Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оснащение ситуационного центраСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ситуационный центр Когда ситуация хорошо статистически описывается, имеется большая история развития событий, а также возможность подключения опытных экспертов, создание СППР принципиальных сложностей не вызывает. На этой основе и развивается большинство зарубежных СППР. У нас другая специфика – пока при создании российских СППР больше внимания уделяется программно-техническому и телекоммуникационному базису (например, СППР, создаваемые для российских властных структур, как правило, ограничиваются разработкой средств коллективного отображения информации, формированием баз данных, созданием информационно-справочных и телекоммуникационных систем). Ситуационный центр (СЦ) − это самая современная форма реализации СППР, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном (визуальном) представлении информации и обеспечивающая интегральное управление организацией, отраслью, регионом и страной на самом верхнем уровне.СЦ представляет собой также информационно-аналитическую систему, позволяющую оценить реальное состояние объекта управления, уловить развитие внутренних и внешних тенденций, рассмотреть возможные последствия действий. Виды обеспечения СЦСтруктура СЦ как информационно-аналитической системы включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое и т. д.). СЦ имеет четыре основных уровня: научно-математический, инженерный, программный и технический. Научно-математический уровень представляет собой совокупность научных теорий, методов, алгоритмов, исследований и разработок, необходимых для реализации других уровней. Он позволяет обосновать целесообразность создания СЦ, определить эффективность его функционирования, интегрировать разнородные компоненты, осуществлять правильное и своевременное исправление ошибок. Инженерный уровень представляет собой конкретные решения в выборе и разработке аппаратно-программных средств. Он включает в себя необходимые технологические и конструкторские расчеты, модели технических устройств и помещений, спецификации программ, алгоритмы работы и т. д. Программный и технический уровни содержат соответствующее обеспечение, необходимое для реализации поставленных на верхних уровнях задач и функций. Уровни включают в себя следующие обязательные компоненты: − измерительную (сенсорную среду); − информационную (ситуационную или имитационную) модель среды; − среду информационной поддержки; − среду аппаратной поддержки; − среду визуализации; − оперативный состав. Под измерительной (или сенсорной) средой СЦ понимается совокупность аппаратно-программных средств, служащих для получения информации о состоянии проблемной среды. Это могут быть антенные системы, каналы связи, видео- и аудиопередачи, датчики и т. д. Главная задача измерительной среды – обеспечить адекватность информационной модели СЦ некоторому выбранному фрагменту реального мира. Информационная (ситуационная или имитационная) модель среды представляет собой совокупность как минимум следующих компонентов: тематической составляющей, определяющей совокупность моделируемых понятий проблемной среды; пространственной составляющей, задающей пространственные отношения между объектами модели; графической составляющей, задающей отображение объектов модели в множество графических условных знаков (графических примитивов). Среда информационной поддержки – это совокупность программ и информационных потоков, обеспечивающих функционирование информационной модели и среды визуализации СЦ. В первую очередь сюда входят системы ситуационного моделирования (ССМ), экспертные системы и системы имитационного моделирования. Характерной чертой любого СЦ является привязка ситуационной модели к местности, поэтому в его состав могут входить геоинформационные системы. Для оценки развития ситуаций могут быть использованы системы прогнозирования на базе нейронных сетей и генетических алгоритмов. Эффективность представления графической и текстовой информации может достигаться за счет использования фрактальной и когнитивной графики. Среда аппаратной поддержки − это совокупность технических вычислительных средств, обеспечивающих функционирование среды информационной поддержки СЦ: ЭВМ, оргтехника, сетевое оборудование Среда визуализации − это совокупность экранов коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих информационный и командный интерфейс между человеком-оператором и аппаратно-программной средой СЦ. Оперативный состав − это коллектив специалистов, имеющий собственную внутреннюю организационную структуру. Цель оперативного состава − обеспечить решение совокупности штатных задач СЦ на основе анализа информационной модели ситуации реального мира, формируемой аппаратно-программной средой системы. Для выполнения функций и задач СЦ необходимо реализовать следующие виды обеспечения:- информационное;- методическое;- модельное (математическое);- программное;- техническое;- организационное;- информационной безопасности.Полный цикл функционирования СЦ.