![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производная и производящая основаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комплекс 1 ▲ Выделенные в тексте слова запишите двумя группами: 1)однокоренные слова, 2) разные формы одного слова. В упражнении выделены словоформы животном, мире, мир, нами, загадки, загадочны, загадочен, разгаданная, загадка, мы, жить. Задание формирует опознавательные и классификационные умения учащихся. В предложенном задании есть некорректность: слова жить и животное синхронически не являются однокоренными. Различение разных слов и словоформ одного слова чрезвычайно важно и в теоретическом плане, и с точки зрения его практического значения: это необходимо при словообразовательном и морфологическом анализе слова. По проведенным нами исследованиям, из 50 девятиклассников, обучавшихся по стабильной программе, ни один не смог безошибочно разграничить предложенные слова и словоформы. Особую сложность составляет объединение в одно слово аналитических и супплетивных словоформ (например, читать и буду читать, пусть читает, человек и люди, мы и нам). Этому вопросу необходимо уделить больше внимания, опираясь при этом на изученное в курсе лексикологии понятие лексического значения слова. ▲ Просклоняйте существительные четверг, место, дело. Обозначьте окончания, в том числе и нулевые. Задание закрепляет материал о нулевом окончании и одновременно выполняет функцию проверки знания нормативного склонения слов место, дело (дел, мест, а не *делов, *местов). Выделение нулевого окончания закрепляется через наглядное обращение к парадигме слов. Отрабатывание умения выделять нулевое окончание необходимо подкрепить такими заданиями, где обращение к парадигме слова (обнаружение у слова ненулевых окончаний с однотипным грамматическим значением) ученик должен проделать самостоятельно, а не в соответствии с заданием. Для этого словоформа должна быть представлена изолированно или в тексте. ▲ Какими словами необходимо дополнить данные списки однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень? В упражнении даны два ряда слов: грязный, грязненький, грязноватый, загрязнить, грязнуля; темный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение. Это упражнение отрабатывает механизм выделения корня через сопоставление однокоренных слов. Как мы уже видели, в окончательном алгоритме морфемного членения процедура выделения корня иная: корень выделяется не до, а после выделения в слове аффиксов, так что методическая правильность данного задания не очевидна. Правда, задание таково, что для его выполнения необходимо добавить в каждый ряд непроизводное слово (грязь, тьма), то есть обратиться к словообразовательным связям слов.
▲ Выписать из ряда однокоренные слова, обозначив корень (в ряду встречаются слова с корневыми омонимами: вода — водитель, красный — красота). Задание построено на необходимости учета семантики морфем и методически важно. ▲ Выберите правильное написание, объясните (Я д(а/о)ю сигнал. Я д(а/о)ю корову и другие подобные примеры). Задание многофункционально. Оно позволяет компактно повторить редукцию и нейтрализацию безударных гласных, безударную позицию как место орфограммы, омонимию (данные корни не являются омонимичными, так как имеют разное написание), орфограмму № 1 и наличие значения у морфем. ▲ Запишите группами слова, которые обозначают: 1) лицо; 2) предмет. Обозначьте суффиксы. Задание направлено на демонстрацию системных отношений между морфемами: среди предложенных для разбора слов есть слова с синонимичными суффиксами (создатель, работник, москвич) и с многознач- ными суффиксами (создатель, предохранитель). Этот вывод целесообразно сделать после выполнения задания. Недостатком задания является то, что производящие основы для приведенных слов относятся к разным частям речи. ▲ Распределите слова на 3 группы: с приставкой, с суффиксом, с приставкой и суффиксом. Задание формирует классификационное умение с опорой на умение морфемного разбора слова. Оно безусловно полезно, но включает такие слова, как переход и безголосый. Школьная программа не вводит понятия нулевого словообразующего суффикса, называя нулевую суффиксацию «бессуффиксным» способом, однако эти слова производны, имеют в своем составе нулевой словообразующий суффикс и при корректном подходе должны быть отнесены к группе слов с приставкой и суффиксом. Разбор этих слов нарушает логику морфемного разбора: при разборе слова переход естественно указать, что оно образовано от глагола переходить, так как переход — это место, где переходят. А отсутствие понятия нулевого суффикса заставляет учащихся говорить о разборе слова переход от слова ход, что нарушает семантические принципы подхода к морфемному членению слова. Представляется, что нецелесообразно предлагать на разбор слова, которые не могут адекватно быть описаны исходя из предложенных ученикам понятий.
