Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О научно-исследовательской практике магистранта
«ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ» МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ «УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»
ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ МАГИСТРАНТА
Экономика, научно-педагогическое направление Выполнил Ялкунов Махамятали АЛМАТЫ 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы посвященной проблеме развития инновационной деятельности как фактора экономического роста не теряется на протяжении многих лет. На текущий момент экономическая система Казахстана, адаптирована к рыночным условиям , не может считаться конкурентоспособной в полном объеме и требует значительного, качественного переустройства. Именно поэтому одно из самых главных задач сводится к повышению глобальной конкурентоспособности страны на основе инновационных факторов. Цель: теоретическое обоснование влияния инноваций на экономический рост Задачи: 1. Раскрыть понятие инноваций и обосновать необходимость в их развитии 2. Провести анализ инновационной деятельности и направлений в Республике Казахстан 3. Выявить основные проблемы, сдерживающие рост инноваций и предложить пути их разрешения 4. Оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности
Научно-техническая революция, явившаяся качественным скачком в развитии производительных сил, поставила экономику в существенную зависимость от достижений науки и техники. При этом, процесс внедрения новых идей, решений, технологий в производство интерпретируется в экономической науке как превращение потенциальных новшеств в реальные продукты и технологии опосредуется понятием «инновационная деятельность». В основу этого понятия положен термин «инновация» (англ. innovation — «новшество», «нововведение»), впервые введенный в научный обиход известным австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, который не только заложил системные теоретические основы инноваций, но и показал роль нововведений в процессах изменения технологий и управления. Согласно представлениям Й. Шумпетера термин «инновация» означает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [13, с. 12]. При этом Й. Шумпетер ведущую роль в качестве связующего звена между изобретением и нововведением отводил фигуре предпринимателя. В отечественном экономическом и юридическом лексиконе термин «инновация» появился в начале 80-х гг. прошлого столетия. Его появлением мы обязаны, прежде всего, теоретическим разра- боткам ученых, занимавшихся системными исследованиями. Мож- но насчитать не одну сотню определений инноваций, классифици- руемых по множеству оснований, например, по широте воздействия и масштабности, степени радикальности, источнику идеи, виду новшества, способу замещения существующих аналогов, степени материализации различных по уровню научных знаний. В экономической теории до настоящего времени продолжается дискуссия о том, в какой фазе циклического развития экономики наиболее благоприятны условия для реализации инновационной деятельности, внедрения и освоения инноваций. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой инновационные новшества вводятся, как правило, когда давление конкуренции наиболее жестко, а промышленная конъюнктура находится на низких уровнях, т.е. в условиях кризиса. В то же время в благопри-ятных экономических условиях, согласно данному взгляду, новые инновационные проекты предприятия стремятся откладывать, т.к. у них нет экономических стимулов для их внедрения. Сторонники указанной концепции отмечают особую роль инновационной деятельности в кризисные периоды развития экономики. Мировая практика в значительной мере подтверждает правоту отмеченных взглядов. Она свидетельствует, что экономические кризисы, рецессии и депрессии преодолевались во многих стра- нах внедрением инноваций, создававших новые производственные возможности, освоение которых обеспечивало переход к росту экономики. Зачастую именно в условиях экономического спада и депрессии в странах с рыночной экономикой наблюдается движе- ние капитала из традиционных производств в новые. Исходя из анализа имеющихся на настоящий момент мнений, можно сформулировать основные понятия, раскрывающие сущ- ность современной инновационной деятельности. Инновация — это продукт (товар или услуга) научной деятель- ности, в результате применения которого в производстве проис- ходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно-распорядительные и производственно-техноло- гические преобразования. Инновационный процесс. Понятие инновационного процесса является одним из основополагающих в сфере инноватики. Как и рассмотренное выше понятие инновации, оно весьма неоднознач- но представлено в научной литературе, где наблюдается множес- тво подходов к его трактовке, смыслу и содержанию. Господствующим следует признать определение инновацион- ного процесса как «процесса преобразования научного знания в инновацию» [4, с. 88]. В рамках приведенной формулы процесс преобразования научного знания в нововведение предстает в виде процесса, со- стоящего из последовательной цепи событий (стадий), в ходе на- ступления (завершения) которых инновация трансформируется от идеи до конкретного продукта, технологии, нового подхода к решению социально-культурной задачи. Каждая стадия инновационного процесса