Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел V. Перечень учебно – методического обеспечения

Поиск

Развитие речи

Прямая речь. Диалог.

Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; знать о разделительной и выделительной функциях знаков препинания в предложениях с прямой речью; схемы предложений с прямой речью; знать, что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.

Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; составлять схемы предложений с прямой речью; находить по указанным схемам предложения с прямой речью; уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему

 

Прямая речь, диалог, реплика

Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

 

 

ТЕКСТ (3 ч: 2+1 р.р.)

 

 

Текст, его особенности

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

 

Текст, его особенности

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочеты в выборе средств связи между предложениями.

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений.

 

 

 

Текст и стили речи

 

Текст, его особенности

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Выявляют особенности функциональных стилей речи.

Определяют стили речи текстов упражнений.

 

 

Развитие речи

Официально – деловой стиль речи

 

Официально-деловой стиль

Узнают особенности текстов официально – делового стиля.

Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч: 8+2 р.р.)

 

 

Слово и его лексическое значение

Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова»; понятия «однозначные» и «многозначные» слова; о прямом и переносном значении слов; понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы».

Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить слова с переносным значением в тексте; определять переносное лексическое значение слова; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам

словарный состав, лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; о прямом и переносном значении слов;  омонимы, синонимы, антонимы.

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии.

Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.

 

 

Развитие речи

Собирание материалов к сочинению.
Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя»)

Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения.

Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме

 

Выступают с устным сочинением – описанием картины.

 

 

Общеупотребительные слова

Знать об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; понятие «диалектизмы»; о роли диалектизмов в жизни людей; способы обозначения диалектизмов в толковом словаре; о роли использования диалектизмов в художественных произведениях.

Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте; разграничивать общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находить диалектизмы в толковом словаре; объяснять цели употребления диалектизмов в художественных произведениях

Общеупотребительные слова, диалектизмы, необщеупотребительные слова

Выделяют в речи общеупотребительные слова.

Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

 

 

 Профессионализмы

Знать понятие «профессионализмы»; знать сферу употребления профессионализмов; способы обозначения профессионализмов в толковом словаре; о роли использования профессионализмов в художественных произведениях.

Уметь находить профессионализмы в толковом словаре; объяснять цели употребления профессионализмов в художественных произведениях; находить и исправлять ошибки, заключающиеся в смешении профессионализмов и общеупотребительных слов; находить в тексте профессионализмы, ставшие общеупотребительными словами; находить в тексте слова, придающие ему научный характер

Профессионализмы

Различают профессионализмы.

Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре.

Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художников в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.

 

 

Диалектизмы

Знать понятие «диалектизмы»; знать сферу употребления диалектизмов; способы обозначения диалектизмов в толковом словаре; о роли использования диалектизмов в художественных произведениях.

Уметь находить диалектизмы в толковом словаре; объяснять цели употребления диалектизмов в художественных произведениях; находить и исправлять ошибки, заключающиеся в смешении диалектизмов и общеупотребительных слов; находить в тексте диалектизмы,

Диалектизмы

Различают диалектизмы.

Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.

 

 

 Развитие речи

Изло­жение (сжатое) «Собира­тель русских слов»

 

Знать прием «целевого» чтения, при котором нужный материал берется на заметку; знать об обобщенной форме передачи исходного текста.

Уметь собирать материал по литературному источнику; уметь определять основную мысль текста; озаглавливать текст; анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме)

 

 

Готовятся к написанию сжатого изложения. Пишут сжатое изложение.

 

 

 

 Исконно русские и заимствованные слова

Знать понятия «исконно русские» и «заимствованные слова»; причины появления в языке новых исконно русских слов, причины заимствования; знать о роли заимствованных слов в русском языке; о словаре иностранных слов, об этимологическом словаре.

Уметь разграничивать заимствованные и однокоренные исконно русские слова; находить заимствованные слова в тексте; подбирать однокоренные исконно русские слова к заимствованным; уметь пользоваться толковым словарем для установления иноязычного происхождения слова; определять язык — источник заимствованного слова по ситуации

Исконно русские и заимствованные слова

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.

 

 

Новые слова (неологизмы)

Знать понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.

Уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова

Неологизмы

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей.

Объясняют лексическое значение приведенных в учебнике неологизмов.

 

 

Устаревшие слова

Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях.

Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля.

Устаревшие слова, историзмы

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики.

Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.

 

 

 

Словари

 

 

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5ч: 3+1 р.р.+1 к.р.)

 

 

Фразеологизмы.

Знать понятие «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; о грамматическом изменении фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях.

Уметь находить фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; находить фразеологизмы в толковом словаре; находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов; разграничивать фразеологизмы и свободные словосочетания;

Фразеологизмы

Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания и фразеологизмы.

Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы – фразеологизмы.

 

 

Развитие речи

Источники фразеологизмов.

Знать о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов.

Уметь определять источник появления фразеологизма в языке; уметь заменять указанные свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами; употреблять фразеологизмы в речи

Этимология, фразеологические обороты

Осознают источники появления некоторых фразеологизмов.

Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант.

 

 

Систематизация и обобщение изученного по разделам «Лексика и фразеология».

Знать определения всех групп слов. Уметь определять лекси­ческое значение слова и фра­зеологизма, используя различ­ные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в кон­тексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соот­ветствии с их лексическим зна­чением и стилистическими свой­ствами. Уметь определять уме­стность употребления слов в ре­чи, в художественном тексте

Лексика, фразеология

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разделов. Определяют заимствованные слова в тексте. Указывают признаки научного стиля в тексте. Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.

