Содержание книги

  1. Прокофьев «Ромео и Джульетта»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокофьев «Ромео и Джульетта»



Балет написан в 1935-1936 годах. Либретто Прокофьева и режиссера Радлова. Балетмейстер – Михаил Лавровский. Премьера – в 1940 г. в Кировском театре. Продолжая традиции русского классического балета Прокофьев создает совершенно новое явление в искусстве, требующее осмысления. «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Обращение к Шекспиру требовало многогранной характеристики героев, их жизненного окружения. 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших действия. Драматургия балета потребовала введения новых сцен, передающих атмосферу эпохи. Действия в танце – народное празднество во II акте и траурное шествие с телом Тибальда. Музыка раскрывает основной конфликт трагедии – столкновение светлых жизненных сил, любви Р. и Дж. с мрачным обычаем средневековья – родовой враждой. По-шекспировски композитор соединяет серьезное с комическим, возвышенное и шутовское.

Лирика балета сдержанна и чиста, характеристики предельно лаконичны, музыка необычайно зрелищна, театральна.

В основе драматургии – сцены, сочетающие пантомиму с танцем:                       1 – сольные сцены-портреты («Джульетта-девочка», «Меркуццио», «Падре Лоренцо») и сцены-диалоги («У балкона»), драматические массовые сцены («Ссора», «Бой»). В балете нет дивертисментности, вставных концертных номеров, вариаций, характерных танцев. Танцы либо характеристичны («Монтекки и Капулетти»), либо воссоздают атмосферу действия (изящные аристократические бальные танцы, жизнерадостные народные пляски). Особенность драматургии – лейтмотивы. Музыкальный портер сплетается из нескольких тем, они варьируются, но появление новых качеств образа рождает новую тему, интонационно связанную с предыдущими. Три темы любви 1) зарождение, 2) расцвет, 3) накал трагизма.

 Многогранным и сложно разработанным образом Р. и Дж. противостоит неизменный образ тупой вражды. Контрастное сопоставление – один из сильнейших драматургических приемов балета. Сцена венчания обрамлена сценой народного праздника, в последнем действии образам напряженной душевной борьбы Дж. противопоставлена утренняя серенада.

 Балет строится на чередовании небольших четко оформленных муз. номеров, но тематические связи, общие динамические линии, объединяющие несколько номеров, противостоят мозаичности и рождают построение большого симфонического дыхания, а сквозное лейтмотивное развитие создает цельность всего произведения.

 Он смотрит на старину глазами современника. менуэт и гавот – танцы французского происхождения, не соответствующие итальянской эпохе Возрождения, но передают чопорность и условную грацию в сцене бала у Капулетти. В них – ирония композитора, воссоздающего образы церемониальной эпохи, атмосфера народного празднества передана с помощью тарантеллы, колорит Италии тонко передает мандолина («Танец с мандолинами», «Утренняя серенада»). Во многих номерах, особенно жанровых фактуру и тембры подбирает в соответствии с щипковым звукоизвлечением мандолины («Улица просыпается», «Маски», «Меркуццио»).

 I акт. Вступление.

Открывается темой любви, лаконичной светлой и одновременно скорбной. Слушатель как бы входит в мир чувств героев, знакомится с чистой Дж. (2-я тема), пылким Ромео (3-я тема).

 1 сцена изображает Ромео, который бродит в предрассветный час по городу (2-я тема). Чередуются картины, рисующие утро, ссору между слугами, царит настроение беззаботного веселья. «Улица просыпается» – мелодия танцевального склада, с ровным щипковым аккомпанементом, редкие синкопы, неожиданные тональные сопоставления придают музыке особую остроту и озорство, что подчеркивает остроумная оркестровка: диалог фагота со скрипкой, гобоем, флейтой, кларнетом.

Театральность влечет за собой яркие выразительные средства. Гневный приказ герцога – угрожающая медленная поступь на остро диссонирующих звучаниях. Обобщаются тема вражды, неповоротливость мелодического движения, малая ритмическая подвижность, гармоническая скованность, звучание меди – рисуют тяжело мрачный примитивный образ.

Центр второй картины – портрет Джульетты-девочки. Гаммообразное движение, красочные броски аккордов VI, III, I – передают характер резвой шаловливой девочки.

Изящество второй темы подчеркивает ритм гавота, пластичная мелодия кларнета, 3 я тема передает тонкий лиризм. Прозрачная фактура, тембр флейты.

