Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями посредством различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых и др.)»

 

Филиппова В.Г., учитель-логопед

Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Поэтому влияние игры на развитие ребёнка с ОВЗ бесценно. В этой связи большое значение в работе с детьми приобретает игровая деятельность. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, в ней формируется умение распознавать эмоции других людей и владеть их чувствами. Во время игр дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объём словаря, дети учатся слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.

Для решения проблемы развития речевой активности детей рекомендуется использовать игровые технологии на всех этапах педагогического процесса. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).

Развитие мелкой моторики рук. Речь ребёнка на кончиках пальцев. Кисть руки – это орган речи. Вот почему необходимо не только развивать артикуляцию, но и мелкую моторику рук (пальчиковые игры с предметами и без, шнуровка, мозаика, пирамидки, нанизывание на нитку, игры с прищепками). Также в работе можно использовать различные виды игр – дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые.

Дидактическая игра. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Настольно-печатные игры (парные картинки, домино, кубики, лото) используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Где я это видел?», «Что растёт в саду, лесу, огороде?» и др.

Игры с предметами или игрушками (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.) направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого воображения: «Найди и назови», «Кто скорее соберёт» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Угадай, что это?», «Если знаешь, продолжай!», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.

Подвижные и хороводные игры, игры-соревнования.При отборе подвижных игр нужно руководствоваться потенциальными возможностями детей. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми, такие как «Зоопарк», «Море волнуется», «Узнай по голосу» и т.п.

Игры с правилами, эстафеты предполагают также специфические формы общения – отношения на равных внутри одной команды. Дети получают возможность выйти за рамки ролевых отношений и перейти к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплочённости. Соревнования, по утверждению психологов, необходимы. Для ребёнка соревнование – это своеобразный экзамен, отчёт о том, чему он научился, каких успехов достиг в развитии.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развитие мышления, воображения, внимания и памяти, что является основой правильной речи. К театрализованным играм относятся режиссёрские (настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол Бибабо) и игры-драматизации по сказкам. Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того, как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра. Формируемые игровые действия (овладение умениями): передвигаться с помощью взрослого или самостоятельно в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей со взрослым, по подражанию и образцу; брать на себя роль и вести её до конца.

Сюжетно-ролевые игры также оказывают положительное влияние на развитие речи. Эти игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные в жизни. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т.д. Развивается диалогическая речь. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей. К ним относятся: игры на бытовые сюжеты («Дом», «Семья», «День рождения»), на производственные и общественные темы («Школа», «Автобус», «Почта»). Для проведения каждой игры сначала нужно сформировать у ребёнка преставление о профессиях, затем подготовить атрибуты игры, обучить ребёнка подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей с ОВЗ, потому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, играя в игру «Доктор», сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки. После проведения игры важно провести беседу: Во что они играли? Кто кем был? Что делал? Добиваться полных ответов на поставленные вопросы. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик, односложных диалогов. С большим трудом дети овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, наша задача – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт ребёнка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитывать доброе отношение детей друг к другу, доверие детей к окружающим людям.

Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей с ОВЗ. У детей повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки, обеспечивается психологический комфорт, дети запоминают большое количество речевого материала, активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.006 с.)