Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ма ам па ап та ат ша аш мо ом по оп то от шо ош му ум пу уп ту ут уш шу

Поиск

Н          П

нитка   парта

Нина       небо          нос           плот

луна        цапля       норка       гнездо

пыль       зонт         почта       спички

поезд      венок       парк         малина

Задание. Прочитайте и спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы н или п.

ба-я         ще-ок    ще-ка   уче-ик

ла-а         те-ло        ла-ша   тря-ка

ли-а        кам-и       ши-а    пес-и

Задание: Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова. Подчеркните в словах буквы н и п цветными карандашами.

Птенчик упал из ... . Поезд подошёл к новой .... Надя купила на почте .... У Тани на голове красный .... Паша свила на голову .... У Ани на голове красивый .... Парты вытерли мокрой .... Реку Волгу соединили с .... Ваня и Дима пели весёлые ....

Слова для справок: станции, гнезда, конверт, бант, платок, тряпкой, Доном, песни, венок.

I

ПТЕНЧИК

На липе было гнездо синички. В гнезде сидели птенчики. Птенчики пищали и просили есть. Синичка всё время подлетала к гнезду. Она приносила в клюве червяка или букашку. Один птенчик высунулся из гнезда и упал на траву. Паша увидел это из окна. Он поднял птенчика и положил обратно в гнездо.

МАЛИНА

В августе поспела малина. Недалеко от нашей деревни был большой малинник. За малинником начинался лес. Надя и Поля пошли за малиной. Они набрали полные корзинки и хотели идти домой.

Вдруг Надя услышала, что в кустах малины кто-то сопит. Девочки заглянули в кусты и увидели медведя. Он спокойно ел малину. Девочки испугались. Они бросили корзинки и побежали домой.

НАГРАДА

Лёня Новиков шёл по тропинке около железной дороги. Вдруг он увидел поломанный рельс. За поворотом уже был слышен шум поезда. Лёня сорвал с себя рубашку и побежал навстречу поезду. Лёня махал рубашкой. Машинист издали увидел сигнал и стал тормозить поезд. Недалеко от поломанного рельса поезд остановился.

Начальник поезда и пассажиры благодарили ЛёнюНовикова. Лёня получил от Правления железной дороги награду - радиоприёмник.

ПЕТЯ И ВОЛКИ

Кончились занятия в школе. Пете надо было идти домой через небольшой лесок. Петя шёл по знакомой дороге. Уже показалась деревня. Вдруг Петя увидел на опушке леса двух волков. Петя быстро влез на сосну. Волки не могли достать Петю. Они сели около сосны. До вечера просидел Петя на сосне. Вечером ехал мимо охотник Никита и отогнал волков.

Буквы се

Задание. Вырежьте из бумаги письменные буквы с и е. Укажите разницу в их написании.

Задание. Спишите слова и обведите букву с одним цветным карандашом, а букву е — другим.

сом           ели          лес           сокол

сок           ежи         Сеня         басни

Сима        Лена       весло        клетка

поле         сумка     песок       дерево

Задание. Прочитайте этот текст и выпишите из него слова сначала с буквой с, а потом с буквой е.

Дети нашли в саду ежа. Вася посадил чижа в клетку. Лена и Сима играли в салки. Лиса спряталась в норку. На горе паслось стадо овец.

Задание. Придумайте сами слова с буквами с и е и запишите их в отдельные столбики.

Задание. Спишите слова и подчеркните букву с одним цветным карандашом, а букву е — другим.

сад             снег

сани           Елена

река           сосна

лето           Москва

масло        вечер

весна         ведро

осень         ребята

солнце       сапоги

Задание. Найдите в книге слова с буквами с и е. Выпишите эти слова и подчеркните буквы с и е.

Задание. Подпишите эти картинки.


Задание. Напишите эти слова под диктовку. Слова с буквой с пишите в один столбик, а слова с буквой е — в другой, по данному образцу.

с        е

суп       ель

Егор   змея        Елена собака

гуси   сосна      белка стакан

сады   лает        стол  паруса

Сима  моет       маска сухари

Задание. Прочитайте и спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы с или е.

ко.а    В.ра        до.ка  п.ние

п.ро    П.тя        з.рно  ве.на

гу.и    цв.ты       со.ед  о.лик

Задание. Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова. Подчеркните в словах буквы с или е цветными карандашами.

Маленькую Симу укусила .... В лесу растут высокие .... На снегу видны следы .... После зимы наступает .... Сеня посадил белку в .... Вера погнала гусей в .... Серёжа нарисовал на доске .... Ребята заучили интересные .... Наш лагерь был в сосновом .. .

Слова для справок: сосны, оса, лисы, клетку, весна, поле, слона, лесу, песни.

Задание. Напишите эти рассказы под диктовку.

СОБАКА И ЁЖИК

Сеня пошёл в лес за орехами. С ним побежала его собака Трезор. Сеня нашёл много орехов и собирал их в сумку. Вдруг Сеня услышал, что его Трезор жалобно воет. Сеня подошёл к Трезору и увидел, что Трезор лижет лапу. Около Трезора лежал какой-то комочек с иголками. Это был ёжик. Сеня понял, что Трезор уколол лапу об иголки ёжика.

ЗАПАСЫ БЕЛКИ

В лесу росла высокая ель. В дупле ели было гнездо белки. Всю осень белка готовила запасы на зиму. Белка собирала грибы и ягоды. Она нанизывала их на иголки ели и сушила. Потом убирала всё в гнездо.