▲ Выберите из списка и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Обозначьте корень, запишите чередование. Задание важно тем, что учащиеся должны отождествить разные виды (алломорфы) одной морфемы, имеющие различный буквенный состав. Это традиционно вызывает определенные трудности, особенно когда представлено чередование одного звука с двумя (люб-и-ть — любл-ю). Список слов достаточно велик и включает слова, которые содержат чередования в сопоставлении только с их историческими производными, в современном же языке среди однокоренных слов данные чередования не представлены (например, досужий). Кроме того, в некоторых словах встречаются сразу несколько рядов чередований, о возможности чего не сказано в тексте параграфа (дощечка). На возможное наличие нескольких чередований в слове следует специально обратить внимание учащихся, и это поможет уберечь их от стандартных ошибок в морфемном разборе слов типа ложечка: это и подобные ему слова (кошечка, лодочка) содержат суффикс -к, а не -ечк, а в составе корня представлены ряды чередований к / ч, # / е. Комплекс 2 ▲ Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой — слова с одинаковой приставкой, обозначьте морфемы (даны слова подберезовик, подставка, отводить, подучить, подержать, предводитель, подушка, подводник). Задание классификационного типа, оно предполагает предварительный разбор слова по составу (до введения какого-либо алгоритма — с опорой на знания, полученные в начальной школе). Задание безусловно интересное, но представляющее значительную сложность как для ученика, так и для учителя. Во-первых, неясен состав слова подберезовик (под-берез-ов-ик или под-берез-овик); исходя из принципов комплекса 2 можно предположить максимально дробное членение. Во-вторых, сомнительно выделение корня -вод- в слове предводитель на синхронном уровне. Однако принципы неразличения синхронического и исторического состава слова, представленные в комплексе 2, снимают и эту проблему. В-третьих, значение приставки под- в слове подучить иное, чем во всех остальных словах, что не позволяет говорить об одной и той же приставке, однако если подходить с разбору формально, а не формально-семантически, то и эта проблема разрешима. Чтобы добиться не механического, а осознанного расчленения слова на морфемы, при составлении заданий такого типа целесообразно предлагать выделить приставки или суффиксы в словах с одинаковыми буквенными последовательностями, но разной морфемной структурой, например: подвиг, подсказка, подарок. ▲ Выделите в словах основу и окончание, укажите значение окончаний (даны слова остановка, остановишь, грустный, грустит, повторение, повторил, повторительный). Выделение окончания в слове является первым шагом в морфемном разборе слова и представляет значительную сложность в большом количестве случаев. Это, во-первых, существительные на -ия, -ие, -ни, во-вторых, слова с нулевыми окончаниями, в-третьих, глаголы в форме разных наклонений. В представленном задании есть сложные случаи (повторение, повторил), которые традиционно вызывают у учащихся затруднения и ошибки. Эти зоны требуют особого внимания и отработки на большом количестве однотипных примеров. При этом необходимо предлагать учащимся попарно разбирать слова, внешне похожие, но с разной морфемной структурой, например, форма изъявительного наклонения люб-ите и повелительного наклонения люб-и-те, армиj-я и столов-ая, син-ий и лисий-□. Необходимо добиться того, чтобы учащиеся при выделении окончания в слове устно (на начальном этапе письменно) склоняли или спрягали слово, учитывая j на стыке основы и флексии.
