Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мелкоузорчатые переплетения. Сложные переплетения. Крупноузорчатые переплетения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мелкоузорчатые переплетения Класс мелкоузорчатых переплетений подразделяется на два подкласса:
Репсовое относится к производным полотняного переплетения. Оно образуется путем удлинения основных или уточных перекрытий: каждая нить может идти через две и более нитей другой системы. Если удлиняются перекрытия из основных нитей, возникает поперечный рубчик, если же уточная нить проходит через две и более основные нити — получается продольный рубчик. Репсовым переплетением вырабатываются ткани из хлопчатобумажных, шелковых или химических волокон. Называются они репсами. Рогожка — это двойное или тройное полотняное переплетение, которое образуется путем симметричного увеличения основных и уточных нитей. В рогожке рисунок выражен ярче, чем в полотняном переплетении. Переплетением рогожка вырабатываются в основном хлопчатобумажные и льняные ткани, а также шерстяные и полушерстяные костюмные и платьевые ткани. Ломаная саржа называется еще переплетением «елочка», так как направление саржевой полосы периодически меняется под углом 90°. Таким переплетением обычно вырабатываются шерстяные и полушерстяные костюмные и пальтовые ткани. Орнаментные переплетения относятся к подклассу комбинированных. Они создают на поверхности ткани простые узоры в виде полос, клеток, контуров. Образуются орнаментные переплетения путем чередования или сочетания простых переплетений: например, саржевого и репсового, или ломаной саржи и рогожки. Чаще всего таким образом вырабатываются шерстяные костюмные и пальтовые ткани. Креповые переплетения имеют весьма характерную мелкозернистую поверхность, которая возникает из-за разбросанных по лицевой поверхности ткани удлиненных перекрытий. Креповые переплетения применяются при выработки самых разнообразных тканей из хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и льняных волокон. Рельефные переплетения образуют на ткани рисунок с выступающими основными или уточными нитями. К рельефным переплетениям относятся вафельные, диагональные и рубчиковые. Подобные переплетения характерны для плательных и костюмных тканей, вырабатываемых из различных волокон. Просвечивающие переплетения придают тканям ажурный вид. В процессе переплетения отдельные нити основы или утка сдвигаются и разъединяются с образованием просветов. Просвечивающими переплетениями вырабатываются платьевые хлопчатобумажные ткани, по виду напоминающие вязаные полотна. Сложные переплетения Особенностью сложных переплетений является то, что они образуются из трех и более систем нитей. К ним относятся: двухлицевые, двухслойные, ворсовые, петельные, перевивочные. Двухлицевые и двухслойные переплетения применяются для выработки хлопчатобумажных тканей (сатин-трико, байка) и шерстяных драпов. Здесь кроме основной и уточной систем нитей используются дополнительные системы, благодаря которым достигается значительное увеличение толщины, плотности и улучшение теплозащитных свойств тканей. Двуслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей и могут состоять из двух отдельных тканей, соединенных между собой одной из дополнительных систем. В результате такие ткани могут иметь различные цвета и рисунки с лицевой и изнаночной сторон. Частный случай двуслойного переплетения — ткань с эффектом пике. Лицевая поверхность пике вырабатывается полотняным переплетением, дополнительная система нитей стягивает его, образуя выпуклые узоры. Ткани с ворсовым переплетением имеют на лицевой поверхности разрезной вертикально стоящий ворс, который может быть сплошным или образовывать рисунок. Ворсовые переплетения имеют три системы нитей: основную, уточную и ворсовую. Основная и уточная системы нитей могут иметь полотняное или саржевое переплетение, так как эти переплетения благодаря высокой плотности хорошо закрепляют и удерживают ворс. Ворсовые переплетения придают тканям красивый внешний вид, улучшают их теплозащитные свойства, но сильно усложняют их обработку в швейном производстве. Ворсовыми переплетениями обычно вырабатывают нарядные ткани: хлопчатобумажные — полубархат, вельвет; шелковые — бархат, панбархат, велюр, плюш. Разновидностью ворсовых переплетений являются петельное, или махровое, которое имеет неразрезной ворс в виде петель. Подобным переплетением вырабатываются ткани для полотенец, купальных халатов и простыней, а также некоторые декоративные ткани. Перевивочные, или ажурные переплетения имеют просвечивающие ячейки самых разнообразных рисунков и характеризуются большой прозрачностью. Они образуются тремя и более системами нитей. Применяются эти переплетения для выработки хлопчатобумажных и шелковых блузочных, плательных и декоративных тканей. Крупноузорчатые переплетения образуют на ткани сложные рисунки, размер и форма которых могут быть самыми разнообразными: геометрические и растительные орнаменты, сюжетные и тематические композиции и т.д. Крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются не только ткани для создания одежды, но также штучные изделия: ковры, гобелены, шпалеры, покрывала и скатерти. Вопросы для повторения 1. Что такое ткацкое переплетение, что называется раппортом ? 2. На какие классы делятся ткацкие переплетения ? 3. Какие виды ткацких переплетений относятся к простым ? 4. Какие виды ткацких переплетений относятся к мелкоузорчатым ? 5. Какие виды ткацких переплетений относятся к сложным ? 6. Какова область применения тканей с крупноузорчатым переплетением ? 2.4. Свойства тканей Каждому специалисту, работающему в области создания одежды, необходимо хорошо знать свойства тканей и материалов, из которых эта одежда производится. На свойства, внешние качества и характер поведения ткани при раскрое, шитье, носке оказывают влияние множество факторов. Первостепенное значение среди них принадлежит, безусловно, волокнистому составу ткани. Именно от волокнистого состава швейных материалов зависят их внешний вид, упругость, растяжимость, эластичность, осыпаемость, способность формоваться в процессе влажно-тепловой обработки (сутюживаться и оттягиваться) и др. Свойства тканей непосредственным образом определяются свойствами волокон, из которых они выработаны. Так, например, ткани из хлопка и льна так же, как и сами волокна, обладают превосходными гигиеническими показателями: они гигроскопичны, гипоаллергичны, имеют высокую воздухо- и теплопроводность; чистошерстяные ткани прекрасно сутюживаются и оттягиваются при влажно-тепловой обработке; ткани из синтетических волокон обладают высокой прочностью и износостойкостью и т.д. В связи со сказанным выше становится очевидным, что, работая с тканью, важно знать ее волокнистый состав. В зависимости от волокон, входящих в состав ткани, различают:
Неоднородные ткани в свою очередь делятся на три группы:
Вторым важным фактором, определяющим свойства тканей, является класс ткацкого переплетения. От вида переплетения зависят плотность ткани, ее осыпаемость, упругость, растяжимость, пластические свойства, степень усадки и способность формоваться при влажно-тепловой обработке и, что вовсе не второстепенно, эстетические показатели. А теперь рассмотрим подробно свойства ткани и других швейных материалов, которые необходимо учитывать при проектировании, раскрое, шитье и дальнейшей эксплуатации швейных изделий. Механические свойства Под механическими свойствами подразумевается способность ткани противостоять различным механическим воздействиям: многократным растягивающим нагрузкам, сжатию, изгибу, трению и т.д. Прочность ткани при растяжении — один из важнейших показателей, характеризующих ее качество. Минимальное значение растягивающей нагрузки, приводящей к нарушению целостности ткани, называется разрывной нагрузкой. Чем выше ее значение, тем более прочная ткань. Разрывная нагрузка ткани определяется с помощью специального приспособления отдельно по основе и утку. Прочность ткани при растяжении зависит от волокнистого состава, толщины нитей и пряжи, плотности переплетения и характера отделки ткани. Наибольшую прочность имеют синтетические ткани, а также ткани выработанные посредством переплетений с короткими перекрытиями (например, полотняное переплетение). Такие операции отделки тканей, как валка, аппретирование, декатировка, увеличивают прочность ткани, отбеливание и крашение приводят к некоторой потере прочности. Удлинение ткани определяется одновременно с разрывной нагрузкой. Этот показатель означает прирост образца ткани в момент разрыва. Каждая ткань обладает одновременно тремя видами удлинений: упругим, эластичным и пластичным, которые в сумме составляют полное удлинение. Величина полного удлинения зависит от волокнистого состава, строения и отделки ткани. Соотношение величин упругого, эластичного и пластичного удлинений определяет качество ткани. Если ткань обладает большей