Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемного обучения на уроках изо»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
«ТЕХНОЛОГИЯ
В определенном смысле возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличие от ранее сложившихся подходов эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательных интересов, мышления и т. д. Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция. Разработка теории и практики рассматриваемого типа обучения не означает простого усовершенствования принципов и положений традиционной дидактики или добавления к ним новых определений. Проблемное обучение — целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности.
Объяснительно-иллюстрированный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, который заключается в многократном воспроизведении (репродуцировании) действий. Его формы многообразны: графические и живописные упражнения, повторы узора элемента росписи, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся. В учебном процессе для активизации используются методы проблемного изложения: исследовательский, эвристический; их реализация стимулирует школьников к творческому добыванию знаний и поиску способов деятельности, применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Использование игровых ситуаций, творческих, импровизированных и проблемных задач, приёмов «Теории решения изобразительных задач» (ТРИЗ) помогает активизировать наблюдения. Особая разновидность учебных задач - задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений, графики, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна учащиеся постепенно переходят к созданию собственных вариаций и импровизаций. Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создаёт очень хорошие условия для развития творчества. При объяснении используется также простейшая форма решения проблемных задач - постановка перед школьниками вопросов. Учитель ставит проблемы, рассказывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяются и образ, и практический показ действий. Для решения проблемной задачи создаются новые условия, требования, подходы к решению практической работы, новая техника и художественные материалы, более широкий круг ранее усвоенных знаний и личный опыт ученика. Суть всех этих приёмов состоит в том, что детям предлагаются проблемные вопросы, содержащие противоречие и требующие решения, самостоятельного нахождения выхода. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов: например, превратить отпечаток ладони в образы, найти образ в отпечатке красок, превратить кляксу в образ, при этом, используя разную технику, можно рисовать не ворсом кисти, а её черенком, использовать рисование нитками, технику выдувания или «мыльные пузыри». Другие проблемные задачи направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых» материалов (фантиков, открыток, кусочков обоев, ткани, различных упаковок, банок, крышек, верёвок и т.п.). На занятиях изобразительным искусством всегда выступает для учащихся проблемной задачей поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т. п. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей самостоятельности, что не исключает оказания им по мере необходимости педагогической помощи. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности детей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору. Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать, как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу. Таким образом, дети привлекаются к соучастию, обмену мнениями, рассуждению. Поощрять различные точки зрения важно: каждый ребёнок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано, а маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Необходимо при этом, чтобы через весь урок проходила установка на успех. Таким образом дети обучаются анализировать своё эмоциональное состояние, контролировать его, ведь отрицательные эмоции мешают достижению успеха в обучении. На уроках изобразительного искусства используются приёмы развития критического мышления. При запуске темы урока и активизации опорных знаний учащихся можно использовать такие приёмы, как: «^ Ситуация порождения сомнения» и «Вопросительные слова». Например, при изучении темы «Чёрное и белое-- основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики» в 6 классе в начале урока необходимо задать вопрос «Тень - это силуэт?», таким образом, создаётся проблема: любая ли тень может силуэтом? Учащиеся высказывают свои мнения и, обсуждая проблему, приходят к правильному ответу: не всякая тень может быть силуэтом, а лишь та, которая правдиво и выразительно характеризует объект в зависимости от освещения, что в ходе урока при выполнении практического задания и подтверждается. В начале урока, приглашая учащихся к диалогу, рекомендуется использовать приём «Вопросительные слова». Например, на уроке в 8 классе по тем6е «Введение в искусство архитектуры» учащиеся составляют вопросы, на которые затем совместно с учителем отвечают.