Много орехов собрала белка в дупло. Из шишек белка ела ядра, а скорлупки бросала на землю. Всю зиму белка была сыта.

СОРОКА

Сорока любит блестящие вещи. Все, что блестит, сорока тащит в своё гнездо. Увидит сорока кусочек стекла — унесёт к себе. Увидит серебряную монету — тоже возьмёт. Раз мама варила в саду варенье. Она положила

стол серебряную ложку. Как только мама отвернулась, сорока подлетела и схватила серебряную ложку. Маленький Сеня увидел это и закричал.

Сорока испугалась и выронила ложку.

ЕМЕЛЯ-ОХОТНИК

У Емели был маленький внучек Гришутка. Гришутка был болен. Он стал просить деда принести ему из леса маленького оле­нёнка.

Долго ходил Емеля по лесу и искал оленёнка. Наконец он увидел недалеко от себя большого оленя и рядом маленького оленёнка. Емеля прицелился в оленя и хотел выстрелить. Но не выстрелил. Он пожалел маленького оленёнка. Емеля опустил ружьё и пошёл домой.

Дома дед рассказал Гришутке о том, как он пожалел маленького оленёнка. Гришутка не стал больше просить у деда маленького оленёнка.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ,
СОЮЗА
И, РОДА И ЧИСЛА

Предложения с союзом и*


Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении. Помните, что союз и — отдельное слово.

Маша и Вася гуляют. Папа и мама дома. Юра и Саша читают. Кошка и собака подрались. Девочки и мальчики учатся. Бабушка и дедушка уехали. Грачи и скворцы прилетели. Берёза и тополь зазеленели.

Задание. Укажите, на каком месте стоит каждое слово в предложении.'

Чашка и стакан — посуда. Надя и Таня кушают. Папа и мама работают. Купи тетрадь и карандаш. Стол и стул — мебель. Лёша и Сеня играют. Ромашки и васильки завяли. Голубь и ласточка - - птицы.

Задание. Спишите эти предложения и подчеркните союз и.

Арбуз красный и спелый. Роза и ландыш душисты. Посадили цветы и кусты. Брат и сестра дружны. Позови Витю и Надю. Яблоки и груши поспели. Дедушка и внук гуляют. Привезли столы и стулья.

Этот раздел прорабатывается преимущественно с детьми, страдающими аграмматизмом как в речи, так и в письме.

Предлог на

Задания. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом на.

Книга лежит на столе. Нина сидит на стуле. Картина висит на стене. Куры гуляют на дворе.

Стол стоит на полу. Цветок стоит на окне. Учитель пишет на доске. Мячик лежит на диване.

Задание. Прочитайте и докончите эти предложения.

Белка сидит (где?)Лампа стоит (где?) .... Коля сидит (где?) .... Мальчик влез (куда?) ... Бабочка села (куда?) ... . Цветы посадили (куда?)

Слова для справок: на лошади, на клумбу, на столе, на сосне, на дерево, на цветок.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Коля сидит ...        на завод
Пальто висит ...    на плите
Рабочие идут ...    на ветке
Чайник стоит ...    на санках
Птичка сидит ...    на парте
Дети катаются ... на вешалке
Жёлуди растут ... на мельнице
Муку мелют ...    на дубе

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения,  вставляя вместо точек пропущенные слова.

Корова пасётся .... Бельё висит... Девочка сидит .... Волк напал .... Дедушка лежит .... Жучку посадили .... Морковь растёт .... Яблоко висит ....

Слова для справок: на скамейке, на ветке, на диване, на лугу, на верёвке, на цепь, на грядке, на стадо.

Задание. Придумайте сами предложения с предлогом на.

Предлог   у

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом у.

Шкаф стоит у стены. У кота острые когти. У Васи новые коньки. Ученик стоит у доски. У стула отломилась ножка. У Вовы хорошие отметки. У девочки красный бант. Доктор был у больного.

Задание. Прочитайте и докончите эти предложения.

Пушистый хвост (у кого?) .... Хорошая книга (у кого?) .... Тёплая шкурка (у кого?) .... Большие рога (у кого?) .... Новая кукла (у кого?) .... Крепкие зубы (у кого?) .... Катя гостила (у кого?) ....

Слова для справок: у волка, у белки, у лисы, у бабушки, у мальчика, у коровы, у девочки.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Мы были в гостях...     у елки

Володя был ...               у дяди

Шишки лежали ...        у учителя

Зуб болел ...                  у кошки

Таня стояла ...              у Гали

Маленькие котята …   у школы

 

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова.

Галя была .... Лошадь стояла .... Лыжи взяли …. Дети играли .... Картофель купили .... Коньки взяли... .

Слова для справок: у Вовы, у ворот, у подруги, у реки, у фермера, у товарища.

Задание. Придумайте сами предложения с предлогом у.

Предлог   в

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом в.

Рыба плавает в реке. Дети идут в школу. Мама пошла в магазин. Ученики сидят в классе. Хлеб лежит в шкафу. Дети бегают в саду. Платок лежит в кармане. Комбайны работают в поле.

Задание. Прочитайте и докончите эти предложения.

Грибы растут (где?) .... Сима едет (где?) .... Книги лежат (где?) .... Карандаш лежит (где?) .... Белка спряталась (куда?) .... Цветы поставили (куда?) .... Молоко налили (куда?) .... Овощи положили (куда?) ... .