 

 

Контрольная работа.

 

 

Пишут контрольный диктант

 

 

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

 

 

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 ч: 24+4 р.р.+1 к.р.)

 

 

30-31

Морфемика и словообразование

Знать предмет изучения словообразования, орфографии; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; понимать, что морфемы — значимые части слова; знать об отличии однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Уметь выделять окончания и основы слов; понимать грамматическое значение нулевого окончания имен существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; определять значения, выражаемые суффиксами и приставками

Словообразование, морфемика

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования.

Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм.

 

 

Развитие речи

Описание помещения

Знать об описании как о смысловом типе текста; структуру описания; знакомство с особенностями художественного описания (помещения).

Уметь находить основную мысль текста; анализировать тексты — описание помещения; находить элементы описания помещения в тексте; определять, как обстановка комнаты характеризует ее хозяина; понимать, как свет и точка обзора влияют на описание помещения

Художественное описание помещения

Характеризуют тексты, содержащие описания помещений.

Находят в художественных текстах элементы описания помещений.

 

 

 

33-34

 Основные способы образования слов в русском языке

Знать о морфемных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном, бессуффиксном); о способе образования слов путем сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую; знать об изменении лексического значения слова при образовании нового слова; знать, что при последовательном образовании слов друг от друга создается цепочка однокоренных слов.

Уметь определять, каким способом образовано слово; подбирать слова, образованные указанным способом; располагать однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга

Способы образования слов в русском языке

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов.

 

 

 

Этимология слов

Знать предмет изучения этимологии; понятия «этимологический разбор слов», «этимологический словарь»; знать структуру словарной статьи этимологического словаря; «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.

Уметь пользоваться этимологическим словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию)

Этимология

Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.

 

 

Развитие речи

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

Знать о теме сочинения; о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный.

Уметь определять тему сочинения; составлять простой план; составлять сложный план готового текста; перерабатывать простой план в сложный; самостоятельно подбирать материалы к описанию помещения с учетом цели описания и адресата текста

Простой план сочинения, сложный план сочинения

Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.

Пишут классное сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы.

 

 

37-38

Буквы а и о в корне –кас-   - кос -

Знать правила написания букв О — А в корне -КОС- — -КАС-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Чередующиеся гласные в корне слова

Усваивают правило написания букв а и о в корне –кас- -кос-.

 

 

39-40

Буквы а и о в корне –гар -   - гор -

Знать правила написания букв О — А в корне -ГОР- — -ГАР-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; знать изученные виды орфограмм и правила написания букв ЕИ, ОА в корнях с чередованием.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам; находить и исправлять ошибки в распределении слов с орфограммами-гласными с чередованием в корне по видам

Чередующиеся гласные в корне слова

Усваивают правило написания букв а и о в корне –гар- -гор-.

 

 

41-42

Буквы а и о в корне –зар -   - зор -

Знать перечень корней с чере­дованием гласных, уметь заме­чать    орфограммы,    ха­рактеризовать и объяснять правописание, списывать текст без ошибок, писать грамотно текст, воспринятый на слух, обращаться к словарям в слу­чае затруднения, подбирать примеры с изученными ор­фограммами

Чередующиеся гласные в корне слова

Усваивают правило написания букв а и о в корне –зар- -зор-.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.

 

 

Буквы ы-и после приставок

Знать правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Приставка, орфограмма

Усваивают правило написания букв ыи ипосле приставок.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.

 

 

44-45

Гласные в приставках пре – и при-

Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-; словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем

Приставка, орфограмма

Усваивают правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

 

 

46-47

Гласных в приставках пре- при- (трудные случаи правописания приставок)

Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-; словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем

 

Приставка, орфограмма

Анализируют тексты, объясняя условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант.

 

 

Развитие речи

Выборочное изложение

Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста).

Уметь выделять в частях исходного текста подтему (описание помещения); составлять план изложения; излагать подтему исходного текста с изменением лица

 

 

 

 

Соединительных гласных о-е в сложных словах

Знать сложение как способ образования слов; сложные слова и их строение; разбор сложных слов по составу; условия выбора соединительных О и Е в сложных словах.

Уметь выполнять разбор сложных слов по составу; подбирать однокоренные сложные слова к указанным словам; уметь правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Соединительная гласная

Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах.

Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.

 

 

Сложносокращенные слова

Знать определение сложносокращенных слов; способы сокращения; произношение сложносокращенных слов, их расшифровку; род сложносокращенного слова.

Уметь образовывать сложносокращенные слова по образцу; определять род сложносокращенного слова, образованного из начальных букв сокращенных слов; находить главное слово в словосочетании; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; уметь правильно произносить сложносокращенные слова, расшифровывать их

Сложносокращенные слова

Усваивают понятие сложносокращенные слова.

Образуют сложносокращенные слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращенные слова.

 

 

Сложносокращенные слова (согласование, употребление в речи)

Знать определение сложносокращенных слов; способы сокращения; произношение сложносокращенных слов, их расшифровку; род сложносокращенного слова.

Уметь образовывать сложносокращенные слова по образцу; определять род сложносокращенного слова, образованного из начальных букв сокращенных слов; находить главное слово в словосочетании; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; уметь правильно произносить сложносокращенные слова, расшифровывать их

 

Анализируют рисунки. Пишут диктант.