долей упругого удлинения, она мало сминается, а возникающие в процессе эксплуатации замины быстро исчезают. Упругие ткани трудно поддаются влажно-тепловой обработке, но хорошо сохраняют форму изделия. Наибольшую упругость имеют ткани из синтетических волокон и из смеси шерсти с лавсаном. Если преобладает эластичное удлинение, то замины, возникающие при носке одежды, исчезают постепенно — одежда отвисает. Наибольшим значением эластичного удлинения обладают ткани из натуральных волокон животного происхождения — шерсть и шелк. Ткань с большим значением пластического удлинения сильно сминается, одежда быстро теряет форму. Такими свойствами отличаются ткани из натуральных волокон растительного происхождения и вискоза. При одинаковом волокнистом составе удлинение ткани зависит от ее строения, т.е. от толщины и крутки пряжи или образующих ткань нитей, а также от плотности ткацкого переплетения. Чем больше толщина и крутка пряжи и плотность переплетения нитей, тем большей упругостью обладает ткань. Увеличить показатель упругости можно благодаря отделке, обрабатывая ткани с низким значением упругого удлинения специальными формальдегидными препаратами и синтетическими смолами. Драпируемость ткани — это способность ее образовывать мягкие, округлые складки. Это свойство определяется жесткостью или гибкостью ткани, т.е. способностью сопротивляться изменению формы или легко ему подчиняться. Жесткость и гибкость ткани зависят от волокнистого состава, строения ткани и видов ее отделки. Неплотные ткани, выработанные из тонких волокон и слабокрученой пряжи, характеризуются значительной мягкостью и гибкостью и высокой способностью драпироваться. Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани крепового переплетения, мягкие суконные ткани. Хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются значительно хуже. Самая же низкая способность создавать мягкие складки принадлежит синтетическим плотным тканям. Износостойкость — это способность ткани противостоять ряду разрушающих факторов, имеющих механическую, физическую, химическую и биологическую природу. К таким фактором можно отнести изгиб, трение, растяжение, сжатие, действие света, температуры (особенно ее перепадов), влаги, химических препаратов, а также микроорганизмов и низших грибов. Под действием многократно повторяющихся механических воздействий (сжатие, растяжение, кручение, изгиб) происходит расшатывание структуры ткани и нитей. В изделиях накапливаются пластические деформации, ткани растягиваются, одежда теряет форму. Волокна постепенно выпадают, уменьшаются толщина и плотность ткани, ткань разрушается. Высокой стойкостью к механическим воздействиям обладают синтетические ткани и ткани атласного и сатинового переплетения, имеющие удлиненные перекрытия. К разрушению ткани ведет также нарушение режима влажно-тепловой обработки. При слишком высокой температуре при утюжке может возникнуть опал ткани, который снижает ее прочность на 50%. Наибольшую стойкость к действию высоких температур имеют ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон. Физические свойства ткани К физическим (гигиеническим свойствам тканей относятся : гигроскопичность, воздухо-, водо- и паропроницаемость, пылеемкость, электризуемость и т.д. Требования, предъявляемые к физическим свойствам тканей определяются их назначением и зависят от волокнистого состава, строения и отделки тканей. Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу окружающей среды. Гигроскопичность необходима для бельевых и летних тканей. Хорошей гигроскопичностью обладают ткани из хлопка, натурального шелка, вискозы и, особенно, льна. Самые худшие показатели этого свойства имеют синтетические и ацетатные ткани. Гигроскопичность снижается у всех тканей при обработке их различными аппретирующими растворами, а также при нанесении на них пленочных покрытий. Паро- и водопроницаемость —это способность ткани впитывать влагу и выделять водяные пары, выделяемые телом человека. Как и гигроскопичность, эти свойства наиболее выражены у тканей из натуральных волокон: льна, хлопка, шелка. Воздухопроницаемость — свойство, определяющее способность ткани пропускать воздух. Лучше всего «дышат» неплотные, тонкие ткани из натуральных волокон или ткани, выработанные ажурными переплетениями. Это свойство особенно важно для тканей летнего ассортимента. Пропитка аппретирующим составом и нанесение пленочных покрытий значительно ухудшают воздухопроницаемость тканей. Пылеемкость — это способность тканей загрязняться. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, плотности ткани, ее отделки и характера лицевой поверхности. Быстрее всего загрязняются рыхлые шерстяные ткани с рельефной поверхностью — с начесом, ворсом, с эффектом «букле». Теплозащитные свойства особенно важны для тканей зимнего ассортимента. Лучше всего сохраняют тепло, «греют» шерстяные ткани, ткани же из льняных волокон наиболее прохлодны. Процессы валки, ворсования, а также применение сложных многослойных переплетений увеличивают теплозащитные свойства тканей. Электризуемость — это свойство тканей накапливать на своей поверхности статическое электричество, которое возникает при неизбежном трении и соприкосновении текстильных материалов с кожей человека и другими предметами. Больше всего электризуются ткани из синтетических волокон. Высокая электризуемость материалов осложняет процесс изготовления их них изделий, способствует их быстрому загрязнению (частички пыли буквально «прилипают» к наэлектризованной ткани). Кроме того, электрические разряды вызывают у человека неприятные ощущения при носке одежды, и даже могут оказывать отрицательное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы. Для уменьшения элекризуемости ткани обрабатываются антистатическими поверхностно-активными веществами. Технологические свойства Технологические свойства — это те качества ткани, которые могут проявляться в процессе швейного производства: при раскрое, шитье, влажно-тепловой обработке. К наиболее важным из них относятся: скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка ткани, ее способность к формованию при влажно-тепловой обработке, Скольжение ткани значительно усложняет раскрой и стачивании швейных изделий. Это свойство в основном зависит от характера поверхности ткани, т.е. от вида ткацкого переплетения — ткани, выработанные атласным и сатиновым переплетениями, имея гладкую поверхность, наиболее скользкие. Высокое скольжение также у шелковых и вискозных тканей. Осыпаемость ткани — это способность нитей выпадать из открытых срезов, образовывая бахрому. Осыпаемость определяется видом переплетения, плотностью и отделкой ткани. Сильнее всего осыпаются ткани, выработанные переплетениями, имеющими удлиненные перекрытия, например сатиновые и атласные, а также неплотными простыми переплетениями. Такие операции отделки тканей, как аппретирование, прессование, валка, нанесение пропиток, уменьшают их сыпучесть. Прорубаемость ткани определяет ее свойство повреждаться при образовании машинной строчки. Повреждения ткани иглой называются прорубами. В местах прорубов нарушается целостность ткани и снижается ее прочность. Прорубаемость зависит от строения и характера отделки ткани, от состояния иглы стачивающей машины и от соответствия номера иглы и номера нитей виду ткани. Практически не прорубаются пушистые, рыхлые ткани и малоплотные ткани из сильно крученой пряжи и нитей, так как в этих случаях игла легко попадает в пространство между нитями, не разрушая последних. Сильно прорубаются плотные ткани полотняного переплепения, а также ткани аппретированные и имеющие пропитки. При стачивании легкопрорубаемых тканей необходимо использовать тонкую иглу с острым концом и уменьшить частоту машинной строчки. Усадка, ткани — это уменьшение ее размеров под действием тепла и влаги при стирке, замачивании и в процессе влажно-тепловой обработки. Усадка может привести не только к уменьшению размеров швейного изделия, но и искажению его формы и деталей. Ткани могут давать усадку либо по основе, либо по основе и утку одновременно. Основной причиной усадки является то, что на всех этапах текстильного производства нити и пряжа сильно натягиваются (особенно по основе). Это натяжение закрепляется аппретированием. Во время увлажнения аппрет смывается и натяжение ослабевает — длина нити уменьшается. Минимальную усадку имеют ткани синтетические, наибольшую — ткани из натуральных волокон: хлопка, льна, шерсти. Для уменьшения усадки ткани подвергаются следующим операциям: декатировке, обработке на специальных усадочных машинах, специальной безусадочной или малоусадочной отделке. Способность к формованию при влажно-тепловой обработке характеризует пластичность ткани. В процессе швейного производства определенные участки ткани нуждаются в сутюживании (принудительной усадке) или оттягивании (принудительном растягивании) для придания изделию желаемой формы. Пластические свойства