Психологическая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика

Н го

[ТЕЛ

ний;

тативность своей педагоги-

 

 

г) проектирование мер по

ческой деятельности

2 нК Он

 

устранению недостатков;

 

 

ч;

д) творческий поиск новых

 

 

 

методов обучения


196 РАЗДЕЛ II                 Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика...

3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На подготовительном этапе педагогической деятельности пе­дагогу приходится в первую очередь формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частные, связанные с освоением учебных пред­метов. Однако любой постановке цели должна предшествовать диагностика особенностей и обученности учащихся, так как не­возможна постановка цели без конструктивной деятельности пе­дагога.

Проектировочная деятельность — это деятельность, связан­ная с отбором, композицией, проектированием учебного ма­териала, созданием планов, т.е. это то основание, на котором строится организаторская и коммуникативная деятельность. С по­мощью проектировочной деятельности педагогу удается опреде­лить содержание учебного материала для будущих знаний в со­ответствии с уровнем развития учащихся, подобрать адекватные методы, обеспечивающие успешное усвоение учащимися подоб­ранного для них содержания образования. Проектировочная дея­тельность педагога позволяет ему спроектировать заранее свои действия и действия учащихся. Таким образом, на подготови­тельном этапе педагогической деятельности этот вид деятель­ности педагога предполагает успех всех последующих этапов ра­боты учителя.

Для того чтобы педагогу успешно осуществлять конструк­тивную деятельность, необходимо обладать высокими научными профессиональными психолого-педагогическими, методологиче­скими знаниями и психологическими качествами: воображения, представления, рефлексии предшествующего педагогического опыта. Проектировочная деятельность преподавателя непосред­ственно связана с проблемой моделирования, поэтому требует от него овладения методом моделирования. Моделируемые им


3.2. Психологическая характеристика подготовительного этапа...                  197

модели учебной деятельности могут использоваться для изуче­ния сложных понятий, для построения ориентировочной осно­вы действия, материализации деятельности учащихся. Своеоб­разным учебным средством является моделирование учебного материала. При этом целесообразно, чтобы эти модели служили основой для проектирования учащимися своего изучаемого ма­териала.1

Проектировочная деятельность преподавателя как реализа­ция четырех функций позволяет выделить то общее, что харак­теризует процесс обучения, протекающий в весьма различных ; условиях. Для выполнения этого вида деятельности А. К. Марко-1 ва выделяет три группы умений.2

Первая группа педагогических умений включает в себя уме­ние увидеть в педагогической ситуации проблему и сформули­ровать ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогических задач ориентироваться на ученика как на актив­ного развивающегося субъекта учебной деятельности; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптималь­ное педагогическое решение в условиях неопределенности; уме­ние предвидеть близкий и отдаленный результаты решаемых пе­дагогических задач.

Вторую группу педагогических умений составляют: умение работать с содержанием учебного материала; способность к пе­дагогической интерпретации разнообразной информации; уме­ние планировать формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков; умение готовить предполагаемый демонстрационный материал с учетом межпредметных связей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученное™ и воспитанности школьников, опреде­лять их реальные учебные возможности, предвидеть возможные

', Фридман Л.М. Психодиагностика общего образования.— М.: Институт практической психологии, 1997.

2 Маркова А.К. Психология труда учителя.—М., 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-07-06; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.2 (0.01 с.)