях материал может излагаться в соответствии с логикой развертывания проблем, либо же с привязкой к конкретным историческим этапам развития государственно-правового знания.

Следует учесть, что современный подход к юридическим проблемам в ряде случаев предполагает существование различных позиций. Если преподаватель расходится во взглядах на государственно-правовые явления, со своими коллегами-теоретиками, придерживающихся иных подходов, он имеет право обосновать свою позицию, приведя соответствующие аргументы. Однако он по мере возможности не должен злоупотреблять специальной терминологией, использовать редко встречающиеся юридические конструкци и оставаться в рамках учебного материала.

РЕЗУЛЬТАТ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результат усвоения материала оценивается по итогам 3-го года обучения в весеннем семестре устным зачетом. Кроме того, в ходе учебного процесса проводятся письменные контрольные работы и тестирование. При зачете учитывается активность на семинарах и итоги контрольных тестов.

Преподаватель вправе предложить дополнительное задание в виде задачи или в иной форме.

II. Приложение: Материалы, устанавливающие содержание текущего контроля и промежуточной аттестации

I. Примерный перечень вопросов рубежного контроля.

1. К темам №1-4:

1.1. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации как подотрасль конституционного права России.

1.2. Предмет и метод конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.3. Виды отношений, регулируемые конституционным (уставным) правом субъектов Российской Федерации.

1.4. Вопросы структуризации системы конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.5. Виды индивидуальных субъектов конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.6. Виды коллективных субъектов конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.7. Научные подходы к определению понятия источников конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.8. Виды федеральных источников конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации

1.9. Виды региональных источников конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.10. Судебные решения как специфические источники конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.11. Нормативные договоры и соглашения как источники конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации.

1.12. Основные черты конституции (устава) субъекта Российской Федерации как правового акта.

1.13. Внешняя форма выражения конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

1.14. Внутренняя форма (структура) конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

1.15. Порядок принятия конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

1.16. Порядок изменения конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

1.17. Способы отмены действия конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

1.18. Приостановление действия отдельных положений конституции субъекта Российской Федерации (на практике Республики Татарстан).

1.19. Общая характеристика Устава Пермского края.

2. К темам №6-7:

2.1. Нормативное содержание конституционного (уставного) статуса субъекта Российской Федерации.

2.2. Нормативное содержание конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Нормативное содержание правового (отраслевого) статуса субъекта Российской Федерации.

2.4. Развитие принципа равноправия субъектов Российской Федерации в законодательстве и судебных решениях.

2.5. Институт изменения статуса субъектов Российской Федерации в конституционном праве Российской Федерации.

2.6. Институт принятия в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации.

2.7. Институт образования в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации.

2.8. Основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

2.9. Проблемы суверенитета республик в составе Российской Федерации.

2.10. Государственная территория субъектов Российской Федерации.

2.11. Международная правосубъектность субъектов Российской Федерации.

2.12. Правовое оформление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

2.13. Государственный язык республик в составе Российской Федерации: основы правового регулирования.

2.14. Проблемы гражданства республик в составе Российской Федерации.

2.15. Государственные символы субъектов Российской Федерации.

2.16. Столица (административный центр) субъектов Российской Федерации.

2.17. Наименование субъекта Российской Федерации.

К темам №8-12.

3.1. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вертикали.

3.2. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации по горизонтали.

3.3. Формы (способы) участия органов местного самоуправления в осуществлении государственной власти в субъектах Российской Федерации.

3.4. Особенности организации государственной власти в Пермском крае.

3.5. Основные черты органов законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.6. Структура органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.7. Полномочия органов законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.8. Порядок работы органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.9. Основы статуса депутата органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.10. Гарантии деятельности депутата органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.11. Порядок прекращения полномочий органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

3.12. Особенности статуса органа законодательной (представительной) власти Пермского края.

3.13. Система исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

3.14. Конституционно-правовые возможности учреждения различных моделей исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3.15. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3.16. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

3.17. Иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3.18. Организация исполнительной власти в Пермском крае.

3.19. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации: основы конституционно (уставно) – правового статуса.

3.20. Статус судей конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации.

3.21. Выборы и референдумы в субъектах Российской Федерации.

II. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

  1. Предмет конституционного (уставного) права (его определение, структура, специфика, отображение исторических подходов).
  2. Особенности метода регулирования конституционного (уставного) права.
  3. Конституционно (уставно) – правовые нормы (определение, особенности, классификации).
  4. Конституционно (уставно) – правовые отношения (определение, специфика, классификации).
  5. Система конституционного (уставного) права (понятие, структура, соотношение с системой конституционного (уставного) законодательства).
  6. К вопросу о существовании конституционного (уставного) права, терминология и название отрасли.
  7. Тенденции имевшие место в конституционном (уставном) праве субъектов РФ.
  8. Источники конституционного (уставного) права (аспекты понимания данного термина, классификации).
  9. Обзор федеральных и региональных источников конституционного (уставного) права.
  10. Судебные акты и обычай как источники конституционного (уставного) права.
  11. Договоры и соглашения как источник конституционного (уставного) права субъектов РФ.
  12. Соотношение источников конституционного (уставного) права субъектов РФ.
  13. Средства обеспечения соответствия нормативных актов субъекта РФ федеральным нормативным актам, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.
  14. Понятие и свойства конституции (устава) субъекта РФ.
  15. Сущность и функции конституции (устава) субъекта РФ.
  16. Форма конституции (устава) субъектов РФ.
  17. Принятие и изменение конституции (устава) субъекта РФ.
  18. Конституционный надзор и конституционный контроль применительно к учредительным актам субъектов РФ.
  19. Высшие формы народовластия субъекта РФ.
  20. Основные характеристики принципа федерализма в России.
  21. Конституционные основы статуса федеративной системы государственной власти в России.
  22. Вертикальные взаимодействия в федеративной системе (основные конституционно-правовые формы).
  23. Конституционно-правовой статус субъекта РФ (понятие, содержание, принципы).
  24. Вторичность (производность) статуса субъекта РФ по отношению к статусу Российской Федерации.
  25. Принцип равновправия субъектов РФ. Основания для утверждения ассиметричности статуса субъектов РФ.
  26. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Правовой механизм.
  27. Способность субъекта РФ осуществлять государственную власть. Подходы к определению суверенитета и его наличию у субъектов РФ.
  28. Собственная территория у субъектов РФ.
  29. Ограниченная международная правосубъектность субъектов РФ.
  30. Наименование субъекта РФ, его государственные символы и столица (административный центр).
  31. Гражданство и государственный язык в республиках.
  32. Предметы ведения субъектов РФ. Соотношение с категорией «полномочия органов государственной власти субъектов РФ».
  33. Характеристика полномочий субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  34. Согласование органами государственной власти субъектов РФ федеральных законов, принимаемых по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов РФ.
  35. Обзор практики Конституционного Суда РФ по разграничению предметов ведения между Российской Федерации и субъектами РФ.
  36. Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ. Влияние на трансформацию состава Российской Федерации.
  37. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта РФ.
  38. Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта РФ.
  39. Основы организации государственной власти в субъекте РФ.
  40. Система органов государственной власти субъекта РФ.
  41. Организация государственной власти в Пермском крае.
  42. Основные черты органов законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Место в системе органов государственной власти.
  43. Основные функции и полномочия органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  44. Система нормативных правовых актов об органе законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  45. Структура органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  46. Основные положения о порядке работы органов законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  47. Основные элементы законодательного процесса у субъектов РФ.
  48. Прекращение полномочий органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  49. Основы статуса депутата органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  50. Система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ.
  51. Классификация органов исполнительной власти субъектов РФ.
  52. Конституционно-правовые возможности учреждения различных моделей органов исполнительной власти в субъектах РФ и наиболее типичные из них.
  53. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ: наименование, полномочия, срок полномочий, ограничения, прекращение полномочий, акты. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.
  54. Наделение полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ (требования, процедура). Выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ согласно изменениям внесенными Федеральным законом № 40-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  55. Конституционность положений о наделении полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Постановление Конституционного Суда РФ, включая особые мнения.
  56. Высший исполнительный орган власти субъекта РФ: наименование, формирование, полномочия, акты, порядок прекращения полномочий.
  57. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и их решения.
  58. Основы статуса мировых судей.
  59. Конституционно-правовая ответственность законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ.
  60. Конституционно-правовая ответственность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

 


[1] СЗ РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст.4916.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.007 с.)