▲ Выпишите в один столбик изменяемые слова, в другой — неизменяемые; обозначьте основу (даны слова роща, сообща, звено, темно, круг, вокруг и др.). Задание содержит чрезвычайно удачно подобранный материал, в котором одинаковая финаль слов имеет разный морфемный статус. Задание такого рода направлено на обращение к частеречной принадлежности слова, учет изменяемости слова при выделении в нем основы и вне-основных элементов. Вызывает недоумение тот факт, что данное задание предложено учащимся до изучения порядка действий при выделении окончания: 1) определить, изменяется ли слово; 2) если да, изменять его, чтобы выделить окончание. ▲ Образуйте от глаголов существительные с суффиксом -тель со значением лица по роду занятий (даны глаголы читать, слушать и др.). ▲ Установите, от каких слов образованы данные существительные и какое общее значение придает им суффикс -ник (даны слова путник, огородник и др.) Два последних задания формируют представление о суффиксе как о носителе словообразовательного значения. При выполнении этих заданий целесообразно обратить внимание учащихся на то, что суффикс присоединяется к слову не любой, а определенной части речи (-тель — к производящим основам глаголов, -ник — к основам существительных). ▲ Произведите разбор слов по образцу: друг, дружить, друзья (г // ж // з) (приведены однокоренные слова, представляющие два-три чередования в корне). ▲ Запишите слова по образцу: ров —рва (о // нуль звука). ▲ Сгруппируйте пары слов с беглыми гласными: 1) в корне; 2) в приставке. ▲ От данных существительных образуйте слова с суффиксом -ек. Образец: песок — песоч-ек (к // ч), дуб-ок — дуб-оч-ек (к // ч). Последние 4 задания формируют умения распознавания чередований и отождествления морфем с разным буквенным (фонемным) составом. Важно то, что, в отличие от комплекса 1, чередования рассматриваются не только в корне, но и в приставках и суффиксах. Для приобретения более полных навыков отождествления морфем с чередованиями целесообразно привлечь к разбору слова, в которых одновременно представлены чередования гласных и согласных (см. комментарий к аналогичному заданию комплекса 1).
▲ Определите, сколько в слове суффиксов. Образец: шут-ник <— шутить (ник), дачн-ик <— дачный, дач-н-ый <— дача (н-ик). Даны слова: ледник, речник, столбик, чайник, дневник, задачник, парусник.
Это задание, в отличие от всех предыдущих, помещено в задания к параграфу о способах словообразования и, как мы видим, предполагает опору на словообразовательный разбор слова. При этом основой для выделения в слове нескольких суффиксов должна служить словообразовательная цепочка. Однако в качестве образца приведен пример, который при семантизированном разборе (например, в «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова) считается образованным от слова дача с помощью -ник, то есть не содержит двух суффиксов. Аналогично со словами речник, чайник, парусник. Слово же дневник содержит суффикс -евн-, который не может быть «узнан» учащимися (а именно этот прием заложен в комплексе 2) из-за своей нестандартности. Комплекс 3 ▲ Разделите слово пролетишь на слоги, а затем на морфемы. Установите, совпадают ли границы слогов и морфем в слове, сделайте вывод. Задание чрезвычайно важно как с точки зрения морфемики, так и с точки зрения фонетики: учащиеся должны понимать, что одно и то же слово можно разделить несколькими способами: на фонетические слоги, на слоги для переноса, на морфемы. При этом границы полученных сегментов могут не совпадать, например, у слова яблоко выделяются фонетические слоги я-бло-ко, слоги для переноса яб-ло-ко и морфемные границы яблок-о. Из задания неясно, какие слоги — фонетические или для переноса — должны выделить учащиеся, тем более что в качестве образца приводится такая пара: ба-ра-бан-но-го — барабан-н-ого. Задание целесообразно уточнить и дополнить. ▲ Разбейте слова на группы по значению приставки: «начать действие», «закончить действие» (во всех словах со значением начала действия представлена приставка за-, в словах со значением конца действия — приставка от-). ▲ Продолжите ряд слов с одинаковыми приставками: «ниже чего-нибудь» — под- Задания демонстрирует антонимические отношения между некорневыми морфемами. ▲ Являются ли однокоренными выделенные слова? Докажите. Приведено стихотворение, в котором выделены слова слон — прислониться, гусь — гусыня — гусята — гусеница. При составлении этого задания использованы шутливые тексты, использующие прием псевдоэтимологии. Задание направлено на учет значения корня при выделении однокоренных слов и удачно демонстрирует игровые возможности языка.
