Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативное влияние урбанизации на общество и граждан. Положительные последствия расселения из городов

Возьму на себя смелость начать выступление несколько необычно. Я прочитаю вам стихотворение нашего земляка, ставропольца Яковлева Владимира Яковлевича. Стихотворение называется «ЧУМА».

Ему предпослан эпиграф «О город греха!» Ф. Петрарка

Надежным камнем с четырех сторон
От злого духа, недруга и вора,
От виноградников стеною защищен
Глухой и чопорный средневековый город.

Здесь молятся, воруют, пьют вино,
Здесь жгут колдуний и боятся сглаза.
Утрами шумными соседу под окно
Опорожняются ночные вазы.

Здесь каждый дом к соседнему прижат.
Здесь каждому свое добро дороже.
Здесь на горбатых улицах лежат
Живые свиньи между дохлых кошек.

Прохожий писарь несказанно рад:
Он от помоев увернулся ловко
(Излишествами посчитал аббат
Канализационные ливнёвки.)

У нищего на паперти лицо
Изъедено, белки подъяты к выси.
В подвалах у запасливых купцов
Мешки с мукою прогрызают крысы.

С мансарды – радугой – каминная зола.
Вшей дружно ищут куры на насесте.
Без ветра вольного, без света и тепла
Лысеют рано бледные невесты.

А над благоуханьем папских роз
Парит, как голубь божий «аллилуйя!..».
И в распаленный полдень водонос
Речной водой у входа в храм торгует.

Каскады кровель. Теснота дворов.
Иное дело участь дворянина:
Он недоступен даже для клопов
Под шелковым покровом балдахина.

Ему роптаний быдла не понять.
Его мольбы убогого не тронут.
Копыта его белого коня
На не мощенных улицах не тонут

Заботы черни - не его ума.
Он многих выше по своей природе!
Вот так пришла бубонная чума
Сравнять паршивцев, словно гнев Господень.

Где чистая, как память о былом,
Поблескивает Рона, словно рана,
И опустевший Нотр-Дам-де-Дом
Мерцает молча золотом органа.

Гниющим заживо понадобилось жить.
Они друг к другу тянутся со стоном.
Но некому их стало хоронить
На улицах святого Авиньона.

Образ града греха, обрекающего своих жителей на гибель, напомнил что-то очень знакомое - засыпанные пеплом руины Помпеи, заросшие в джунглях древние города Индии, их близнецы в Южной Америке и Камбодже, уничтоженная извержением вулкана Санторин Минойская цивилизация на Крите, легендарная Атлантида, Чернобыль, наконец. Все отягощенные грехом городские цивилизации прошлого погибли. То же ждет и нашу цивилизацию мегаполисов, если мы не определим, в чем заключается ее «Грех» и не найдем путей его преодоления.

Собственно, тот факт, что городская среда оказывает угнетающее воздействие на человека, давно не секрет. Факторы такого воздействия достаточно широко известны. Поэтому особо на них останавливаться не будем. Просто озвучим то, что видится невооружённым взглядом. Городская цивилизация:

- порождает преступность, терроризм, войны
- травит население алкоголем, табаком, наркотиками;
- непрерывно воспроизводит нищету, коррупцию, ростовщичество;
- охмуряет людей искусственно созданными идеологиями;
- лишает их исторической памяти;
- формирует в итоге неправильное, искажённое мировоззрение.

Попробуем выявить главную, системообразующую причину негативного влияния города на физическое и нравственное здоровье человека. Для этого нам потребуется найти объективный критерий оценки такого влияния. Ведь не секрет, что одно и тоже явление в разных культурах может быть как негативным, так и позитивным. Так, в славянской дохристианской культуре здоровье физическое напрямую связывалось со здоровьем духовным - «в здоровом теле здоровый дух». В христианской же культуре праведники должны угнетать «греховную плоть свою, дабы возвыситься духовно». То же ростовщичество в христианстве освящено как закон от Бога, тогда как в Коране - это смертный грех. Что же взять за точку отсчёта при такой разноголосице, что или кто сможет взять на себя судейское бремя?

Я предлагаю присутствующим взглянуть на влияние городской среды на физическое и нравственное здоровье горожан с неожиданной, а если быть точнее, изрядно подзабытой точки зрения, с которой обычно никогда не рассматриваются у нас социальные проекты. Речь идёт о том, соответствует ли проживание в мегаполисах тому, что принято называть Божьим промыслом. Иными словами, божеское это дело или наваждение от сатаны; третьего, как мы понимаем, не дано.