Слова для справок: в пенале, в чашку, в лесу, в ящик, в вазу, в трамвае, в сумке, в дупло.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Дети идут ...              в реке

Вова купается ...       в кино

Дима поехал ...          в сарае

Дрова лежат ...          в класс

Птичка сидит ...        в лагерь

Учитель вошёл ...      в ящик

Письмо опустили ...  в клетке

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова.

Хлеб продают .... Таня пошла .... Цветы растут .... Чай налили .... Ваня учится .... Медведь спит .... Шуба висит .... Миша смотрит ....

Слова для справок: в школе, в парк, в берлоге, в шкафу, в булочной, в саду, в окно, в стакан.

Предлог  к

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом к.

Сима подошла к окну. Ученик вышел к доске. Лодка пристала к берегу. Лестницу поставили к стене. Машина подъехала к дому. Охотник подошёл к лесу.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Собака подбежала (к кому?) .... Коршун спускается (к кому?) .... Кошка подкралась (к кому?) ... . Пуговицу пришили (к чему?) .... Дети подошли (к чему?) .... Витя подошёл (к чему?) ....

Слова для справок: к птичке, к пальто, к мальчику, к качелям, к цыплятам, к трамваю.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова из второго столбика.

Рыбаки подошли ...      к пруду
Зоя пошла ...                 к двери

Гусей погнали ...      к подруге

Дети пошли ...         к магазину

Замок приделали ...      к лодке

Грузовик подъехал ... к реке

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек нужные слова.

Витя поехал .... Лошадь привязали .... Дети бежали .... Пароход подошёл .... Самолёт полетел .... Дети готовились ....

Слова для справок: к забору, к полюсу, к пристани, к дому, к бабушке, к празднику.

Задание. Придумайте предложения с предлогом к.

Предлог    по

Задание. Прочитайте, спишите эти предложения и подчеркните слова, написанные с предлогом по.

Трактор едет по полю. Жук ползёт по земле. Туман стелется по траве. Муха ползёт по стеклу. Ребята шагают по дороге. Ручейки потекли по улицам.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Мальчик идёт (где?) .... Белка прыгает (где?) .... Дети бегали (где?) ....  Машина едет (где?) ... . Мальчик лезет (где?) .... Трамвай едет (где?) ....

Слова для справок: по мосту, по рельсам, по траве, по бревну,  по веткам, по лестнице.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова из второго столбика.

Пароход плывёт ...          по болоту

Мяч катится ...                 по небу

Мальчики разбрелись.    по полу

Тучи ползут ...                 по улице

Дети идут ...                     по реке

Цапля шагает ...              по лесу

 

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова.

Лодка плывёт .... Кот пробирается .... Козы скачут .... Чернила размазаны .... Газ идёт .... Лошадь бежит ....

Слова для справок: по столу, по полю, по волнам, по крыше, по трубам, по горам.

Задание. Придумайте сами предложения с предлогом по.

Предлог   под

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом под.

Мышка живёт под полом. Малыш залез под стол. Куры сидят под крыльцом. Тень была под деревом. Подвал сделали под домом. Метро проложено под землёй.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Гриб нашли (где?) .... Вова стоит (где?) .... Мяч укатился (куда?) .... Пастух сидит (где?) .... Таня спряталась (куда?) .... Ручка упала (куда?) ....

Слова для справок: под деревом, под ёлкой, под стол, под душем, под диван, под парту.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Ласточки живут ...      под мостом

Жёлуди лежат ...         под пол

Лодка плывёт ...          под землей

Мышка убежала ...     под кустом

Заяц сидит ...               под крышей

Метро проходит ...     под дубом

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек нужные слова.

Уголь добывают .... Ложка упала .... Шофёр залез .... Галоши стоят .... Шишки лежат .... Дружок спрятался ....

Слова для справок: под ёлкой, под машину, под землёй, под крыльцо, под стол, под вешалкой.

Задание. Придумайте предложения с предлогом под.

Предлог   от

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом от.

Наш дом далеко от школы. Дети бежали от грозы. Письмо получили от брата. Ваня отрезал кусок от булки. Народ шёл от станции. Мальчик отплыл от берега.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Ветка отломилась (от чего?) ....       Машина отъехала (от чего?) .... Мальчик отошёл (от чего?) .... Олень убежал (от кого?) .... Заяц бежит (от кого?) .... Птичка спряталась (от кого?) ....

Слова для справок: от охотника, от коршуна, от дерева, от дома, от лисы, от шкафа.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Кирпич отвалился ...       от деревни

Лист оторвался ...            от станции

Лес далеко ...                   от ветки

Поезд отошёл ...              от мамы

Витя пришёл ...               от стены

Шалун убежал ...             от товарища

 

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек нужные слова.

Дети ждут письмо .... Миша отстал .... Пастух спас овцу .... Нина получила подарок .... Мальчик получил книгу .... Наш лагерь недалеко ....

Слова для справок: от леса,  от учителя, от мамы, от отца, от волка, от товарищей.

Задание. Придумайте предложения с предлогом от.

Предлог    из

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом из.

Дети ушли из школы. Дым идёт из трубы. Козу выгнали из сада. Утки вышли из птичника. Цыплята вылупились из яиц. Гвозди делают из проволоки.

Задание. Прочитайте и закончите предложения.

Птенчик упал (откуда?) .... Галя достала чашки (откуда?) .... Квас налили (откуда?) .... Бабушка пьёт чай (из чего?) .... Венок сплели (из чего?) .... Уху сварили (из чего?) ....