имеет самостоятель- ное значение и общепринятое наименование, которое отражает существо завершающего ее результата. Применительно к научно- технической сфере деятельности стадии инновационного процесса будут выглядеть следующим образом. Указанный процесс начинается со стадии фундаментальных (теоретических) исследований, которые направлены на получение новых научных знаний в конкретной области и выявление наиболее существенных закономерностей развития природы общества, как правило, безотносительно к их конкретному использованию. Фун- даментальные исследования подразделяются на теоретические и поисковые. В качестве результатов теоретических исследова- ний выступают научные открытия, новые теории, новые понятия и представления. В качестве результатов поисковых исследований выступают новые принципы создания изделий и технологий, новые свойства материалов и их соединений, новые методы синтеза и анализа. В ходе поисковых исследований теоретические пред- положения и научные идеи обычно находят подтверждение, либо опровержение. Второй стадией инновационного процесса являются приклад- ные исследования. Целью их проведения служит нахождение путей практического применения, полученных на стадии фунда- ментальных исследований научных знаний, а также открытых ра- нее явлений и процессов. На стадии прикладных исследований могут выполняться научно-исследовательские работы, в рамках которых решаются те или иные технические проблемы приклад- ного характера, направленные на получение конкретного научно- го результата, способного выступать в роли научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, на стадии прикладных исследований могут осуществляться информацион- ные исследования, в частности, такая их разновидность, как патен- тные исследования, выполняться организационно-экономические работы, имеющие своим содержанием разработку методов орга- низации труда и управления. Третья стадия инновационного процесса имеет своим содер- жанием проведение опытно-конструкторских работ. Целью данного вида работ является создание или усовершенствование на базе ре- зультатов прикладных исследований образцов новой техники, мате- риалов, разработка новых технологических процессов. В структуре опытно-конструкторских работ различают две их разновидности: конструкторские работы и технологические работы. Конструкторские работы предполагают разработку опреде- ленной конструкции инженерного объекта или технической систе- мы. Технологические работы предполагают разработку способов объединения физических, химических, технических процессов с трудовыми процессами в целостную систему. На стадии опытно- конструкторских работ осуществляется окончательная проверка результатов прикладных исследований, производится разработка соответствующей технической документации, изготавливаются и проходят испытания образцы новой техники. Четвертой стадией инновационного процесса является осво- ение промышленного производства новых изделий. На этой ста- дии проводятся опытные и экспериментальные работы, имеющие своей целью отработку опытных образцов новой техники и новых технологических процессов. В литературе отмечается, что опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредс- твенно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т.д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции. Что касается экспериментальных работ, то они направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандар- тного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследова- ний и разработок [5, с. 79]. По завершении стадии освоения начинается пятая стадия инновационного процесса, именуемая стадией промышленного производства. Данная стадия характеризуется широкомасштаб- ным производством новой техники и внедрением новых технологий и имеет своей целью доведение материализованных новшеств до потребителя. На этой стадии инновационный процесс переходит в так называемый товарный инновационный процесс. Переход осу- ществляется за две фазы: распространение новшества (инновации) и диффузия новшества (инновации). В литературе отмечается, что распространение инновации — это информационный процесс, фор- ма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации [3, с. 8]. Инновационная продукция. Под инновационной продукцией обычно понимают результат внедрения продуктовых инноваций, охватывающий новые или вновь внедренные изделия, а также усовершенствованные изделия, либо изделия, основанные на но- вых или значительно усовершенствованных методах производс- тва [12, с. 76]. Следует, однако, отметить, что понятие инновационной продук- ции (инновационного продукта) в экономической науке одно из на- иболее спорных, поскольку результат инновационной деятельности связывают не только с той, либо иной вещественной формой, но и с идеальными продуктами творческой деятельности [6], [8]. Инновационная инфраструктура. Инновационная инфра- структура представляет собой совокупность организаций, ох- ватывающих все стадии инновационного процесса, начиная от продуцирования новых научно-технических идей и их отработки и заканчивая выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющей собой ряд взаимосвязанных и взаимодополня- ющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для осуществления инно- вационной деятельности. Инновационная система — совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществля- ющих