ГДЕ? Где появилась архитектура? КОГДА? Когда появилась архитектура? КТО? Кто проектирует и строит здания? КАК? Как называли архитектуру в Древней Руси? КАКОЙ? Какой памятник архитектуры является Символом России? КАКИЕ? Какие средства художественной выразительности использует архитектура? ПОЧЕМУ? Почему архитектуру называют «застывшей Музыкой»? ЗАЧЕМ? Зачем нужна архитектура? Сущность проблемного урока. Проблемный урок обеспечивает повышение активности, самостоятельности субъекта в процессе получения знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. Нередко термин "проблемное обучение" отождествляют с терминами "активизация обучения", "познавательная активность", но последние характеризуют возможные приемы и методы активизации, в то время как проблемное обучение интегрирует все возможные приемы и методы активизации. Цель активизации деятельности учеников посредством проблемного обучения состоит в повышении уровня усвоения ими понятий и обучении не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения задач. Существуют различные подходы к организации проблемного обучения. Активизация учащихся может достигаться через: постановку и решение проблемных вопросов, задач, заданий; наглядность; речь. Как правило, используется их сочетание. Проблемное обучение может быть использовано на различных этапах учебного процесса. Наиболее часто на уроках математики оно используется при изучении нового материала. Ученик самостоятельно усваивает новое понятие, название которого учитель вводит после усвоения его сущности. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение гипотезы, решение проблемы с использованием гипотезы, проверка правильности решения проблемы Всей деятельностью учащихся руководит учитель, используя проблемное изложение, в основе которого лежит систематически создаваемая проблемная ситуация и решение учебных проблем. Уровень самостоятельности и активности учащихся может быть различен. С помощью применения различных методов учитель имеет возможность повысить уровень самостоятельной деятельности. Проблемное обучение может быть использовано на этапе формирования умений и навыков. В результате проверки на практике сделанных выводов, учениками открывается новая проблема, т.е. формирование умений и навыков переходит в изучение нового. С психологической точки зрения, проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей, или просто проблемой. Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, а поиск - компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а следовательно, нет и творческого мышления. Таким образом, не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы. Какую же задачу можно считать проблемной для учащихся определенного класса, каковы признаки проблемы? Признаками проблемы являются: порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения);
· ·
^ Приемы постановки проблемкой ситуации: 1) Побуждающий диалог. Направлен на развитие творческих способностей. Структура: отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Признаки:
· · · ·
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика,
· · · 3. Яркое пятно". Здесь могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, метод педагогической 4. "Актуальность". Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока лично для каждого ученика.
^ Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Этот метод целиком строится на самостоятельной работе. В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения — методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. В соответствии с возможными подходами к проблемному обучению, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решения проблемных задач, как постановка перед школьниками вопросов. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком, другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, мобилей, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным искусством поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т. п. всегда выступает для учащихся проблемной задачей. Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение данного предмета.
М. И. Махмутов условно выделяет несколько уровней проблемного обучения: уровень полусамостоятельной активности; уровень самостоятельной (продуктивной) активности; уровень творческой активности, также для проблемного обучения характерны следующие методы: 1. Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению. 2. Частично поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней. 3. Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают. Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами. Несколько примеров создания проблемной ситуации на уроках изобразительного искусства. Например: (7 класс I четверть «Изображение фигуры человека»), после освоения схемы выполнения человека в покое, учащимся предлагается нарисовать человека в движении. Зная, что в схеме человек делится на равные отрезки (от головы до талии и от талии до ног) и в состоянии покоя рисунок выполняется с головы, перед учащимся возникает проблемная ситуация: а как же быть, если человек идет, бежит, т.е. находится в движении? Такую задачу приходится решать детям в процессе рассуждения. Обсуждая данную проблему учащиеся приходят к выводу, что при изображении в рисунке движения человека самое главное - положение основной массы тела, т.е. туловища и в этой ситуации, выполнять рисунок следует не с головы, а с туловища. Таким образом, учитель вместе с детьми находит алгоритм решения проблемы. Большая самостоятельность учащихся при использовании проблемного обучения на уроке проявляется при использовании частично-поискового метода. Например: (4 класс II четверть) не называя темы урока, учитель рисует на доске две фигуры человека и задает вопрос: «Какое действие происходит между ними», таким образом, создается проблемная ситуация. В ходе размышлений дети приходят к выводу, что они могут общаться, идти, бежать и т.п. И только после этого называется тема урока, «Движение в жизни человека». Затем выясняются главные и второстепенные образы эпизода, способы выделения главного: положением, размером, цветом. Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, когда не обговаривается ни время года, ни вид деятельности. Подобные детали ученики должны обдумать самостоятельно или под руководством учителя. Наибольшая самостоятельность учащихся проявляется при использовании исследовательского метода. Например: (4 класс II четверть, тема «Год не неделя - двенадцать месяцев») при иллюстрировании сказки учитель предлагает творческое задание, а учащиеся самостоятельно их выполняют. Этот метод является высшим уровнем творческого развития. Формы проблемных уроков по изобразительному искусству: урок – проблемная лекция, эвристическая беседа, семинар – дискуссия, урок – исследование, диспут, урок – дискуссия, урок – конференция и др. Вывод: применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.013 с.) |