ткани зависят от ее волокнистого состава, плотности и отделки. Лучше всего формуются рыхлые суконные чистошерстяные ткани. При смешении шерстяных волокон с синтетическими способность ткани формоваться уменьшается. Плохими пластическими свойствами отличаются плотные «сухие» ткани. Необходимо учитывать, что существуют ткани, которые вовсе не подлежат влажно-тепловой обработке — это ткани с выпуклым рельефным рисунком и имеющие короткий вертикально стоящий ворс (велюр, бархат, вельвет и др.). Оптические свойства Под оптическими свойствами ткани подразумевается ее внешний вид: фактура (характер поверхности), блеск или матовость, прозрачность, колорит, окраска, рисунок и др. Оптические свойства зависят от волокнистого состава, вида ткацкого переплетения и особенно от отделки. По виду отделки ткани различают: суровые (не прошедшие процесс отбеливания), отбеленные, гладкокрашеные (равномерно окрашенные в один цвет), с набивным рисунком, пестротканые (вытканные из разных по цвету нитей), меланжевые (выработанные из меланжевой пряжи). Оптические свойства не оказывают влияния на прочность, долговечность, удобство, гигиеничность ткани, и тем не менее учитывать их при проектировании одежды необходимо, ведь именно они определяют соответствие ткани требованиям моды. Вопросы для повторения 1. Как группируются ткани по волокнистому составу? 2. Какие факторы определяют свойства тканей? 3. Какие свойства характеризуют качество тканей и для чего необходимо их знание? 4. Какие свойства относятся к механическим, что они определяют и от чего зависят ? 5. Какие свойства относятся к физическим, что они определяют и от чего зависят ? 6. Какие свойства относятся к технологическим, что они определяют и от чего зависят ? 7. Каково значение оптических свойств ткани? .5. Утепляющие материалы В швейном производстве при изготовлении изделий зимнего ассортимента широко используются разнообразные утепляющие материалы. К ним относятся: натуральный мех, искусственный мех, вата, ватин, синтепон и др. Эти материалы используются для улучшения теплозащитных свойств и для создания объемных («дутых») форм верхней одежды. Натуральный мех Натуральный мех — это выделанные шкурки пушных и морских зверей, домашних животных и меховых птиц. В строении шкурок различают волосяной покров и кожевую ткань. Выделка меха включает в себя комплекс химических и физических воздействий, в результате которых кожевая ткань приобретает эластичность, хорошую растяжимость стойкость к влаге, а волосяной покров — пышность и мягкость. Свойства меха складываются из свойств волосяного покрова и кожевой ткани. К основным свойствам волосяного покрова относятся: цвет, блеск, высота, густота, мягкость, упругость, свойлачиваемость. По цвету шкурки бывают натуральные и крашеные. Натуральный цвет меха — белый, серый, черный, рыжий, коричневый, бурый, голубой. Натуральная окраска у одних животных сравнительно однородная, у других — пятнистая. Красят шкурки для получения более однородного или декоративного цвета, либо для имитации вида дешевого меха под дорогой. Блеск волоса улучшает внешний вид меха и увеличивает ero ценность. Блеск зависит от условий жизни животного, времени его убоя и качества выделки шкурки. Высота, густота и мягкость волоса — самые важные показатели ценности меха, определяющие его красоту и теплозащитные свойства. Эти качества зависят от породы животного и времени его убоя. По высоте волосяного покрова шкурки делятся на: длинноволосые — от 4 до 10 см (лиса, песец, волк), средневолосые — от 2 до 4 см (норка, кролик), коротковолосые — до 2 см (крот). Упругость волосяного покрова — это способность восстанавливать свой вид после смятия. Свойлачиваемость — способность волоса сваливаться в процессе носки. Это свойство значительно ухудшает внешний вид шкурки, уменьшает теплозащитные качества и износостойкость меха. Кожевая ткань должна быть мягкой, эластичной, прочной, стойкой к воздействию влаги. Все эти свойства определяются, главным образом, качеством выделки шкурки. Перечисленные выше свойства натурального меха, а также уникальность животных, шкура которых используется для его получения, определяют ценность меха. К наиболее ценным видам пушных зверей относятся: соболь, куница, норка, горностай, лисица, песец, морской котик, овца (из шкурок 1—3 дневных ягнят получают каракуль). Искусственный мех Искусственный мех — это текстильное изделие, имитирующее натуральный мех. Искусственный мех по своим теплозащитным