Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровьесберегающие технологии.

Поиск

1.2 Актуальность опыта

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающееразвитие и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей и  если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоциональноеблагополучие, создание условий безопасной развивающей предметно-пространственный среды, комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Поэтому внедрение и  реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми  становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств развития.

Внедрение здоровьесберегающих технологий улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, повышает познавательную активность. Такимобразом актуальность настоящего опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современной дошкольной образовательной организации.

   Из вышесказанного можно сделать вывод, чтоактуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья  детей раннего возраста. Одним из путей решения этой проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

1.3 Условия становления опыта

  Опыт работы над темой «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья  детей  раннего возраста» сложился постепенно. Опыт формировался мной на протяжении ряда лет. Вся проводимая работа была нацелена на то, чтобы найти разнообразные формы работы с детьми раннего возраста для обеспечения  ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые навыки, умения и знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, укрепить здоровье детей, привить любовь к физической культуре и спорту.

 

1.4 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий для сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей через:

v внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;

v использование различных методов и  приемов для мотивации к здоровому образу  жизни;

v использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;

v создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей.

 

1.5 Трудоёмкость опыта

Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность. Поэтому, я пришла к выводу, чтомногие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Для решения данной работы мною были разработаны и составлены:

v картотеки элементов здоровьесберегающих технологий: пальцеигротренинга, офтальмоттренинга (гимнастика для глаз), дыхательной гимнастики, физульт-минуток, игровых упражнений, подвижных игр и др.;

v разработаны конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий; 

v диагностики, направленные на исследование уровня физического  здоровья детей;

v  анкеты для родителей;

v Проекты  для родителей и педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии»; »Формирование культурно – гигиенических навыков – первая ступенька к здоровому образу жизни».

Мною оформлены:

Á буклеты для родителей «Поможем ребенку быть здоровым»;

Á информационная газета «Здоровье ребенка»;

Á папка-передвижка: «Ключи к здоровью Вашего малыша»;

Á  консультативный материал;

Á цикл игр по песочной терапии, способствующий укреплению

психофизического здоровья: «Играем с пеком»;

Á циклрелаксационных игр и упражнений: «Учимся расслабляться»;

Á информационный стенд для педагогического коллектива «Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ»;

Á информационные карточки;

Á для родителей разработаны консультации, памятки, буклеты;

Á  изготовлено нестандартное физкультурное оборудование: офтальмологические таблицы, пособия для развития дыхания, пальчиковые игрушки для использования в процессе проведения пальцеигротренингов и так далее,что потребовало минимальных финансовых затрат;

Á разработан Перспективный план по использованиюздоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми раннего возраста.

 

  1.6. Адресность опыта

Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, которые используя работе с детьми раннего возраста данный опыт, смогут повысить качество работы с детьми, сформировать физические качества, присущие для данного возраста, смогут снизить процент заболеваемости детей.  Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги - психологи, родители.

Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении НОД, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой основной общеобразовательной программе.

Работа по укреплению здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий может быть организована с самого раннего возраста, а именно от 1.6 до 3 лет.

Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий

2. Теоретическая база опыта

    Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература,

освещающая вопросы здоровьесберегаюших технологий, используемых в работе с детьми раннего возраста,  а также вопросы физического воспитания, задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными  и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

 

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

В основуданного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в работах В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога» и других педагогов, Гаврючиной Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и их родителей.

В настоящее время в работе с детьми я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технология сохранения и стимулирования здоровья

- технология здорового образа жизни

- коррекционные технологии.

Реализация этих технологий осуществляется мной в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- непосредственно образовательная деятельность физкультурной направленности;

-самостоятельная деятельность детей

- подвижные  игры

- элементы дыхательной гимнастики

-утренняя гимнастика

-двигательно-оздоровительные физкультминутки

-гимнастика для глаз

-релаксация

-пальцеигротренинг

-гимнастика пробуждения

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.69 (0.011 с.)