Попробуем ответить на этот вопрос. Оговоримся сразу, что мы не разделяем взгляд на человека как на венец природы, живущий и развивающийся по особым, только ему присущим, высоко духовным законам. Наша точка зрения заключается в том, что человечество создано по универсальным законам Мироздания и действует, подчиняясь им. Об этом знали ещё наши предки, говоря: «Что наверху – то и внизу». Мы об этом уже не помним. А зря.
С нашей точки зрения человечество представляет из себя одну из множества иерархически упорядоченных систем во Вселенной, систему, созданную с определённой целью и введённую в окружающую среду. Любая система вводится в окружающую среду для того, чтобы, во-первых, выжить, а во-вторых, решить те задачи, ради которых она собственно и создавалось. Причём понятно, что КПД у системы должен быть достаточно высокий, иначе она будет не работоспособна и, естественно, заменена системой более эффективной.

Что такое КПД человечества? Это соотношение жизненных ресурсов, которые тратятся на решение первой, стоящей перед человечеством задачи, или на выживание, к жизненным ресурсам, которые идут на решение поставленных перед человечеством задач. Что нужно, чтобы тратить на выживание наименьшее количество ресурсов, беря от природы тот минимум, который позволяет не губить её? Для этого необходима ориентация на демографически обусловленные потребности – потребности в еде, одежде, жилье, системе образования, здравоохранения, транспорте, связи. Эти потребности по полу и возрасту легко рассчитываются и удовлетворяются в плановом порядке. Именно так жили наши предки. И были здоровы физически и нравственно.

Ну, а на что ориентируется человечество в своей жизни сегодня? К сожалению, на деградационно-паразитические потребности, которые в принципе невозможно ни рассчитать, ни удовлетворить. Это так потому, что в основе этих потребностей лежит нарушение чувства меры. Вспомним «потребности» старухи из Пушкинской сказки о рыбаке и рыбке… Эти, так называемые «потребности», угнетают генетику человека, пресекают его связь с Богом, ведут к деградации и гибели общества.
Материальным воплощением этих способов выживания являются сельская (деревенская) и городская (торговая) цивилизации. Сельская цивилизация строилась на принципах, не противоречащих природным законам, которые, как было уже отмечено, действуют и в человеческом обществе – это довольствование необходимым минимумом для поддержания здоровой жизни, слияние с Природой, её охранение и сбережение, жизнь по совести, справедливости, сообща.

Появление и развитие городов, как центров торговли, с её уродливыми атрибутами в виде финансовых спекуляций и ростовщичества привело к уклонению человечества от выполнения своего предназначения. Городская цивилизация до поры испытывает терпение Всевышнего в рамках Божьего попущения, ориентируясь на неограниченное ничем потребление, как на основную цель жизни. И когда пора наступает — происходит крах.
Мы видим, что с позиции выполнения первой системной задачи городская цивилизация проигрывает сельской. Мы так же видим, что этот проигрыш связан с неверным целеполаганием.

Посмотрим теперь, как городская цивилизация может быть оценена с позиции второй и главной задачи системы, той, ради выполнения которой был создан человек на шестой день творения. Напомню, что речь идёт о том, что принято называть смыслом жизни. Конечно, было бы слишком смело с моей стороны вот так, походя, давать определение тому, ради чего живёт и действует человек. Однако и делать из этого тайну за семью печатями негоже — в конце концов, созданы мы по образу и подобию Божьему, и, о чём обычно умалчивают, наделены частью божественной сути, искрой божьей. Попробуем эту искру раздуть.

Человечество не просто система, изначально наделённая определёнными свойствами. Человечество — это суперсистема, кроме определённых свойств наделённая ещё потенциалом развития и способностью этот потенциал осваивать. Поэтому представляется, что освоение генетического потенциала развития человека лежит в русле Божьего промысла, шагом в верном направлении, ведущем к выполнению возложенных на человечество задач. Развитие и совершенствование своего физического тела, умелое, самовластное владение миром своих чувств и эмоций, умение использовать весь потенциал, заложенный в наш мозг, планирование и выстраивание своих действий и поступков в ладу со своим внутренним миром и миром окружающих нас людей, умение правильно делать выбор в мировоззренчески значимых вопросах, способность воспринимать интуитивные прозрения как подсказки свыше и осмыслять полученную информацию. Думается, что, развиваясь в этом направлении, человечество вряд ли совершит ошибку.

