Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянский культурно-исторический тип и его роль в истории. По данилевскому, «Россия и Европа»

Поиск

Славянский культурно-исторический тип и его роль в истории. По Данилевскому, «Россия и Европа»

Славянский культурно-исторический тип, по мнению Данилевского, наиболее ярко был воплощен в русском народе. Идеи славянофильства автор концепции доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения славянского типа. Россия не является частью Европы “ни по происхождению, ни по усыновлению” . Основой, почвой, на которой может вырасти самобытная славянская цивилизация, может стать Всеславянский союз - новая политическая система государств во главе с Россией, служащая противовесом Европе во всей ее целостности. Европа – это не одно государство, а система независимых государств. Таким образом, говорить о стремлении Европы к господству вроде бы некорректно. Но Данилевский подчеркивает, что опасность для истории заключается не в политическом господстве одного государства, а в культурном господстве одного культурно-исторического типа. Разряды культурной деятельности Данилевский вводит понятие разрядов культурной деятельности: (чем доказывает принадлежность славянства к культурно-историческому типу)

1) Деятельность религиозная ,

Религия составляет самое господствующее содержание древней русской жизни. Со стороны объективной, фактической, русскому и боль­шинству прочих славянских народов досталось православие, – быть народами богоизбранными. Со стороны субъективной, психической русские и прочие славя­не одарены жаждой религиозной истины, что подтверждается как нормальными проявлениями, так и самыми искажениями этого духовного стремления. Самый характер русских, и вообще славян, чуждый на­сильственности, исполненный мягкости, покорности, почти­тельности, имеет наибольшую соответственность с христи­анским идеалом. Религиозная сторона куль­турной деятельности составляет принадлежность славян­ского культурного типа, и России в особенности, – есть не­отъемлемое его достояние как по психологическому строю составляющих его народов, так и потому, что им досталось хранение Религиозной Истины; – это доказывается как поло­жительной, так и отрицательной стороной религиозной жиз­ни России и Славянства.

2) Деятельность культурная ,  Данилевский отмечает, что культурная деятельность славянства отстает в разы от культуры Европы. Например, в письменности почти на пять веков. Но это происходит не из-за состоятельности народа, а из-за того, что это молодой культурно-исторический тип. Затрата сил уходила на построение государственности. «Очевидно, что затрата сил должна быть пропорциональна трудности задачи; а трудность госу­дарственной задачи, выпавшей на долю русского народа, была такова, что нечего удивляться, что она длилась тысячу лет, поглощая все силы народные, когда несравненно легчайшая задача западных народов потребовала для своего совершения такого же времени.» Напряженная государственная деятельность времен Московского государства еще усилилась Петровской рефор­мой, существенный характер которой был чисто политически-государственный, а вовсе не культурный. В сущности, все было принесено в жертву государству, как оно и необходимо было по потребностям времени. Как по этой причине, так и по совершенно напрасной и вредной переделке русской жизни на иностранный лад должно признать, что реформа сама по себе была скорее препятствием, чем содействием истинному куль­турному развитию, условия для которого были бы благопри­ятнее, если бы самобытные русские культурные силы только возбуждались постепенным знакомством с европейской на­укой и европейским искусством. Так же Данилевский говорит о том, что образование и культура не успела пройти в народные массы. «Все эти соображения дают, кажется мне, вполне удо­влетворительный ответ, почему не могли до сих пор Россия и прочие славянские страны занять видные места в чисто культурной деятельности, хотя бы те способности, которы­ми они одарены природой, представляли им к этому полную возможность. Но задатки этих способностей, тех духовных сил, которые необходимы для блистательной деятельности на поприще наук и искусств, бесспорно представлены уже и те­перь славянскими народами при всех неблагоприятствовав­ших тому условиях их жизни; и мы вправе, следовательно, ожидать, что с переменой этих условий разовьются и они – в роскошные цветы и плоды.» Славянский культурный тип пред­ставил уже достаточно задатков художественного, а в меньшей степени и научного, развития, по которым мы можем, во вся­ком случае, заключить о его способности достигнуть и в этом отношении значительной степени развития, и что только от­носительная молодость племени, устремление всех сил его на другие, более насущные стороны деятельности, которые их по­глощали, – не дали славянам возможности приобрести до сих пор культурного значения в тесном смысле этого слова. Это не должно и не может приводить нас в смущение, ибо указывает на правильность хода развития.

3) Деятельность политическая

Все славянские народы, за исключением русского, или не успели основать самостоятельных государств, или, по крайней мере, не сумели сохранить своей самостоятельности и независимо­сти. Недоброжелатели Славянства выводят из этого их поли­тическую несостоятельность. Факт этот говорит, что огромное большинство славянских племен (по меньшей мере, две трети их, если не более) образовали огромное, сплошное государ­ство, просуществовавшее уже тысячу лет и все возраставшее и возраставшее в силе и могуществе, несмотря на все бури, которые ему пришлось выносить во время его долгой истори­ческой жизни. Одним этим фактом первой величины доказан политический смысл славян, по крайней мере, значительного большинства их. В этом суждении о политической неспособности славян сказывается та же недобросовестность или, в лучшем слу­чае, тот же оптический обман, как и в суждениях о мнимом недостатке единства Русского государства, потому-де, что в состав его входит, может быть, около сотни народов разных наименований. При этом забывается, что все это разнообра­зие исчезает перед перевесом русского племени, – если к каче­ственному анализу явления присоединить и количественный. Если бы все западные и юго-восточные славянские народы были бы действительно неспособны к политической жизни, то все-таки за славянским племенем вообще дóлжно было бы признать высокий политический смысл ввиду одного лишь Русского государства. Строение государства есть первая истори­ческая деятельность народа, выведенного обстоятельствами из этнографического быта, и должно быть доведено до известной степени, прежде чем начинается, собственно, так называемая культурная деятельность.

4) Деятельность общественно-экономическая

Общественно-экономический строй. В отношении к общественно-экономическому строю Россия составляет единственное обширное государство, имеющее под ногами твердую почву, в котором нет обеззе­меленной массы, в котором, следовательно, общественное здание зиждется не на нужде большинства граждан, не на не­обеспеченности их положения, где нет противоречия между идеалами политическими и экономическими. Здравость общественно-экономического строя России и составляет причину, по которой мы можем надеяться на высокое общественно-экономическое значение славянского культурно-исторического типа, имеющего еще в первый раз установить правильный, нормальный характер той отрасли человеческой деятельности, которая обнимает отношения лю­дей между собой не только как нравственных и политических личностей, но и по воздействию их на внешнюю природу, как источник человеческих нужд и потребностей, – установить не отвлеченную только правомерность в отношениях граждан, но реальную и конкретную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.011 с.)