Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роговый оркестр С. Н. Песчанского. СПб Петергоф Каскад.



                          Семен Кириллович Нарышкин

«Эти новые музыканты, – писал Штелин позже, в 1770 году, – играют не только идущие в медленном темпе несложные произве-     дения, но и прекрасные вновь сочиненные охотничьи песни, марши, арии, симфонии целиком – allegro, andante и presto – и другие       произведения в быстрых темпах сложнейшей гармонизации и с     пассажами… Особенно поразительно, когда фигурации и другие пас-                                               сажи, состоящие из двух - трех быстро чередующихся нот и тре-       бующие особенной точности трубачей, исполняются так свободно,          как будто бы их  играет   искусный музыкант   на   своем   инструменте».

 

             

  

             Трубы рогового оркестра 18 века. Музей музыки, СПб

 

   Трубы рогового оркестра 18 века. 213 см длина самого низкого                по тону рога, 13 см - самого высокого. Первое выступление рого-            вого оркестра состоялось в 1751 году и имело колоссальный успех               при дворе. Очень скоро роговая музыка получила широкое распростра- нение   не  только  в  Санкт-Петербурге,  но   и  по  всей  России.

  Следующие почти 100 лет - расцвет роговой музыки в Российской Империи. В этот период без выступления роговых оркестров нельзя             себе представить ни придворных балов, ни дипломатических при-        емов. В каждой дворянской усадьбе был свой роговой оркестр, состо- ящий   из  музыкально   одаренных   крепостных   крестьян.

 

 

  В 1752 году Нарышкин, к тому времени ставший придворным обер-егермейстером, устроил для императрицы Елизаветы большую              охоту при селе Измайлове под Москвой. Приглашены были «чу-               жестранные» министры и множество именитых гостей. На охоте свой роговой оркестр Нарышкин велел спрятать в лесу, и в нуж-                      ный момент рога зазвучали. Внезапно донесшиеся до ушей императ-       рицы и гостей звуки необычной красоты пленили всех, и прежде          всего Елизавету. Распознав, в чем дело, она выразила желание иметь     такой же оркестр при Дворе, а Мареша назначила «начальником ро-     говой музыки» и велела ему заняться обучением исполнителей. Так            в 1752 году родился Придворный роговой оркестр, просуществовав-       ший до 1820-х годов как штатный коллектив при императорском       Дворе.

К концу XVIII века диапазон рогового оркестра расширился, коли- чество рогов придворного оркестра возросло до девяноста. По не-обходимости они дополнялись другими духовыми, способными играть мелодию и подходящими по тембру; в некоторых пьесах эти инст-           рументы солировали (в основном это были валторны и трубы).


  В 1810 году вновь  происходит  охлаждение  интереса  к  роговой   му-зыке. К середине 1820-х из полков хоры роговой музыки имели толь-ко лейб – гвардии Конный и Конногвардейский. С конца 1830 – х инст-рументы   военных  роговых оркестров   были    переданы   на   хранение в арсенал лейб-гвардии  Преображенского полка. В 1820 – 1830-х роговые оркестры существовали при дворе Нарышкиных, Строгановых, Шереме-тевых, Разумовских, Салтыковых. Примерно к концу 1830-х роговая музыка вышла из употребления.

   В 1880 –х гг. принцем  Ольденбургским при императоре  Алексан-  дре  III  вновь создается роговый оркестр. Именно благодаря любви Александра III к духовым инструментам, в России появились многочисленные оркестры, а его тяга к музыке породила уникальный придворный коллектив, исполнявший произведения на духовых и     струнных инструментах.
 

Тяга к подобным инструментам у будущего императора была наследственной страстью: его дед Николай I всегда испытывал           слабость к валторне, флейте, корнет-а-пистоне. Имея все эти инстру- менты,      которые    он    называл    по - простому    «трубами», Николай I                                      

прекрасно  на  них   музицировал.   К  тому  же,   обладая  прекрасной музыкальной памятью и хорошим слухом, он сам сочинял музы-               ку – в основном военные марши, игру которых монарх демонстри-      ровал позже на домашних концертах в Зимнем или Аничковом дворце.
     

 

Оркестр Придворного музыкантского хора при Александре III

 

  Роговой оркестр — музыкальный коллектив, исполняющий му- зыку  на охотничьих рогах. Характерной особенностью таких оркест- ров является то, что на каждом инструменте можно издать лишь один звук хроматического звукоряда. Охотничьи рога — инструмент больше сигнальный, чем музыкальный. Как и следует из названия,          они нужны для того, чтобы перекликаться во время охоты. Каждый         рог может издать три-четыре ноты, причем три из них — в октаву.            То есть фактически нот у рога две. Но звук хорошего рога очень красив. И в середине восемнадцатого века в России родилась идея     создать роговой оркестр. Для этого нужно было изготовить мно-       жество рогов разного размера и собрать множество людей, чтобы на       них играть.