свойствам, а также износостойкости и внешнему виду волосяного покрова уступает натуральному, но он более дешев и доступен для массового производства одежды. По способу производства искусственный мех бывает на трикотажной основе, тканый мех, полученный ворсовым переплетением, мех с клеевым закреплением ворса и мех с прошивным способом закрепления ворса на готовой ткани. Мех на трикотажной основе вырабатывается вязанием, в процессе которого в основание петли попадают волокна, образующие ворс. Для получения грунта при вязании меха используют в основном хлопчатобумажную пряжу. Ворс вырабатывается из волокон различного химического состава: синтетических волокон в чистом виде или в смеси с натуральными и искусственными волокнами. Отделка меха включает в себя проклеивание трикотажной основы, выпрямление, стабилизацию и стрижку ворса, аппретирование ворса для придания ему водоотталкивающих свойств. Мех на тканной основе вырабатывается ворсовым переплетением. В качестве уточной и основной систем используется хлопчатобумажная крученая пряжа. Ворс образуется из вискозных, ацетатных, синтетических волокон и синтетических волокон в сочетании с искусственными. В процессе отделки меха могут производиться крашение, печатание по ворсу разнообразных рисунков, аппретирование, дублирование поролоном, пропитка основы латексом. Некоторые виды меха (например, искусственный каракуль) вырабатывают путем наклеивания ворса на тканую основу. Искусственный мех получают также прошиванием готовой ткани ворсовой нитью с последующим разрезанием образовавшихся петель и прочесыванием. Такой мех используется в основном в качестве подкладочного материала. Вата, ватин, синтепон Для утепления одежды зимнего ассортимента в качестве прокладочных материалов могут использоваться вата, ватин, синтепон. Вата, применяемая как утепляющая прокладка, чаще всего бывает хлопчатобумажной и вырабатывается из коротковолокнистого хлопка с примесью отходов прядения и утильных волокон, полученных из изношенной одежды. Реже применяется шерстяная вата, которая изготавливается из отходов овечьей шерсти, верблюжьего пуха, козьего пуха, восстановленной (утильной) шерсти. Более удобным в производстве одежды является ватин — нетканый материал, полученный прошиванием волокнистого пласта хлопчатобумажной пряжей. В зависимости от состава волокнистого слоя ватин бывает чистошерстяной, полушерстяной и синтетический. В настоящее время наибольшее применение находит синтепон — нетканный материал, представляющий собой довольно объемный слой синтетических волокон, полученный путем валки. Вопросы для повторения 1. Какие виды утепляющих материалов используются в швейном производстве? 2. Что представляет собой натуральный мех? 3. Чем определяются качество и ценность натурального меха? 4. Что представляет собой искусственный мех? 5. Как классифицируется искусственный мех по способу производства? 6. Что представляют собой прокладочные утепляющие материалы ?
2.6. Фурнитура, прокладочные и отделочные материалы При производстве одежды кроме основных тканей, подкладочных и утепляющих материалов используются также вспомогательные материалы, которые обеспечивают прочность, качество пошива, эстетический внешний вид швейных изделий и служат в качестве застежек. Фурнитура К одежной фурнитуре относятся разнообразные элементы застежек. Фурнитура имеет не только практическое использование, но и улучшает внешний вид одежды, помогает усилить ее стилевую направленность, другими словами, обладает декоративным значением. Пуговицы — наиболее широко используемый вид фурнитуры. Материалы для их изготовления могут быть самыми разнообразными: пластмасса, дерево, стекло, металлы, кости и рога некоторых животных, натуральный перламутр, полученный из раковин морских моллюсков, и др. В зависимости от исходного материала пуговицы получают различными способами: резанием, штампованием, прессованием. Оригинальные пуговицы с текстильным покрытием изготавливают плетением из отделочных шнуров и тесьмы. Основные требования, предъявляемые к пуговицам, — это прочность, стойкость в действию воды, щелочных растворов, термостойкость, красивый внешний вид. По способу прикрепления к одежде пуговицы могут быть плоскими с двумя или четырьмя отверстиями, с точеным или проволочным ушком, с полупотайным усиком. Пуговицы могут использоваться во всех видах одежды. Крючки и петли обычно изготавливаются из стальной проволоки или проволоки из медно-цинковых сплавов. Для