Слова для справок: из чашки, из бочонка, из гнезда, из рыбы, из цветов, из буфета.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Птичка улетела ...        из ягод

Маша смотрит ...          из леса

Варенье сварили ...      из клетки

Олень выбежал ...        из молока

Масло делают ...          из печки

Хлеб вынули ...             из окна

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек нужные слова.

Мебель делают .... Искры летят .... Народ вышел .... Варежки вяжут .... Хлеб пекут .... Миша пришёл ....

Слова для справок: из муки, из трубы, из метро, из дерева, из кино, из шерсти.

Задание. Придумайте сами предложения с предлогом из.

Предлог    с  (со)

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом с (со).

Мама сняла цветы со стола. Снег убрали с крыши. Машина свернула с дороги. Таня играла с сестрой. Кошка прыгнула с окна. Ваня взял ручку с парты.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Белка прыгнула (откуда?) .... Шишка упала (откуда?) ....  Люба взяла яблоко (откуда?) .... Девочка гуляет (с кем?) .... Жучка подралась (с кем?) .... Жил старик (с кем?) ....

Слова для справок: с собакой, со старухой, с ёлки, с дерева, с кошкой, с тарелки.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова из второго столбика.

Ученик списывает ... с братом

Кошка прыгнула ...      с доски.

Катя идёт ...                    с печки

Дедушка слез ...             со стола

Мальчик поднял книгу… с мамой

Мальчик гуляет ...         с пола

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек нужные слова.

Мальчик идёт .... Рабочие идут .... Яблоки рвали .... Сено увезли .... Девочка играет .... Папа сидит ....

Слова для справок: с яблони, с заводи, с барабаном, с луга, с газетой, с кошкой.

Задание. Придумайте предложения с предлогом с (со).

Предлог за.

Задание. Прочитайте, спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогом за.

Река течёт за садом. Мама ушла за хлебом. Дети сидят за столом. Мячик упал за диван. Машина свернула за угол. Птичка сидит за окном. Миша убежал за ворота. Самолёт летит за облаками.

Задание. Прочитайте и закончите предложения.

Собака бежит (за кем?) .... Дерево растёт (за чем?) .... Дети пошли (за чем?) .... Юра спрятался (куда?) .... Таня ухаживает (за чем?) .... Цыплята бегут (за кем?) ....

Слова для справок: за дерево, за курицей, за зайцем, за домом, за цветами, за грибами.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.

Солнце спряталось     за ягодами

Лиса охотится ...         за лодкой

Девочка ходила ...      за тучи

Мальчик плывёт ...     за стеной

Музыка слышна ...     за возом

Дедушка идёт ...         за зайцем

 

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек нужные слова.

Тамара пошла .... Дежурный следит .... Доктор ухаживает .... Собаки гонятся .... Пастух идёт .... Сима бежит ....

Слова для справок: за больным, за порядком, за сестрой, за стадом,  за мамой, за волком.

Задание. Придумайте сами предложения с предлогом за.

Задание. Спишите предложения, вставляя пропущенные предлоги.

Вова пишет ... доске. Васе скучно ... брата. Мы бежали ... дождя. Мы едем ... бабушке. Дым вьётся ... заводом. Поставь ведро ... кран. Ребята бегут ... школы. Яблоко упало ... ветки. Убери книгу ... парту. Чижик сидел ... клетке. Ваня был ... товарища.

 

 

Река протекает ... домом. Заяц перебежал ... дорогу. Ласточка летает ... домом. Охотник спрятался ... дерево. Лида идёт ... мамой гулять.

 

 

Шишки растут ... ёлке. Гусь плавал ... реке. Сено убрали ... сарай. Птичка сидит ... ветке. Дети бегали ... лугу. Сима была ... гостях. Птицы улетели ... юг. Волк бегает ... лесу. Белка живёт ... дупле.

 

 

Зимой ... улице холодно. Я катаюсь ... санках. Ученик играет ... скрипке. Петя живёт ... городе. Дети играли ... прятки. Цветы поставили ... вазу. Медведь вылез ... берлоги.

 

 

Юра лезет ... дерево. Стадо идёт ... речку. Саша смотрит ... окна. Грибы растут ... ёлкой. Цветы сняли ... окна. Дети идут ... леса. Дым идёт ... трубы. Бабушка живёт ... деревне. Цветы посадили ... дома. Вова стоит ... зонтиком.

Задание. Прочитайте эти предложения и выпишите слова с предлогами.

Дети учатся в школе. Дети собрались у школы. Дети гуляют за школой. Дети вышли из школы. Дети идут к школе. Дети вошли в школу. Дети ходят по школе. Дети прошли через школу.

 

 

Мальчик стоит у забора. Мальчик лезет через забор. Мальчик стоит за забором. Мальчик повис на заборе. Мальчик влез на забор.

 

 

Лиса живёт в лесу. Лиса сидит у леса. Лиса крадётся по лесу. Лиса поймала зайца за лесом. Лиса выбежала из леса. Лиса бежит к лесу. Лиса бежит через лес.

 

 

Миша сидит у реки. Миша вылез из реки. Миша плавает в реке. Миша был на реке. Миша плывёт через реку. Миша пустил лодочку по реке. Миша запускает змея над рекой. Миша ехал в метро под рекой.


Разные предлоги

Задание. Составьте предложения по этим картинкам.

