Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «трудный подросток» Выделяется жирным↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
При изучении подростковых проблем и истоков их появления в современном обществе и специализированной литературе часто используют понятие «трудный подросток». Поэтому, прежде чем перейти к обзору литературы по теме нашего исследования, необходимо раскрыть содержание этого термина. Итак, несмотря на извечные противоречия отцов и детей, понятие «трудные дети» впервые появилось и получило свое широкое распространение в период 20-х годов ХХ столетия. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50—60-х годах вновь появилось. Сегодня понятие «трудные дети» стало вполне привычным термином. Однако, каждый вкладывает в него свое понимание. Для полицейского трудный ребенок – это хулиган, для педагога – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый малыш. А для родителей у каждого свои представления о трудных детях и свои проблемы. При этом, те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. В обобщенном виде трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм [19, с. 507]. Страница указывается, если приводится цитата. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Формальное трактование этого термина соответствует следующему: «Трудный ребенок» - это ребенок, который по различным причинам создает воспитателю (родителю, учителю, социальному педагогу) беспокойство, трудности в работе с ним, в том числе и в учебно-воспитательной [24, с. 613] Однако, и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности использования приведенного понятия. [4] По мнению М.И.Рожкова [12], М.А.Ковальчук [17], В.Г. Степанова [42], Л.В. Мардахаева [24, 25] и пр., термин «трудные дети» не совсем удачен сам по себе. Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. В.Г.Степанов вообще рекомендует не применять его в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка [16, с.158]. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Согласно его мнения, это неотъемлемая часть процесса развития любого ребенка [4, с.71].
Возможно, что такое утверждение является верным. В течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Речь идет о том, что все люди, рано или поздно проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы. Поэтому, естественно, существует тезис, что все дети на определенном этапе своего психического развития бывают «трудными». Но в разной степени и в относительно краткий промежуток времени. Понятие «трудный» носит противоречивый характер. Если рассматривать его под углом: а по отношению к кому ребенок может быть трудным? Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Случается и обратное. Например, герой художественного произведения О,Генри «Вождь краснокожих» сам не испытывает внутренних трудностей. Зато с большими трудностями в общении с ним встречаются все окружающие. Кроме того, в литературе, посвященной подростковым проблемам, ведется речь о широком разнообразии видов испытываемых трудностей [44, с.103]. В связи с этим ведется дискуссия о целесообразности применения термина «трудный ребенок» и замены его новым. В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина «трудные дети» применяют понятие «дети с проблемами». Употребляют указанный термин в зарубежной психологии в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети», как уже упоминалось выше, звучит для самого ребенка и его родителей предосудительно. Однако нам представляется, что понятие «дети с проблемами поведения» по смыслу несколько уже, чем понятие «трудные дети». Ведь имеется достаточное количество трудных подростков, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований. Кроме того, широкое применение понятия «дети с проблемами» может исказить смысл изучаемой тематики. Ведь столкновение с проблемами как таковыми, далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Например, успешное разрешение проблемы неуспеваемости по какому-либо предмету посредством дополнительных занятий и самостоятельных усилий со стороны школьника, может стать хорошим поводом для оптимизации его поведения.
Современные отечественные ученые и практики к группе трудных относят подростков разных категорий, чье поведение принято называть девиантным. При этом, представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [22, с 23-24]. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня [22, с.24]. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, как антиобщественный образец решения конфликта [8, с.52]. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Таким образом, подытоживая результаты проведенного нами анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три основных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»: – наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. – нарушения в поведении, которые нелегко исправляются, корригируются. – необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей особого внимания и участия со стороны окружающих.
1.2. Основные проблемы «трудного» возраста
Анализ литературы, посвященной проблемам трудных детей позволяет выдвинуть тезис о том, что отклонения поведения и эмоционально-волевой сферы последних возникают с наступлением определенного возрастного периода. Например, в отечественной научной литературе большинство российских психологов руководствуется теорией деятельности. Основы теории были заложены С. Л. Рубинштейном [27, с.20], а также приводятся в трудах Л. С. Выготского [31, с.50]. Его последователи (А. Н.Леонтьев и др.) разработали деятельностный подход. В его рамках было сформулировано понятие «ведущая деятельность». По мнению перечисленных авторов, ведущая деятельность играет главную роль в развитии человека на определенном возрастном этапе, признаки которой следующие: 1) в разные периоды подросткового развития возникают и развиваются новые виды деятельности; 2) внутри ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы; 3) от ведущей деятельности во многом зависят основные психологические изменения личности ребенка.