 

 

Развитие речи

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Знать особенности построения текста описательного характера; понятие интерьера; особенности описания интерьера в жилом доме.

Уметь составлять рабочие материалы к описанию картины; составлять сложный план описания; создавать текст — описание изображенного на картине

 

Описание помещения

Пишут домашнее сочинение

 

 

53-54

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знать понятия «морфемный разбор слова», «словообразовательный разбор слова»; различия между морфемным и словообразовательным разборами; порядок морфемного разбора слова; порядок словообразовательного разбора слова.

Уметь устанавливать связи слов по составу и по лексическому значению; производить морфемный и словообразовательный разбор (устный и письменный) слова

Морфемный разбор, словообразовательный разбор

Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.

 

 

55-56

Повторение и систематизация знаний по теме «Словообразование»

Уметь опознавать слова с изученной орфограммой, уметь выбрать правильное написание

 

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное (25ч: 20+3 р.р.+2 к.р.)

 

 

59-60

 

Имя существительное как часть речи

Знать, что обозначает имя существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать постоянные и непостоянные признаки существительных; о переходе собственных имен в нарицательные; синтаксическую роль существительных в предложении; знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; правило употребления и неупотребления буквы Ь на конце существительных после шипящих; правило правописания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; знать способы образования существительных.

Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять способ образования существительного; определять морфологические признаки существительных; определять синтаксическую роль существительных; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному

Части речи, имя существительное

Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль.

 

 

Развитие речи

Составление письма другу

Знать цель жанра письма-благодарности; особенности языковых средств; начало и конец письма как элемент композиции, признаки тематического и смыслового единства текста.

Уметь составлять письмо-благодарность с использованием опорных слов и словосочетаний, учитывать его адресат

Эпистолярный жанр

Пишут письмо товарищу (классное сочинение)

 

 

62-63

 Разносклоняемые имена существительные

Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения; о суффиксе -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ; осознавать, что правописание буквы И на конце слов на -МЯ в родительном, дательном и предложном падежах является также орфограммой «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных».

Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ и существительного путь; употреблять букву И на конце слов на -МЯ в родительном, дательном и предложном падежах; графически обозначать условия выбора написания

Разносклоняемые имена существительные

Распознают разносклоняемые имена существительные.

Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант.

 

 

Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ

Знать правило употребления буквы Е в безударном суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ.

Уметь употреблять существительные на -МЯ в указанных падежах; правильно писать существительные на -МЯ с изученной орфограммой; графически обозначать выбор написания

Разносклоняемые имена существительные

Усваивают правило написания буквы е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

 

 

Развитие речи

Составление устного публичного выступления о происхождении имен

Знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи.

Уметь составлять устное публичное выступление в соответствии с избранной целью; использовать рабочие материалы

Проектная работа

Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имен. Готовят устное выступление о происхождении имен. Пишут диктант.

 

 

Несклоняемые имена существительные

Знать склонение имен существительных; понятие несклоняемых существительных (наличие одной формы слова для всех падежей); лексические группы несклоняемых существительных.

Уметь находить несклоняемые существительные, соотносить их с определенной лексической группой; разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращенные); определять падеж несклоняемых существительных; правильно употреблять в речи несклоняемые существительные

Несклоняемые имена существительные

Распознают несклоняемые имена существительные.

Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.

 

 

Род несклоняемых существительных

Знать способы определения рода несклоняемых существительных (в том числе сложносокращенных слов); знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде (в том числе со сложносокращенными словами).

Уметь определять род несклоняемых существительных; согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с несклоняемыми существительными

Несклоняемые имена существительные

Определяют род несклоняемых имен существительных.

Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край.

 

 

Имена существительные общего рода

Знать группы существительных общего рода; род существительных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола; знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода.

Уметь находить существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; определять род существительных, обозначающих лиц по профессии; уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии

Имена существительные общего рода

Распознают имена существительные общего рода.

Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант.

 

 

Морфологический разбор имени существительного

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного

Морфологический разбор

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имен существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

Развитие речи

Сочинение-описание по личным впечатлениям

Знать особенности построения текста описательного характера; замысел предстоящего сочинения-описания.

Уметь создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям

Сочинени-описание

Пишут домашнее сочинение

 

 

73-74

Правописание НЕ с существительными

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Уметь правильно писать НЕ с существительными, группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять НЕ с существительными в речи

Орфограмма

Усваивают правило написания Не с существительными. Различают не- приставку, не – часть корня и не- отрицательную частицу.

 

 

75-76

Правописание согласных ч-щ в суффиксе -чик- -щик-

Знать условия выбора букв Ч и Щ в суффиксе - ЧИК, (- ЩИК); значение суффикса.

Уметь правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК); графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса

 

Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- –щик-.

 

 

Правописание гласных в суффиксах -ек- -ик-

Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК и -ИК; значение суффиксов.

Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов

 

Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных –ек- -ик-.

Выполняют упражнения , руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 

 

78-79

 

Правописание букв о-е после шипящих в суффиксах существительных

Знать условия выбора гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; значение суффиксов существительных (пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное).

Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов

 

Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.