 



Чтение предложений с предлогами

Задание. Читайте предложения по слогам под такт. Спишите эти слова.

У Зи-ны ко-сы. У Ни-ны са-ни.

На су-ку со-ва. На сто-ле кни-ги.

Под ко-рой жу-ки. Под сне-гом зем-ля.

За до-мом са-дик. За ле-сом фер-ма.

В са-ду яб-ло-ни. В до-ме хо-лод-но.

Чтение и пересказ рассказов с предлогами

Задание. Прочитайте рассказы и перескажите их. Спишите и подчеркните слова с предлогами.

СНЕЖНАЯ БАБА

Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на голове было ведро. Во рту у бабы была трубка. Глаза у бабы были из угля. В руке у снежной бабы была метла.

ПЕТУШОК

Ходит по двору петушок. На голове у петушка красный гребешок, а под ним красная бородка.

На хвосте у петушка узоры, а на ногах у него шпоры. Петушок сор разгребает и кур с цыплятами созывает.

НАШ КЛАСС

Наш класс большой и светлый. В классе стоят парты. Перед партами стоит стол. На окнах стоят в банках цветы. На стенах висят картины. В шкафу лежат книги. У нас есть дежурные по классу.

ЛЕТОМ

За нашей деревней протекает река. За рекой лужок. Над травой летают бабочки, на берегу в кустах поют птицы. В траве много цветов. Мы идём к реке с удочками и сачками и ловим рыбу. Попадаются нам на удочку и в сачки карасики и плотички.

ВЕСНОЙ

Весной тепло на солнышке. В старой траве синеют подснежники. В роще зеленеют молодые берёзы. В траве оживают букашки, бегают во все стороны муравьи. На болоте квакают лягушки. В садах цветут яблони, груши. В полях сеют овёс.

НА ФЕРМЕ

На ферме много коров. Коровы стоят в тёплых хлевах, на чистой соломе. Коровы дают много молока. С молока снимают сливки. Из сливок делают сметану и масло. Из снятого молока делают творог. С фермы масло и творог везут в город на рынок и в магазины.

БЕЛЯЧОК

У нас была умная лошадь Белячок. Мы ездили на ней в город. Раз поехали мы в сильный мороз. В поле началась метель. Мы сбились с дороги. Лошадь постояла немного, понюхала кругом, потом тихо пошла по снегу и вышла на дорогу.

МЯЧ

Миша получил от отца мяч. Он пошёл к Ване с мячом. Дети играли в мяч в комнате. Мама сказала: «Идите на двор, здесь попадёте в стекло».

Мальчики не ушли. Миша бросил мяч и попал в окно. Стекло разбилось. Мама отняла у детей мяч.

Правильное употребление слов он, она, оно

Задание. Прочитайте предложения и подчеркнутые слова выпишите парами.

Мама спит — она устала. Сима упала — она мала. Шапка тёплая — она меховая. Собака кусается — она злая.

Дед стар — он тихо идёт. Папа устал — он работал. Волк воет — он голоден. Гриб гнилой — он старый.

Окно моют — оно грязное. Лето грибное — оно дождливое. Ведро тяжёлое — оно с водой. Зеркало разбилось — оно упало.

Задание. Подставьте к этим словам он, она, оно по данному образцу.

Образец. Мальчик он. Пила она. Море оно.

кот             лиса

Вова          поле

мясо          коза

Маша        зерно

миска        волк

окно          гусь

собака     заяц

кукла         петух

Задание. Вставляйте пропущенные в предложении слова он, она, оно.

Лида упала — ... ушибла ногу. Коза на лугу — ... ест траву. Яйцо плохое — ... долго лежало. Заяц трус — ... всего боится. Стекло чистое — ... вымыто. Яблоко сладкое — ... спелое. Маша заблудилась — ... кричит «ау!». Ветер холодный — ... дует с севера. Мальчик учится хорошо — ... отличник. Катя купила книгу — ... любит читать. Слон несёт бревно — ... сильный. Лист упал с дерева — ... засох.

Задание. Придумайте сами предложения со словами он, она, оно.

Правильное употребление единственного и множественного числа в предложении

Задание. Прочитайте и сравните предложения, написанные в первом столбике и во втором.

Девочка сидит.             Девочки сидят.

Мальчик читает.          Мальчики читают.

Собака лает.                 Собаки лают.

Корова мычит.              Коровы мычат.

Самолёт летит.             Самолёты летят.

Задание. Читайте слова из первого столбика, составьте предложения со словами из второго столбика и запишите их.

Бабочка ... пишет    Лошади ... пищат

Птицы ...  скачут         Белка ...    поют

Ученик ... прыгает      Мыши ...    летит

Задание. Читайте эти слова и составляйте с ними предложения устно.

Корова ....              Коровы ....

Соловей ....            Соловьи ....

Девочка ....            Девочки ....

Змея ....                  Змеи ....

Волк ... .                 Волки ... .

Мальчик ....           Мальчики ....

Ворона ....              Вороны ....

Стол ....                  Столы ....

Лампа ....               Лампы ....

Задание. Читайте эти слова, составьте предложения и запишите их.

... поёт.      ... плачет        .... сидят.

... читают. ... кукует.       ... жужжит.

... квакает. ... мяукает.     ... рычит.

... лают.     ... мычат.        ... вяжет.

Слова для справок: жук, девочка, собаки, лягушка, дети, птичка, бабушка, лев, коровы, кошка, кукушка, ученики.