Завязка трагедии – бал у Капулетти. Здесь родилось чувство любви главных героев. Тибальд решает мстить Ромео, все происходит на фоне праздничного бала, каждый танец выполняет свою драматургическую функцию. Менуэт – настроение торжественности, его средняя часть – появление подруг Джульетты. «Танец рыцарей» - групповой портрет отцов. Пунктирный ритм в сочетании с тяжелой поступью баса – рождает образ воинствующей тупости и своевольного величия. Тема вражды, появляющаяся в басу, подчеркивает образную выразительность и в дальнейшем характеризует семейство Капулетти. Средний эпизод контрастирует хрупким, утонченным звучанием. Танец Джульетты с Парисом (холодность подчеркивает тембр флейты, гармонические краски).

 Жизнерадостного остроумного Меркуццио («Маски») сопровождает причудливый марш, насмешливая серенада,  скрецозное движение, наполненное фактурными, гармоническими, ритмическими неожиданностями – воплощает блеск, остроумие героя в его номере-портрете «Меркуццио».

В Мадригале появляется тема любви. Построенный на игре мажора и минора и передающий светлую печаль.

 Темы любви развиваются в большом дуэте героев – «Сцена у балкона». Здесь переплетаются лейттемы, каждое повторение более динамично и подводит к кульминации – экстатическая и торжественная мелодия «любовного танца», в коде которого звучит тема Ромео из вступления.

II акт – сильнейшие контрасты. Яркие народные пляски обрамляют сцену венчания, сверкающая атмосфера праздника сменяется трагическим поединком Меркуццио и Тибальда, затем смертью Меркуццио. Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация второго акта.

Народный танец с ритмом тарантеллы, танец с мандолинами – создают национальный колорит. Падре Лоренцо – хоральный склад, мягкость интонаций. Появление Джульетты - новая мелодия у флейты (лейттембр), которая сменяется дуэтом виолончели и скрипки со страстными говорящими интонациями.

 Мастер симфонического перевоплощения тем Прокофьев в веселой теме «Улица просыпается» во II акте придает мрачное и зловещее звучание: минорная краска, сердитые хроматизмы, тембр саксофона. Та же тема как образ страдания проходит в сцене смерти Меркуццио. Она основана на повторении темы страдания, передающей образ слабеющего человека. Огромным усилием воли он заставляет себя улыбаться – в оркестре в высоком регистре у флейты, гобоя – обрывки его тем. Перед возвращением основной мелодии – пауза. Необычность тишины подчеркивают «чужие» аккорды (d-moll, h-moll, es-moll). Ромео мстит за Меркуццио и убивает Тибальда. Его похороны – мрачное траурное шествие, ревущая медь, назойливый ритм, плотная фактура.

III акт. Ромео и Джульетта героически отстаивают свою любовь. Особое внимание уделяется образу Джульетты – развиваются темы ее портрета, новые темы, отмеченные трагической напряженностью, непрерывность сквозного развития. Вступление – на музыке приказа герцога.

 Комната Джульетты, оркестр воссоздает ощущение тишины, таинственной атмосферы ночи. Прощание Ромео и Джульетты – у флейты и челесты в сопровождении шелеста струнных проходит тема венчания.

Небольшой дуэт полон сдержанного трагизма. Появляется новая тема прощания, в ней и роковая обреченность, и живой порыв. В ее второй половине слышится активная протестующая интонация. Тема прощания иначе звучит в интерлюдии. Она несет страстный порыв, трагическую решимость, изменение фактуры, включение меди.

В сцене-диалоге Джульетты и Лоренцо, когда монах дает ей снотворное, впервые звучит тема смерти (автоматическое пульсирующие движение восьмых передает оцепенение, страх).

 В III акте почти нет жанровых элементов. «Утренняя серенада» и «Танец девушек с лилиями» введены для контраста. «Утреннюю серенаду» исполняют друзья Джульетты, не зная, что она мертва. На фоне серебряного звона струн звучит скользящая как луч мелодия. «Танец с лилиями» полон хрупкой грации. Оба номера прозрачны по фактуре. В третий раз звучит краткая роковая тема («Джульетта-девочка», «Ромео у Патера»). Мать и кормилица идут будить Джульетту, но она мертва. В высоком регистре скрипок звучит ее тема.

 Эпилог открывается сценой похорон Джульетты, мелодически развитая тема смерти у скрипок в окружении певучих голосов приобретает человеческий скорбный характер. Динамическая шкала от pp до ff. Появляется Ромео. Его смерть, пробуждение Джульетты, ее гибель, примирение родов обрисованы точными штрихами. Финал балета – гимн любви. Третья тема Джульетты в мажоре, ff. Постепенно звучность стихает, наступает умиротворение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.54 (0.006 с.)