Компьютерная игра в Университете Власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерная игра в Университете Власти

11. Новые парадоксы

 

Означает ли это, что теория проспектов дает возможность разрешить все противоречия между нормативной теорией, предписывающей нормы рационального поведения, и особенностями реального поведения людей? К сожалению, нет. Недостаточно формальный характер описанной выше процедуры редактирования проспекта допускает неоднозначное толкование и применение противоречивых эвристик. Приведем следующий пример [14].

Пусть необходимо сделать выбор между двумя лотереями:

Т = [($100; 0,5); ($51; 0,25)] и W = [($101; 0,5); ($50; 0,3)].

Если мы округлим $101 до $100, то первые части лотереи идентичны, и остается выбор между оставшимися частями. Здесь более естественным представляется округление вероятности до 0,3, и тогда лотерея Т является более предпочтительной ($51 против $50). Если же мы начнем со второй части лотерей, причем округлим как вероятность, так и полезность, то W становится более предпочтительной.

Найдено уже немало примеров, в которых процедуры редактирования проспектов приводят к противоречиям. Несмотря на это, теория проспектов является интересной аксиоматической теорией, стремящейся объединить дескриптивное знание о поведении людей и нормативные правила их рационального поведения.

Выводы

 

1. Задача принятия решений является одной из центральных в экономике. Предполагается, что лицо, принимающее решение, является рациональным человеком и его решения есть результат упорядоченного процесса мышления. На основе аксиом рациональности доказывается теорема о существовании функции полезности. Осуществляя выбор, рациональный человек максимизирует свою функцию полезности.

2. Наиболее простыми задачами принятия решений являются задачи с вазами. Выбор оптимального решения во многих задачах осуществляется с помощью деревьев решений. Дерево решений представляет все возможные варианты действий ЛПР. Для нахождения оптимального варианта используется метод «сворачивания» дерева.

3. Психологи и экономисты обнаружили ряд парадоксов, демонстрирующих, что поведение людей отличается от рационального. Были найдены многочисленные эвристики, используемые людьми при принятии решений. Нерациональность человека является общепризнанным фактом, который должен учитываться при анализе решений.

4. Теория проспектов построена с целью разрешения противоречий между наблюдаемым поведением ЛПР и требованиями рациональности. Теория проспектов учитывает многие поведенческие эффекты и позволяет устранить ряд парадоксов, возникающих при применении теории полезности.

Библиографический список

1. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О.Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.

2. Самуэльсон П.Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1964.

3. Райфа Г.Анализ решений. М.: Наука, 1977.

4. Гнеденко Б.В., Хинчин А.Я.Элементарное введение в теорию вероятностей. М.: Наука, 1982.

5. Savage L.J. The Foundations of Statistics.N. Y.: Wiley, 1954.

6. McKean K.Decisions, Decisions // Discover. June 1985.

7. Kahneman D., Slovic P., Tversky A.(Eds.) Judgment under uncertainty : Heuristics and Biases. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

8. Фншхоф Б., Гойтейн Б., Шапиро 3.Субъективная ожидаемая полезность: модель принятия решений // Процедуры оценивания многокритериальных объектов: Сб. тр. ВНИИСИ / Под. ред. О. И. Ларичева. М., 1984. № 9.

9. Day R.H.Rational Choice and Economic Behavior // Theory and Decision. 1997. № 1.

10. Garling Т., Axhausen K., Brydsten M.Travel choice and the goal process utility distinction // Applied Cognitive Psychology. 1996. № 10.

11. Russell Т., Taylor R.The Relevance of Quasi-Rationality in Competitive Markets. In: D.Bell, H.Raiffa, A. Tversky (Eds.) Decision Making : Descriptive, Normative and Prescriptive Interactions. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

12. Kahneman D., Tversky A.Prospect Theory: an Analysis of Decisions under Risk // Econometrica. 1979. № 47.

13. Currim I.S., R. K.Sarin. Prospect versus Utility // Management science. 35. № 1 (1989).

14. Wu. G. Editing and Prospect Theory: Ordinal Independence and Outcome

Cancellation // Working Paper of Harvard Business School, 1993.