Диктанты с употреблением разных предлогов (с предварительным звуковым анализом)

ЗАБЛУДИЛСЯ

Мальчик зашёл далеко в лес, а выйти не может. Пришла ночь. Стало темно. Мальчик влез на дерево и увидел вдали огонёк. Он пошёл в ту сторону. Скоро он пришёл к избушке сторожа. Утром сторож привёл мальчика домой.

ЗИМА'

Зима. На улице и во дворе много снега. Дети гуляют во дворе. Они лепят бабу из снега. У Пети озябли руки. Он взял снег и натёр им руки. Руки от снега согрелись.

В ЛЕСУ

Дети пошли в лес за грибами. Лена нашла четыре гриба. Вера нашла два гриба под ёлкой. Ваня нашёл пять грибов под берёзой. Дети устали. Они сели под ёлку и пели песни.

НА РЕКЕ

Стёпа и Лёня были на реке. Стёпа удил рыбу, Лёня ловил раков. По мосту пошло стадо. Стало шумно. Рыба ушла на дно. Раки ушли в норы.

НАШИ СОБАКИ

Наших собак зовут Шарик и Жучка. У Шарика очень хороший слух. При всяком шуме он поднимает уши. Когда стучат в дверь, Шарик и Жучка громко лают у двери.

КОЛЯ

Был сильный дождь. Малыши шли из школы. У дома большая лужа. Мальчик Коля видел, что малышам трудно пройти. Коля положил доску через лужу. Малыши прошли. Мама хвалила Колю за помощь.

ПОЛКАН

Лёша и Полкан были у реки. Лёша принёс палку. Он кинул её в реку. Полкан прыгнул в реку и поплыл. Собаки умеют хорошо плавать. Полкан достал палку из воды.

ЁЖИК

Мы были вчера в лесу. Мимо нас пробежал зайчик. Под ёлкой Юра нашёл ёжика. Юра положил ёжика в шапку и принёс домой. Юра налил молока в миску. Ночью ёжик ловил мышей в кухне.

КАТАНЬЕ

Витя задумал ездить на собаке. Он приучил её возить санки. Дело шло хорошо. Витя поехал по улице. Вдруг собака увидела на дороге кошку. Она бросилась за кошкой. Витя выпал из санок. На улице все смеялись.

ШАЛУНЫ

Два мальчика нашли на берёзе гнездо. Они хотели вынуть из гнезда птенцов. Налетели вороны. Вороны клевали мальчиков и били их крыльями. Мальчики спустились с берёзы и убежали от ворон. Не надо разорять гнёзд.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Карта обследования детей с недостатками чтения и письма

1. Формальные данные

А. Фамилия, имя. Б. Возраст. В. Национальность. Г. Школа, класс.

2. История речевого развития

А. Время появления первых слов.

Б. Как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему).

3. Слух и зрение

А. Состояние слуха: хорошо слышит, тугоухость, слышит ли

шепотную речь. С какого времени тугоухость?

Б. Хорошо видит, ослабленное зрение. С какого времени?

В. Хорошо ли видит линейки?

Г. За какой партой сидит?

4. История обучения чтению и письму

А. С какого времени начал обучаться грамоте?

Б. Какие трудности встретились при обучении грамоте?

В. Оставался ли на второй год и в каком классе?

 

5. Понимание речи

А. Полное, неполное понимание отдельных слов, фраз.

Б. Может ли выполнить поручение, выраженное фразой в три —пять слов?

6. Устная речь ребенка

А. Словарь (богатый, бедный) и структура слова (перестановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их).

Б. Грамматический строй.

Фонетическая сторона речи.

Темп быстрый, медленный.

Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная).

Какие звуки отсутствуют, как заменяются?

Какие звуки смешивает?

7. Фонематический слух

А. Умеет ли разделить предложение на отдельные слова?

Умеет ли разделить слова на слоги? Умеет ли разделить

слог и слова разной трудности на звуки?

Б. Правильно ли произносит оппозиционные звуки в слогах и словах?

8. Чтение

А. Беглое, слоговое, побуквенное чтение.

Б. Правильное, неправильное, по догадке.

В. В каких словах затрудняется и какие делает ошибки?

Г. Зеркальное чтение.

Д. Понимание прочитанного.

9. Письмо

А. Знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?

Б. Какие буквы смешивает при написании и с какими?

В. Умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?

Г. Может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом или без него?

Д. Какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?

Методические указания к проведению обследования детей дисграфиков и дислексиков и материал для обследования

1. Слух

А. Слышит ли громкую речь на оба уха с шести метров?

Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля.

Если слышит, отметить, на каком расстоянии слышит.

Б. Слышит ли шепотную речь на расстоянии от 1 до 6 м на оба уха?

Слова для проверки дать те же.

При проверке слуха логопед поворачивает ученика спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.

2. Понимание речи

А. Заставить ученика выполнить приказание, например поставить стул к столу, взять со стола книгу, поскакать на одной ноге.

Б. Указать предметы, нарисованные на картинке и названные логопедом.

В. Понимает ли ученик вопросы логопеда, связанные с содержанием картинки?

Простая картинка (стр. 149).

1. Куда идут рыбаки?

2. Что делают рыбаки?

3. Что поймали рыбаки?

Г. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного учеником рассказа*.

Случай на реке

Пришла зима. Выпал снег. Мороз ещё не очень сильный, но река покрылась льдом. Ребята прибежали на речку кататься на коньках. Шутки, смех, веселье. Вдруг под Федей затрещал лёд. Федя провалился в воду. Дети стали кричать. На их крик при­бежали взрослые. Они спасли мальчика.