 

 

80-81

 

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Знать и уметь различать разно­склоняемые,   несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории. Знать условия выбора изучен­ных орфограмм; уметь осуще­ствлять правильный выбор. Уметь работать с разными ти­пами словарей, наблюдать за использованием существитель­ных в создании фразеологиз­мов, метафор, сравнений худо­жественных текстов, уметь анализировать художественный текст, определяя особенности употребления в нем многознач­ных существительных, слов с переносным значением, сино­нимов, антонимов, фразеоло­гизмов, поэтических обращений

 

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

 

 

 

Имя прилагательное (28 ч.:22+4 р.р.+2 к.р.)

 

 

84-85

Имя прилагательное как часть речи

Знать характеристику имени прилагательного по значению, постоянным и непостоянным морфологическим признакам и синтаксической роли; знать правило правописания падежных окончаний прилагательных единственного числа; правило неупотребления буквы Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.

Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени прилагательному

Части речи, имя прилагательное

Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.

 

 

Развитие речи

Описание природы

Знать структуру текста типа описания; понятие «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; задачи художественного описания природы; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь определять основную мысль описания; находить языковые средства для описания природы; самостоятельно составлять текст-описание (устный и письменный) природы

Описание природы

Характеризуют тексты, содержащие описания природы.

Определяют основную мысль, структуру описания природы,; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы (классное сочинение)

 

 

87-88

 

Степени сравнения имен прилагательных

Знать понятие о степени сравнения имен прилагательных; способы образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных; знать разные способы выражения сравнения; синтаксическую роль в предложении прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения; употребление прилагательных в разных формах степеней сравнения в различных стилях речи.

Уметь находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте; правильно образовывать простую и составную формы сравнительной и превосходной степени прилагательных от исходной формы; соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения; составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения; выражать сравнения разными способами; определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения; употреблять в речи прилагательные в разных формах степеней сравнения

Степени сравнения имен прилагательных

Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имен прилагательных.

Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

 

 

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Знать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных; значение суффиксов прилагательных (неполноты качества, уменьшительно-ласкательное).

Уметь находить качественные прилагательные в тексте; образовывать от исходных качественных прилагательных все формы изменения (в том числе краткие формы и формы степеней сравнения); определять синтаксическую роль качественных прилагательных; значение суффиксов прилагательных

Разряды имен прилагательных по значению

Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные.

Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные.

 

 

Относительные прилагательные

Знать определение относительных прилагательных, смысловые значения относительных прилагательных.

Уметь находить относительные прилагательные в тексте; группировать относительные прилагательные по смысловым значениям; различать относительные и качественные прилагательные

Разряды имен прилагательных по значению

Распознают относительные имена прилагательные.

Анализируют данные в учебнике имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.

 

 

Развитие речи

Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А. С. Пушкина «Метель»)

Знать особенности выборочного изложения; структуру текста типа описания, его языковые особенности; описание природы в художественном стиле.

Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания (описание природы); писать выборочное изложение с описанием природы на основе выборки частей текста

 

 

Готовятся к написанию выборочного изложения по произведению художественной литературы.

Пишут выборочное изложение.

 

 

Притяжательные прилагательные

Знать определение притяжательных прилагательных; особенности склонения притяжательных прилагательных; употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных; знать об условиях перехода притяжательных прилагательных в качественные.

Уметь находить притяжательные прилагательные в тексте; составлять предложения с притяжательными прилагательными; разбирать их по составу; употреблять разделительный Ь в притяжательных прилагательных и графически обозначать условия его выбора; различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения; употреблять в речи прилагательные в переносном значении

Разряды имен прилагательных по значению

Распознают притяжательные имена прилагательные.

Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных.

 

 

Морфологический разбор имени прилагательного

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного

Морфологический разбор

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.

 

 

94-95

 

Правописание НЕ с прилагательными

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными.

Уметь правильно писать НЕ с прилагательными; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять НЕ с прилагательными в речи

 

Усваивают правило написания НЕ с прилагательными.

 

 

96-97

 

Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительных.

Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний

 

Усваивают правило написания букв о и ё после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.

 

 

Развитие речи

Сочинение — описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»)

Знать особенности текста — описания природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали.

Уметь описывать пейзаж по картине; создавать текст-описание

 

Устно описывают картину.

 

 

99-101

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Знать условия выбора одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных; знать слова-исключения.

Уметь правильно писать в суффиксах прилагательных Н и НН; группировать слова с изученной орфограммой по количеству букв Н в суффиксах; правильно писать буквы Е и Я в суффиксах прилагательных с корнем -ВЕТР-; образовывать краткую форму прилагательных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; находить и исправлять ошибки в распределении слов на группы

 

Усваивают правило написания одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

Различение на письме суффиксов -К- -СК-

Знать условия различения на письме суффиксов -К- и -СК- прилагательных; образование с помощью суффикса -К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса -СК- — относительных прилагательных.

Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК- прилагательных; графически обозначать условия выбора на письме -К- и -СК-

 

Усваивают правило написания суффиксов имен прилагательных –к- и –ск-.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.

 

 

105-106

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, условия слитного написания.

Уметь образовывать сложные прилагательные; подбирать однокоренные сложные прилагательные; правильно употреблять дефис в сложных прилагательных; графически обозначать условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные

Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имен прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

 

 

107-108

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

 

 

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы.

 

 

Контрольный диктант

 

 

Пишут диктант

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

Развитие речи

Устное публичное выступление о произведениях народного промысла

Знать особенности речевой ситуации, структуру публичного выступления.

