Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сюжет (от франц. sujet — тема, предмет) — ход событий, развитие действия в балетном спектаклеили в любом другом виде хореографии.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СЮЖЕТНАЯ И БЕССЮЖЕТНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ Сюжетная хореография Сценический танец — понятие широкое и многообразное. Пластический язык, на котором говорит хореография со зрителем, таков, что понятен человеку любой национальности без перевода. Сценический танец способен взволновать зрителя: вызвать у него смех, слезы, заставить серьезно размышлять. Особенно все это характерно для сюжетного танца. Сюжет (от франц. sujet — тема, предмет) — ход событий, развитие действия в балетном спектаклеили в любом другом виде хореографии. Сюжетом в литературе, как и в театре, называют цепь событий, раскрывающих художественные образы в действии. Сценическое действие может быть физическим или психологическим, активным или пассивным,непосредственным или символическим. Действие в сюжетном танце — движущая сила его драматургии, его идейно-художественного уровня. Сюжетный танец — это маленькая пьеса, новелла, где отражаются жизненные события, конфликты, показываются действия и переживания героев с их индивидуальными характерами, взаимоотношениями, внутренним миром, чувствами и мыслями. Содержанием танца может быть: радость, жизнерадостность, любовь, молодость, задор, бытовой юмор и т. д. Танец, имеющий определенный сюжет, где средствами танца раскрывается определенное действие — сюжетный танец. Сюжетный танец всегда бывает образным. Действуя в танце, раскрывая сюжет, герои его всегда несут определенный образ. Характер раскрытия образа танца диктуется идеей танца, имеющей важное значение в его трактовке. Сюжет — стержень музыкально-хореографического действия танца. В сюжете обязателен конфликт-столкновение различных сил, характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной их конфликтующих сторон. В сюжете реализуется столкновение противоборствующих сил сквозного действия и контрдействия, раскрываются и развиваются характеры и образы танца. Сюжет — важнейшая сторона содержания танца, раскрывающая его тему и идейный смысл. Идейно-тематическое содержание обычно находится в движении событий сюжета, связанных определенной жизненной ситуацией и разрешением драматического конфликта. Основой сюжета хореографической постановки является план-сценарий, который воплощается в музыке. Работая над сюжетным танцем, балетмейстер как художник выступает в трех основных качествах: драматург, хореограф и режиссер. Отсюда становится понятным, какой объем знаний и умений требуется автору сюжетного танца. Авторами либретто-сюжетных танцев, как правило, бывают сами хореографы. Поэтому им необходимо помимо соответствующих знаний в области танца, музыки, режиссуры и оформления сцены владеть мастерством драматурга. Формы зарождения балетмейстерского замысла очень разнообразны. Но независимо от того, что послужило первоисточником замысла, главное одно -роль личной взволнованности, творческой заинтересованности постановщика, значение его субъективного отношения к той теме, которую он хочет преподнести зрителю и что этой темой он хочет выразить (идея). Этой взволнованностью хореограф должен заразить всех исполнителей и музыкантов на период сочинения и постановки сюжетного танца. Только тогда возможен успех. Выбор сюжета, темы — ответственный момент в работе руководителя. Художник должен чувствовать время, в котором он живет и для которого творит. Главным в творчестве балетмейстеров всех времен было стремление отразить в своей работе окружающую действительность, найти средства для решения того или иного замысла. В то же время мало «выносить» сюжет и тему. Надо еще подумать о том, можно ли это показывать? Нужен ли такой танец, постановка людям? Принесет ли он пользу? Обогатит ли ваша работа зрителя? Разумеется, обращаться следует к материалу, который руководитель хорошо знает. В своих постановках каждый город, каждая область, район, село, естественно должны стремиться отразить то, что самобытно и присуще данной местности. Темы и сюжеты могут быть лирические, героические, производственные. И конечно, в центре постановки должен находиться современный человек. Выявление, выбор темы и сюжета потребует немалой затраты времени, труда и энтузиазма как со стороны руководителя, так и участников коллектива. Когда руководитель выберет сюжет и определенную тему для постановки, он должен определить для себя, в каком жанре будет ее решать, чтобы яснее раскрыть ее замысел и тогда уже в соответствии с жанром подбирать выразительные средства. Темы и сюжеты могут быть разнообразные и должны решаться в различных жанрах: лирическом, героическом, комедийном. Жанр определяет сам руководитель в зависимости от своих возможностей как постановщика и исполнительских данных коллектива. Под выразительными средствами мы понимаем: танцевальные движения, пантомиму, музыку и оформление. Осуществляя постановку, руководитель подбирает такие выразительные средства, которые наиболее ясно выражали бы содержание постановки. Жанр определяет характер танцевальных движений, предъявляет определенные требования к музыкальному материалу, который в дальнейшей работе способствует решению постановок. Музыка и характерные выразительные движения должны строго соответствовать жанру, иначе тема и сюжет останутся не раскрытыми, они не «прозвучат». Многие почему-то думают, что если они решают, например, военную тему в героическом жанре, то средства выразительности этого жанра обязательно будут темпераментные, резкие движения, с сильным ударом, акцентом. А разве на войне не свойственна осторожность? А разве мы не можем в героическом танце показать разведчика, который будет именно бесшумно выполнять свою задачу? То же самое можно сказать и о лирическом танце девушки и юноши. Предположим, все в нем развивалось хорошо, спокойно, руководитель подобрал медленные, плавные движения на лирическую, спокойную тему, но вдруг что-то произошло между героями, где он или она могут сделать именно резкие движения, например, сильно топнуть ногой. Разве лирические взаимоотношения между юношей и девушкой можно решить только плавными, медленными движениями? Почему мы не можем эти же взаимоотношения раскрыть на игровом музыкальном материале в более подвижном темпе и не плавными движениями, а легкой дробушкой? Подтекст между ними останется все тот же — лирические взаимоотношения. Это говорит о том, что готовых, конкретных рецептов здесь быть не может: все зависит от темы, сюжета и возможности коллектива и руководителя, от того, какими выразительными средствами он владеет и какие он использует для раскрытия постановки. Таким образом, в сюжетной, игровой и тематической постановках, определенный жизненный материал, отобранный постановщиком, дает возможность в художественной форме донести до зрителя ту или иную идею. Что же такое тема, идея? Тема — это основной круг вопросов, поставленный художником в произведении искусства и раскрытый на определенном жизненном материале, это то, о чем говорится в танце. Материалом для темы могут быть самые различные явления, факты действительности, которые интересуют, волнуют и находят живой отклик у народа. Например, это может быть тема труда, героико-революционная тема, патриотическая тема, тема дружбы народов, бытовая тема. В процессе сценического действия зритель должен прийти к определенному выводу, умозаключению. Они и будут той идеей, во имя которой создается композиция, подбирается тот или иной материал. Следовательно, руководитель, обращаясь к сюжетно-тематическим постановкам, должен, прежде всего, уметь выразить главную мысль произведения, его идею. Идеей сюжетного танца является мысль автора, в которой он хочет убедить зрителя. Эта мысль находит свое первичное выражение в теме — основном материале, посредством которого раскрывается идея произведения. Носителями идеи и темы сюжетного танца являются хореографические образы. Темы и идея обязательно рассматриваются в единстве как основа постановки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.66 (0.01 с.) |