 

В роговом оркестре каждый играет единственную ноту. Две       ноты, если повезет. Чтобы сыграть даже самую простую музы- кальную фразу, нужно несколько человек и очень много трени-           ровок, чтобы исполнители вовремя “перехватывали” друг у друга      мелодию. Неудивительно, что в роговых оркестрах играли крепост-       ные и солдаты, которые в то время мало отличались от крепостных. Муштровали их очень жестоко. Тренированный оркестр звучал  великолепно, но то, что делали исполнители, не было искусством —                               это была человеческая машина. Бедные рожечники теряли собст-                      венные имена, их называли “до второй октавы” или “ля-бемоль”.            Они могли даже не знать нот; зачем, если нота в их жизни всего         одна?.. Иностранцы поражались удивительной точности игры—и при- бавляли, что такое возможно лишь в стране, где существует рабство.

 

 Роговая музыка была популярна во времена Елизаветы и Ека- терины II. Оркестры заводили в гвардейских полках, был оркестр            при дворе. Богатые аристократы следовали моде и собирали ор-         кестры в своих имениях. Горькая судьба рожечников никого не вол-      новала. Сам Ломоносов написал оду "На изобретение роговой му-      зыки". Доработкой инструментов, адаптацией музыкальных пьес и обучением рожечников занимался капельмейстер Нарышкина Иоган    Антон Мареш. Но слава досталась Нарышкину. В те времена это было обычным положением дел.

К середине XIX века популярность рогов сошла на нет. Нравы смягчались. Мучить крепостных, чтобы показать гостям эффектный аттракцион, уже не казалось дворянам хорошей идеей. Так музыка      роговых оркестров забылась. В XXI веке роговой оркестр появился      снова. Теперь в нем играют музыканты - профессионалы, и все            иначе — и подход, и понимание.

 

  Более полутора веков русской роговой музыке дивилась вся Европа. Создать нечто подобное там, в Европе, никто так и не смог,        она осталась сугубо русским явлением. «Это совершенно новая,         своеобразная музыка, с которой никакая другая не может срав-       ниться по помпезности и приятности звука…» – удивлялся историк             С.-Петербурга конца XVIII века Якоб Штелин. В России к списку восхищавшихся этим явлением должно прибавить М. Ломоносова              и Г. Державина, А. Пушкина и М. Глинку, А. Даргомыжского, П. Вя- земского, Дельвига и еще многих… Немало восторженных отзывов    оставили и зарубежные музыканты, литераторы, политики – все,           кому посчастливилось слышать роговой оркестр… 

В середине XIX века, потом в начале ХХ-го. Сначала исчезала «мода» на роговые оркестры, потом роговая музыка начинала ка-        заться и вовсе устаревшим явлением… В последний раз роговой      оркестр в России прозвучал в 1915 году в Оперном зале Народного дома императора Николая II (ныне это здание занимает Петербургский Мюзик-холл). Правда, еще два года роговой оркестр оставался      структурной единицей Придворного оркестра, но после февральской революции, в марте 1917-го роговой оркестр был упразднен. С тех                                             пор почти на сто лет утвердилось мнение, что «русское роговое           чудо» – это анахронизм, нечто музейное, что техника и методика                        игры навсегда ушли в прошлое, тогда как современная музыка –              она «движется вперед». Не отставали в этом суждении и музыкаль-        ные деятели советского времени. О роговой музыке писали как о      красивой сказке и не видели перспектив у этого вида искусства.

 

В 90-х годах XX века дирижер сценического оркестра Мариинского театра Георгий Иванович Страутман решился озвучить музейные рога            и создал Роговой оркестр Мариинского театра. Попытка оказалась неудачной, так как старые инструменты звучали плохо, и к тому                    же  музей  требовал  вернуть  их  обратно  на  экспозицию.  Но  идею возрождения рогового оркестра подхватил и продолжил валторнист      Сергей Николаевич Песчанский.

 

 

  С 2002 стали появляться афиши петербургских концертов Рого- вой капеллы, на которых слушателей поражала новизна и необыч-   ность звучания инструментов. Ничего подобного они раньше не      слышали. Поразило и мастерство музыкантов. Это особенно поразило слышавших оркестр, хотя в этом и не было ничего удивитель-                ного – ведь во-первых, все участники капеллы владели каким-либо       медным духовым инструментом, а во-вторых, до первого выступления капеллы были почти два года работы над созданием рогов, изу-         чением методики, техники игры, над слаженностью ансамбля. С       первых выступлений популярность капеллы стала расти «не по            дням, а по часам». Концерты следовали один за другим, а меньше          чем через год уже состоялись первые гастроли капеллы за границу.       Потом поездки стали чаще – и за рубеж, и по городам России…

 Только в 2002 году удалось создать в России профессиональный роговой оркестр, причем оркестр высокого класса. Инициатором и      главным «мотором» этого дела стал петербургский валторнист,       известный в городе музыкант, неуемный энтузиаст и знаток медной     духовой музыки – Сергей Николаевич Песчанский.  Ему  удалось сде- лать то, что почти сто лет не удавалось никому. В начале 2000               года он собрал вокруг себя таких же энтузиастов, как он.

  Пришлось постигать старинную технику игры, изучать доку-    менты, думать над созданием инструментов, преодолевать немало препятствий организационного плана. Два года ушло на кропотли-     вейшую работу. И вот в 2002 году в Петербурге родился коллектив     под названием «Русская роговая капелла». Это был первый за сто           лет – и в то время еще единственный – роговой оркестр в России.      Видно, нужно было, чтобы появился такой человек как Песчанский,    который самозабвенно, оставив все, чем раньше занимался, посвятил     себя незнакомому тогда даже ему самому делу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.63 (0.008 с.)