Контрольное задание

Дайте определения следующих ключевых понятий:

Рациональный выбор

Теория полезности

Лотерея

Задачи с вазами

Действия и выигрыши

Теорема Байеса

Деревья решений

Сворачивание дерева решений

Парадокс Алле

Эвристики и смещения

Дилемма генерала

Наблюдаемые и выявляемые предпочтения

Теория проспектов

Весовая функция вероятности

 

   

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Современный ученый не пытается объяснить природу. Он только создает ее дубликат. Во всем величии и великолепии он создает собственный мир, и каким-то удивительным и непостижимым образом ему удается осуществлять контроль над окружающей средой, манипулируя созданными им математическими конструкциями.

Рабби Соловейчик. Катарсис

«Сегодня мы начинаем трехдневную компьютерную игру», -обратился к аудитории очередной лектор, положив руку на стоявший рядом монитор.

С пристальной сосредоточенностью слушали его студенты, выглядывая из-за серых кубов компьютеров, рядом с которыми лежали на столах шлемы.

«В этой игре вы будете управлять страной. В компьютеры уже введены модели, описывающие разные страны. Например, для эмигранта из Свапландии подготовлена компьютерная модель его страны.

В моделях описаны в математическом виде промышленность и сельское хозяйство. В них учтены все товары, которые производятся в стране и которые ввозятся из-за границы, и все магазины, где продаются эти товары. Смоделированы рудники, шахты и нефтяные скважины. Но этого мало. В наших моделях, самых совершенных в мире, смоделированы и люди с их психологией, с их национальным характером, с различными типами поведения; представлены все слои общества. Люди живут, работают, женятся, заводят детей, но все это происходит в быстром для нас с вами времени - компьютерном. Вы тоже будете жить в искусственном компьютерном мире - как бы в одной из стран: издавать законы, организовывать выборы в парламент, подбирать себе помощников и так далее. Вы сможете выступать на митингах, встречаться с людьми, вступать с ними в контакты.

Когда вы наденете шлемы и включите компьютеры, вы погрузитесь в этот компьютерный мир. Это будет ваш мир, у вас будет возможность влиять на все события в той степени, в какой позволит уровень социального и технического развития предложенной вам страны.

От ваших действий будет зависеть многое. Можно будет задушить промышленность налогами, что приведет к безработице, общему недовольству, и даже к гражданской войне. Или, напротив, вы сможете, создав новые правила экономической жизни, вызвать экономический рост, процветание и способствовать появлению новых талантливых лидеров. А столкнувшись с инфляцией, вы сможете выбрать те меры борьбы с нею, которые обсуждались на занятиях по экономике: от самых простых (контроль за эмиссией денег) до глубоко разработанной монетарной политики. Но если не добьетесь успеха в проводимых реформах, вы сами увидите последствия ваших неудачных решений: рост числа безработных и нищих на улицах, лица голодных детей.

Это сложная игра, и один из ее этапов - решение задачи выбора политики экономических преобразований. Вы можете или плыть по течению времени и ничего не менять, или, непродуманно изменив курс, потерпеть полный крах. Успеха вы сможете достичь только на основе понимания условий задачи, которая предложена вам неделю назад в виде описания ситуации в условном компьютерном мире. В модели заложены условия, когда успех возможен. Успех, возможно, неполный, как это и бывает в реальной жизни.

Например, в вашей стране возрастет уровень жизни, но усилится коррупция и пошатнутся моральные устои общества (опустеют церкви, возрастет число уголовных преступлений). Либо магазины будут ломиться от импортных товаров, а промышленность придет в упадок. Это лишь примеры. Вы должны будете сами оценить, к чему стремиться и чем пожертвовать.

Вам дается три дня для управления страной в компьютерной реальности. За это время ваша страна проживет сто лет. Через три дня комиссией будут оценены ваши успех или неудача по тому состоянию, в которое вы приведете «свою» страну. Три дня потому, что жизнь в этом компьютерном мире небезопасна для здоровья и может отрицательно повлиять на нервную систему.

Мы проведем детальный анализ ваших результатов. Повторная игра состоится только в конце обучения».

Студент Университета Власти, бывший гражданин Сваплан-дии, вздохнув, надел шлем с проводами, щелкнул тумблером и очутился в городе Санкте. Он стоял на знакомой с детства площади, у высоких стен королевского дворца - молодой Король, окруженный свитой.

(Продолжение следует)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-07-06; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.008 с.)