Необходимость широкого применения СЦПолный цикл функционирования СЦ обеспечивается следующими подсистемами:- сбора и обработки данных (подсистемой мониторинга);- обобщения данных, анализа и оценки обстановки;- прогнозирования развития обстановки;- визуализации;- поддержки групповой деятельности аналитиков и экспертов;- подготовки отчетов;- обратной связи (доведения решений до исполнителей и контроля исполнения поручений);- администрирования;- конвертором данных;- хранилищем данных;- аналитическим (информационным) порталом (интерфейсом ПО);- инструментарием разработки специальных приложений.Необходимость широкого применения СЦ в сложных организационно-технических системах диктует:- усложнение и расширение круга задач управления, решаемых руководителями высшего звена в политической, военной, финансово-экономической, социальной, экологической и других областях;- повышение требований к оперативности и качеству принятия и реализации управленческих решений; - высокая мера ответственности за принятое решение;- потребность в долгосрочном и краткосрочном прогнозировании развития ситуации на всех направлениях деятельности руководства в различных условиях функционирования (наработка и проверка планов на типовые критические ситуации);- возрастание требований к координации взаимодействия с внешними отечественными и зарубежными организациями и ведомствами;- получение дополнительных преимуществ партнерами и конкурентами при широком комплексном использовании информационных, телекоммуникационных и аналитических возможностей современных аппаратно-программных вычислительных комплексов и телекоммуникационных средств;- потребность в комплексном и оперативном применении высокоэффективных методов принятия решений («мозговые атаки», деловые игры, методы типа сценариев, экспертные оценки, методы анализа иерархий, методы типа «дерево целей», морфологические методы), которые являются весьма ресурсоемкими по затратам (время, специалисты, объемы и скорости информационных потоков, финансовые средства);- увеличение объемов и разнообразия способов представления информации;- наличие распределенных источников разнородной (иногда противоречивой) информации с различной степенью достоверности, с различными системами управления данными и организации доступа к ним;- наличие проблем с поиском и извлечением данных;- наличие проблемы использования данных из устаревших систем хранения;- потребность комплексирования информации (агрегирования данных) для оценки и прогнозирования ситуации; - отсутствие у лиц, принимающих решения, необходимого ресурса времени для глубокого анализа многофакторной ситуации и выработки обоснованных решений;- потребность в эффективном реагировании на быстрые изменения ситуации, особенно в кризисных случаях;- возрастание цены принятия ошибочных управленческих решений;- потребность оценки рисков (политических, экономических, экологических и т. п.) и угроз достижения поставленных целей, возникающих при различных вариантах развития ситуации или процесса с учетом возможных конфликтов;- потребность принятия оптимальных и обоснованных решений в сложных условиях.Концепция СЦКонцепция СЦ базируется на следующих принципах его создания, эксплуатации и развития.1. Принцип первого руководителя. Он требует наличия прямой заинтересованности и непосредственного участия первых руководителей соответствующего уровня.2. Принцип ключевых задач. Заключается в том, что в первую очередь должны разрабатываться те задачи, нерешение которых наносит наибольший ущерб и решение которых не было возможно до сих пор по какой-либо причине.3. Принцип оперативности. Степень оперативности функционирования СЦ мониторинга должна быть достаточной для эффективного решения стоящих перед ним задач.4. Принцип непрерывного развития заключается в том, что система должна быть построена так, чтобы появление новых средств и само развитие системы не приводило к полной ее перестройке. В условиях роста сложности технических систем сроки их разработки весьма значительны. За время разработки и внедрения системы может измениться среда и задачи, решаемые руководителем. Чтобы создаваемая система могла эффективно функционировать в новых изменяющихся условиях, необходимо предусмотреть возможность ее непрерывного развития с целью адаптации к новым изменяющимся условиям.5. Принцип модульности заключается в том, что система или подсистема должны быть построены из отдельных автономных модулей, модификация которых не должна приводить к нарушению работы всей системы и каждый из которых может внедряться и функционировать отдельно.6. Принцип системного подхода предполагает решение целого ряда задач методического, технического, экономического и организационного уровней:- учет всех этапов жизненного цикла;- учет истории и перспектив развития системы;- всестороннее рассмотрение взаимодействия системы с внешней средой;- рассмотрение взаимодействий внутри системы;- рассмотрение взаимодействия между системой и ее элементной базой;- учет возможности внесения изменений в техническое задание во время проектирования;- сочетание принципов декомпозиции, композиции и иерархичности;- правильное сочетание математических, эвристических и экспериментальных методов проектирования;- необходимость учета ограничений в процессе проектирования.7. Принцип максимальной типизации проектных решений. При разработке сложных