Уметь создавать устное публичное выступление в соответствии с избранной целью, учитывая его адресат, особенности речевой ситуации

 

Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление.

Глагол (35ч.: 28+5 р.р.+2 к.р.)

 

 

112-114

Глагол как часть речи

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что неопределенная форма — это начальная форма глагола; знать правила написания НЕ с глаголами, безударных гласных в личных окончаниях глаголов; условия выбора буквы Ь в глаголах на -ТСЯ и -ТЬСЯ; условия выбора букв Е — И, О — А в корнях с чередованием; знать о правильном употреблении глаголов в речи.

Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к глаголу; уметь правильно употреблять глаголы в речи

Части речи, глагол

Активизируют знания о глаголе как части речи.

Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.

 

 

Развитие речи

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста

Знать композиционные элементы рассказа, его языковые особенности; обрамление рассказа.

Уметь создавать рассказ на основе изображенного на сюжетных картинках с обрамлением

 

Готовятся к написанию сочинения – рассказа.

 

 

Развитие речи

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста (по упр.465)

Знать композиционные элементы рассказа, его языковые особенности; обрамление рассказа.

Уметь создавать рассказ на основе изображенного на сюжетных картинках с обрамлением

 

Пишут сочинение – рассказ.

 

 

117-118

Разноспрягаемые глаголы

Знать особенности спряжения глаголов ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ; употребление разноспрягаемых глаголов в речи.

Уметь доказать принадлежность глагола к разноспрягаемым в форме рассуждения; уметь определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; уметь употреблять в речи глаголы ЕСТЬ и КУШАТЬ

Разноспрягаемые глаголы

Распознают разноспрягаемые глаголы.

Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях.

 

 

119-120

Переходные и непереходные глаголы

Знать особенности смыслового значения и синтаксической сочетаемости переходных и непереходных глаголов; знать о непереходности возвратных глаголов с суффиксом -СЬ (-СЯ); об употреблении в речи глаголов с суффиксом -СЬ (-СЯ).

Уметь определять переходность/непереходность глаголов; различать переходные и непереходные глаголы; находить их в тексте; составлять словосочетания с главными словами — глаголами с целью определения переходности/непереходности; находить и исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов с -СЬ (-СЯ)

 Переходные и непереходные глаголы

Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений.

 

 

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Знать понятие «наклонение глагола»; об изменении глагола по наклонениям; знать о трех наклонениях глагола; об изменении глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов одного времени в значении другого.

Уметь определять глаголы в указанной форме; определять формы глаголов, в которых они употреблены; употреблять глаголы одного времени в значении другого

Наклонения глагола

Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении.

 

 

 

122-123

Изъявительное наклонение

Знать понятие «наклонение глагола»; об изменении глагола по наклонениям; знать о трех наклонениях глагола; об изменении глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов одного времени в значении другого.

Уметь определять глаголы в указанной форме; определять формы глаголов, в которых они употреблены; употреблять глаголы одного времени в значении другого

 

Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении.

 

 

Развитие речи

Изложение (пересказ) исходного текста от лица героя

Знать композицию рассказа; порядок следования частей рассказа.

Уметь пересказывать исходный текст (в устной и письменной форме) от лица кого-либо из его героев

 

Пишут изложение на заданную тему.

 

 

125-126

Условное наклонение

Знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в условном наклонении; об образовании форм глаголов в условном наклонении; об изменении глаголов в условном наклонении; об использовании глаголов в условном наклонении в речи; знать о раздельном написании частицы БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении.

Уметь находить глаголы в условном наклонении в тексте; определять оттенки значения действий, которые обозначают глаголы в условном наклонении; образовывать глаголы в условном наклонении; определять формы, в которых употреблены глаголы в условном наклонении; различать глаголы в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в форме условного наклонения; употреблять глаголы в условном наклонении в речи; писать раздельно частицу БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении

 

Распознают глаголы в условном наклонении.

Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах.

 

 

127-129

 Повелительное наклонение

Знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении; об употреблении форм глаголов в повелительном наклонении в речи; об условиях употребления буквы Ь на конце глаголов в повелительном наклонении; об условиях выбора букв Е и И во 2-м лице во множественном числе глаголов в повелительном и изъявительном наклонении.

Уметь находить глаголы в повелительном наклонении в тексте; определять оттенки значения действий, которые обозначают глаголы в повелительном наклонении; определять способ выражения повеления; образовывать глаголы в повелительном наклонении; различать глаголы в форме 2-го лица множественного числа в изъявительном и повелительном наклонении; употреблять глаголы в повелительном наклонении в речи; группировать глаголы по наклонениям; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является морфологическое; графически обозначать условия выбора правильных написаний

 

Распознают глаголы в повелительном наклонении.

Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения.

 

 

130-131

Употребление наклонений

Знать об употреблении форм одних наклонений в значении других, об употреблении неопределенной формы глагола (инфинитива) в значении разных наклонений.

Уметь определять наклонение, в котором употреблен глагол; выражать глаголами в разных наклонениях побуждение к действию; заменять формы одних наклонений другими; употреблять формы одних наклонений в значении других; употреблять неопределенную форму глагола (инфинитив) в значении разных наклонений

 

Правильно употребляют наклонения в речи.

Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения.