защиты от коррозии их лакируют, окрашивают, никелируют или покрывают другими составами. Крючки и парные им петли могут быть различных размеров в зависимости от вида одежды, на которую они устанавливаются. Кнопки часто применяются вместо пуговиц. Они состоят из двух частей, которые крепятся к левой и правой сторонам застегивающихся деталей: из основания с выступом и головки с углублением. Кнопки могут быть потайными и сквозными, имеющими крышку на верхней стороне застежки. Изготавливаются кнопки из стали, медно-цинковых сплавов или пластмассы различных цветов. Пряжки служат для застегивания поясов и хлястиков на пальто, костюмах, жилетах, юбках, брюках и др. По форме пряжки могут быть прямоугольные, круглые, овальные с двумя перекладинами или осью по центру с одной или двумя шпеньками. Пряжки изготавливают из металлов, пластмассы, кости и рога животных, а также из перламутра. Застежка-молния состоит из двух хлопчатобумажных или синтетических бортовых лент с рядами металлических или пластмассовых звеньев и замка. Часто вместо звеньев молния имеет пластмассовую пружину. Застежки-молнии выпускают неразъемными с ограничителем хода замка и разъемными с одним или двумя замками. Замки должны свободно передвигаться по звеньям или пружине и иметь фиксатор для того, чтобы застежка не расстегивалась самопроизвольно в процессе носки. Застежки-молнии производятся самых разнообразных цветов и размеров. Блочки представляют собой металлические кольца-отверстия, которые могут служить как для продергивания шнурка, так и для вентиляции. Среди одежной фурнитуры выделяются заклепки, которые служат не в качестве элементов застежки, а для закрепления узлов одежды, испытывающих большую нагрузку, например концы карманов. Их изготавливают из стали и различных медных сплавов. Прокладочные материалы Прокладочные материалы имеют вспомогательное значение — они служат для придания жесткости швейным изделиям, сохранения их формы, а также облегчают их изготовление. В настоящее время наиболее широко применяются термоклеевая прокладочная ткани и флизелин, который может иметь клеевой слой с одной или двух сторон. Термоклеевая ткань обычно представляет собой хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения (в виде бязи или марли) или льняное полотно (бортовка), на одну из сторон которой нанесен клеевой слой. Клей может быть нанесен на ткань сплошным слоем, в виде полос и точечным способом. Клей, имеющий полиамидную основу, расплавляется утюгом и высыхает, «схватывается» при остывании. Термоткань служит для полного или частичного дублирования деталей верхней одежды и для уплотнения срезов ( в виде кромочной ленты). Полиамидный клей нестоек в кипячению в мыльном растворе, поэтому продублированные термотканью швейные изделия необходимо подвергать химической чистке. Наряду с тканями, имеющими термоклеевой слой, для дублирования деталей кроя широко используется флизелин — нетканый материал, который вырабатывается из вискозных и синтетических волокон. В швейном производстве используется флизелин как с клеевым слоем, так и без него. Флизелин изготавливается различных цветов (чаще всего белый, серый и черный) и толщины. Этот прокладочный материал легок, упруг, хорошо восстанавливает форму после смятия, держит форму. При этом он не обладает драпируемостью и не сутюживается. К недостаткам флизелнна можно отнести также то, что он нестоек к сухой химической чистке. Так же, как и термоткань, клеевой флизелин выпускается в виде полотнищ и в виде кромочной ленты. Отделочные материалы В отличие от прочих материалов, необходимых для изготовления швейных изделий, отделочные материалы не влияют на прочность, гигиеничность, теплозащитные свойства, качество шитья. Их единственная функция — украшать одежду, делать ее более модной, нарядной. Ассортимент отделочных материалов очень разнообразен — это ленты, тесьма, шнуры, кружево, бахрома, а также бисер, стеклярус и пр. Ленты — это тканые полоски различной ширины, выработанные на специальных машинах полотняным, саржевым, репсовым, атласным, ворсовым, крупноузорчатым переплетением. Для лент обычно применяется хлопчатобумажная, вискозная, капроновая, лавсановая пряжа; для эластичных лент — используются резиновые жилки; для нарядных парчовых — металлические нити. Ленты бывают гладкокрашеные и пестротканые. Некоторые ленты проходят специальную отделку, придающую им эффект гофре или рюша. Тесьма представляет собой плетеную или вязаную одноцветную или