технико-информационных систем целесообразно не только использовать, но и создавать перспективные типовые технические и программные средства, математические модели, пригодные для решения широкого круга прикладных задач.8. Принцип моделирования систем и подсистем. Из-за высокой стоимости сложных технико-информационных систем при их проектировании должно широко использоваться математическое моделирование.9. Принцип функциональной надежности системы. Он заключается в функциональной избыточности и использовании дублирующих функциональных каналов.10. Принцип активности системы. Предусматривается активное взаимодействие со средой − сбор информации, контроль решений.11. Принцип разграничения доступа к информации.12. Принцип адаптивности системы. Система должна строиться с учетом возможного изменения внешнего окружения и информационных потребностей пользователей. Идеальная реализация этого принципа предусматривает способность системы к самообучению.13. Принцип максимальной унификации и стандартизации технических и программных средств.14. Принцип централизованного хранения и распределенной обработки информации. Этот принцип позволяет существенно повысить эффективность функционирования хранилищ информации и использования ее. Он облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.15. Принцип минимизации ввода информации в систему и многократности ее использования. Режимы работы СЦСЦ может работать в следующих режимах: а) наглядное отображение на экране текущей актуальной информации из филиалов корпорации, информационных агентств, органов власти, с объектов управления и пр. (проблемный мониторинг); б) запланированное заслушивание и обсуждение аналитических докладов по проблемным ситуациям для принятия соответствующих решений (плановое обсуждение проблем); в) оперативное принятие и контроль исполнения решений по непредвиденным, кризисным, чрезвычайным проблемам с подключением групп экспертов (чрезвычайный режим). В каждом из перечисленных режимов использование СЦ может быть локальным и чаще – распределенным. В последнем случае СЦ состоит из территориально взаимосвязанных компонентов. Для достижения поставленной перед СЦ цели необходимо реализовать следующие основные функции и задачи, вытекающие из процедуры принятия управленческих решений:1) выбор целей управления, выбор и обоснование критериев их достижения (т. е. оценки эффективности управления), критериев оценки рисков и достоверности данных. Определение ограничений, налагаемых на систему управления;2) мониторинг обстановки в различных сферах жизнедеятельности страны (региона), министерства (ведомства), т.е. систематический сбор первичных данных (информации) в соответствии с заданными критериями из различных информационных источников:– временное хранение первичных данных;– обработка данных;– устранение некорректностей и противоречивости, проверка адекватности и целостности данных;– систематизация данных;– конвертирование данных (оформление в виде структур, соответствующих хранилищу обработанных данных);– хранение обработанных данных (накопление исторических данных);– предоставление данных пользователям (подсистемам) с соответствующим интерфейсом и в соответствии с их запросами и правами до-ступа;– сопровождение метаданных (хранение и предоставление информации о структуре и другие характеристиках используемых данных);3) выбор модели описания текущей обстановки;4) обобщение (агрегирование, комплексирование) данных (в соответствии с моделью описания обстановки);5) хранение обобщенных данных;6) отображение (визуализация с возможностью детализации), анализ и оценка текущей обстановки (обобщенных данных), например с помощью OLAP-средств или средств Data Mining;7) выбор моделей прогнозирования;8) прогнозирование развития обстановки без учета возмущающих воздействий (с помощью экстраполяционных и других методов моделирования);9) оценка результатов прогнозирования обстановки, полученных без учета возмущающих воздействий;10) хранение результатов прогнозирования, полученных без учета возмущающих воздействий;11) выработка при необходимости вариантов возмущающих воздействий (т. е. сценариев управляющих воздействий с учетом возможной реализации ряда событий) и оценка их последствий (с помощью методов ситуационного (имитационного) моделирования);12) прогнозирование развития обстановки с учетом возмущающих воздействий (с помощью методов ситуационного (имитационного) моделирования);13) оценка результатов прогнозирования обстановки, полученных с учетом возмущающих воздействий, оценка эффективности (оптимальности) управляющих воздействий, выявление угроз (отрицательно влияющих возможных событий) и оценка рисков (вероятностей реализации прогнозов в зависимости от вероятностей реализации возможных событий). При оценке результатов прогнозирования учитываются ограничения, налагаемые на систему управления;14) раннее выявление, анализ и выработка вариантов действий в проблемных ситуациях и ситуациях с благоприятными возможностями, прогноз развития указанных ситуаций;15) хранение результатов прогнозирования, полученных с учетом возмущающих воздействий, и вариантов управляющих воздействий; 16) оценка достоверности результатов прогнозирования для различных вариантов