 

 

Контрольный диктант

 

 

Пишут диктант

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

 

 

134-135

Безличные глаголы

Знать определение безличных глаголов, их формы, лексические значения; знать об употреблении личных глаголов в значении безличных; об употреблении безличных глаголов в речи.

Уметь определять лексические значения, выражаемые безличными глаголами; находить безличные глаголы и определять их форму; находить личные глаголы, употребленные в значении безличных; заменять личные глаголы безличными; употреблять безличные глаголы в речи

Безличные глаголы

Распознают безличные глаголы.

Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

 

 

Морфологический разбор глагола

Знать порядок морфологического разбора глагола.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола

 

Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

 

 

137-138

Развитие речи

Рассказ на основе услышанного

Знать о композиции и языковых особенностях рассказа на основе услышанного.

Уметь отбирать материал к сочинению, составлять его план; создавать текст сочинения-повествования на основе услышанного

 

Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного

 

 

139-141

Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание)

Знать условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-).

Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-); графически обозначать условия выбора правильных написаний

Словообразование, правописание

Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов.

 

 

Повторение изученного по теме «Глагол»

 

 

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.

 

 

143-144

Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»

 

 

Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

 

 

 

Местоимение (26ч.: 21+3 р.р. +2 к.р.)

 

 

147-148

Местоимение как часть речи

Знать характеристику местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; разряды местоимений; знать о текстообразующей роли местоимений; об употреблении местоимений в речи.

Уметь рассказать о местоимении в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к местоимению в форме рассуждения; находить местоимения в предложении и в тексте; определять синтаксическую роль местоимений; различать местоимения, указывающие на предмет, на признак, на количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочеты в употреблении местоимений

Части речи, местоимение

Характеризуют местоимение как часть речи.

Списывают предложения, вставляя местоимения.

 

 

Личные местоимения

Знать разряды местоимений, особенности склонения личных местоимений; правило раздельного написания предлогов с личными местоимениями; знать о букве Н у местоимений 3-го лица после предлогов; знать об употреблении местоимений ТЫ и ВЫ в речи.

Уметь правильно склонять личные местоимения; правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора написаний; употреблять местоимения ТЫ и ВЫ в речи; уметь употреблять личные местоимения для преодоления неоправданного использования одних и тех же существительных; находить и исправлять ошибки в употреблении личных местоимений

Разряды местоимений

Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант.

 

 

Возвратное местоимение себя

Знать лексическое значение и особенности склонения возвратного местоимения СЕБЯ; фразеологические обороты с местоимением СЕБЯ.

Уметь употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных и возвратного местоимений; употреблять фразеологизмы с местоимением СЕБЯ в речи

Возвратное местоимение

Распознают возвратное местоимение себя.

Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочеты в употреблении местоимений.

 

 

Развитие речи

Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица

Знать особенности рассказа как повествовательного жанра; о композиции повествования; знать главное в рассказе.

Уметь составлять собственный текст-повествование по сюжетным картинкам с включением элементов описания места действия; уметь находить и исправлять речевые недочеты — повторение личного местоимения

Разряды местоимений

Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам (домашнее сочинение)

 

 

Вопросительные местоимения

Знать особенности склонения вопросительных местоимений; об употреблении вопросительных местоимений в речи; знать о правильном ударении в падежных формах местоимения СКОЛЬКО.

Уметь правильно склонять вопросительные местоимения КТО, ЧТО, ЧЕЙ, СКОЛЬКО; уметь употреблять вопросительные местоимения в речи; соблюдать правильное ударение при склонении местоимения СКОЛЬКО

Разряды местоимений

Распознают вопросительные местоимения.

Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения.

 

 

Относительные местоимения

Знать основные различия между относительными и вопросительными местоимениями; особенности склонения относительных местоимений; об употреблении относительных местоимений в речи.

Уметь находить относительные местоимения; различать относительные и вопросительные местоимения; употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных; находить и исправлять ошибки в образовании форм местоимений

Разряды местоимений

Распознают относительные местоимения.

Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.

 

 

 

Неопределенные местоимения

Знать особенности образования и склонения неопределенных местоимений; условия выбора слитного написания НЕ в неопределенных местоимениях; условия выбора дефиса в неопределенных местоимениях; условия выбора раздельного написания приставки КОЕ- в неопределенных местоимениях; знать об употреблении неопределенных местоимений в речи.

Уметь правильно образовывать неопределенные местоимения; склонять местоимения; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять неопределенные местоимения в речи

Разряды местоимений

Распознают неопределенные местоимения.

Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределенными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.

 

 

Неопределенные местоимения

Знать особенности образования и склонения неопределенных местоимений; условия выбора слитного написания НЕ в неопределенных местоимениях; условия выбора дефиса в неопределенных местоимениях; условия выбора раздельного написания приставки КОЕ- в неопределенных местоимениях; знать об употреблении неопределенных местоимений в речи.

Уметь правильно образовывать неопределенные местоимения; склонять местоимения; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять неопределенные местоимения в речи

Разряды местоимений

Определяют способы образования неопределенных местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.

 

 

156-158

Отрицательные местоимения (образование, написание)

Знать особенности образования и склонения отрицательных местоимений; знать, что отрицательное местоимение с НИ может выражать усиление отрицания; условия выбора приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях; условия выбора слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; знать об употреблении отрицательных местоимений в речи.

Уметь правильно образовывать отрицательные местоимения; склонять местоимения; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять отрицательные местоимения в речи

Разряды местоимений

Распознают отрицательные местоимения.