▲ Определите форму выделенного существительного в предложении Прекрасный городстоит на берегу Невы. Как вы догадались, что это слово стоит в форме именительного падежа единственного числа? Ведь форму слова помогает определить окончание! Это задание продуктивного характера предваряет введение понятия нулевого окончания. Предполагаемый ответ: догадались по отсутствию окончания в данной форме. Недостатком этого задания является то, что в начальной школе учащиеся определяют падеж по вопросу, что они, скорее всего, и сделают. ▲ Распределите слова с чередованием о // нуль звука и е // нуль звука по графам таблицы: чередование в приставке, в корне, в суффиксе. Задания, связанные с чередованиями гласных и согласных, стандартны, представляют по одному чередованию в паре. Удачным является задание по самостоятельному подбору слов с полногласными и неполногласными корнями. Обобщив обзор заданий, предложенных тремя учебными комплексами, можно сделать вывод о том, что при значительных различиях в теории и терминологии, представленных в этих комплексах, различия в типах заданий минимальны: задания преимущественно репродуктивны и в большей части структурно совпадают. Языковой материал, предложенный в заданиях, представляет собой в основном изолированные слова или словоформы, выделенные в тексте. Мало полифункциональных заданий. На наш взгляд, уроки морфемики можно значительно разнообразить и оживить использованием неузуального языкового материала: от окказионализмов разных авторов и случаев псевдоэтимологии до искусственно созданных по примеру «глокой куздры» Л. В. Щербы слов. Привлечение неузуального материала помогает разрушить автоматизм восприятия и воспроизведения слова. Так, при изучении чередований можно предложить образовать называния детенышей таких редких животных, как кабарга и пасюк, а также форму 1 лица единственного числа от редких и несуществующих глаголов пылесосить, колобродить, ошортитъ, пофокстротить, озвездить, вписав их в искусственно созданный контекст7, например: Если животное называется пасюк, то его детеныш называется .... В моду опять вошли шорты. Я уже ошортила всех своих знакомых, только себя все никак не ошор... . § 55. Изучение теоретических понятий словообразования Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех учебных комплексах, но в разном объеме. Комплекс 1 предлагает этот материал в отдельном курсе, изучаемом в 6 классе (материал по морфемике — в 5 классе). Комплекс 2 включает материал по словообразованию в раздел «Морфеми-ка», изучаемый в 5 классе. Комплекс 3 — в интегрированный раздел «Лексика. Словообразование», изучаемый также в 5 классе. Рассмотрим представление основных тем в разных комплексах. Производность слова. Производность при изучении современного русского языка понимается синхронически: производными называются не те слова, которые были образованы в прошлом или представляются (кажутся) образованными ранее от других слов данного языка, а слова, формально и семантически связанные с другими однокоренными словами: формально производное слово обычно сложнее производящего, а семантически оно мотивированозначением производящего (критерий мотивированности8). Иначе говоря, в синхронии производящая основа является основой, формально и семантически мотивирующей исследуемую производную основу. Например: столик <— стол, так как столик — это 'маленький стол' (прямая мотивированность — производящее сразу всплывает в толковании); ишачить <— ишак, так как ишачить — 'выполнять тяжелую работу, подобно ишаку' (метафорическая мотивированность — производящее вводится в толкование союзом как, подобно); чернила <— черный, так как чернила — 'жидкость для письма, в том числе черного цвета' (периферийная мотивированность — производящее вводится в толкование конструкцией в том числе). Существенным при определении производящей основы является то, что производящей является ближайшая основа, через которую можно формально и семантически мотивировать исследуемую. Типичная ошибка школьников — указание в качестве производящей основы непроизводной основы, начинающей словообразовательную цепочку. Так, для слова пароходный производящей будет основа пароход, а не основы пар и ходить.
7 Примеры из: Русский язык и советское общество. Ч. 3. Словообразование современного русского языка. М, 1968. 8 Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. Синхроническая производность слова может не совпадать с его диахронической (этимологической) производностью: 1) слова могут подвергнуться опрощению, в случае если утрачена 2) слова могут быть подвергнуты переразложению — перемещению 3) слова могут быть подвергнуты усложнению, в результате которо- 4) производные слова могут подвергнуться декорреляции — процес- Как же рассматривается вопрос о синхронической и исторической производности слов в анализируемых нами учебных комплексах?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.147 (0.013 с.) |