возмущающих воздействий;17) выбор наилучшего варианта управляющих воздействий с использованием критериев оценки эффективности управления, достоверности прогнозов, рисков и других критериев; 18) обобщение информации, выработка рекомендаций по возможным вариантам решений при заданных ограничениях, представление информации и рекомендаций (с использованием средств визуализации) руководителям для принятия управленческого решения (если необходимое решение не может быть принято, вследствие несоответствия критериям оценки эффективности управления, то возможно итерационное повторение вышеперечисленных этапов);19) планирование, координация и контроль реализации принятых решений;20) оценка результатов реализации принятых решений (если результаты не удовлетворительны, то возможно итерационное повторение представленного цикла функционирования).В связи с тем, что процедура принятия управленческого решения может иметь итерационный характер с повторением определенных ее этапов, порядок осуществления СЦ своих функций также может циклически повторяться для соответствующего набора функций.Имеются и дополнительные функции и задачи СЦ (непосредственно не связанные с этапами принятия решений).1. Обеспечение внутренней информационной безопасности:- авторизация и аутентификация пользователей;- шифрование информации (использование PGP);- работа с электронно-цифровой подписью;- безопасная передача данных по сетям (использование SSL, firewall);2. Визуализация (отображение) данных (с помощью средств деловой графики, многомерных представлений, трехмерной графики, векторных карт и др.).3. Детализация отображения обстановки по запросу пользователей.4. Поддержка совместной работы аналитиков, экспертов и руководителей по выработке управленческих решений.5. Справочно-информационное обеспечение. Обеспечение доступа (в том числе и мобильного) к данным различных информационных систем страны (региона), министерства (ведомства).6. Администрирование работы СЦ. Важнейшим атрибутом СЦ является экран коллективного доступа, куда выводится ранее заготовленная информация. Экран позволяет аккумулировать образное мышление группы участников обсуждения проблемы. При этом должна быть предусмотрена режиссерская и оформительская работа, заключающаяся в визуальной подготовке материалов совещания и управлении представлением этих материалов в процессе проведения совещания. Другим принципиальным атрибутом СЦ являются пользовательские интерфейсы – устройства взаимодействия информационно-моделирующих и технических средств ситуационной комнаты с участниками обсуждения проблемы: клавиатуры и дисплеи для каждого из участников. Для СЦ разрабатываются и ведутся соответствующие базы данных, содержащие информацию по рассматриваемым проблемам. Базы данных могут наполняться по результатам мониторинга или формироваться при подготовке определенного вопроса. Сценарии и планы проведения совещания также сохраняются в базах данных. Далее, должно быть предусмотрено оперативное телекоммуникационное взаимодействие находящихся в ситуационной комнате лиц с удаленными участниками, например с работающими в филиалах корпорации. Обобщение присылаемых внешними участниками данных должно осуществляться также по определенной методике (например, методике когнитивного моделирования или методике анализа иерархий). Наиболее сложный атрибут ситуационной комнаты – это программное и методическое обеспечение. Для восприятия этой сложности можно назвать базовую цену программно-технических средств добычи и многомерной визуализации данных, предлагаемых зарубежными компаниями – это миллионы долларов. В российских условиях закупка таких дорогих средств вряд ли целесообразна – корпорация может получить эффект от использования значительно менее дорогостоящей ситуационной комнаты. Базовые характеристики СЦ Ситуационный центримеет пять базовых характеристик, отличающих его от других систем поддержки принятия решений для менеджеров более низкого ранга и тем более от систем сбора и регистрации корпоративной информации, которые принято называть системами управления предприятием. 1.СЦпредоставляет руководителю обобщенную информацию. Учетные данные сами по себе ничего не говорят первому лицу компании. Директор предприятия или владелец оптово-розничной сети, как правило, контролирует подчиненное ему хозяйство по 5−10 ключевым параметрам, таким, например, как размер складского запаса или торговая наценка. Эти параметры необходимо получить из того обилия голых цифр, которые поставляет система корпоративного управления. Анализ таких агрегрированных данных позволяет руководителю выявить важные показатели развития компании – выделить лучшие группы товаров, лучшего поставщика, определить, насколько затоварен склад и т. д. 2.СЦ позволяет не только проанализировать статическую картину компании, но и выявить тенденции ее развития, иначе говоря, дает руководителю средства прогнозирования. Существует порядка 200 различных алгоритмов прогноза, и при создании СЦ необходимо разрабатывать дополнительные механизмы, которые подскажут, сможет ли данный алгоритм работать в конкретной ситуации. 