Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями посредством различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых и др.)»
Филиппова В.Г., учитель-логопед Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Поэтому влияние игры на развитие ребёнка с ОВЗ бесценно. В этой связи большое значение в работе с детьми приобретает игровая деятельность. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, в ней формируется умение распознавать эмоции других людей и владеть их чувствами. Во время игр дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объём словаря, дети учатся слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей. Для решения проблемы развития речевой активности детей рекомендуется использовать игровые технологии на всех этапах педагогического процесса. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь). Развитие мелкой моторики рук. Речь ребёнка на кончиках пальцев. Кисть руки – это орган речи. Вот почему необходимо не только развивать артикуляцию, но и мелкую моторику рук (пальчиковые игры с предметами и без, шнуровка, мозаика, пирамидки, нанизывание на нитку, игры с прищепками). Также в работе можно использовать различные виды игр – дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые. Дидактическая игра. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Настольно-печатные игры (парные картинки, домино, кубики, лото) используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Где я это видел?», «Что растёт в саду, лесу, огороде?» и др. Игры с предметами или игрушками (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.) направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого воображения: «Найди и назови», «Кто скорее соберёт» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Угадай, что это?», «Если знаешь, продолжай!», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. Подвижные и хороводные игры, игры-соревнования.При отборе подвижных игр нужно руководствоваться потенциальными возможностями детей. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми, такие как «Зоопарк», «Море волнуется», «Узнай по голосу» и т.п. Игры с правилами, эстафеты предполагают также специфические формы общения – отношения на равных внутри одной команды. Дети получают возможность выйти за рамки ролевых отношений и перейти к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплочённости. Соревнования, по утверждению психологов, необходимы. Для ребёнка соревнование – это своеобразный экзамен, отчёт о том, чему он научился, каких успехов достиг в развитии. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развитие мышления, воображения, внимания и памяти, что является основой правильной речи. К театрализованным играм относятся режиссёрские (настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол Бибабо) и игры-драматизации по сказкам. Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того, как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра. Формируемые игровые действия (овладение умениями): передвигаться с помощью взрослого или самостоятельно в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей со взрослым, по подражанию и образцу; брать на себя роль и вести её до конца. Сюжетно-ролевые игры также оказывают положительное влияние на развитие речи. Эти игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные в жизни. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т.д. Развивается диалогическая речь. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей. К ним относятся: игры на бытовые сюжеты («Дом», «Семья», «День рождения»), на производственные и общественные темы («Школа», «Автобус», «Почта»). Для проведения каждой игры сначала нужно сформировать у ребёнка преставление о профессиях, затем подготовить атрибуты игры, обучить ребёнка подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей с ОВЗ, потому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, играя в игру «Доктор», сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки. После проведения игры важно провести беседу: Во что они играли? Кто кем был? Что делал? Добиваться полных ответов на поставленные вопросы. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик, односложных диалогов. С большим трудом дети овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, наша задача – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт ребёнка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитывать доброе отношение детей друг к другу, доверие детей к окружающим людям. Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей с ОВЗ. У детей повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки, обеспечивается психологический комфорт, дети запоминают большое количество речевого материала, активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.006 с.) |