свою деятельность в рамках проводимой государством по- литики в области развития инновационной системы. Понятие и признаки инновационной деятельности. Понятие инновационной деятельности является производным от понятий инновации и инновационного процесса. Поскольку базовые поня- тия, лежащие в основе конструкции инновационной деятельности, представлены в экономической литературе весьма неоднозначно, постольку и само понятие инновационной деятельности является неоднозначным. Признаки инновационной деятельности. Опираясь на доктри- нальные взгляды и приведенное выше определение инновационной деятельности, покажем признаки данного вида деятельности. Первым признаком, характеризующим инновационную де- ятельность, является ее системный характер. Указанный признак проявляется в том, что этот вид деятель- ности представляет собой не единичное действие, а систему дейс- твий, которые приводят к последовательной смене состояний но- вого научного знания или результата научного исследования. Эта смена состояний происходит по завершении тех или иных стадий инновационного процесса, которым соответствуют отдельные эта- пы выполняемых работ или производимых действий. В качестве второго признака инновационной деятельности следует назвать ее комплексный характер. Появлению нового или усовершенствованного продукта, либо технологического процесса должен предшествовать комплекс на- учных, производственно-технологических, организационных, фи- нансовых и иных мероприятий. Соответственно этому складывается и инновационная инфраструктура, организационными элементами которой, в частности, выступают [1, с. 67–68]: — информационное обеспечение; — экспертно-аналитическое обеспечение; — финансово-экономическое обеспечение; — маркетинговое и рекламное обеспечение; — патентно-лицензионное и патентно-исследовательское обеспечение; — правовое обеспечение. Третьим признаком инновационной деятельности является ее целевой характер. В качестве цели выступает появление ново- го или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Четвертым признаком инновационной деятельности и, пожа- луй, наиболее явным выступает ее рисковый характер. Инновационная деятельность в наибольшей степени, чем иные гражданские виды деятельности, подвержена факторам риска, воз- действие которых на промежуточные и конечные результаты этой деятельности невозможно априори точно определить. В общем виде инновационный риск определяется как веро- ятность потерь, возникающих при инвестировании в создание нового или усовершенствованного продукта, в разработку новой технологии, реализация которых на рынке зависит от эластичнос- ти спроса на него. При определении сущности инновационной деятельности можно сказать, что инновационная деятельность в системе функ- ционирования экономики выступает, в большинстве, как матери- альная основа повышения эффективности производства. Именно она играет первостепенную роль в наращивании объемов выпуска продукции. Приведенные функции тесно переплетаются с приве- денными значениями инновационной деятельности, и развитие инновационной деятельности в социально-экономическом ключе жизненно необходимо. Любая инновационная деятельность берет свое начало в рам- ках предприятия. Любая деятельность предприятия начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому в современ- ных условиях разработка и реализация научно обоснованной и практически реализуемой финансовой стратегии развития — важ- нейшая задача, стоящая перед всеми российскими предприятия- ми. Без соответствующего финансового обеспечения любые планы и программы развития предприятия обречены на провал. Следо- вательно, финансовая стратегия развития предприятия, особенно в условиях кризиса, приобретает особую значимость в процессе управления его развитием. Формирование различных стратегий основывается на комп- лексном использовании оперативного и стратегического планиро- вания деятельности предприятия. Стратегическое планирование позволяет уменьшить влияние факторов неопределенности вне- шней среды и снизить риски его функционирования. Реализация долгосрочных планов позволяет предприятию концентрировать свои усилия на решении главных задач своего развития. Опера- тивное планирование позволяет разрабатывать и реализовывать конкретные мероприятия, обеспечивающие решение стратегичес- ких задач. Сущность оперативных мероприятий в условиях кризи- са и рецессии состоит обычно в уменьшении текущих расходов, повышении эффективности использования внутренних резервов и получении необходимых ресурсов. Выбор стратегии развития предприятия зависит от его финан- сового состояния и долгосрочных целей его деятельности. В резуль- тате их анализа и прогноза определяется одна из альтернативных стратегий развития с учетом следующих возможных вариантов его дальнейшего функционирования: сохранение сложившихся тенденций развития предприятия; незначительные корректировки производственно-хозяйственной деятельности без использования значительных внешних источников финансирования; реализации инновационных мероприятий различной направленности. При этом необходимо учитывать также и прогнозы развития внешней среды предприятия (региональной, отраслевой, национальной, мировой экономики и т.