Определяют способ образования отрицательных местоимений.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

 

 

161-162

Притяжательные местоимения

Знать особенности склонения притяжательных местоимений; знать об употреблении личных местоимений в значении притяжательных; о форме вежливого обращения с помощью местоимений; об употреблении притяжательных местоимений в речи.

Уметь находить притяжательные местоимения; склонять притяжательные местоимения; различать личные и притяжательные местоимения в косвенных падежах; определять синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложении; употреблять притяжательные местоимения в речи; находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений

Разряды местоимений

Распознают притяжательные местоимения.

Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях.

 

 

Развитие речи

Сочинение-рассуждение

Знать особенности текста типа рассуждения, его структуру (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Уметь создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему

 

Пишут классное сочинение – рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в предложении местоимения.

 

 

164-165

Указательные местоимения

Знать особенности склонения указательных местоимений, об употреблении предлогов О и ОБ с указательными местоимениями; знать о роли указательных местоимений в речи.

Уметь находить указательные местоимения в тексте; склонять указательное местоимение СТОЛЬКО; употреблять предлоги О и ОБ с указательными местоимениями; уметь использовать в речи указательные местоимения с целью преодоления неоправданного использования одних и тех же слов

Разряды местоимений

Распознают указательные местоимения.

Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам.

 

 

166-167

Определительные местоимения

Знать особенности склонения определительных местоимений; их отличие от указательных местоимений и прилагательных, смысловые оттенки местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ и САМ, САМЫЙ; знать об употреблении определительных местоимений в речи.

Уметь находить определительные местоимения в тексте, склонять их; определять смысловые оттенки указанных определительных местоимений; определять синтаксическую роль местоимений; употреблять определительные местоимения в речи

Разряды местоимений

Распознают определительные местоимения.

Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях.

 

 

Морфологический разбор местоимения

Знать порядок морфологического разбора местоимения.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) местоимения

Морфологический разбор местоимения

Характеризуют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение по картине

 

 

169-170

Обобщение и систематизация изученного по теме «Местоимение»

 

 

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст – рассуждение.

 

 

Контрольный диктант

 

 

Пишут контрольный диктант

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

Имя числительное (14ч: 11+2 р.р.+1 к.р.)

 

 

Имя числительное как часть речи

Знать характеристику имени числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; знать способ разграничения числительных и других частей речи с числовым значением; о роли употребления числительных в речи.

Уметь рассказать об имени числительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени числительному в форме рассуждения; уметь узнавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; уметь употреблять числительные в речи

Имя числительное

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного.

Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.

 

 

Простые и составные числительные

Знать об обозначении числа одним или несколькими словами, о делении числительных на простые и составные.

Уметь группировать числительные по количеству слов, обозначающих число; записывать числа словами

 

Распознают простые и составные числительные.

Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.

 

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Знать условия выбора мягкого знака на конце и в середине числительных; знать, что употребление буквы Ь для обозначения мягкости конечных согласных в числительных и в существительных — одна и та же орфограмма.

Уметь правильно употреблять букву Ь на конце и в середине числительных; графически обозначать условия выбора употребления буквы Ь на конце и в середине числительных; группировать слова с орфограммой — буквой Ь для обозначения мягкости согласных в существительных и слова с орфограммой — буквой Ь в середине числительных

 

Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.

 

 

Порядковые числительные

Знать значение порядковых числительных, образование, особенности склонения порядковых числительных; знать, что правописание безударных гласных в падежных окончаниях порядковых числительных и прилагательных — одна и та же орфограмма; знать об особенностях сочетания порядковых числительных с существительными, обозначающими названия месяцев, событий, праздников.

Уметь правильно склонять порядковые числительные; правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; сочетать порядковые числительные с существительными, обозначающими названия месяцев, событий, праздников

Порядковые числительные

Распознают порядковые числительные.

Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают свое объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения.

 

 

Разряды количественных числительных

Знать разряды количественных числительных (числительные, обозначающие целые числа; дробные; собирательные); различие в их значении, грамматических свойствах и особенностях употребления в речи.

Уметь определять разряд числительного по значению; группировать количественные числительные по разрядам; исправлять ошибки в распределении числительных по разрядам

Разряды количественных числительных

Определяют разряды количественных числительных.

Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведенные в упражнении, составляют текст.

 

 

Числительные, обозначающие целые числа

Знать особенности склонения количественных числительных от одного до тридцати; знать об употреблении буквы И в падежных окончаниях числительных от одиннадцати до девятнадцати; особенности склонения простых числительных сорок, девяносто, сто, обозначающих круглые десятки и сотни; особенности склонения составных числительных, числительных полтора, полтораста; знать о правильном ударении при склонении числительных полтора, полтораста.

Уметь определять способ образования числительных, падеж числительных; склонять числительные, учитывая их особенности; соблюдать правильное ударение при склонении числительных полтора, полтораста; уметь выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного

Разряды количественных числительных

Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа.

Обозначают падежи числительных в упражнениях.

Заменяют цифры словами в упражнениях

 

 

Развитие речи.

Сжатое  изложение

Знать особенности выборочного изложения.

Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания; составлять план; писать изложение на основе выборки частей текста с использованием цифрового материала

Способы сжатия

Пишут сжатое изложение по произведению художественной литературы.

