Содержание книги

  1. Чайковский. "Евгений Онегин"
  2. к.– сцена в комнате Татьяны Греминой. Лир. Центр = дуэт Онегина и Татьяны "Счастье было так возможно"
  3. Воплощение лирического начала. Характеристика образов


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

к.– сцена в комнате Татьяны Греминой. Лир. Центр = дуэт Онегина и Татьяны "Счастье было так возможно"



2. Специфика жанра

"Евгений Онегин" – пятая из 10 и первая зрелая опера Чайковского. Итог исканий в этой области и новая страница в творчестве.

Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Сам Пушкин называл свой роман то как «социальный роман», то как «роман лирический и сатирический», то как «роман-исповедь», то как «романтическую поэму». Белинский считал «Е.О.» - «энциклопедией русской жизни». Из всех богатств романа Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами». В опере – чередование различных состояний, не внешние события, а переживания и чувства героев, поскольку весь сюжет в «Е.О.», как писала М. Цветаева, сводится «к трем сценам: той свече, той скамье и тому паркету».

В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Брату в ту пору Чайковский писал: «Ты не поверишь, до чего я ярюсь на этот сюжет. Как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, от всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки».

*Жанр был понят далеко не всеми. Ч. так и предполагал. Он понимал, что по меркам того времени опера была слишком камерной, образы оказались близкими современниками, а драматургия статична. Из отзывов критиков: «Опера родилась мертворожденной, слабой. Симфонист в ней беспощадно давит на вокальную сторону музыки». Кюи: «ьлскливое однообразие», «обыденность лиц и чувств».

*Исторически опера Чайковского продолжила найденное в жанре лирико-психологической оперы Дарг. в "Русалке".

3. Драматургия

Картины последовательно раскрывают образы и события, касающиеся судеб героев:

1-3 к. - Э. всех основных участников действия и драма Татьяны.

4-5 к. - драма Ленского.

6-7 к. - драма Онегина и завершение развития всех линий.

В опере 7 картин и каждая имеет свой лирический центр, раскрывает черты характер героя на данном этапе развития образа:

 

 

1 к. – в доме Лариных. Знакомство с основными героями оперы и миром, взрастившем Татьяну – гл. героиню:

     - дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы?» в духе р.быт. романса,              переходящий в квартет «Привычка свыше нам дана».

     - два хора – фон=деревенская жизнь: протяжный с запевалой и хором «Болят мои скоры ноженьки» и задорный, с плясовой мелодией «Уж как по мосту мосточку» (на мел. «Вейся, не вейся капустка»)

     - Ария Ольги «Я не способна к грусти томной»

     - приезд Ленского и Онегина - ариозо Ленского "Я люблю вас"= лир.кульминация, ариозо Онегина «Мой дядя».

2 к. - сцена письма, Характеристика образа Татьяны. Начинается с диалога с няней – противопоставление повествовательных и спокойных реплик няни и взволнованных ответов Татьяны.

3 к. – сцена объяснения О. и Т. три раздела: хор девушек «Девицы-красавицы» - сцена Онегина и Татьяны, где Онегин поет арию-отповедь «Когда бы жизнь домашним кругом» ария Онегина= лир. Кульминация - хор девушек «Девицы-красавицы».

4 к. – бал у Лариных. На фоне танцев: вальса, мазурки, менуэта и куплетов Трике разыгрывается сцена ссоры Ленского и Онегина. В конце ариозо Ленского "В вашем доме"= лир.кульминация, перерастающая в квинтет и реплики хора «Быть дуэли».

5 к. – сцена дуэли Ленского и Онегина. Чайковский фон Мекк: «разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши из-за рокового столкновения с требованиями светского взгляда на честь? Разве нет драматического положения в том, что столичный лев от скуки, от мелочного раздражения отнимает жизнь у юноши, которого он, в сущности, любит!» ария Ленского – лир. Центр реч-в «Куда, куда, куда вы удалились?» и «Что день грядущий мне готовит?»

- Дуэль, дуэт «Враги» и выстрел.

6 к. – в доме Гремина.

- полонез и ария Гремина «Любви все возрасты покорны»

- вальс = на его фоне встреча Татьяны и Онегина

- ариозо Онегина "Увы, сомненья нет" – на мелодию Татьяны Пускай погибну я» - лир. Центр.

Есть в драматургии оперы и 2 генер. кульминации:

В 5 к. - гибель Ленского

В 7 к. - сцена Онегина и Татьяны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.10 (0.005 с.)