Со сменой ведущей деятельности меняется возраст. Таким образом, для нормального возрастного развития и преодоления появляющихся трудностей требуется обеспечить, прежде всего, формирование ведущей деятельности 47, с. 201]. Теория Д.Б.Эльконина до сих пор активно обсуждается. Некоторые ученые ее не принимают, другие — уточняют. Так, в частности, Д.И.Фельдштейн ведущей деятельностью подросткового возраста считает развернутую общественно полезную деятельность (трудовую, общественно-организационную, художественную, спортивную) [47, с.202-203]. При всех своих недостатках теория Д. Б. Эльконина является работающей: на ее основе достигнут ряд практических успехов в психологической коррекции поведения трудных детей. Однако, подтверждая или оппонируя теории деятельности, в своих научных работах ученые подтверждают мнение, что большинство детских проблем – это всего лишь влияние подросткового возраста. Они часто либо вообще прекращаются, либо заметно ослабевают в более старшем возрастном периоде. Рассмотрим основные проблемы трудного возраста более подробно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий своего развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, изменяются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Подросток не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям. В связи с этим, дети и подростки в течение некоторого периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях и зачисляются в разряд трудных. Немов Р.С. определяет кризис возрастного развития как «задержку в психическом развитии человека, сопровождающуюся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера» [10, с 91]. Он также отмечает, что возрастные кризисы обычно возникают при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность - лишь способы, которыми ребенок создает новую мораль и систему ценностей. В научной литературе процесс развития детей школьного возраста условно подразделяют на два этапа: младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) и средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет). Как правило, второй этап подразделяется на подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет) и ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет) [8, с34]. Общей причиной кризисов при переходе от одного этапа к другому является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).
Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием. Но и в подростковом, и в раннем юношеском возрасте кризисные ситуации настигают школьников буквально на каждом шагу. Подростковый возраст – период их взросления, созревания, возмужания. Американский психолог А. Гезелл составил классификацию и периодизацию подросткового возраста, описав наиболее важные и характерные особенности поведения [45, с.23]. 10 лет – это, когда ребенок еще относительно уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается активная перестройка организма, ребенок становится эмоционально импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, конфликты со сверстниками, бунты против родителей. В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, происходит некоторое отдаление подростка от семьи и одновременно возрастает влияние со стороны сверстников. Главные черты этого возраста – активное проявление инициативы, забота о своей внешности и интерес к представителям противоположного пола. В 13 лет ведущим в поведении подростка становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. При этом подростки начинают активно обсуждать себя, окружающих и свои проблемы, сравнивая себя с другими, узнавать в них собственные черты. Сущность проблем пятнадцатилетних определяется возрастанием духа независимости, что способствует увеличению напряженности в отношениях подростка с другими людьми. Возрастает также потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.
В 16 лет снова наступает относительное равновесие в поведении подростка, возрастает его жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Разумеется, что такая классификация является приблизительным описанием особенностей поведенческих акцентов трудного возраста. В реальных условиях велико значение скорости созревания подростка и культурно-социальных различий. Но она дает возможность сделать вывод, что к наиболее типичным психологическим проблемам подросткового возраста относятся следующие: – трудные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми; – сложные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками; – пересмотр подходов в самоотношении, самопонимании; – формирование новых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей; – ощущение внутреннего одиночества, невыраженности, непонятости другими; – поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного и допустимого в обществе; – отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; – обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности; – переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией; – неорганизованность; – зависимость от других, низкая сила своего «Я»; – трудности в обучении; – отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях; – трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.; – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»; – чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям. Таким образом, на основании тщательного изучения научно-психологической литературы, посвященной проблемам трудных детей мы можем подтвердить правильность тезиса о том, что большая часть последних обусловлена возрастными особенностями развития ребенка.
1.3. Система работы с трудными детьми и подростками в современном российском обществе
В современном российском обществе работа с трудными детьми носит официальный характер «социального заказа» государства. Это находит отражение в построении целостной системы организации деятельности всех служб, учреждений, некоммерческих общественных объединений и других заинтересованных структур. Повышенное внимание государства к вопросам изучения и разрешения проблем ярче всего отражено в отечественном законодательстве в сфере воспитания и его совершенствовании, создании и обеспечении функционировании институтов воспитания, получения образования, формировании гражданской позиции. Так, например, в российских нормативных документах раскрываются следующие направления воспитания, принципы и способы их обеспечения соответствующими институтами: — выполнение гражданами своих обязанностей перед обществом — как ориентир для воспитания — в Семейном кодексе, федеральных законах о выборах должностных лиц и иных; — обучение и воспитание граждан по возрасту, по социальному назначению, по решению частных социально-педагогических задач — в Законах РФ «Об образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных образований» и др.; — взаимоотношения граждан с различными институтами общества и между собой — регламентирующие кодексы и другие нормативные акты [15]. Неофициальный характер «социального заказа», определяется тем, что одновременно с официальной деятельностью государства в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, традиций, совокупности норм и правил поведения, общения, взаимодействия людей и воспитания подрастающего поколения. В основе реализации неофициального социального заказа заложены принципы народной педагогики, определяющие специфику воспитательной деятельности и формирования менталитета растущего человека, которые невозможно изменить законодательно, но можно трансформировать с учетом условий воспитания и возможностей воспитателей.
