Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности исследовательского метода на уроках литературыГорбунова Лилия 5 ОЗО Р/О Возможности исследовательского метода на уроках литературы Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи – устной или письменной. Этому способствует эвристический (частично-поисковый) метод. Такой метод осуществляется большей частью в эвристической беседе. Однако когда учащиеся уже приобрели необходимые умения, беседа может быть заменена их самостоятельной работой по вопросам или заданиям учителя, которые могут иметь различную степень сложности в зависимости от подготовки школьников. Приёмы исследовательского метода: 1. построение логической чёткой системы вопросов 2. построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям; 3. постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний. Виды деятельности учащихся при этом методе: подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный учителем вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего произведения по заданиям преподавателя; составление плана как приём анализа композиции части или целого произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составления плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и её решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы. Цель исследовательского метода – раскрыть новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения. Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий. Этот метод близок к эвристическому по своим функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приёмами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения. Этот метод активно применяется на уроках, но особенно – на семинарских занятиях, литературных конференциях. Приёмы проявления этого метода: выдвижения учителем проблемы для всего класса, причём ряд аспектов этой проблемы разрабатываются группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, проблемы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работ. При этом методе надо быть особенно требовательными к обстоятельности анализа и доказательности суждений учащихся. Он должен развивать у школьников такие умения как, находить книги, нужные для выполнения задания, уметь их просматривать, выбирать интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять планы своих устных и письменных вступлений и сочинений.Эти методы в наибольшей степени способствуют развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному учебному предмету.
Конспект урока Литература, 11 класс № урока – 49 Дата проведения: 25.01
Тема: Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». Цель: Знакомство учащихся с циклом стихотворений «Персидские мотивы», историей их создания, помочь понять красоту лирического слога, повторить сведения о жанровых формах восточной поэзии. Задачи: 1. Воспитывать интерес к поэтическому слову. 2. Уметь анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства использует автор для выражения чувств, эмоций, переживаний своего героя. 3. Формировать навыки художественного текста.
УУД: Личностные: Отражение в творчестве С.Есенина национальной самобытности русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Предметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Метапредметные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Оборудование:тесты стихотворений, презентация. Деятельность учащихся:беседа, работа с эпиграфом, сообщение обучающихся, работа в тетради, словарная работа.
ХОД УРОКА. 1. Самоопределение. 2. Актуализация к деятельности Работа с эпиграфом. «Он, как будто чародей, Превращал зарю в котёнка, Руки милой в лебедей, Жёлтый месяц – в жеребёнка…»
(Н. Кутов.) 3.. Проверка домашнего задания -сообщение «Адресаты любовной лирики» -4. Целеполагание. -Как вы думаете, о ком эти слова были сказаны? - Что-нибудь о нём помните? 5. Открытие нового. Лекция учителя. Любовь – одна из сквозных тем творчества Есенина. Уже после революции, в 1923 году, когда поэт вернулся из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется созданным осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана». Художественно-философский мир Есенина, как живой организм, рождается, растет вместе с ним, быстро меняется под влиянием важнейших событий XX века – Первой мировой войны, двух русских революций 1917 года, Гражданской войны и строительства социализма в Советской России, а также в силу внутренних причин изменения самого поэта. Проходя через все творчество Есенина, изменяются и отдельные его идеи, темы, мотивы, образы. Для выделения периодов, этапов в творчестве Есенина служат разные основания: эволюция мировоззрения поэта, его отношение к крестьянству и пролетариату, родине и революции, изменение художественного мышления Есенина, образа автора, лирического героя и лироэпических персонажей в его произведениях, разных элементов поэтики и т. д. Исходя из отношения Есенина и его героев к революции, можно выделить пять главных периодов творчества поэта (Записывает в тетрадь): 1) ожидание революции (1910–1917); 2) ее воспевание (1917–1919): «Да здравствует революция / На земле и на небесах!» (1918); 3) неприятие совершавшихся в стране событий (1919–1920): «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего» (сентябрь 1919 года); «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...» (авг. 1920 года); 4) противоречивое отношение поэта и его героев к революции и Советской власти (1921–1923): «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь» (7 февраля 1923 года); герои «Страны Негодяев»: комиссар Рассветов («Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!..») и «идейный бандит» Номах («Мне до дьявола противны / И те и эти. Я потерял равновесие...»); 5) правдивое, объективное отражение советской действительности (1924–1925): «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси» (июль 1925). Первым откликом на Февральскую революцию явилось стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» (1917). В стихах Есенина начала 20-х годов резко меняется облик природы. Бывшая некогда благостной, солнечной, многоцветной, она становится теперь жуткой и мрачной, несущей знамение гибели: Взбрезжи полночь луны кувшин Зачерпнуть молока берез! Словно хочет кого придушить Руками крестов погост! Бродит черная жуть по полям, Злобу вора струит в наш сад, Только сам я разбойник и хам, И по крови – степной конокрад. В 1924–1925 годы к Есенину приходит чувство исчерпанности своей идеи и завершенности творческого пути. В «Черном человеке» и «Персидских мотивах» оно прозвучало особенно сильно и трагично. Жизнь, перед лицом которой поэзия разоблачается как красивая иллюзия, оказывается ненужной, никчемной и опустошенной – таков центральный конфликт «Черного человека». От этой действительности можно попытаться заслониться придуманной Персией – страной любви и поэзии, но сам Есенин до конца не верит в условный, иллюзорный Восток. ФИЗМИНУТКА. 6.Осмысление изученного. Сегодня мы поговорим о цикле стихов «Персидские мотивы», которые были созданы поэтом в 1924-1925 г.г. и навеяны поездками в Закавказье (Баку, Тбилиси, Батуми). Словарная работа. - Что такое цикл ? - Назовите известные вам циклы? ¨ А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» ¨ А. Блок «Родина» ¨ А. Блок «Распутья» ¨ А. Блок «Страшный мир» ¨ А. Блок «На поле Куликовом» ¨ Н. Гумилев «Озеро Чад» ¨ Н. Гумилев «Капитаны» ¨ М. Салтыков-Щедрин «Сказки» ¨ И. Тургенев «Записки охотника» Слово учителя Персия сделалась для Есенина Меккой классической лирики. Поклониться ее могилам стало целью жизни поэта. Он хотел подышать воздухом Шираза. Он был уверен, что произойдет чудо: его душа отзовется на все увиденное и услышанное в «стране роз». Чтение стихотворения С. Есенин «Улеглась моя былая рана-…» -Шесть веков насчитывает история славы персидско-таджикской классической поэзии. О многих великих поэтах повествуют ее страницы. Долгое время было их творчество известно только восточному читателю. Через пять веков – в начале ХХ века – классическая поэзия средневековой Персии получает распространение в Европе и в России. Достоянием человечества становится творчество Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Низами, Саади, Хафиза и других. Есенин в 20-м году знал и испытал на себе очарование персидской лирики. В «Персидских мотивах» упоминаются имена Хайяма, Саади, Фердоуси. Чтение стихотворения С. Есенин «Свет вечерний шафранного края…» Образ великого Хайяма овеян легендами, биография – полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли уместится в одну строку: Гиас-ад-ДинАбу-ань-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури. Он известен как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший. В последнее время известны свыше тысячи его рубаи. Рубаи– одно из самых сложных жанровых форм. Объем рубаи – четыре строки, три из которых (а иногда и все четыре) рифмуются между собой. Хайям непревзойдённый мастер этого жанра.
Чтение учителем и обучающейся по очереди: Прощалась капля с морем – вся в слезах! Смеялось вольно море – всё в лучах: «Взлетай на небо, упадай на землю – Конец один – в моих волнах.»
«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: «Ад и рай – не круги во дворце мирозданья. Ад и рай – состоянье души».
Изначальней всего остального – любовь. В песне юности первое слово – любовь. О несведущий в мире любви, горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! Чтение стихотворения С. Есенин «Золото холодное луны…» К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет. Он был глубоко убеждён в том, что древневосточная классическая литература - необходимая для совершенствования поэтического мастерства учеба. «Я еду учиться, - писал он. - Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Шуша – селение в предгорьях Кавказа Шираз – это город парков и мавзолеев. Он расположен на юге Ирана.
Чтение стихотворенияС.Есенин «Голубая родина Фирдоуси» Надежда выехать в Персию не оставляет поэта. 3 сентября 1924 г. Есенин уезжает на Кавказ в четвертый раз. Движет им все то же желание побывать в Персии. Однако поездка снова не состоялась. Чтение стихотворения С.Есенин «Никогда я не был на Босфоре…» Во время пребывания в Батуми в зимние месяцы 1924-1925г.г. Есенин познакомился с молодой женщиной Шаганэ НерсесовнойТальян – в то время учительницей одной из батумских школ. Ей он посвятил несколько стихотворений. Чтение стихотворения С.Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...» В стихотворении «В Хорасане есть такие двери…» - девятом стихотворении цикла – Есенин вновь возвращается к имени персиянки Шаганэ (Шаги). Он ласково говорит о «задумчивой речи», о том, что голос ее - нежный и красивый, что она дала ему, поэту, «красивое страдание». Чтение стихотворения С.Есенин «В Хорасане есть такие двери…» Волнение, которое мы испытываем при знакомстве с есенинской поэзией, при чтении персидского цикла стихов поэта достигает кульминации. Интонации этого цикла замечательны чистотой содержания и совершенством форм. Восточная мозаика создает иллюзию Персии. Если бы Есенин не написал ничего другого, то и персидского цикла было бы достаточно, чтобы обессмертить имя поэта. Чтение стихотворения С.Есенин «Голубая да веселая страна…» 7 Рефлексия и самоанализ. - О чём мы говорили сегодня? - Что вас заинтересовало? Написание синквейна Есенин. Домашнее задание. Выучить стихотворение «Шагане, ты моя Шагане…», анализ 1 стихотворения из «Персидских мотивов»
Комментированное выставление оценок.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2024-07-06; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.014 с.) |