Если ученик еще не умеет читать, рассказ читается логопедом.

3. Речь ребенка (выявление словаря ребенка)

А. Название предметов по картинкам.

Одновременно отмечается правильность структуры слова.

Б. Выявление структуры фразы; ученик повторяет фразы за логопедом.

Наша школа новая. Пастух гонит стадо в поле. Кошка спит на диване.

 

 



4. Самостоятельный рассказ по несложной картинке

В Саду (стр. 150)


5. Составление рассказа по данным словам

Летом

Утро. Дети. Жучка. Корзинка. Лес. Грибы. Белка. Собака. Сосна.

Помощница

Мама. Болезнь. Лежит. Дочка. Любит. Тряпка. Ведро. Вода. Чисто. Бабушка. Спасибо. Рада.

6. Пересказ прочитанного

 

Две козы

На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть.

Остановились козы: что им делать? Тогда одна коза легла и плотно прижалась к земле. Другая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.

 

Пожарная собака

Собак приучают спасать детей во время пожара. Одна собака спасла двенадцать детей. Её звали Боб.

Один раз загорелся дом. В доме осталась маленькая девочка. Пожарные послали Боба. Боб через минуту вынес из дома девочку. Мать плакала от радости. Все ласкали Боба, а он рвался опять в дом.

Его пустили, и он быстро скрылся в огне. Смотрят — Боб тащит в зубах ещё ребёнка. Потом увидели, что это была большая кукла.

7. Фонетическая сторона речи

Какие звуки отсутствуют? Проверяется сначала в отраженной речи на словах.

шапка       мышка    душ

жук         ёжик        —

щука       ящик       плащ

чай           мячик      грач

сани         оса           нос

зайка      ваза          —

цапля      улица       кузнец

рыба        ворона     фермер

рис           три           фонарь

лодка       кукла      стол

липа        клетка     пыль

банка       барабан   —

дом          вода         —

гуси         нога            —

яма          баян         Зоя

юбка        июнь        пою

ели          поезд        боец

ёлка         клён         белье

тетя         тесто        няня   мясо

день         Дима        Нина   миска

 

 

Проверка самостоятельного звукопроизношения по картинкам.

8. Фонематический слух (правильность восприятия звука, слога, слова, фразы)

А. Анализ фразы, слова, слога.

Назвать в предложении первое, второе, третье слова.

Назвать в слове первый, второй третий слоги.

Назвать в слове первый, второй, третий звуки.

 Б. Повторение слов с оппозиционными звуками.

бочка — почка рак — лак дочка — точка усы — уши гора — кора   коза — кожа

В. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

са—ша        са—ша—ша—са

за—жа        за—жа—жа—за

ла—ра         ла—ра—ра—ла

ба—па         ба—па—па—ба

да—та         да—та—та—да

га—ка         га—ка—ка—га

Г. Придумывание слов на любой указанный звук, стоящий в начале слова.

Нахождение картинки на указанный звук.

9. Чтение .

1. Узнавание названных букв в алфавите:

Аа, Бб, Вв, Гг, Ее, Жж, Зз, Ии, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, Ээ, Юю, Яя.

Какие буквы смешивает и с какими?

 

2. Чтение отдельных слогов; отметить — сливает ли сразу зву-ко-буквы или набирает по буквам.

 

3. Чтение слов побуквенное, слоговое.

Читает ли только короткие слова или делает даже в них ошибки?

Характер ошибок: перестановка и пропуски букв и слогов (отметить — каких).

Смешение букв и слогов (каких).

Чтение более длинных и сложных слов.

Искажение окончаний слов, чтение по догадке.

Правильно ли ставит ударение?

Понимает ли прочитанное?  

После чтения должен показать соответствующую картинку.)

4 Чтение текста: беглое, четкое, смазанное, зеркальное. Понимание прочитанного текста.

 

За грибами

 

Дети ходили по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали считать грибы. Но вдруг в кустах что-то зашумело. Дети испугались. Бросили грибы и убежали. Они думали, что это волк. А это был серый заяц.

10. Письмо

1. Списывание с печатного текста.

Понимает ли написанное?

В лагере

Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Мы отдаём их нашему повару. Он го­товит из них очень вкусный грибной суп.

2. Умеет ли писать буквы, не смешивает ли буквы, сходные по написанию, и какие?

3.

4. Письмо отдельных слогов с оппозиционными звуками под диктовку.

са—ша са—ца  ла—ра  га—ка

за—жа са—ча  ба—па  ва—фа

ча—ца са—ща да—та  са—за

 

4. Письмо простых слов с предварительным звуковым анализом под диктовку.

мак  каша    ёлка  пила    дети

усы  мята    Лёня лето     рыба

яма  Рома    люди утка     белка

ива  Шура  юбка  ваза     норка

5. Письмо простых слов под диктовку без предварительногозвукового анализа.

Шуба сажа  салат       тень     боты      дети

маяк конь  Галя   Яша  майка день

6. Письмо под диктовку слов со стечением согласных.

стол     крик   спит     двойка

волк     змея    грибы    стрелка

глаза    блюдо стрижи скворец

книга   лист    стакан  встреча

7.Самостоятельное письмо отдельных слов; написать названия картинок.

 

 

8. Письмо предложений под диктовку.