3. Главная «изюминка» ситуационного центра, которая и определила его название, – это ситуационное (динамическое) моделирование или возможность получить ответ на вопрос «что будет, если». Прогнозирование позволяет получить сценарий развития на основе анализа текущей ситуации (мы знаем, как сейчас растет прибыль, и можем попытаться узнать, как она будет расти через полгода, если ничего не изменится). Моделирование позволяет вносить возмущение и определять возможные последствия: «что будет, если я сделаю так» или «что будет, если произойдет такое-то событие...». Моделирование означает наличие в буквальном смысле «рычажков» – на экране компьютера или в зале ситуационного центра, с помощью которых руководитель может менять те или иные параметры и получать возможную модель состояния компании. 4.СЦ помогает руководителю выбрать оптимальное решение, даёт рекомендации по выбору одного из многих вариантов. Алгоритмы поиска наилучшего решения – это сложные вычислительные задачи, поэтому обычно проблема локализуется и ведется поиск наилучшего решения для определенного набора условий. Для этого используются специальные методы из новых областей науки: artifical life и генетические алгоритмы. Здесь надо отметить один важный психологический момент – руководитель привык полагаться только на свою интуицию и уверен в правильности выбора. Он может вообще отказаться от системы, если она, укажет выход совсем в другой стороне. Поэтому алгоритмы оптимизации должны быть не только умными и быстрыми, но и иметь способность подстраиваться под те решения, которые ждет от них руководитель. 5.СЦ дает возможность проводить оценку рисков, оценивая шансы реализации прогноза. Эти расчеты основываются на специальном разделе математики – актуарной математике. СЦ могут работать в двух режимах: планового обсуждения проблемы и чрезвычайном. Режим планового обсуждения проблемы предназначен для эффективной информационной поддержки сообщений и докладов по заранее подготовленному сценарию. Отличительной чертой работы СПР здесь является возможность реализации игровой обстановки, моделирования, высококачественного оформления материалов, телекоммуникационного и информационно-справочного обеспечения, позволяющих в процессе изложения обращаться за информацией в удаленные и локальные базы данных. При подготовке обсуждения значительную сложность представляет предварительная подготовка сценариев демонстрации (предварительная режиссерская работа), поскольку всегда сложно спрогнозировать, как изменится ход обсуждения проблемы. Наиболее характерным и специфичным для СПР является чрезвычайный режим работы. Для российской ментальности вообще, характеризуемой тем, что принятие решений зачастую осуществляется в «авральной» ситуации, актуальность этого режима особенно выражена. Предварительная подготовка материала и информации для принятия решений в чрезвычайном режиме сведена к минимуму, а состав информации, необходимой для обсуждения непредвиденно возникшей проблемы, определяется в процессе обсуждения. При чрезвычайном режиме использования СПР процесс принятия корпоративных решений носит кумулятивный характер: одномоментное (одновременное, сконцентрированное) представление руководителям наглядной информации позволяет им принять решение на качественно более высоком уровне по сравнению с традиционными способами принятия решений. Стоит заметить, что элементы чрезвычайного режима работы СПР могут возникнуть и при реализации режима планового обсуждения проблемы. Это вызвано естественным характером когнитивно-психологической организации умственной активности лиц, принимающих решения. В процессе принятия решений группой лиц существенно влияние девиационных факторов, отклоняющих линию обсуждения от заранее подготовленного общего плана. Возникают новые альтернативы, за время обсуждения меняется информация, уточняются оценочные критерии важности той или иной ситуации, вводятся новые термины и определения, появляются новые трудности описания обстановки и др. При чрезвычайном режиме работы СПР формирование сценария принятия решений практически совмещается с процессом принятия решения. Предварительно построенная модель оценки ситуации, как правило, отсутствует. Вместе с тем модель необходима, и ее надо построить оперативно на основании имеющейся «под рукой» информации. Из-за уникальности ситуации ограничена возможность использования исторических примеров. Противоречива логика происходящих событий, нет времени и возможности строить логическую или регрессионную модель. Однако некая классификация (категоризация) имеющейся и высказанной в процессе рассуждений экспертами «нелогичной» информации должна быть проведена, а ситуация как-то быстро структурирована и представлена. Классификация СЦ При классификации приводятся примеры центров, многие из которых подходят только под определение внешних СЦ, т.