Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прокофьев «Ромео и Джульетта»
Балет написан в 1935-1936 годах. Либретто Прокофьева и режиссера Радлова. Балетмейстер – Михаил Лавровский. Премьера – в 1940 г. в Кировском театре. Продолжая традиции русского классического балета Прокофьев создает совершенно новое явление в искусстве, требующее осмысления. «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Обращение к Шекспиру требовало многогранной характеристики героев, их жизненного окружения. 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших действия. Драматургия балета потребовала введения новых сцен, передающих атмосферу эпохи. Действия в танце – народное празднество во II акте и траурное шествие с телом Тибальда. Музыка раскрывает основной конфликт трагедии – столкновение светлых жизненных сил, любви Р. и Дж. с мрачным обычаем средневековья – родовой враждой. По-шекспировски композитор соединяет серьезное с комическим, возвышенное и шутовское. Лирика балета сдержанна и чиста, характеристики предельно лаконичны, музыка необычайно зрелищна, театральна. В основе драматургии – сцены, сочетающие пантомиму с танцем: 1 – сольные сцены-портреты («Джульетта-девочка», «Меркуццио», «Падре Лоренцо») и сцены-диалоги («У балкона»), драматические массовые сцены («Ссора», «Бой»). В балете нет дивертисментности, вставных концертных номеров, вариаций, характерных танцев. Танцы либо характеристичны («Монтекки и Капулетти»), либо воссоздают атмосферу действия (изящные аристократические бальные танцы, жизнерадостные народные пляски). Особенность драматургии – лейтмотивы. Музыкальный портер сплетается из нескольких тем, они варьируются, но появление новых качеств образа рождает новую тему, интонационно связанную с предыдущими. Три темы любви 1) зарождение, 2) расцвет, 3) накал трагизма. Многогранным и сложно разработанным образом Р. и Дж. противостоит неизменный образ тупой вражды. Контрастное сопоставление – один из сильнейших драматургических приемов балета. Сцена венчания обрамлена сценой народного праздника, в последнем действии образам напряженной душевной борьбы Дж. противопоставлена утренняя серенада. Балет строится на чередовании небольших четко оформленных муз. номеров, но тематические связи, общие динамические линии, объединяющие несколько номеров, противостоят мозаичности и рождают построение большого симфонического дыхания, а сквозное лейтмотивное развитие создает цельность всего произведения.
Он смотрит на старину глазами современника. менуэт и гавот – танцы французского происхождения, не соответствующие итальянской эпохе Возрождения, но передают чопорность и условную грацию в сцене бала у Капулетти. В них – ирония композитора, воссоздающего образы церемониальной эпохи, атмосфера народного празднества передана с помощью тарантеллы, колорит Италии тонко передает мандолина («Танец с мандолинами», «Утренняя серенада»). Во многих номерах, особенно жанровых фактуру и тембры подбирает в соответствии с щипковым звукоизвлечением мандолины («Улица просыпается», «Маски», «Меркуццио»). I акт. Вступление. Открывается темой любви, лаконичной светлой и одновременно скорбной. Слушатель как бы входит в мир чувств героев, знакомится с чистой Дж. (2-я тема), пылким Ромео (3-я тема). 1 сцена изображает Ромео, который бродит в предрассветный час по городу (2-я тема). Чередуются картины, рисующие утро, ссору между слугами, царит настроение беззаботного веселья. «Улица просыпается» – мелодия танцевального склада, с ровным щипковым аккомпанементом, редкие синкопы, неожиданные тональные сопоставления придают музыке особую остроту и озорство, что подчеркивает остроумная оркестровка: диалог фагота со скрипкой, гобоем, флейтой, кларнетом. Театральность влечет за собой яркие выразительные средства. Гневный приказ герцога – угрожающая медленная поступь на остро диссонирующих звучаниях. Обобщаются тема вражды, неповоротливость мелодического движения, малая ритмическая подвижность, гармоническая скованность, звучание меди – рисуют тяжело мрачный примитивный образ. Центр второй картины – портрет Джульетты-девочки. Гаммообразное движение, красочные броски аккордов VI, III, I – передают характер резвой шаловливой девочки. Изящество второй темы подчеркивает ритм гавота, пластичная мелодия кларнета, 3 я тема передает тонкий лиризм. Прозрачная фактура, тембр флейты. Завязка трагедии – бал у Капулетти. Здесь родилось чувство любви главных героев. Тибальд решает мстить Ромео, все происходит на фоне праздничного бала, каждый танец выполняет свою драматургическую функцию. Менуэт – настроение торжественности, его средняя часть – появление подруг Джульетты. «Танец рыцарей» - групповой портрет отцов. Пунктирный ритм в сочетании с тяжелой поступью баса – рождает образ воинствующей тупости и своевольного величия. Тема вражды, появляющаяся в басу, подчеркивает образную выразительность и в дальнейшем характеризует семейство Капулетти. Средний эпизод контрастирует хрупким, утонченным звучанием. Танец Джульетты с Парисом (холодность подчеркивает тембр флейты, гармонические краски).