Таня носит воду. Коля удит рыбу. Дружок сторожит дом. Дети играют в прятки. Собака лежит у крыльца. Вчера весь день шёл снег. Мальчик катается на коньках.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА... 13 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО СЛОВАМ................................................. 13

Анализ предложений в два слова...................... 13

Анализ предложений в три слова...................... 16

Анализ предложений в четыре слова.................... 17

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ........... 19

Игровой материал ............................................................................................. 20

Слова в один слог.......................................................................................... 22

Составление слов из слогов............................................................................ 23

Складывание слов из слогов-карточек........................................................ 26

Чтение предложений со словами в два слога ........................................... 28

Чтение рассказов по слогам........................................................................... 29

Слова в три слога............................................................................................... 35

Чтение предложений со словами в три слога.......................................... 36

Слова в четыре слога....................................................................................... 36

Чтение предложений со словами в четыре слога................................... 37

Чтение стихотворений и рассказов по слогам....................................... 38

Самостоятельное деление слов на слоги................................................. 53

Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги.......... 54

Чтение стихотворений и самостоятельное деление их на слоги .. 56

Чтение рассказов с самостоятельным делением на слоги................. 62

Дописывание слов по картинке...................................................................... 66

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ...................................................... 72

Нахождение первого звука в слове по картинке...................................... 72

Запоминание и повторение рядов звуков и слогов.................................. 73

Выделение в словах гласных звуков а, о, у, ы, и.

Выделение звука а........................................................................................ 73

Выделение звука о......................................................................................... 75

Выделение звука у......................................................................................... 76

Выделение звука ы.............................................................................................. 77

Выделение звука и......................................................................................... 78

Выделение согласных по картинкам............................................................ 79

Выделение и дифференциация звуков сш............................................... 79

Выделение и дифференциация звуков зж................................................ 81

Выделение и дифференциация звуков сз................................................ 83

Выделение и дифференциация звуков ш—ж............................................... 85

9.91


Выделение и дифференциация звуков цч................................ 87

Выделение и дифференциация звуков кг................................. 89

Выделение и дифференциация звуков пб................................ 91

Выделение и дифференциация звуков т~д................................. 93

Выделение и дифференциация звуков рл................................ 95

Анализ слога по звукам.............................................................. 97

Анализ слова по звукам.............................................................. 98

Нахождение звука в словах со стечением

двух согласных в начале слова.............................................. 99

Нахождение звуков в словах со стечением

двух согласных в конце слова............................................. 100

Нахождение звуков в словах

со стечением согласных в начале и в конце слова............. 101

Преобразование слов путем замены

одних звуков и букв другими................................................ 103

Преобразование слов путем наращения

и отнимания звуков и букв.................................................. ЮЗ

Преобразование слов путем наращения согласных................. 104

Звук и буква й.......................................................................... 107

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ

ГЛАСНЫХ Я, Ё, Ю, Е И ОБОЗНАЧЕНИЕ

ИМИ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ............................. 109

Выделение буквы я.................................................................. 109

Выделение буквы ё.................................................................. 110

Выделение буквы ю................................................................. 112

Выделение буквы е .................................................................  113

Обозначение мягкости согласного последующим гласным..... 114

Дифференциация ая, о—ё, у—ю, ы—и.................................. 116

Выделение гласных в рассказах.............................................. 120

Упражнения в чтении и письме на деформированном тексте .../ 125

Деформированный текст с пропущенной буквой..................... 125

Обозначение мягкости в конце слова

при помощи мягкого знака................................................... 130

Обозначение мягкости в конце и середине слова

при помощи мягкого знака................................................... 134

Мягкий знак как разделительный знак..................................... 135

Деформированный текст с пропущенным слогом............................. 136

Деформированный текст с пропущенным словом............................. 137

раздел пятый. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИКТАНТОВ

С АНАЛИЗОМ........................................................ ио

Письмо с применением схемы.................................................. 140

Предложения для диктантов с предварительным звуковым

анализом............................................................................. 143


Рассказы для диктантов с предварительным

звуковым анализом............................................................. 146

Материал для контрольных диктантов.......................................... 149

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ

РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ...................................... 154

Картинки для составления устных и письменных рассказов.. 154

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЗЛИЧЕНИЕ БУКВ

СХОДНЫХ ПО НАЧЕРТАНИЮ.................... 157

Буквы б-д................................................................................... 157

Буквы п—г............................................................................... 162

Буквы лм.............................................................................. 166

Буквы вп....................... ....................................................... 770

Буквы се.............................................................................. 174

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ,

СОЮЗА И, РОДА И ЧИСЛА.......................... 179

Предложения с союзом и............................ 179

Предлог на....................................... 180

Предлог у........................................ 182

Предлог в........................................ 184

Предлог к........................................ 186

Предлог по....................................... 187

Предлог под...................................... 789

Предлог от....................................... 790

Предлог из....................................... 792

Предлог с (со)..................................... 193

Предлог за................................................................................ 795

Разные предлоги...................................................................... 799

Чтение предложений с предлогами.......................................... 200

Чтение и пересказ рассказов с предлогами............................. 200

Правильное употребление слов он, она, оно ........................... 203

Правильное употребление единственного

и множественного числа в предложении............................. 204

Диктанты с употреблением разных предлогов

(с предварительным звуковым анализом)........................... 206

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................. 209

Карта обследования детей с недостатками чтения и письма .... 209
Методические указания к проведению обследования
детей дисграфиков и дислексиков и материал для
обследования...........................................................................
277



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.88 (0.015 с.)