Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:Любовная лирика Н. А. Некрасова.

Поиск

Тема:Любовная лирика Н. А. Некрасова.

Тезаурус

Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает.

Муза — творческое вдохновение, олицетворяемое в образе женщины, богини.

Поэзия — искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной форме.

Цикл — ряд художественных произведений одного жанра, объединённых общей темой, действующими лицами и другими элементами.

Лирическая поэзия не может существовать без темы любви. Некрасов обращается к ней по-новому, проявляя своё оригинальное художественное видение. Его стихотворения, наполненные душевными переживаниями, сомнениями и чувствами, жизненны, в них не происходит идеализации любви.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«…Хорошо ли, искренно, сердечно ли (а не умозрительно только, не головою) убеждены вы, что цель и смысл жизни — любовь (в широком смысле). Без неё нет ключа ни к собственному существованию, ни к существованию других…. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день приближает его к уничтожению — страшного и обидного в этом много! На этом можно и с ума сойти. Но вот вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы — и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука…. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — так представляет Некрасов это вечное чувство, любовь. Его «Поэзия сердца» не имеет признаков романтизма, но наполнена психологическим анализом чувств и взаимоотношений.

Любовная лирика автора делится на несколько циклов, которые созданы в разные периоды жизни. Но особое место занимают стихотворения, посвящённые возлюбленной, талантливой и яркой женщине Авдотье Панаевой, с которой Некрасов прожил целых 16 лет. Они объединены в так называемый «Панаевский цикл».

В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно…» ощущается необычайная лёгкость: лирический герой любуется красотой, жизнерадостностью и молодостью героини, он глубоко признателен ей за понимание и поддержку. Любовь наполняет его гармонией и дарит надежду на прекрасное будущее.

Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделённые современными взглядами, причастные к творческому процессу.

Афанасий Фет пишет о Панаевой: «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Её любезность была не без оттенка кокетства. Её темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами; в ушах у неё были крупные бриллианты, а бархатистый голосок звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество её утомляет, и что у неё в гостях одни мужчины».

Эта любовь осветила жизнь поэта, по-настоящему вдохновила, хотя Авдотья Яковлевна долго не могла ответить на его чувства, так как была замужем.

Вместе с тем они всегда были вместе, даже в творчестве: в соавторстве с Панаевой написано несколько романов (Панаева писала под мужским псевдонимом).

Но этот союз не был идеальным. И хотя их многое объединяло — общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязанность друг к другу, совместная жизнь была трудной.

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитано -

суровым,

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни

откровенным словом

Ты сердце не порадовала в нём.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила

ссора —

Но так тяжёл, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час

разлуки...

В период ссор и разлук появлялись новые кратковременные влюблённости, но чувства к Панаевой не уходили. Так, Некрасов на время увлёкся французской актрисой Селиной Лефрен, роман с которой скоротечно закончился, так как девушка уехала из России.

В стихотворениях, посвящённых Панаевой, Некрасов изобразил историю их противоречивой любви. Она заканчивается стихотворением «Прости».

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, –

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, –

Благослови и не забудь!

Некрасов ставит лирического героя в ситуацию выбора, наблюдая за ним, за его внутренними переживаниями и смятением. Поэт описывает страдания от неразрешённости любовных ситуаций, от постоянных упрёков и разлук, которыми была наполнена его жизнь.

Весной 1870 года Некрасов в возрасте 48 лет встречает молодую привлекательную девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Она пленяет его безмятежной лаской и открытой душой. Поэт называет её Зиной, так как ему не нравится имя Фёкла.

Они женятся. Первые годы их совместной жизни полны беззаботности и веселья, они много гуляют и посещают театры. Но здоровье Некрасова ухудшается. Зинаида Николаевна постоянно находится рядом, поддерживает поэта. После первого интенсивного приступа 18 мая 1876 года он сочиняет стихотворение, которое открывает цикл, посвящённый уже этой женщине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру — моя померкнет слава,

Не дивись и не тужи о ней!

Знай, дитя; ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песня мне мешала быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет...

Писатель страдает от болезни и мучается, глядя на жену, которая проводит бессонные ночи рядом с мужем: «Сколько же дней длятся её страдания? Впрочем, можно точно сосчитать. Восемнадцатого мая был первый сильный приступ, а сегодня 4 декабря. Выходит, двести дней, ровно двести...»

Любовная лирика Некрасова формирует новый стиль в русской поэзии. В стихотворениях поэта возлюбленная является не только объектом обожания и благоговения, но и другом и единомышленником. Героиня всегда дополняет героя в беседах или воспоминаниях.

В некрасовской лирике любовь многогранна, она наполнена различными оттенками эмоций и противоречиями, она живая и реалистичная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.198 (0.012 с.)