е. не имеющих в своем составе ССМ. Разделение систем на классы осуществляется на основании некоторых характеристик или критериев. Некоторые классификации взяты из цитируемых источников и частично дополнены. Ситуационные центры можно классифицировать 1) по составу ССМ: – на СЦ наблюдения (отображения); – аналитические СЦ; – полнофункциональные СЦ. Совмещают функции отображения, моделирования и анализа ситуаций; 2) по масштабу: – на стратегические СЦ; – оперативные СЦ; – персональные СЦ. Стратегический ситуационный центр решает сложные, масштабные, ответственные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку. Стратегические ситуационные центры настроены на объекты класса: отрасль, регион, крупное предприятие (холдинг), ведомство, сложный распределенный в пространстве процесс. Одним из примеров таких СЦ является центр стратегического моделирования IBS_CSM. Оперативный ситуационный центр решает задачи автоматической свертки оперативной информации в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оперировать «модулями» своего бизнеса в реальном масштабе времени. Оперативные ситуационные центры настроены на объекты класса: предприятие (компания), задача, процесс, кампания, проект, крупная акция, однородная функция значительных масштабов (например, обеспечение работоспособности ретрансляционного оборудования магистрали связи). Персональный ситуационный центр решает задачу экспресс-оценки ситуации, оперативного доступа к управляемому объекту и возможности первого руководителя всегда «быть в курсе» независимо от времени и места (и даже в известном смысле состояния) управляющего субъекта. Персональные ситуационные центры в определенном смысле индифферентны по отношению к масштабам управляемого объекта. Их задачи, функции и состав определяются, скорее, субъектом, решающим, какая информация ему понадобится; 3) по размещению: – на стационарные СЦ. Привязаны к конкретным помещениям, где происходит анализ ситуаций. Подавляющее большинство СЦ являются стационарными; – мобильные СЦ. Разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать различные виды связи с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами. Примером является Мобильный пункт управления для МЧС России; – виртуальные СЦ. В будущем, при улучшении каналов связи, мобильность СЦ может быть достигнута на программном уровне. При этом возможно увеличение мобильности не только технических средств, но и оперативного состава. Одним из прототипов такого СЦ может выступать виртуальная ситуационная комната для принятия решений в неопределенных и нестандартных ситуациях; 4) по степени детерминированности решаемых задач: – на слабо детерминированные. Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. К задачам этого класса можно отнести стратегический и мотивационный контроллинг; – детерминированные. К данному классу можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга; – сильно детерминированные. К данному классу можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии; 5) по целевой направленности: – на СЦ контроля. Основной задачей является наблюдение за состоянием сложного объекта или системы. Примером может служить ситуационная полиэкранная система информационной поддержки принятия решений для управления состоянием сложных, экологически опасных объектов и технологий; – СЦ управления. Основной целью его является постоянное и активное управление объектом (группой объектов). Примером могут служить АСЦ производственных предприятий; – кризисные СЦ. Активная работа СЦ осуществляется только при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций. Примером является кризисный центр концерна "РосЭнергоАтом", ситуационно-кризисный центр Минатома; – СЦ обучения. Целью работы является обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовка специалистов в области СЦ. В настоящее время создание таких СЦ только планируется; – многоцелевой СЦ. Сочетает в себе возможности различных СЦ. 6) по способу отображения ситуационной информации: – на коллективный. Использование в СЦ только экрана коллективного пользования. Примером являются СЦ, которые используются для контроля состояния множества различных устройств, объединенных в одну сеть (например, ситуационные центры компаний сотовой связи). Основной задачей функционирования является контроль всех составляющих элементов на высшем уровне и принятие решений в случае возникновения экстренных ситуаций; – индивидуальный. Использование в СЦ только индивидуальных экранов. Примером являются мобильные СЦ в боевых комплексах ПВО и ПРО, диспетчерские СЦ и распределенные системы ситуационного отображения информации (ССОИ); – коллективно-индивидуальный. Использование в СЦ экранов различного типа. К этому классу относится СЦ управления космическими полетами; 7) по универсальности: – на специальные СЦ. Подавляющее большинство СЦ не могут быть использованы в других предметных областях для решения новых задач; – настраиваемые СЦ. Программные и технические решения СЦ предназначенные для широкого использования. Примером являются программные продукты «Триумф-Аналитика» фирмы «Парус» и ситуационная комната «Галактика». В будущем к этому классу будут относиться виртуальные СЦ. Помимо предложенных классификационных признаков можно выделить следующие: по степени автоматизации оценки ситуации, по количеству помещений, по количеству персонала, по необходимому времени принятия решения, по составу технических средств, по используемым технологиям, по уровню защиты, по предметной области. Ситуационные системы активно развиваются, создается большое количество СЦ, внедряются новые информационные технологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.026 с.) |