д.). Любая инновационная деятельность берет свое начало в рам- ках предприятия. Любая деятельность предприятия начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому в современ- ных условиях разработка и реализация научно обоснованной и практически реализуемой финансовой стратегии развития — важ- нейшая задача, стоящая перед всеми российскими предприятия- ми. Без соответствующего финансового обеспечения любые планы и программы развития предприятия обречены на провал. Следо- вательно, финансовая стратегия развития предприятия, особенно в условиях кризиса, приобретает особую значимость в процессе управления его развитием. Формирование различных стратегий основывается на комп- лексном использовании оперативного и стратегического планиро- вания деятельности предприятия. Стратегическое планирование позволяет уменьшить влияние факторов неопределенности вне- шней среды и снизить риски его функционирования. Реализация долгосрочных планов позволяет предприятию концентрировать свои усилия на решении главных задач своего развития. Оперативное планирование позволяет разрабатывать и реа- лизовывать конкретные мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач. Сущность оперативных мероприятий в ус- ловиях кризиса и рецессии состоит обычно в уменьшении текущих расходов, повышении эффективности использования внутренних резервов и получении необходимых ресурсов [9, с. 86]. Выбор стратегии развития предприятия зависит от его финан- сового состояния и долгосрочных целей его деятельности. В резуль- тате их анализа и прогноза определяется одна из альтернативных стратегий развития с учетом следующих возможных вариантов его дальнейшего функционирования: сохранение сложившихся тенденций развития предприятия; незначительные корректировки производственно-хозяйственной деятельности без использования значительных внешних источников финансирования; реализации инновационных мероприятий различной направленности. При этом необходимо учитывать также и прогнозы развития внешней среды предприятия (региональной, отраслевой, национальной, мировой экономики и т.д.). Прогноз изменения внешней среды предприятия должен определить: динамику макроэкономических параметров, влияющих на него; планируемые меры правительства в области налогообложения; прогнозируемую стратегию конкурентов и др. Анализ некоторых известных методик прогнозирования развития предприятия в условиях кризиса свидетельствует, что подавляющее большинство из них позволяет определить лишь вероятность его выхода из кризиса. Вопросы перехода предприятия на траекторию устойчивого развития на основе реализации инновационных мероп- риятий в них, как правило, не рассматриваются. Вместе с тем, при решении данной задачи с учетом внешних тенденций и потенциала развития предприятия необходимо определить не только возмож- ность его финансового оздоровления, но и направления дальней- шего развития. Следовательно, необходимо разработать также программу оздоровления предприятия, включающую частичное или полное перепрофилирование производства в случае неудачи при внедрении инновации, внедрение еще более новых технологий, изменение ассортимента выпускаемой продукции и т.д. Практической реализации стратегии развития предприятий должны предшествовать ее детальная разработка и обоснование. Вместе с тем, в настоящее время нет единой теории стратегии развития предприятия. Имеется множество разрозненных знаний, используемых, в основном, как набор эмпирических алгоритмов по решению отдельных задач. Но единой теории они не образуют потому, что не имеют законченного вида и часто либо противо- речат друг другу, либо не соответствуют современным условиям хозяйствования [7, с. 129]. Значение инновационной деятельности для экономики стра- ны так же существенно, как и условия, создаваемые государством для развития инноваций. Сформулируем значение инновационной деятельности в нескольких основных моментах: — под влиянием инновационной деятельности меняется струк- тура экономики страны, а именно за счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспре- деляется в другие сферы деятельности. Например, доля занятых в торговле сокращается, а в промышленном секторе — возрастает. Кроме того, инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного от- мирания уже существующих; — инновационная деятельность изменяет экономическую ор- ганизацию общества, а именно появляются новые общественные институты и хозяйственные организации, и трансформируется со- держание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в струк- туре собственности. Совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными. Претерпевает изменения и содер- жание государственного регулирования экономики. По экспертным оценкам, вклад инновационной деятельности в развитие современной экономики может составлять до 60–70% (в зависимости от конкретных условий конкретного государства). Именно поэтому современную экономику иногда называют нау- коемкой [2, с. 14]. При этом экономический рост в условиях науко¸мкой эконо- мики — это динамика физических объемов производства и потреб- ления товаров и услуг. Качественный экономический рост нужно понимать как разницу в развитии между одним государством и всеми остальными [11, с. 84–85]. Он обеспечивается за счет ин- новаций, которые, тем и примечательны, что дают пользователю добавочную экономическую прибыль. Эта добавочная прибыль и определяет разницу в развитии между государствами, ведь любое экономическое развитие упирается в финансовые ресурсы.