пеструю полоску различной ширины. Плетеная тесьма обычно вырабатывается из хлопчатобумажной, льняной или вискозной пряжи, иногда с добавлением резиновых жилок. Во время плетения составляющие нити располагаются под углом, поэтому тесьма обладает большой растяжимостью и может применяться для окантовывания срезов различной конфигурации. Вязаная тесьма из хлопчатобумажной, льняной, вискозной, шерстяной и лавсановой пряжи и объемных нитей. По структуре тесьма может быть плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефным рисунком, ажурной, имитирующей мережки, кружево, а также иметь бахрому по одному или обоим краям. Шнуры по способу производства различают плетеные, витые, вязаные. Плетеные шнуры изготавливаются из толстой хлопчатобумажной пряжи, используемой в качестве сердечника, который сверху оплетается вискозными, капроновыми нитями или хлопчатобумажной пряжей. Окружающая сердечник оплетка может быть гладкой либо объемной, ворсистой или петельной. К плетеным шнурам относится сутаж, имеющий два сердечника, оплетенные вискозными нитями и образующие желобок, по которому прокладывается строчка при настрачивании сутажа на изделие. Витые шнуры изготавливаются путем скручивания двух или нескольких толстых хлопчатобумажных, вискозных, шерстяных прядей. Диаметр шнуров варьирует от 1,5 до 6 мм. Окраска может быть однородной или пестрой, иногда в шнуры вплетаются металлические нити. Вязаные шнуры изготавливаются из нитей и пряжи кволокон практически всех видов. Ширина и внешний вид их весьма разнообразны. Кружева — это сетчатые, прозрачные, ажурные текстильные изделия, получаемые из нитей различного волокнистого состава ручным или машинным способами. По назначению кружева бывают краевые, имеющие одну сторону ровную, другую — зубчатую; прошивки, имеющие две ровные стороны; а также штучные — в виде воротников, манжет, манишек и т.д. Среди видов кружева, изготовленных ручным способом, различают плетеные, вязаные и филейные. Плетеные кружева изготавливают из хлопчатобумажных или льняных отбеленных тонких нитей с помощью специальных приспособлений, называемых коклюшками. Для придания таким кружевам нарядности в них иногда добавляются синтетические и металлические нити. Плетение коклюшечных кружев относится к одной из отраслей художественных промыслов. Вязаные кружева получают вязанием крючком из тонких крученых хлопчатобумажных, льняных, вискозных и синтетических ниток. Филейные кружева вырабатываются вышивкой иглой по нитяной сетке, которая может быть хлопчатобумажной, но чаще всего — синтетической. Машинным способом вырабатываются плетеные и вышитые кружева, получаемые на специальных машинах. Машинные кружева изготавливаются в виде краевых полосок, прошивок или полотна (гипюра). Шитье — отделочный материал, представляющий собой тонкую хлопчатобумажную ткань с вышитым в технике «решелье» рисунком. Шитье выпускается в виде краевой полоски, прошивки или ткани стандартной ширины. Вопросы для повторения 1. Что такое фурнитура, каково ее назначение? 2. Какие материалы могут использоваться для изготовление различных видов фурнитуры ? 3. Какие виды прокладочных материалов используются в швейном производстве, каково их назначение? 4. В чем отличие термоклеевых тканей и флизелина? 5. Какие виды отделочных материалов используются в швейном производстве? 6. Чем отличаются друг от друга ленты, тесьма, шнуры ? 7. Какими способами получают кружева ? Глава 3. Основы конструирования одежды Эстетическое восприятие одежды во многом определяется ее посадкой на фигуре человека, гармоничностью конструкции всех ее частей и элементов, а также соответствием ее пропорций требованиям моды. Все эти факторы зависят от правильного расчета конструкции одежды и точности построения чертежей основы всех деталей изделия. Решением этих задач и занимается конструирование швейных изделий. Внимательное и кропотливое изучение методики построения чертежа основы изделия по индивидуальным антропометрическим данным, пользование приемами конструирования являются главным условием грамотного построения чертежа на конкретную фигуру. Особенностью конструирования одежды массового производства является то, что эта одежда изготавливается в соответствии со стандартными размерами среднестатистических типовых фигур различного роста и полноты, числовые значения которых зафиксированы государственным стандартом и помещены в специальные таблицы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.088 с.) |