Жизнерадостного остроумного Меркуццио («Маски») сопровождает причудливый марш, насмешливая серенада, скрецозное движение, наполненное фактурными, гармоническими, ритмическими неожиданностями – воплощает блеск, остроумие героя в его номере-портрете «Меркуццио». В Мадригале появляется тема любви. Построенный на игре мажора и минора и передающий светлую печаль. Темы любви развиваются в большом дуэте героев – «Сцена у балкона». Здесь переплетаются лейттемы, каждое повторение более динамично и подводит к кульминации – экстатическая и торжественная мелодия «любовного танца», в коде которого звучит тема Ромео из вступления. II акт – сильнейшие контрасты. Яркие народные пляски обрамляют сцену венчания, сверкающая атмосфера праздника сменяется трагическим поединком Меркуццио и Тибальда, затем смертью Меркуццио. Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация второго акта. Народный танец с ритмом тарантеллы, танец с мандолинами – создают национальный колорит. Падре Лоренцо – хоральный склад, мягкость интонаций. Появление Джульетты - новая мелодия у флейты (лейттембр), которая сменяется дуэтом виолончели и скрипки со страстными говорящими интонациями. Мастер симфонического перевоплощения тем Прокофьев в веселой теме «Улица просыпается» во II акте придает мрачное и зловещее звучание: минорная краска, сердитые хроматизмы, тембр саксофона. Та же тема как образ страдания проходит в сцене смерти Меркуццио. Она основана на повторении темы страдания, передающей образ слабеющего человека. Огромным усилием воли он заставляет себя улыбаться – в оркестре в высоком регистре у флейты, гобоя – обрывки его тем. Перед возвращением основной мелодии – пауза. Необычность тишины подчеркивают «чужие» аккорды (d-moll, h-moll, es-moll). Ромео мстит за Меркуццио и убивает Тибальда. Его похороны – мрачное траурное шествие, ревущая медь, назойливый ритм, плотная фактура. III акт. Ромео и Джульетта героически отстаивают свою любовь. Особое внимание уделяется образу Джульетты – развиваются темы ее портрета, новые темы, отмеченные трагической напряженностью, непрерывность сквозного развития. Вступление – на музыке приказа герцога. Комната Джульетты, оркестр воссоздает ощущение тишины, таинственной атмосферы ночи. Прощание Ромео и Джульетты – у флейты и челесты в сопровождении шелеста струнных проходит тема венчания. Небольшой дуэт полон сдержанного трагизма. Появляется новая тема прощания, в ней и роковая обреченность, и живой порыв. В ее второй половине слышится активная протестующая интонация. Тема прощания иначе звучит в интерлюдии. Она несет страстный порыв, трагическую решимость, изменение фактуры, включение меди.
В сцене-диалоге Джульетты и Лоренцо, когда монах дает ей снотворное, впервые звучит тема смерти (автоматическое пульсирующие движение восьмых передает оцепенение, страх). В III акте почти нет жанровых элементов. «Утренняя серенада» и «Танец девушек с лилиями» введены для контраста. «Утреннюю серенаду» исполняют друзья Джульетты, не зная, что она мертва. На фоне серебряного звона струн звучит скользящая как луч мелодия. «Танец с лилиями» полон хрупкой грации. Оба номера прозрачны по фактуре. В третий раз звучит краткая роковая тема («Джульетта-девочка», «Ромео у Патера»). Мать и кормилица идут будить Джульетту, но она мертва. В высоком регистре скрипок звучит ее тема. Эпилог открывается сценой похорон Джульетты, мелодически развитая тема смерти у скрипок в окружении певучих голосов приобретает человеческий скорбный характер. Динамическая шкала от pp до ff. Появляется Ромео. Его смерть, пробуждение Джульетты, ее гибель, примирение родов обрисованы точными штрихами. Финал балета – гимн любви. Третья тема Джульетты в мажоре, ff. Постепенно звучность стихает, наступает умиротворение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.54 (0.006 с.) |