Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние темперамента на деятельность человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Темперамент и личность. В процессе воспитания нужно искать не пути изменения типологических свойств нервной системы ребенка (этот процесс происходит очень медленно и его пути еще недостаточно изучены), а стоит искать индивидуальные подходы - различные формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника. Ведь нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности и соответственно - темпераментов. Там, где требуется большая выносливость и работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности необходимо проявить большую чувствительность, тонкую реактивность, с такой деятельностью лучше справится слабый тип. Каждый тип темперамента имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например: страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость, отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, уравновешенность и отсутствие поспешности флегматика - это те черты, которые являются ценными для представителей каждого типа темперамента. И в то же время, при определенных условиях воспитания могут развиваться и закрепляться нежелательные черты личности, в частности: холерический темперамент может способствовать несдержанности, склонности к постоянным эмоциональных "взрывов"; сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, недостаточности глубины и устойчивости чувств; при меланхоличном темпераменте может вырабатываться чрезмерная застенчивость; флегматичный темперамент может способствовать развитию таких черт как инертность, равнодушие. Положительные черты личности могут проявляться как при сильной, так и при слабой нервной системе, при наличии любого темперамента, но эти качества будут иметь определенное своеобразие. Обучение и воспитание позволяют преодолевать недостатки высшей нервной системы, создавать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, производя приемлемые формы поведения. Учитывая то, что пластичность нервной системы открывает широкие возможности развития, однако, по словам И.П. Павлова, она не является пластичностью воска, который меняет свою форму в результате единовременных и незначительных воздействий на него. Пластичность нервной системы - это пластичность стали, что требует кропотливой работы с человеком, больших усилий, многократных действий для совершенствования ее формы. Это касается и темперамента человека. Темперамент шлифуется под влиянием внешних воздействий, индивидуальных подходов, положительных примеров окружения, осознание самой личности о необходимости работать над собой, самосовершенствоваться, понимать, что меняется не его темперамент, а создается новая, позитивная, ценная черта. Значительная роль в формировании личности принадлежит родителям и педагогам различных типов образовательно-воспитательных заведений. Умение воспитателя разгадать в маленьком ребенке тип темперамента и осторожно направлять положительные и корректировать негативные качества, позволит будущей личности осознавать свое место и значимость в обществе, понять, что без работы над собой человек не может ничего достичь как в детстве, так и во взрослой жизни. Уместно привести пример из жизни выдающегося русского писателя А.П. Чехова, о котором подавляющее большинство людей может сказать, что он был человеком уравновешенным, скромным и деликатным. И вот в одном из писем к жене, актрисы А.Л. Книппер-Чеховой, он признается: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, вспыльчивый и тому подобное. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не годится. Раньше я производил черт знает что ". Библиограф А.П. Чехова подтверждает эти слова: "... мы знаем, резкость, вспыльчивость ... это были фамильные черты Чеховых ... Несомненно, что характер был выработан им в упорном труде самовоспитания, в борьбе с самим собой, которая началась еще в ранние юношеские годы". Любая деятельность предполагает определенные требования к психическим качествам человека. Одни профессии требуют незаурядной внимательности, другие - быстрой реакции на изменение обстоятельств или гибкого мышления. Эти требования нельзя изменить по желанию, они объективно обусловлены содержанием самой деятельности. Определяя динамику деятельности, темперамент может по-разному влиять на ее производительность. В массовых профессиях (строитель, электрик, токарь, инженер и др.) одни свойства темперамента, необходимые для успешной работы, но слабо выражены у конкретного работника, могут быть компенсированы за счет развития других свойств и обусловленных ими приемов работы. Существуют специальности, которыми можно успешно овладеть только благодаря компенсации одних свойств другими. Так, в профессиях космонавта, летчика-испытателя, диспетчера аэропорта, оператора быстрых технологических процессов, чья деятельность происходит в экстремальных условиях, связанных с опасностью, большой ответственностью, требования к психике очень высоки. У них высокая тревожность, ригидность, низкий темп деятельности не могут быть компенсированы другими свойствами. Поэтому в этих случаях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность. Деятельность (трудовая, учебная, игровая) требует не только определенного уровня знаний, умственного и эмоционально-волевого развития человека, но и наличия определенных типологических особенностей нервной системы, а следовательно, и темперамента. В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) проявляются по-разному, играют положительную или отрицательную