Понятно, что освоение генетического потенциала развития - лишь средство, средство для чего-то, что сделать должен каждый человек и всё человечество. И, судя по всему, Создатель ждёт от нас сотворчества. Ведь мы его дети, которые должны повзрослеть и достойно продолжить дело своего отца. Мы должны научиться творить. А это значит - уметь учиться самостоятельно, добывая знания, и иметь волю использовать эти знания на практике. Об этой задаче знали наши предки, зашифровав это задание в одном из славянских триглавов. Звучит он так: Дид, Дуб и Сноп. Дид — это Сварог, олицетворяющий собой закон и порядок, т. е. власть, или управление. Дуб — это Перун, олицетворяющий собой силу и волю, Сноп — это Велес, олицетворяющий собой мудрость, веду, или знания. Знания плюс воля их использовать и дают нам власть, или управление. Управление процессами, протекающими во Вселенной.
Думается, что и с позиции выполнения второй задачи, возложенной на человечество, городская цивилизация далека от совершенства, если не сказать более. Действительно, в городской цивилизации и с освоением генетического потенциала проблемы и творцов дефицит. Недаром появилось, прижилось и стало обще употребительным выражение «офисный планктон». Давайте задумаемся, представители какой городской профессии нужны для выживания, имеют благоприятные условия для освоения своего генетического потенциала и являются по факту созидателями чего-то полезного? Если честно, то совершенно ничего не приходит в голову. Это потому так, что власть имущие, представляющие городскую цивилизацию, вместо создания благоприятных условий для здоровой, достойной жизни всех, для освоения человеком его генетически обусловленных возможностей, озабочивались совершенно другой задачей — чем занять население, чтобы и доходы были, и народ не роптал. В Древнем Риме народ удовольствовался до поры хлебом и зрелищами. В средневековой Европе излишняя пассионарность сливалась в крестовых походах. В Китае народ плавил чугун, отстреливал воробьёв и восстанавливал Великую Китайскую стену. Мы в недалёком прошлом осваивали целину и строили БАМ. А в современной нам России мы торгуем воздухом или переводим бумагу в рядах многомиллионной чиновничьей братии.

Можно, конечно, было бы ещё поговорить о негативном влиянии урбанизации на человечество. Тема эта очень обширная, поскольку это влияние имеет место во всех сферах человеческого бытия. Однако нагнетать страхи и ужасы, программируя катастрофическое будущее, и без нас охотников хватает.
Мы же собрались здесь, чтобы дать альтернативу всем страшным пророчествам, запрограммировать светлое, счастливое, достойное потомков Богов будущее.

Прежде, чем посмотреть на те преимущества, которые даёт расселение жителей городов в родовые поселения, вкратце расскажем, что они (родовые поселения) из себя представляют. Родовые поселения включают в себя родовые поместья или усадьбы, где на одном или более гектаре земли живёт одна семья в преемственности поколений. На этом гектаре создаётся благоприятное для здоровой жизни пространство, включающее в себя дом, сад, огород, поле, лес, пруд, пасеку, хозяйственные постройки, живую изгородь. В поселении создаётся инфраструктура, имеются места общего пользования, такие, как клуб, школа, здравница (заметьте – не больница), стадион, место для проведения праздников и игр. В таких поселениях возможно создание ремесленных центров, высокотехнологичных и экологически чистых производств.

Проживание в таких поселениях, когда люди живут достаточно просторно, на природе, творя своё пространство любви, в коллективе таких же творцов поселенцев, даёт потенциальную возможность ликвидации таких городских пороков как:

преступность, терроризм, войны;
алкоголь, табак, наркотики;
нищета, коррупция.
ростовщичество;
порочная культура;
историческое беспамятство;
искажённое мировоззрение.

Большую пользу в этом деле может принести обращение к опыту наших предков. Известно, что жившие земледельческими общинами славяне не знали всех этих пороков. Нравственное и физическое здоровье, отсутствие конфликта поколений и трудностей подросткового возраста, человечное (а не казарменное) воспитание и образование, зачатие, вынашивание и рождение здоровых детей, соответствие социальных ролей особенностям психики мужчины и женщины и ещё многое здоровое и необходимое заложено в сам образ жизни на земле. Диалог человека с Богом пронизывал всю жизнь наших предков. Все многочисленные проявления Единого Бога получали у славян собственные имена и наделялись конкретными функциями, что делало их близкими, понятными, почти родными. Недаром славяне говорили «Наши Боги - это наши предки». Жители сельской цивилизации строго соблюдали законы природы, которые позволяли человеку быть здоровым физически и духовно. В нашей славянской Традиции эти законы называются законами Прави.
Если кто-то думает, что я говорю о далёком прошлом, то он ошибается. Вот что писал о деревне середины прошлого века Иосиф Бродский.

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он - в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

Думаю, что всё большее количество здравомыслящих людей приходят к пониманию — человечество в своём развитии вплотную подошло к точке невозврата. Наступило время принятия решения, каким путём идти дальше?. Чем должно заниматься человечество, чтобы оправдать надежды Создателя?.

Собственно, поиску ответа на этот вопрос и будет посвящена наша конференция.

Ващенко С.С.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.215 (0.009 с.)