Понятие инноваций
Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '. Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое. Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей. Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей. Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия. Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 1. По степени новизны:
2. По объекту применения:
3. По масштабам применения:
4. По причинам возникновения:
5. По эффективности:
Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. Инновационная деятельность фирм гораздо более эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже не могут играть существенной роли. Во второй половине XX в. начался бум инноваций во всех сферах жизни общества. В 1979 г. Конгресс США принял "Национальный акт о научно-технических инновациях", в котором говорилось, что инновации – центральный вопрос экономического, экологического и социального процветания США. Инновационная стратегия была призвана уменьшить торговый дефицит, выиграть конкуренцию на мировом рынке, стабилизировать курс доллара. В ФРГ также на государственном уровне было подтверждено, что инновации являются основным средством борьбы со всеми социальными болезнями. Таким образом, то что в 1940-50 гг. было стратегией отдельных фирм, в 1970-80 гг. становится стратегией целых наций, государственной политикой развитых стран. Одновременно развивалась и наука об инновационной деятельности. Она означала отход от понимания рынка как свободной игры спроса и предложения. Теперь полагалось перехватить у рынка инициативу, управлять рынком, провоцировать появление потребностей массового покупателя, предлагать ему то, о чем он еще и не успел подумать. Такая стратегия и создала "потребительское общество".Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники. Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания – улучшающая инновация. Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям. В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса. Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами: • она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация; • она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены. 2. Классификация с учетом сфер деятельности организации. С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на: • производственные – новые технологии, инструменты, оборудование; • торговые – новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит – пример радикальной торговой инновации. • социальные – новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника; • управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования. 3. Классификация инноваций в зависимости от характера использования. Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей – потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации – увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инноваций – новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности. Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций – увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инноваций – новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д. 4. Классификация инноваций по иерархическим уровням организации. Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента: • на первом уровне организация рассматривается как единое целое – корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент; • на втором, нижележащем уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный (производственный) менеджмент; • на третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент. Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций: • для стратегического уровня – инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах; • для внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля; • для персонального уровня – это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.
Роль инноваций в экономике
Наука и техника превратились сегодня в решающий фактор экономического развития любой страны. Они играют ведущую роль в решении всех проблем экономического, экологического, социального, культурного развития.Результаты научного поиска как своеобразный «информационный ресурс» позволяют повысить эффективность общественного производства и достичь высшего уровня экономического развития. Уже общепризнано, что развитие и распространение новых технологий играет центральную роль в обеспечении роста выпуска продукции и производительности труда. Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20‑30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые очень условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса. В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Багратян Г.А., Кравченко И.С. Инновации и экономический рост: проблемы измерения // Инновации. — 2009. — ¹ 8. 2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 3. Ильенкова С.Д. Руководство по изучению дисциплины «Инновационный менеджмент». 3-е изд. — М.: Клувер, 2009. 4. Инновационный менеджмент: Учеб.-справ. пособие / Сост. Н.А. Жернова, Н.Н. Голофастова. — Кемерово, КГТУ, 2001. 5. Инновационный менеджмент: справочное пособие. — М.: Вектор, 2008. 6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. — М.: Финансы, 2011. 7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.: Инфра-М, 2007. 8. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. — М.: Спутник, 2010. 9. Менеджмент XXI века / Пер. с англ. С. Чодхаури. — М.: Инфра-М., 2009. 10. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998. 11. Овчинников С.Г. Инновационное ускорение как фактор экономического развития // Инновации. — 2009. — ¹ 3. 12. Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. — М.: Вектор, 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.017 с.) |