роль. Когда необходима значительная работоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где нужны участливость, кротость, там лучше справится слабый тип нервной системы. Прикладное значение учения о темпераменте заключается прежде всего в применении этого знания относительно самого себя, определение тех положительных и отрицательных черт, которые сказываются в собственном поведении. Нужно не бороться с темпераментом, а найти способы, которые обеспечивают возможность реализации преимуществ каждого темперамента по делу, а также методы, которые обеспечивают кооперацию и взаимопонимания между людьми. Если рабочая группа для заключения сделки с партнером будет создана без учета целесообразных сочетаний темпераментов, то очень вероятна конфликтная ситуация и задержка переговоров. В таком случае следует помнить, что в парах партнеров, которые не воспринимают друг друга, чаще встречаются сообщения "холерик-холерик", "сангвиник-сангвиник" и "флегматик-сангвиник". Наибольший диапазон согласования с другими типами темперамента имеют меланхолики, которые устойчиво сохраняют отношения с меланхоликами, флегматиками и сангвиниками. Сочетание в группе меланхолика с холериком встречается не так часто, поскольку холерики через свою несдержанность плохо сосуществуют с любыми типами темперамента. Сангвиникам и флегматикам не нужна доверительная обстановка, потому что они способны сами решать свои проблемы. Поэтому их отношения менее доверчивы, но более стабильны. К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов: "Ни минуты покоя". Такой принцип подхода к холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, несдержанность, нетерпеливость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и разрушит его изнутри. "Доверяй, но проверяй". Этот принцип касается сангвиника, который имеет такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность - и минусы: склонность к высокомерию, легкомыслие, поверхностность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда пообещает, чтобы не обидеть другого, но не всегда выполняет обещанное, поэтому нужно проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. "Не торопи». Таким должен быть подход к флегматика, который имеет свои плюсы: устойчивость, постоянство, терпение, самообладание, надежность - и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, "толстокожесть", сухость. Главное, что флегматик не может работать при дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не нужно его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. "Не навреди". Этот девиз для меланхолика, который имеет такие плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию - и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, впечатлительность, замкнутость, стеснительность. На меланхолика нельзя кричать, чрезмерно давить, давать резкие и жесткие указания, поскольку он чувствителен к интонациям и очень уязвим. Условия оптимизации деятельности: Перед сангвиником непрерывно ставить новые и, если есть возможность, интересные задания, которые требовали бы от него сосредоточения и напряжения; необходимо постоянно привлекать его к активной деятельности, систематически поощрять его усилия. Контролировать деятельность холерика как можно чаще; в работе с ним не допустимы резкость и несдержанность, поскольку это может вызвать негативную реакцию в ответ; одновременно любой его негативный поступок должен быть требовательно и справедливо осужден. Флегматика необходимо привлекать к активной деятельности и заинтересовать; он требует систематического внимания, его недопустимо переключать с одной задачи на другую. По отношению к меланхолику недопустимы не только резкость, грубость, повышенный тон, ирония; о его поступке, вине лучше поговорить наедине; для обучения крайне необходимо проявление внимания, своевременная оценка успехов, решительности, и свободы негативную оценку следует использовать с большой осторожностью, смягчая ее негативное действие. Особенно важно помнить о том, что в нормальных условиях темперамент имеет проявление лишь в особенностях индивидуального стиля и не определяет результативность деятельности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными, поэтому организму, чтобы справиться с неожиданными или очень сильными воздействиями-раздражителями. Стиль деятельности каждого человека в значительной степени зависит от типа высшей нервной деятельности, является составной частью ее темперамента. Чтобы определить, соответствуют ли свойства темперамента требованиям профессии, осуществляют профессиональный отбор - специальную процедуру определения профессиональной пригодности, проводимой на основании психологической диагностики свойств темперамента. ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ 1. Как проявляются свойства темперамента? 2. Какие психологические особенности имеют холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики? 3. Как может отразиться темперамент на формировании черт личности? 4. Каким образом влияет темперамент на взаимодействие и совместную деятельность людей? 5. Для чего нужно учитывать темперамент человека при выборе профессии? 6. В чем проявляются особенности поведения экстраверта? 7. В чем проявляются особенности поведения интроверта? 8. Как может сказываться темперамент на формировании черт личности? 9. Может ли темперамент человека испытывать существенных изменений в течение жизни? 10. Какие сочетания черт типов темперамента чаще всего встречаются? Чем это можно объяснить психологически?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.230 (0.01 с.) |