Содержание книги

  1. II. Актуализация опорных знаний
  2. III. Мотивация учебной деятельности


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Мотивация учебной деятельности



III. Мотивация учебной деятельности

История создания повести. Слово учителя с элементами беседы.

Самая известная повесть Н.М. Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом, называлась она «Бедная Лиза».

Как вы думаете, почему незамысловатая, простенькая по сюжету повесть имела столь большой успех у читателей? (Читатель сострадал простым людям, сочувствовал жертвам страстей+ очень достоверным выглядел сюжет, словно заимствованный из самой жизни + усиливал это впечатление язык повести, казавшийся намного более простым и понятным, чем язык произведений классицистов: Карамзин словно заглянул в жизнь обычных людей.)

IV. Изложение нового материала.

А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести. (Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты: окрестности Симонова монастыря: река- Москва, Данилов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское).

Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? ( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и золотом куполов (потом это золото выльется в образ денег) и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Т. о. получается два мира: с одной стороны – это прекрасная естественная природа, а с другой стороны – «алчная» Москва, а между этими двумя мирами находиться река. В мифологии река – это граница между миром живых и миром мертвых. Соединить два берега невозможно, и невозможно гармоничное соединение представителей этих разных миров).

Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже? (Лиза – представительница прекрасной естественной природы; Эраст – алчной Москвы)

Вывод по 3: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе. Но давайте обратимся к самим героям и посмотрим, что же еще мешает главным героям воссоединиться.

V. Работа с повестью

Сопоставление героев:

А) Анализ образа Лизы

- Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? (Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего»).

 

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза»).

 

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

(« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать»).

 

- Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты).

- А почему Лизе пришлось работать?

 

(Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни).

 

- Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь? (Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».)

 

- Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И давайте, сразу же здесь обратимся к описанию крестьянскому быту?

- Не может быть такой речи у простой крестьянки и в избе, которые топились по черному – белая кринка, белое полотенце, чистый стакан.

Как вы думаете, зачем Карамзин идеализирует крестьян и их жизнь. (Это условность сентиментализма. Эта жизнь далека от правды, от реальности).

- Итак, давайте сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза?

Момент зарождения чувства Лизы — весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.

 

Б) Анализ образа Эраста.

-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? (Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.)

 

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? (Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу).

 

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

(Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек).

 

- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

(Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям»).

 

-Сделаем вывод: Каким предстает Эраст? Автор показывает внутренний мир Эраста, который полон добрых намерений, хочет чистых отношений и верит, что будет «жить с Лизой, как с сестрой». «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям, - думал он, и решился - по крайней мере на время — оставить большой свет». Но с другой стороны, Эраст не только как человек слабый, но именно как человек, привыкший к богатству и дорожащий им больше всего, погубил Лизу и себя.

 

- Как Н. М. Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами).

 

- Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. (Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Чисты и непорочны были их чувства. Это в момент расцвета чувств).

 

-Обратите внимание на сцену грехопадения падения Лизы: как природа реагирует? (Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается).

 

-Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

-Какова судьба героев? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст безответственный, ему безразлична судьба человека доверившему ему свои чувства, ведь не зря мы говорили, что он был слабым и ветреным. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове).

 

- Но хочу обратить ваше внимание, что героев в сентиментализме нельзя строго делить на «+» и «-», так как в героях есть черты и те и другие.

 

- Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

 

- Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире))

 

- А от чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)

 

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя?

(Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Он знаком с Эрастом! Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется даже излишне чувствительным, читая повторяющиеся «Ах!», но можно увидеть в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).

 

- Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора).

- Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? (нет, нравственные начала также не могли соединить героев)..

 

- Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности).

 

- Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

 

(Вывод: Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма:

основная тематика повести – любовная;

идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести резко противопоставляется деревня как мир, близкий к природе, к естественности, городу; идеализация патриархального быта; герои многоплановы; их чувства становятся центром повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир человека из народа богат, ему присуща врожденная нравственная чистота).

 

VI. Рефлексия

        Давайте поднимем смайлы, которые могут охарактеризовать нашу работу на уроке: веселый – отлично, улыбающийся – хорошо, грустный – плохо.

 

VII. Домашнее задание

Сопоставить в виде таблицы образ Лизы и Эраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.98.148 (0.007 с.)