 

 

Дробные числительные

Знать структуру дробных числительных, особенности их склонения; о падежной форме существительного при дробном числительном.

Уметь правильно читать арифметические примеры с дробными числительными; правильно употреблять форму существительного при дробном числительном

Разряды количественных числительных

Распознают дробные числительные.

Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант.

 

 

Собирательные числительные

Знать значение собирательных числительных; образование собирательных числительных; группы существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные; склонение собирательных числительных; правильное употребление числительных двое, трое и др., оба, обе в сочетании с существительными.

Уметь правильно склонять собирательные числительные; сочетать собирательные числительные двое, трое и др., оба, обе с существительными, предупреждать ошибки в образовании и употреблении указанных сочетаний; составлять предложения с указанными сочетаниями

Разряды количественных числительных

Распознают собирательные числительные.

Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.

 

 

Морфологический разбор числительного

Знать порядок морфологического разбора имени числительного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени числительного

Разряды количественных числительных

Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяя числительные цифрами и списывают один из абзацев.

 

 

Развитие речи.

Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»

Знать особенности речевой ситуации; структуру, языковые особенности публичного выступления-призыва.

Уметь создавать публичное выступление-призыв, учитывая его адресат, особенности речевой ситуации, используя указанные цифровые данные

Публичное выступление, публицистический стиль речи

Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!»

 

 

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное»

 

Проектная работа

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения об имени числительном как части речи, готовят сообщение. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

 

Повторение и систематизация  изученного в 6 классе (15ч: 12+2 р.р.+1 к.р.)

 

 

Разделы науки о языке

Знать единицы языка, изученные в V и VI классах, а также разделы науки о языке, изучающие эти единицы; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Уметь рассказывать о единицах языка и о разделах науки о языке, изучающих эти единицы, в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; составлять сложный план устного сообщения на лингвистическую тему

 

Систематизируют знания о разделах науки о языке.

Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке»

 

 

Орфография

Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке; знать опознавательные признаки орфограмм-букв, орфограмм — дефисов и пробелов; знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.

 

 

Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.

 

 

Орфографический разбор

Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения, по видам, по основному условию выбора; графически их обозначать; производить орфографический разбор

 

Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.

 

 

Пунктуация

Знать о взаимосвязи пунктуации и синтаксиса; знать выделительную и разделительную функции знаков препинания; виды пунктограмм в простом и сложном предложениях; знать об условиях выбора выделительных и разделительных знаков препинания.

 

Повторяют содержание изученных пунктуационных правил.

 

 

 

Пунктуационный разбор

Уметь разграничивать знаки выделения и знаки разделения; узнавать виды пунктограмм; правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях; обозначать условия выбора нужных знаков препинания; производить пунктуационный разбор

 

Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.

 

 

192-193

Развитие речи

Сочинение на выбранную тему

Знать понятия темы и основной мысли сочинения, типов текста, стилей речи.

Уметь выбирать тему сочинения; определять его основную мысль; собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; составлять сложный план; создавать собственный текст на выбранную тему; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста

 

 

 

 

Лексика и фразеология

Знать предмет изучения лексики, фразеологии; общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы; знать причины заимствования слов из других языков; неологизмы и устаревшие слова; фразеологизмы.

Уметь находить устаревшие слова в тексте, определять причину их устаревания; находить фразеологизмы в тексте и объяснять их лексическое значение

 

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке.

Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.

 

 

Словообразование, разбор слова по составу, словообразовательный анализ

Знать предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов; наиболее распространенные способы образования изученных частей речи; отличие морфемного разбора от словообразовательного.

Уметь различать формы слов и однокоренные слова; узнавать способ образования слов; выполнять частичный и полный морфемный и словообразовательный разбор

 

Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке.

Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.

 

 

Морфология

Знать понятия «часть речи», «именные части речи»; постоянные и непостоянные морфологические признаки именных частей речи, их синтаксическую функцию; глагол как часть речи; постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.

Презентация учителя

Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке.

Указывают падежи именных частей речи.

 

 

Морфологический разбор

Уметь определять формы изменения именных частей речи; определять формы, в которых употреблены глаголы; выполнять частичный и полный морфологический разбор изученных частей речи

 

Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста.

 

 

Синтаксис

Знать предмет изучения синтаксиса; структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать порядок синтаксического разбора простого и сложного предложений.

 

Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений.

 

 

Синтаксический разбор

Уметь определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять схемы простых и сложных предложений; производить частичный и полный синтаксический разбор простого и сложного предложений

 

Определяют значение выделенного слова в тексте.

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

Анализ контрольного диктанта

 

 

 

 

 

202 - 204

Резервные уроки

Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето

 

 

 


  1. Методические и учебные пособия

- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989

- Богданова Г.А. Сборник диктантов повышенной трудности.: Кн. для учителя. – СПб.: Свет, 1996

- Богданова Г.А. Уроки русского языка: 6 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987

     - Государственный образовательный стандарт по русскому языку для основной школы (2010г)

- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990

- Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам.-М.:Издательство «Экзамен»,2013

- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993

- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

- Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / авт.-сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2012.

- Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение,

-Русский язык.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2013

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.

 

  1. Дидактический материал

- Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку: Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003

- Козлова Р.П. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009

- Морозова Т.А. Русский язык. Рабочая тетрадь с печатной основой. 6 класс. – Саратов, «Лицей», 2007

- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.248 (0.027 с.)