Государственная система воспитания в России на сегодняшний день подразделяется на три уровня: — федеральный — общегосударственный; — региональный, определяющийся национально-территориальными (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальными (край, область, города Москва и Санкт-Петербург) образованиями субъектов РФ; — муниципальный, включающий органы управления, предприятия, учреждения, организации, и другие объекты, целевое назначение которых связано с осуществлением функций воспитательно-образовательного характера на уровне органов исполнительной власти и местного самоуправления. Функционирование государственной воспитательной системы осуществляется на основе воспитательно-образовательной политики, включающей: — ценности воспитания, адекватные социально-политической, экономической и идеологической системе общества; — нормативно-правовые основы: законодательные и иные акты, регламентирующие функционирование системы воспитания [15]; — спектр различных воспитательных организаций: общие учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы); учреждения для детей с ослабленным здоровьем, психосоматическими и (или) социальными отклонениями и (или) дефектами; учреждения для одаренных детей, а также имеющих устойчивые интересы или ярко выраженные способности; организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды, индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей, а также перевоспитанием и реабилитацией; — органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается. В пределах своей компетенции они разрабатывают стратегию воспитания и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру, обеспечивают систему воспитания необходимыми средствами и кадрами, изучают тенденции и выявляют проблемы ее развития; — определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия), финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные) и иные; — личностные (кадровые) ресурсы: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники); воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); воспитуемые различного возраста, пола и социокультурной принадлежности; — совокупность требования (санкций) к организаторам, воспитателям и воспитуемым. Для реализации функций системы воспитания и достижения задач социального воспитания поддерживаются и, при необходимости, специально создаются социальные институты, а также обеспечивается их функционирование. К социальным институтам, обеспечивающим реализацию преимущественно официального социального заказа общества и контроль над ней, относятся: — административные органы (прокуратура, суды, органы МВД, министерство образования и науки, администрация различных учреждений); — семья; — учреждения дошкольного, школьного и профессионального (начального, среднего и высшего) образования; — интернатные учреждения; — учреждения дополнительного образования; — учреждения социальной реабилитации; — исправительные учреждения; — учреждения культуры и спорта. К социальным институтам, обеспечивающим реализацию преимущественно неофициального социального заказа общества и контроль над ней, относят: — политические партии и движения; — общественные организации; — попечительские организации и советы образовательных и интернатных учреждений; — коллективы, советы коллективов [18, с. 69-70.]. Функции контроля выполняет также общественное мнение среды жизнедеятельности человека, группы по вопросам воспитания и обучения. Развитость и действенность функционирования воспитательно-образовательной системы государства зависит от ее признания различными слоями населения, а также от совершенства и успешности деятельности. Осуществляя свою деятельность на высоком, государственном и региональном уровне, все вышеперечисленные органы и структуры немало внимания уделяют проблемам подростков. Важно отметить, что их работа в области воспитания и профилактики девиантного поведения детей и подростков, несмотря на трудности, ведется, и достаточно интенсивно. Отдавая должное государственным механизмам воспитательной деятельности, рассмотрим подробнее систему форм и методов работы с трудными подростками на низовом, муниципальном уровне, непосредственно на практике определяющем эффективность решения подростковых проблем. Здесь определяющую роль играет деятельность таких учреждений и организаций, как центров социальной защиты, молодежных центров, отделов народного образования, общественных ассоциаций, комитетов по делам несовершеннолетних и т.д. При этом наиболее широко используются следующие формы работы: работа с семьей, беседы с родителями с целью изменения условий жизни ребенка и улучшения внутрисемейных отношений [18, с. 70.]. Но как было отмечено выше, именно работа с неблагополучными семьями (а большая часть девиантных подростков - выходцы из таких семей) представляет значительную трудность для педагогов, врачей, психологов. Как весьма распространенная форма отмечается проведение консилиумов, посвященных проблеме девиантного поведения, использование их для выработки или принятия целевых программ развития или коррекции поведения трудных детей. Практически во всех учебных заведениях используется включение трудных детей в работу спортивных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам. Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, детьми, родителями - заключается в организации и проведении широкого спектра дискуссий на тему о девиантном поведении, его причинах, способах профилактики и др. с целью выработки новых решений и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Многие специалисты отмечают как действенную меру снижения количества подростковых проблем практическое привлечение детей к интересной , напряженной волонтерской деятельности, где они могли бы проявить свою активность и инициативу [26, с. 36-38.]. Эти формы деятельности стали уже традиционными много лет назад, однако их реорганизация, усовершенствование и подключение инновационных технических ресурсов придало такой работе дополнительный современный импульс. Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отслеживание состояния детей и подростков, выявление детей «группы риска», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр. Свой значимый вклад в отлаженную систему работы с трудными детьми вносят также вариативные формы обучения – создание специализированных классов коррекции, классов выравнивания, обучения по индивидуальным планам. И наконец, весьма действенный вклад в систему работы с трудными детьми вносят, создаваемые повсеместно группы взаимопомощи из самих подростков, широко используемых в зарубежных школах и имеющих там большой эффект. Таким образом, изучив систему работы с трудными детьми и подростками в современном российском обществе, можно охарактеризовать весьма положительно общую эффективность используемых воспитательно-профилактических мер. Вместе с тем, понятно, что, как любая иная деятельность, направленная на воспитание будущего страны, она должна и, мы уверены, будет развиваться далее.
ВЫВОДЫ
Итак, изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд вопросов, объединенных одной темой – проблемы трудных детей Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростков, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности подростка, его проблемам, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Такое положение порождает дополнительные подростковые проблемы, что в свою очередь, поворачивает спираль неразрешимых подростковых проблем на следующий уровень. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день процессы общей гуманизации общества связывается с решением большого количества проблем воспитания молодого поколения. Истоки таких проблем закладываются еще в подростковом возрасте. Именно поэтому тема снижения уровня подростковых проблем является одной из самых актуальных в нашей стране. На основе изучения исторического развития понятия «трудные дети», комплекса научных эмпирических и практических исследований было отмечено, что в период подросткового развития педагогам, родителям, всем взрослым необходимо как можно больше внимания уделять психофизическим и морально-нравственным аспектам воспитания личности. В ходе раскрытия темы данной курсовой работы была сделана попытка дать ответы на вопросы, связанные с организацией воспитательной работы с трудными детьми, обосновать факторы, влияющие на появление, развитие и проявление различных форм отклоняющегося поведения, определить основные направления совершенствования воспитательной работы с трудными детьми, рассмотреть систему помощи трудным детям. Основной вывод, который можно вывести в заключение проведенного курсового исследования заключается в том, что в ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком на сегодняшний день педагоги должны сделать акцент на подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.
ЛИТЕРАТУРА Литература не по ГОСТУ 2008
1. Александрова, Е. Как подружиться с собственным ребенком / Е.Александрова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Воспитание. Образование. Педагогика) 2. Байярд, Роберт Д., Байярд, Джин. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Перевод с англ. А.Б. Орлова – М.: Академический Проект, 2009. – 208с. 3. Бакеева, А.С. Взрослый + ребенок: что посеешь, то и пожнешь. / А.С. Бакеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 – 219с. 4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / А. С. Белкин. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 128 с. 5. Бельский, Д.М. Молодежная преступность и ее связь с особенностями подросткового периода развития / Д. М. Бельский // Защити меня - 2012. - №2 - С.22-24. 6. Битянова, М. Трудности подросткового возраста: беседа с кандидатом психологических наук, директором Центра психологического образования «Точка Пси» М.Р. Битяновой / М. Битянова. // Обучение и карьера - 2008. - №8 - С.46-49. 7. Воронков, Б. В. Психиатрия детского и подросткового возраста / Б. В. Воронков. – СПб.: Наука и техника, 2012 – 288с. 8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие. / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Издат. центр «ВЛАДОС», 2011. – 240с. 9. Гонеев, А. Д. Работа учителя с трудными подростками / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. – М.: Академия, 2008. – 240 с. 10. Головин, А. Трудные дети под присмотром. / А. Головин // Краснодарские известия. – 2012. – 29 марта. – С.3. 11. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова., С. А. Гусова – М.: Гардарики, 2008. – 204с. 12. Девиантное поведение подростков: новые механизмы профилактики: круглый стол в Московском психолого-педагогическом университете // Не будь зависим - 2012. - №12 - С.4-5. 13. Дивасенко, К. Динамика ценностей школьника: социология молодежи / К. Дивасенко. // Социологические исследования - 2008. - №8 - С.118-123. 14. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска. / Н. Ф. Дивицына. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 351с. 15. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 176с. 16. Зевина, О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных ценностей в индивидуальном сознании / О. Г. Зевина // Вопросы психологии. – 2007. – №5. – С. 25-29. 17. Ковалева, А. И. Социализация личности; норма и отклонения. / А. И. Ковалева. – М.: Высшая школа, 2011. – 222с. 18. Колков, В.В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: учебное пособие. / В. В. Колков, Н. А. Шохина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 435с. 19. Кон, И.С. Социализация / И. С. Кон. // Философский энциклопедический словарь / Ред. колл.: С. С. Аверинцев и др. М., 2009. - 2-е изд - 603с. 20. Краковский, А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). / А. П. Краковский. – М.: Педагогика, 2010. – 271 с. 21. Лебедева, А. А. Подростковые уличные формирования / А. А. Лебедева // ОБЖ. – 2009. - №5. – С.38-43. 22. Маркевич, А. Почему они предают нас?: в чем причина девиантного поведения детей и молодежи / А. Маркевич // Нарконет. – 2009. - №2. – С.23. 23. Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками. / А. Г. Лидере - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с. 24. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 797с. 25. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2009. – 269с. 26. Миронов, С. Социальное самочувствие, или о житейском измерении социальной политики / С. Миронов // Вопросы социального обеспечения. – 2-8. - №5. – С.36-38. 27. Молодежь. Демократия. Россия: Сборник научных работ. - Вестник избирательной комиссии Краснодарского края. – Краснодар: Издательство «ЭДВИ», 2009. – 272с. 28. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях [Под общ. ред. д.э.н., профессора А. А. Шулуса] /. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 440с. 29. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. / Ф.А. Мустаева – М.: Академический Проект, 2008. – 528с. 30. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред.Л. А. Регуш. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2011. – 191с. 31. Ольшанский, Д. В. Новая педагогическая психология. / Д.В. Ольшанский - М.: Академический Проект, 2012. - 528 с. 32. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: [принят законом ЗСК от 16 июля 2008 г.] // Кубанские новости. – 2008. – 22 июля. – С.2. 33. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учебник для вузов. / Под ред Ф.А. Мустаевой. – М.: Академический Проект, 2009. – 208с. 34. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие. / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева - М.: ИНФРА-М, 2008. – 165с. 35. Психология подростка. Учебник. / Под ред. А. А. Резана. – СПб.: «ЕВРО-ЗНАК», 2010. – 480с. 36. Пятаков. Е. Подросток и криминал: устоять на краю… / Е. Пятаков // Народное образование. – 2008. - №6. – С.245-253. 37. Пятницкая, И.Н. Трудные дети – трудные взрослые: учебное пособие. / И.Н. Пятницкая, А.И.Шаталов. – М.: КНОРУС, 2011. – 120с. 38. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие. / Ф. Райс, К. Долджин. Перевод с англ. Е.И.Николаевой – СПб.: Питер, 2010. – 925с. 39. Савина, Н. Конфликты в семье – факторы криминализации подростков / Н. Савина // Народное образование. – 2008. - №5. – С.254-261. 40. Социальная работа с молодежью: учебное пособие. / Под ред. Н.Ф. Басова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 328 с. 41. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Т.Лисовского. – СПб.: Издательство СПБУ, 2010. – 198с. 42. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с. 43. Суматохин, С. Рискованное поведение детей и подростков: причины, последствия, профилактика / С. Суматохин // Воспитание школьников. – 2013. - №1. – С.42-50. 44. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. / Т. А. Фалькович– М.: ВАКО, 2012. – 256 с. 45. Федосенко, Е. В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психолога, педагогов и родителей / Е. В. Федосенко - М.: Сфера, 2009. - 320 с. 46. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителя и воспитателей. / Л. М. Фридман. – М.: Институт психологии, 2009. – 480с. 47. Чагрова, О. Без вины виноватые / О. Чагрова // Кореновские вести. – 2009. - 15 сентября. 48. Чепурных, Е. Т. Воспитание подрастающего поколения – забота общая / Е. Т. Чепурных // Воспитание школьников. – 2011. - №4. – С.2-11. 49. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М.Червонной.– М.: Логос, 2012. – 487с. 50. Яковец, Ю.В. Формирование поколений XXI века в России / Ю.В. Яковец // Социально-гуманитарные знания, 2009. - №8. – С.26-31.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.02 с.) |