Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: трудовой коллектив и его характеристика↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для подготовки: 1. Понятия «коллектив», «трудовой коллектив». Основные признаки трудового коллектива. 2. Роль и значение трудового коллектива в обществе. Типичные функции трудового коллектива. 3. Значение трудовой среды в коллективе. 4 Разновидности трудового коллектива: по составу, статусу, характеру, срокам, размерам. 5. Социально-психологическая характеристика трудового коллектива. 6. Факторы, влияющие на эффективность работы коллектива. ____________________________________________________________ 1. Коллектив – это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. Сам термин «коллектив» связан с характеристикой некоторого объединения людей. В переводе с латинского «коллектив» означает – «собирательный», «собранный вместе», «собрание людей». Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности. Трудовой коллектив играет огромную роль не только в жизни общества, но и в жизни каждого человека. Поскольку именно в трудовом коллективе человек проводит большую часть своего времени. 2. Роль и значение трудовых коллективов в развитии общества огромны, поскольку коллективный труд позволяет: · передавать свои знания и умения другим членам коллектива, что в дальнейшем позволяет обеспечивать преемственность поколений, что, к большому сожалению, после развала Советского союза в значительной степени было утрачено в нашей стране, не случайно власти делаю попытку воссоздать институт наставничества; · коллективный труд позволяет решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально; · более полно использовать индивидуальные способности каждого человека; · подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения. Типичные функции трудового коллектива. Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции. 1. Функция управления производством – осуществляется через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении. 2. Целевая – производственная, экономическая: выпуск определенной продукции, обеспечение экономической эффективности деятельности и т.д. 3. Воспитательная – осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления. 4. Функция стимулирования эффективного трудового поведения и ответственного отношения к профессиональным обязанностям. 5. Функция развития коллектива – формирование навыков и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности. 6. Функция поддержки рационализаторства и изобретательства. 3.Каждому трудовому коллективу присуща своя трудовая среда. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовом коллективе определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовом коллективе и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности. 4. Трудовые коллективы с точки зрения практики управления различаются по составу, статусу, характеру, срокам и размерам. По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, уровня образования. К примеру, разнородные коллективы более эффективны при решении сложных творческих проблем, а также при интенсивной работе; в то же время однородные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция, выше конфликтность, особенно в чисто женских коллективах (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые действуют в рамках правового пространства. Вторые – нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внутренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива. По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. В формальных связи предписываются заранее, в неформальных – складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллектива чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники могут не приниматься неформальным коллективом, или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить, и привязать к нормам и правилам. Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные. По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем в данном случае речь идет не столько о количестве участников, сколько о возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между ними. В больших коллективах, как правило, люди мало знают друг о друге, поэтому объективно им сложнее поддерживать друг с другом отношения. Соответственно в таких коллективах труднее добиться согласия, труднее наладить контакты между работниками. В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них проще решается проблема преемственности. В таких коллективах чаще наблюдается социальное неравенство, членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Для управления такими коллективами нужны специальные менеджеры. В малых коллективах (которые получили название первичных), где люди знакомы друг с другом довольно близко очень часто складываются достаточно дружеские и теплые отношения. Обычно такие коллективы включают в себя от двух до пяти человек, объединенных личными интересами, общностью целей и норм поведения, неформальным контролем. В таком коллективе (в отличие от большого) нельзя заменить работника просто так, без общего согласия, во всяком случае, не всегда это бывает сделать легко и просто. Малый коллектив (если работников не превышает более 20 человек) вполне реально объединить, даже без объединяющего лидера. Это придает таким коллективам дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы, а люди получают удовлетворение от нее. 5.Трудовой коллектив как правило состоит из очень разных людей, обладающих своим темпераментом, характером; у каждого определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. Со временем в результате общения в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании (социальная перцепция) людьми друг друга. Первое на что обращает человек при знакомстве – т.е. восприятиедругого человека – это, то как выглядит человек (прическа, улыбка, мимика, жесты манера поведения походка, движения тела). А вот дальше мы уже начинаем присматриваемся к личностным качествамчеловека. Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно также считать и его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.
1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы, как отдельных членов коллектива, так и всего коллектива в целом. 2. Дисциплина– это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него. Дисциплинированность личности в коллективе – это, прежде всего, показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе, чего, к большому сожалению так не хватает нам сегодня, при чем на всех уровнях! 3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании. Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива. 4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины. 5. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия; многие неурядицы, личные неприязни и антипатии не страшны такому коллективу. Однако, своеобразны минусом, потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива.
На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов. Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.01 с.) |